Хафец Хаим - "Жаждущий жизни"

ОТКРОЮ УСТА СВОИ В ПРИТЧЕ

ЖДУ ВАШИХ ПИСЕМ

= ПРАЗДНИКИ = ГЛАВНАЯ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = СИОНИЗМ =

Глава 2. ИЗУЧЕНИЕ ТОРЫ

51. Невежественные крестьяне не смогли понять ценности царской короны

Все мы верим в святость Торы. Но если это так, то как же может случиться, что из-за грехов наших многие и многие пренебрегают ею? Чтобы это стало более понятным, обратимся к притче.

Одному царю пришло время короноваться на престол. И все властители его страны решили: для того, чтобы показать величие и почет царства, необходимо изготовить для царя великолепнейшую корону. И узнали они, что в неком городе живет знаменитый умелец, знающий это дело до тонкости. И отправились к нему знатнейшие лица государства, привезли червонного золота и драгоценных камней, чтобы изготовил он корону, долженствующую прославить царя. Назад они возвращались через небольшие села и деревни и однажды увидели издали, как крестьяне пашут поле на пяти упряжках быков. Сказал тогда один из князей другому: "Хочешь, покажу я тебе нечто, поистине достойное удивления?" Подозвал он крестьян и спросил их: "Хотите увидеть прекраснейшее произведение искусства?" Они согласились. Достал он царскую корону, показал им, и поражались они ее великолепию, восклицая: "Никогда в жизни не видели мы такой красоты!" Тогда князь спросил их: "А не хотели бы вы променять на эту замечательную вещь свои упряжки?" Один из крестьян сказал: "Стоит сделать это - ведь вещь эта чрезвычайно красива!" Но товарищ его возразил: "Нет, я не позволю тебе это сделать - отдать за эту вещь пять наших упряжек. Ведь на этих быках мы можем вспахать за день пять полей; эта же вещь, пусть и радующая глаз, ничем не поможет нам в полевых работах!" И услышал это князь и закричал: "Ой, дурак, ой, глупец! Да ведь за самую маленькую частичку этой вещицы можно купить все ваши поля и все виноградники! Это же - бесценная царская корона!"

Точно так же и в нашем случае. Все мы верим и видим своими глазами, что Тора - это глубочайшая мудрость и потому она невыразимо прекрасна. И обращается к человеку его доброе начало, говоря: "Раз уж Тора настолько достойна уважения, оставь занятия этого мира, которыми ты заполнил все свои дни, и займись изучением Торы, хотя бы несколько часов!" И человек уже готов согласиться на это - ведь Тора так прекрасна! - но теперь к нему обращается его злое начало и дает такой совет: "Подумай, стоит ли выделять драгоценное время для этих занятий? Ведь оно пригодится тебе, чтобы заработать еще денег, купить новый дом или еще что-нибудь". Слышит это доброе начало в человеке и восклицает: "Ой, дурак, ой, глупец! Да как ты можешь даже сравнивать мой заработок (то есть занятия Торой) со своим?! А ты еще советуешь предпочесть твои дела моим! Моя награда притягательнее золота червонного, и даже самые знатные и могущественные, преисполненные всяческой мудрости и превзошедшие все науки (то есть ангелы), мечтали бы получить право заниматься тем делом, которое я предлагаю. Они-то знают, что все драгоценности, все перлы мира не сравнятся с ним: ведь слова Торы, которую человек изучает, украшают корону Царя всего мира!" И в "Толковании на буквы рабби Акивы" говорится, что 22 буквы, составляющие алфавит Святого языка Торы, вырезаны на венце Святого, благословен Он, перед которым все трепещет, и что именно эти буквы поддерживают небеса и землю.

Эта история помогает найти ответ на вопрос, поставленный выше: как же может случиться, что мы ленимся заниматься Торой? Мы же верим в нее! Но в том-то и дело, что, хотя мы действительно верим, что Тора - прекрасная вещь, поражающая воображение, мы не задумываемся о том, как ценна она и как важна. Нам не приходит в голову вспомнить, что Тора спустилась в этот мир прямо из короны Царя, что она сама есть Слава Царя. Если бы мы представили себе это, конечно, стали бы стремиться к ней всеми силами, пока еще в этом мире; и тогда часть ее сияния стала бы нашим уделом в мире будущем.

Понимание всего этого открывает нам смысл еще одного стиха: "Не на небесах она, чтобы стал ты говорить: "Кто же поднимется для нас на небеса"". Раши поясняет, комментируя этот стих: "Даже если она на небесах, ты должен подниматься к ней".

Шем Олам, 14


= ПРАЗДНИКИ = ГЛАВНАЯ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = СИОНИЗМ =

Hosted by uCoz