Хафец Хаим - "Жаждущий жизни"

ОТКРОЮ УСТА СВОИ В ПРИТЧЕ

ЖДУ ВАШИХ ПИСЕМ

= ПРАЗДНИКИ = ГЛАВНАЯ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = СИОНИЗМ =

Глава 1. ОТЧЕТ ПЕРЕД СОБОЮ

15. Кошелек в конце концов опустеет

Говорит Тора в главе "Ваэтханан...": "И соблюдай заповеди (...), которые Я заповедал тебе сегодня, чтобы выполнять их". Кажется, этими словами наша святая Тора указывает человеку: пусть всегда он считает, что жить ему осталось всего лишь один день. Тогда, несомненно, поторопится он исправить все, что еще можно исправить. Особенно это важно в старости, когда человек видит, что сил у него становится все меньше. Тогда он должен всеми силами противиться злому началу, ибо пришло время позаботиться о том, что он возьмет с собой в вечное пристанище. Но дело в том, что в этом мире с нами происходит по слову Писания: "Пожрали чужие силу его, а он не знал; уже седина появилась у него, а он не знал!" Все возможности, все силы, которыми располагает человек и которые в состоянии использовать для того, чтобы за свою жизнь успеть сделать что-то для души своей, все эти силы потихоньку съедают "чужие", то есть слуги его злого начала: страсть, жадность и гнев. Человек даже не задумывается, как же вышло, что все его годы оказались растраченными впустую? Но как пьяный не в состоянии задуматься о своем будущем, так и мы думаем только о сиюминутных хлопотах, которыми постоянно занимает нас наше злое начало.

Вот она, притча о том, как частенько ведут себя гои. Для нас есть в ней что-то важное: мы сможем узнать из нее, как обманывает нас наше злое начало. Гуляка посреди ночи вваливается с подвыпившими товарищами в трактир, а в руке его - полный кошель медных монет, примерно на три рубля. Он проходит по залу, горланя песни и крича, что у него полно денег, подходит к хозяину и заказывает на два рубля водки. Пока они с приятелями пьют ее, он все хохочет и хвастает, не замечая, что кошелек уже пуст больше чем наполовину. Снова и снова он заказывает выпивку, кошель уже почти пуст, а он все похваляется: "Я нынче при деньгах!" В конце концов под утро у него остается всего лишь несколько медяков. Он, не замечая этого, все так же смеется и хвастает. Всякий, кто видит этого мужика, думает, что он повредился в уме.

А ведь мы из-за многих грехов наших так же ведем себя. Двадцатилетний юноша радуется своей молодости и все повторяет про себя: "Я еще не стар, у меня впереди еще много лет!" Эта мысль укореняется в его сердце и не покидает его ни в двадцать пять лет, ни в тридцать. Кошелек его лет уже наполовину пуст, но злое начало по-прежнему полно сил и не позволяет задуматься о том, каков же будет конец. Бывшему юноше исполняется сорок лет, затем пятьдесят и шестьдесят; волосы его поседели, и он и сам видит, что уже не тот. Тут-то и задуматься бы ему о том, что вот еще чуть-чуть - и приведут его к Престолу славы Вс-вышнего держать отчет! А что же он? Совсем как тот мужик из притчи: хотя у него осталось в кошельке лишь несколько копеек, по-прежнему бахвалится и распевает. Сколько раз мы видели стариков, которые совершенно не задумываются о своем возрасте, а, наоборот, стараются забыть о нем. Писание говорит о них в нескольких словах: "И уже седина появилась у него, а он не знал".

Размышляя обо всем этом, мы убедимся, как невероятно сильно злое начало. Ведь даже если человек своими глазами видит, что силы оставляют его, что солнце его склонилось к вечеру, - даже и тогда злое начало способно заставить его не обращать на это внимания и забывать об этом. Кажется, что не с ним это происходит! Мудрецы Талмуда подразумевали это, когда сказали: "Пусть человек продолжает молиться, пока не положат последний ком земли на его могилу!" Иначе говоря: если у человека осталось хоть немного сил, злое начало не оставит его в покое.

А знаете, что всего удивительнее? Тот, кто со стороны смотрит на завсегдатая трактира, выхваляющегося пустым кошельком, прекрасно понимает - перед ним пьяница и глупец. А когда мы видим пожилого человека, погруженного днем и ночью в мирскую суету, - почему же не приходит нам в голову ничего такого? Совершенно ясно, что ничего про это не скажешь, кроме как: "Все мы, как овцы, заблудились из-за грехов наших".

Торат гa-Баит, 14


= ПРАЗДНИКИ = ГЛАВНАЯ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = СИОНИЗМ =

Hosted by uCoz