Хафец Хаим - "Жаждущий жизни"

ОТКРОЮ УСТА СВОИ В ПРИТЧЕ

ЖДУ ВАШИХ ПИСЕМ

= ПРАЗДНИКИ = ГЛАВНАЯ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = СИОНИЗМ =

Глава 1. ОТЧЕТ ПЕРЕД СОБОЮ

13. Царя, который переоделся в простого человека, не узнали

Сказано в Писании: "Ищите Б-га, когда можно найти Его; взывайте к Нему, пока Он близок (...)".

И растолковали мудрецы Талмуда, что речь идет здесь о Десяти днях Раскаяния: именно тогда Б-г ближе всего к нам и легче всего найти Его. Но если бы Писание подразумевало только это, достаточно было бы просто написать: "Взывайте к Нему, пока Он близок"! Что же тогда должны донести до нас слова: "Когда можно найти Его"?

Поэтому представляется, что Писание хотело побудить нас обдумать еще одну возвышенную мысль: человеку подобало бы все время, пока он в этом мире, искать Б-га, поскольку здесь он в состоянии найти Его и разговаривать с Ним через Его Тору (а в святых книгах написано, что, когда человек изучает Б-жествен-ную Тору, он беседует с Ним Самим). И так же подобало бы ему выполнять заповеди Его и восхвалять Его, произнося благословение перед выполнением заповедей, - а ведь словами благословения мы обращаемся прямо к Нему как к собеседнику, когда говорим: "Благословен Ты, Г-сподь..." И должен человек умолять его о спасении (о том, чтобы Б-г простил ему преступления, которые совершил человек, нарушив Его волю, и о том, чтобы Б-г позволил ему заслужить полное совершенствование своей души с помощью Торы и заповедей). Если станет он делать все это, то вознесется на высокий уровень, выше которого нет. Вкратце: пока человек еще в этом мире, он может приблизить Б-га Почитаемого к себе согласно словам Писания: "Во всякое место, в котором позволю Я произносить Мое Имя - туда приду Я к тебе и благословлю тебя". Совсем не то в вышнем мире, где человек никогда не получит возможности ни изучать Тору, ни исполнять заповеди, ни умолять о прощении. По словам мудрецов Талмуда, "когда человек умирает, он перестает заниматься Торой и заповедями". И сказали мудрецы наши, что этот мир похож на канун субботы, а будущий мир - на субботу. Это означает, что необходимо приготовить все необходимое в канун субботы, так как в субботу ничего добавить уже нельзя.

И сложил я об этом достойную внимания притчу. Одного владельца постоялого двора оклеветали. Он приложил огромные усилия, чтобы добиться справедливого рассмотрения своего дела, но все было напрасно, и жизнь его оказалась в опасности. Друзья дали ему совет: "Все, что тебе остается, - пойти к царю и пасть ниц перед ним. Он - муж необычайно милостивый и милосердный, и нет сомнения, что он снизойдет к тебе и повелит оправдать тебя. Только так сможешь ты спастись". А в те времена был такой обычай: иногда цари переодевались в простое платье, как у всех, чтобы нельзя было узнать их, и в таком виде разъезжали по своим царствам, узнавая, что там происходит и как идут дела. И вот в один из дней царь проезжал через этот самый город и остановился на постоялом дворе, которым владел этот человек, и никто его не узнал. Когда же стало известно, кто скрывается под простой одеждой, бросился хозяин постоялого двора на землю и, рыдая, воскликнул: "Горе мне! Что за несчастная судьба у меня! Ведь добрый и милостивый царь был у меня в доме! Если бы я простерся перед ним, конечно, он простил бы мне все. А сейчас что мне делать? Путешествие в столицу мне не по средствам, а дворец охраняют тысячи солдат - разве позволят они мне войти?!"

Мораль этой притчи проста. Царь - это Святой, благословен Он, Царь всех царей. Человек, пока он находится в этом мире, постоянно предстоит пред Б-гом, и даже если он извратил свои пути и поступил неправедно - он может раскаяться и умолять о прощении и даровании благословения во всех делах. Б-г же близок к нему. По словам Писания: "Близок Б-г ко всем взывающим к Нему, ко всякому, кто станет взывать к Нему поистине". Однако человек не торопится делать все это и теряет один день за другим, пока не умрет и не спросят с него отчета. А там - книга открыта, и все дела его записаны, и все части его души (и животная душа, и Постигающая Душа, и Высшая Душа) в большой опасности. Он ведь должен отчитаться обо всех своих делах и обосновать их праведность, а сказать-то ему нечего! И тогда возопит он: "О я несчастный, о горе мне! Пока я был в нижнем мире, Б-г был постоянно близок ко мне, и в силах моих было прийти к Нему, склониться перед Ним с плачем - и Он простил бы мне все! Мало того - Он еще и помог бы мне в постижении Его Торы и выполнении Его заповедей! (Ведь сказали мудрецы Талмуда: "Тому, кто хочет очиститься, с небес помогают".) Сейчас же - воинство ангелов-обвинителей, которых я же и создал своими преступлениями, окружает меня со всех сторон, и не могу я от стыда и позора поднять глаза к Нему. А многие тысячи добрых ангелов, стоящих перед престолом славы Его, не дадут мне обратиться к Нему, произнеся великое Имя Его, - ведь врата раскаяния уже закрыты передо мной, и не словами раскаяния буду я отныне искупать грехи мои, а страданиями горькими и тяжкими! (Писание раскрывает нам все это в Книге Притч, говоря: "И в тревоге будешь ты пребывать потом, когда истлеет тело твое и плоть твоя; и скажешь ты: "Как же случилось, что ненавидел я поучение?!") И на это же косвенно указал Гаон из Вильны, когда сравнил книгу "Эйха" с душой, которая говорит, причитая: "Как же вышло так, что сидит одиноко (...), плачем плачет в ночи (...), нет ей утешителя из всех возлюбленных ее" (здесь следует обратиться к первоисточнику).

Обо всем этом Писание сказало нам одной фразой: "Ищите Б-га, когда можно найти Его"!

Хомат га-Дат, 17


= ПРАЗДНИКИ = ГЛАВНАЯ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = СИОНИЗМ =

Hosted by uCoz