=ГЛАВНАЯ =ТРАДИЦИИ =ИСТОРИЯ =ХОЛОКОСТ =ИЗРАНЕТ =НОВОСТИ=

Добро пожаловать в научно-просветительский центр МАХАНАИМ

Н.Лейбович "Новые исследования книги Бытие в свете классических комментариев"
Книга Бытие / Недельный раздел Ваешев

Жду Ваших писем!

К оглавлению книги

Йосеф-праведник   (Бытие гл. 37-40)


     У еврейского народа три праотца: Авраhам, Ицхак и Яаков. Их сыновья и внуки уже не называются "праотцами", они становятся племенами, "коленами" народа Израиля. Но из всех сыновей Яакова только один удостоился названия "праведника", единственный из всех героев Писания: Йосеф-праведник.
     За что ему такая честь? Разве с самого начала его образу свойственны черты праведности? Первое его деяние отнюдь не свидетельствует о его праведности :

37:2ПАС СО СВОИМИ БРАТЬЯМИ МЕЛ-    
КИЙ СКОТ, ОТРОК, С СЫНАМИ БИЛhИ    
И СЫНАМИ ЗИЛПЫ, ЖЕН ЕГО ОТЦА,    
И ДОНОСИЛ ЙОСЕФ О НИХ      
ХУДЫЕ ВЕСТИ ДО ОТЦА.  :  

     Что это значит? Даже такой приверженец "простого смысла" текста, как Рашбам, обращается здесь к аллегорическому толкованию:
     Худую славу из уст своих братьев [сыновей Леи] доносил он; рассказывает мидраш агада, что говорил он своему отцу: так-то и так-то срамят они сыновей служанок, но я почитаю их и вхож к ним. ъ
     У Раши проступок Йосефа представлен как более общий и более тяжкий:
     Все, что мог рассказать о них дурного - рассказывал.
     Правда, по мнению большинства комментаторов, "худые вести", которые доносил Йосеф до отца, были связаны с истинными происшествиями - Йосеф не выдумывал и не клеветал на братьев. Но хоть рассказы его и были правдивыми, - он все равно оставался доносчиком и подстрекателем.
     И вот, когда уже выросла гора между ним и братьями, когда уже сказано:

37:4И ВОЗНЕНАВИДЕЛИ ЕГО, И   
НЕ МОГЛИ ГОВОРИТЬ С НИМ МИРНО. :   

     Йосеф приходит к ним и рассказывает свои сны:

37:5И ПРИСНИЛСЯ ЙОСЕФУ СОН,    
И ПОВЕДАЛ ОН СВОИМ БРАТЬЯМ, И ОНИ   
ЕЩЕ БОЛЬШЕ ВОЗНЕНАВИДЕЛИ ЕГО.  :   

     Этот стих, так же как и последующие стихи, в которых рассказывается о снах Йосефа, следует толковать в соответствии с принципом "Общее правило, за которым следует действие" 1. Здесь выражено некое общее положение, за которым идет более подробное изложение событий. Можно ли сказать, что Йосеф был виноват уже в том, что видел сны? Многие скажут: несомненно! Ведь человеку показывают только то, о чем грезит его сердце. Если бы он не видел в своих мечтах себя властвующим над братьями, его не посещали бы подобные сны. Не только содержание сна раздражало их; сама манера рассказа могла уязвить:

37:6СЛУШАЙТЕ ЖЕ ЭТОТ СОН,    
КОТОРЫЙ МНЕ СНИЛСЯ.  : 

     Сфорно разъясняет это так:
     Мало того, что он рассказал им сон - он еще сказал: слушайте же", как бы говоря: поймите значение сна; и тем еще больше навлек на себя неприязнь братьев - ведь сказали они: "Не царем ли будешь над нами"?
     Результаты были соответствующие (37:8):

И ОНИ ЕЩЕ БОЛЬШЕ ВОЗНЕНАВИДЕЛИ ЕГО   
-И ЗА ЕГО СНЫ, И ЗА ЕГО РЕЧИ . :  

     По мнению Рамбана, выражение "за его сны" означает "из-за самого факта, что он видел сны" - поскольку, как мы уже говорили, сны свидетельствуют о том, что есть у человека в сердце; "за его речи" - что он еще и бросает им вызов, рассказывая об этом.
     Однако Раши дает здесь иное объяснение:
     "И за его речи" - за дурную славу о них, что приносил он отцу.

     
Продолжая мысль Раши, прекрасное объяснение дает автор комментария Гур-Арье:
     Под воздействием сна увеличилась их ненависть и за прежнее [т.е за дурную славу] еще более, чем прежде, ибо таковы пути ненависти: если появляется новая причина для ненависти, то ненавидят еще больше и из-за старой причины.
     И хотя Йосеф видит реакцию братьев, он не останавливается на этом и доводит до их сведения второй сон. Обратим внимание на то, к кому на этот раз обращается он со своим рассказом:

37:910И ПРИСНИЛСЯ ЕМУ ЕЩЕ ДРУГОЙ    
СОН, И РАССКАЗАЛ ОН ЕГО СВОИМ    
БРАТЬЯМ. И РАССКАЗАЛ ОН  
ОТЦУ СВОЕМУ И БРАТЬЯМ СВОИМ.

     Комментаторы задаются вопросом: почему первый свой сон Йосеф рассказал своим братьям и этим ограничился, в то время как второй сон он рассказал братьям, а потом повторил свой рассказ снова, на этот раз в присутствии отца и перед лицом своих братьев?
     Некоторые отвечают на этот вопрос так: потому что в первый раз он добился желаемого эффекта. Ибо выговаривая ему, братья говорят: "Не царем ли будешь над нами"? - и вот уже они сами истолковали его сон и признались в том, что поняли его смысл. Но во второй раз они уже не хотели доставлять ему удовольствие своим ответом, и потому ничего не отвечали ему; и так он стоял перед ними и ждал ответа, готовый к упрекам и порицанию, даже к ссоре - но они стоят перед ним и не говорят ни слова. И потому он пришел со своим сном к отцу, ибо второй сон касается также и отца, - и пересказал его во второй раз перед лицом отца и перед лицом своих братьев, чтобы они услышали, что скажет на это их отец. И хотя отец отчитал его, но и на этот раз в самих словах упрека содержалось истолкование сна, и пришлось братьям выслушать из уст отца то, что так не хотелось сказать им самим:

37:10НЕУЖЕЛИ ПРИДЕМ - Я,   
И МАТЬ ТВОЯ, И БРАТЬЯ ТВОИ -  
ПОКЛОНИТЬСЯ ТЕБЕ ДО ЗЕМЛИ?! :  

     Неудивительно, что ненависть братьев приобрела новый оттенок - зависть. И все это - из-за пересказа сновидений. Рассмотрим же эти сны.
     В них есть общая деталь - поклоны, "кланяются мне". Но между поклонами в первом и во втором сне есть разница. В первом сне и Йосеф, и его братья находятся на земле, в сфере своей обычной деятельности, в своей работе они равны, и кланяются Йосефу пока что не братья, но плоды их труда (снопы) кланяются плоду его труда (снопу). Но в втором сне рамки события расширяются безмерно, их фон - уже весь космос, солнце, луна и звездное воинство кланяется ему, - и дело не в том, что он находится на небе, а они на земле; самое обидное, нестерпимо обидное в этом сне - именно то, что ему, маленькому земному созданию, поклоняются небесные светила:

37:9И ВОТ СОЛНЦЕ,  
ЛУНА И ОДИННАДЦАТЬ ЗВЕЗД    
КЛАНЯЮТСЯ МНЕ.

     Разве это не безмерное самовозвеличивание и не гордость сверх меры? И этого человека будут называть "Йосеф-праведник"?
     Но с этого момента Йосеф начинает меняться. Этот юноша, не чурающийся сплетен, раздражающий всех рассказами о своих снах, считающий себя выше всех, в первых одиннадцати стихах нашей главы идет от успеха к успеху: отцовская любовь, многоцветная одежда, выделяющая его из всех, первый сон, в котором он превосходит своих братьев, и второй сон, в котором он властвует над всем миром. Над этим Йосефом витает аура успеха. И вдруг все переворачивается. С этого момента начинаются страдания, в горниле которых очищается и закаляется Йосеф.
     Мы видим, как Йосеф беседует с отцом. Их беседа очень коротка, и оба они не подозревают, что пройдут двадцать два долгих года, пока они встретятся вновь.

    
37:1314И СКАЗАЛ ИЗРАИЛЬ ЙОСЕФУ :   
ВЕДЬ БРАТЬЯ ТВОИ ПАСУТ В ШХЕМЕ.    
ПОЙДИ, Я ПОШЛЮ ТЕБЯ К НИМ.    
И СКАЗАЛ ОН ЕМУ: ВОТ Я. И СКАЗАЛ    
ЕМУ: ПОЙДИ ЖЕ, ПОСМОТРИ, МИР ЛИ    
БРАТЬЯМ ТВОИМ И ЦЕЛ ЛИ СКОТ,    
И ДОСТАВЬ МНЕ ОТВЕТ.  : 

     Йосеф отвечает только одно:   ['hинени'] - "Вот я". Это выражение не раз встречается в Торе, но здесь его значение особенное. Обычно оно употребляется сразу же после того, как собеседника зовут по имени и до того, как прозвучит речь; собеседник откликается: "Я здесь!" 2 Но в данном случае   ['hинени'] - "Вот я!" имеет особый смысл: Йосеф уже выслушал говорящего и уже знает, чего тот хочет.
     Раши обычно разъясняет значение слова только один раз - там, где оно впервые встречается в тексте. Но в этом случае он не ограничивается толкованием слова ['hинени'] - "Вот я!", которое произносит Авраhам (22:1) и которое комментатор разъяснил выше. В комментарии к истории Йосефа Раши возвращается к толкованию этого слова и разъясняет его снова:
     "Вот я!" - выражает смирение и расторопность [готовность исполнить немедля]. Поспешил исполнить веление своего отца, хотя и знал, что братья питают к нему ненависть.
     Рамбан также подчеркивает:

     37:14
И ПОСЛАЛ ЕГО
ИЗ ДОЛИНЫ ХЕВРОНА.   
      - означает, что Йосеф из уважения к отцу готов совершить усилие и пойти за ними в далекое место, и не говорит: "Как я пойду, ведь они ненавидят меня?"

     Придя в Шхем, Йосеф блуждает в дороге, не находя своих братьев, он ищет их и спрашивает о них. Рамбан по этому поводу замечает:

37:15И ЗАМЕТИЛ ЕГО НЕКТО:    
ВОТ ОН БЛУЖДАЕТ В ПОЛЕ   
     - означает, что он заблудился в дороге и не знал, куда идти, и пошел в поле, ибо он искал их на том месте, где пасут скот. Писание говорит об этом подробно, чтобы подчеркнуть, что обстоятельства сложились так, чтобы заставить его вернуться, но он все перенес ради отца своего.
     Мы видим, что Йосеф проявляет здесь послушание, почитание отца, самоотверженность - но пока мы еще не видим, чтобы он раскаивался в своем отношении к братьям. Но с того момента, как он приходит к братьям - Йосеф молчит. Мы не слышим его речи: он не оправдывается, не защищается, не просит; Писание не дает нам услышать его жалобы, только показывает нам, что он оказался в яме. Тот, кто видел себя превыше звездного воинства - брошен в яму; тот, кто видел себя царствующим - продан в рабство.
     Неужели Йосеф понял, что был неправ?
     В шести стихах 39 раздела главы 'Ваешев' - "И поселился" - описана жизнь Йосефа-раба в доме господина-египтянина. В этих стихах пятикратно упомянуто Имя Всевышнего:

39:2И БЫЛ ГОСПОДЬ С ЙОСЕФОМ.    
39:3И УВИДЕЛ ЕГО ГОСПОДИН, ЧТО ГОСПОДЬ    
С НИМ, И ВСЕМУ ЧТО ОН ДЕЛАЕТ,     
ГОСПОДЬ ДАЕТ УСПЕХ В ЕГО РУКЕ.  :   
39:5БЛАГОСЛОВИЛ ГОСПОДЬ ДОМ .    
ЕГИПТЯНИНА РАДИ ЙОСЕФА И     
БЫЛО БЛАГОСЛОВЕНИЕ ГОСПОДНЕ.

     В доме египтянина Йосеф поднимается все выше и выше. Вначале его отделяют от рабов-земледельцев и он оказывается среди домашней челяди. Затем он становится личным слугой господина. После этого, как видно, путь наверх становится совсем легким - и вот он уже управляющий поместьем. Еще немного - и он во главе всего дома и уже не должен ни в чем давать отчет своему господину. Знает ли Йосеф, что не сам он поднимается, но Всевышний (Писание снова и снова подчеркивает Его особое участие в истории Йосефа) - Тот, Кто поднимает его? Понимает ли Йосеф, что не египтяне, идолопоклонники и развратники, делают ему благо?
     Один стих из этого раздела раскрывает нам сердце Йосефа, показывая, что он чувствует в этот момент:

39:6И БЫЛ ЙОСЕФ.  
ХОРОШ ОБЛИКОМ И ХОРОШ ВИДОМ. :  

     Описание внешности человека в тексте Торы дается нечасто, и как правило - там, где он появляется впервые (так даны портреты Шауля и Давида). Что же означает красота Йосефа, упомянутая именно в этом месте?
     Сфорно разъясняет это место, исходя из объективных обстоятельств жизни Йосефа:
     "И был Йосеф хорош обликом и хорош видом" - после того, как устроил его [хозяин] таким образом, в противоположность тому, что было раньше, когда он делал тяжелую работу, как сказано: "снял я груз с плеча его, освободилось от котла руки его" (Теhилим, 81:7).
     Однако мидраш находит не столько объективные, сколько субъективные причины этому изменению облика Йосефа. Этот мидраш приводит, в частности, Раши:
     Считая себя правителем [т.е. главным в доме], он стал есть, пить и завивать себе волосы. Тогда Святой, благословен Он, сказал: "Твой отец скорбит, а ты завиваешь себе волосы?! Я натравлю на тебя медведя!". И тотчас: "Подняла жена его господина глаза на Йосефа".

     Йосеф поддается искушениям легкой и приятной жизни в доме египтянина, обольщается благами цивилизованного Египта, полного роскоши и разврата. Он очарован той "милостью", той "приятностью", которую он обрел в глазах своего господина, ослеплен мнимой властью, оказавшейся у него в руках. И он забыл о своем рабстве, забыл, что чужак и пришелец он среди них, забыл о неизмеримой пропасти между рабством и свободой, о различии между ним, сыном Яакова, носителем Авраhамова предназначения, и Египтом с его мерзостью и развратом.
     Горе нищему изгнаннику, угнетенному и преданному "в руки властителя жестокого" (Йешаяhу, 18:4). Но вдвое горе тому, кто "обрел милость" в глазах своих господ, кто удостоился их приветливой улыбки - а улыбаются они всегда из своей выгоды - на вершинах успеха. С Йосефом случилось чудо: он был на грани полной ассимиляции, утраты своей судьбы и чести, потери наследства Авраhама, отданного ему как сыну Яакова. И в этот момент он лишился своего высокого положения и всего нажитого за годы труда - и спасся. Что спасло его? Что помогло ему в час решающего испытания? Сказано: "Счастлив тот, кому в помощь Бог Яакова". Наши мудрецы говорят, что Йосеф спасся в тот момент, когда ему был показан образ Яакова, его отца. Отпрыск дома Яакова, сын его старости (как говорят древние, все знание, которым обладал Яаков, он передал этому любимому сыну), выросший на глазах Яакова, - даже тогда, когда изгнан он в дальние края и затерян на чужбине, во тьме изгнания, образЯакова светит ему и спасает.
     В этот час испытания мы вновь слышим речь Йосефа (впервые с тех пор, как он рассказывал свои сны). Имя Всевышнего на его устах:

39:9КАК ЖЕ СОДЕЮ Я   
ТАКОЕ ВЕЛИКОЕ ЗЛО    
И СОГРЕШУ ПРЕД БОГОМ!

     Но все же и сейчас Йосеф еще не очистился и не излечился от стремления к власти. И потому он вновь падает в яму. И снова он начинает подниматься - все выше и выше. Обратим внимание, насколько похожи первые и последние стихи раздела 39 - те, в которых говорится о жизни Йосефа в доме Потифара, и те, в которых рассказано о его пребывании в темнице. И здесь Имя Всевышнего не сходит с его уст. Но теперь он уже не чувствует себя властителем. Не случайно в памяти царского виночерпия он остался как "отрок еврей, раб" - потому что отныне мал он и в собственных глазах.
     Место, где он находится, Писание много раз называет "тюрьмой". Но сам Йосеф называет его иначе:

40:15ИБО ПОХИЩЕН, ПОХИЩЕН Я БЫЛ ИЗ   
СТРАНЫ ЕВРЕЕВ И ЗДЕСЬ ТАКЖЕ   
НЕ СДЕЛАЛ Я НИЧЕГО, ЧТОБЫ   
САЖАТЬ МЕНЯ В ЭТУ ЯМУ.  :  

     Не вспоминает ли он о первой яме, в которую он был брошен когда-то? Но и сейчас Йосеф продолжает удивляться превратностям судьбы. Он понимает, что находится в яме, но пока еще не знает, для чего и зачем постигла его эта участь.
     И только в конце своего пути, в главе "'Ваигаш'" - он, наконец, начинает понимать смысл того, что случилось с ним, цель своих страданий. Исчезают самолюбование и гордость; отныне сны - не аллегории власти, а знак ответственности. Не власть дана ему, но служение. Теперь Йосеф, второй после царя, поистине видит себя слугой, посланцем своих братьев и всего своего народа, орудием в руках Всевышнего:

45:7И ПОСЛАЛ МЕНЯ ГОСПОДЬ ПЕРЕД    
ВАМИ ЧТОБЫ ДАТЬ ВАМ ДОСТАТОК    
НА ЗЕМЛЕ, ЧТОБЫ ДАТЬ ВАМ   
ДОЖИТЬ ДО ВЕЛИКОГО СПАСЕНИЯ.  : 

1Один из тридцати двух принципов, согласно которым исследуется Тора.

2См., например, беседу Всевышнего с Авраhамом, о которой мы говорили выше: "Авраhам! И сказал он: 'Вот я!'" – Авраhам откликается, еще не зная, чего хочетот него Тот, Кто зовет его.


Продолжение


Hosted by uCoz