=ГЛАВНАЯ =ТРАДИЦИИ =ИСТОРИЯ =ХОЛОКОСТ =ИЗРАНЕТ =НОВОСТИ=

Добро пожаловать в научно-просветительский центр МАХАНАИМ

Н.Лейбович "Новые исследования книги Бытие в свете классических комментариев"
Книга Бытие / Недельный раздел Ваешев

Жду Ваших писем!

К оглавлению книги

"И стал Йосеф красивым и статным"   (Бытие гл. 39)


     "А Йосеф был отведен в Египет; и купил его Потифар, царедворец фараона, начальник палачей, египтянин, из рук ишмаэльтян, которые отвели его туда" (Брейшит 39:1).
     Божественное Провидение устроило так, что Йосеф попал не в дом простого египтянина, но во дворец царского министра, одного из виднейших людей в Египте. Соответственно чину хозяина - обширно домашнее хозяйство. И вот Йосеф, "раб иври", поднимается со ступеньки на ступеньку.

39:2И БЫЛ ГОСПОДЬ С ЙОСЕФОМ,    
И СТАЛ ОН ЧЕЛОВЕКОМ,  
КОТОРОМУ ВО ВСЕМ СОПУТСТВУЕТ УСПЕХ.  

     Первая ступенька:

39:2И БЫЛ ОН В ДОМЕ  
ГОСПОДИНА СВОЕГО, ЭТОГО ЕГИПТЯНИНА.  : 

     Не в поле, один из бесчисленных рабов, бесцветный, безымянный. Но в господском доме, на глазах хозяина и хозяйки, на таких ролях, которые всегда дают подходящую возможность отличиться, выделиться из общей массы слуг. И действительно, хозяин скоро замечает Йосефа:

39:3И УВИДЕЛ ЕГО ГОСПОДИН, ЧТО ГОСПОДЬ    
ПОСТОЯННО С НИМ, И ЧТО ВСЕ,    
ЧТО ОН ДЕЛАЕТ, ПО ВОЛЕ ГОСПОДА НАИЛУЧ-   
ШИМ ОБРАЗОМ УДАЕТСЯ В РУКЕ ЕГО. :  

     Удивительно: как "этот египтянин", язычник, кланяющийся идолам, может увидеть, что Господь - с Йосефом? Сразу вспоминаются слова другого язычника, царя Грара, "Авимелеха", обращенные к Ицхаку:

26:28УВИДЕЛИ МЫ НЕСОМНЕННО,  
ЧТО ГОСПОДЬ - С ТОБОЮ.  :   

     Однако там они не вызывают удивления: всем видно, как Ицхак сеет, жнет и получает стократный урожай, как Ицхак роет колодцы и находит источники воды. Но откуда знать хозяину Йосефа, что настоящая причина того, что все удается наилучшим образом в руке его "раба иври", это Господь, Бог этого раба? Ведь согласно принципу "все, что приобретает раб, принадлежит его господину" если бы Йосеф засеял господское поле, сжал урожай и нашел бы его стократным, это должно быть отнесенным на счет господина, а не раба! И богатство, и успех - не Йосефа, а "этого египтянина"!
     Например, комментарий "Кли якар" так решает этот вопрос: во фразе "все, что он делает", подлежащим он считает не Йосефа, а его господина:
     "И что все, что он" - господин - "делает, по воле Господа наилучшим образом удается в руке его" - только в руке Йосефа .
     То есть, если бы то же самое делал другой раб, он не имел бы никакого успеха. Однако наши мудрецы - и вслед за ними Раши отвечают на наш вопрос совершенно иначе:
     "И увидел господин Йосефа, что Господь постоянно с ним" - что Имя Всевышнего постоянно на устах Йосефа.
     Господин Йосефа увидел и услышал, что тот постоянно упоминает Имя своего Бога, что весь успех в своей работе он приписывает не своей силе, не своему умению, но только помощи Всевышнего. Не исключено, что кто-то из читателей - из тех, кто ошибочно полагает, будто "истолкование" непременно должно отклоняться от простого смысла текста, - тут изумится: с какой стати наши мудрецы вкладывают в уста Йосефа такие выражения, как "с помощью Божьей", как "если Богу будет угодно", как будто бы характерные для куда более поздних эпох?! Однако в действительности это не так: наши мудрецы не допускают никакого анахронизма, а - как и полагается делать настоящему исследователю - всматриваются в текст Торы непредубежденным взглядом, не упуская ничего, буквально сказанного в ней. И что они обнаруживают? Что в прямой речи Йосефа, передаваемой Торой, в самом деле постоянно звучит Имя Всевышнего:

39:9КАК ЖЕ Я СОДЕЛАЮ ЭТО СТРАШНОЕ    
ЗЛО И СОГРЕШУ ПРОТИВ БОГА?!    
40:8ВЕДЬ ОТ БОГА   
ИСТОЛКОВАНИЕ СНОВ!

     А вот что он говорит в решающую минуту своей жизни, когда все его будущее зависит от одного слова властелина всей страны египетской:

41:16НЕ Я - БОГ ОТВЕТИТ    
ВО БЛАГО ФАРАОНУ. :

     Следовательно, то, что сказали наши мудрецы, - не "истолкование", а естественный вывод из исследования текста Торы.
     И египтянин делает правильное заключение из увиденного и услышанного: он поднимает своего "раба иври" на более высокую ступеньку - теперь Йосеф обслуживает только его (39:4). Его взаимоотношения с господином крепнут, и вот - тот уже "все, что у него", отдает в руки Йосефа (39:4). Следующая ступенька - и вот уже Йосеф на вершине:

39:6И ОСТАВИЛ ОН ВСЕ, ЧТО У НЕГО,  
В РУКАХ ЙОСЕФА, И НЕ ЗНАЛ   
ПРИ НЕМ НИЧЕГО, КРОМЕ    
ХЛЕБА, КОТОРЫЙ ЕЛ.    

     Раб стал господином в доме своего хозяина - "и в доме, и в поле" (39:5). Но настоящим ли господином? Ведь хорошо известно: с точки зрения закона раб всегда остается рабом - до тех пор, пока хозяин не даст ему вольную. Например, в Риме рабы были педагогами детей своих хозяев, управляли их поместьями, вели их финансы и даже занимали весьма высокие должности, но при этом оставались рабами - хоть и разодетыми в шелк, хоть и имевшими других рабов для своего обслуживания. Так и Йосеф: насколько иллюзорно было его головокружительное возвышение! Однако как он сам воспринял его? Отмечает Тора:

39:6И СТАЛ ЙОСЕФ   
КРАСИВЫМ И СТАТНЫМ. :  

     Поразительно! Уместно ли здесь это замечание? Чрезвычайно редко Тора уделяет внимание внешности человека, но если она это делает - как правило, это говорится при первом появлении данного персонажа на ее страницах. А здесь от начала повествования о Йосефе идет уже вторая глава, и все еще ничего не сказано о том, каков был собою Йосеф?!
     Комментаторы, рассматривающие, главным образом, простой смысл слов Торы, отвечают на наш вопрос так:
     И из-за красоты Йосефа хозяйка его возжелала его.
     Если так, то своим замечанием Тора лишь указывает на причину, вызвавшую все последующие события. Однако неужели лишь к этому сводится весь смысл упоминания о внешности Йосефа? Наши мудрецы отвечают: нет! Снова повторим недавно заданный вопрос: какова реакция Йосефа на его стремительное возвышение - Йосефа, проданного в рабство и все еще пребывающего в рабстве, ступающего по нечистой почве страны, жители которой погрязли в самом примитивном идолопоклонстве и в самом разнузданном разврате?
     Вот как отвечает Раши:
     Поскольку Йосеф увидел, какой властью обладает, он принялся есть, пить и завивать свои волосы. Сказал тогда Всевышний: "Отец твой находится в трауре, а ты завиваешь себе волосы?! Я натравлю на тебя медведя!" И сразу же - "подняла жена его господина глаза свои на Йосефа".
     Йосефа прельстила "сладкая жизнь" в том Египте - стране высочайшей культуры, прекрасной, богатейшей и самой развращенной стране тогдашнего мира. Его прельстила "симпатия", которую проявлял к нему его господин, те "милости", которые он ему оказал. Блеск его иллюзорной власти ослепил его глаза, и он забыл о том, что все еще - раб, что в этой стране он - чужак, пришелец. Он забыл о диаметральной противоположности между свободным человеком и рабом, между сыном Яакова, исполнителем миссии Авраhама, и начал сближаться с теми о которых на веки вечные написано в Торе: "Дела, подобные делам страны египетской, в которой вы жили, не совершайте, и дел, подобных делам страны Кнаан, в которую Я веду вас, не творите и установлениям их не следуйте" (Ваикра 18:3).
     "Принялся есть, пить и завивать свои волосы". Ослабело в его сердце отвращение к идолопоклонству, к египетскому рабству, к половой распущенности. Не случайно разделились мнения наших мудрецов о том, что означают слова Торы:

39:11И БЫЛО В ОДИН ИЗ ДНЕЙ:    
ПРИШЕЛ ОН В ДОМ, ЧТОБЫ   
СДЕЛАТЬ СВОЕ ДЕЛО. :

     Раши:
     Рав и Шмуэль - один сказал: "Чтобы сделать свою работу", другой сказал: "Чтобы удовлетворить свои потребности с нею".
     Если так - это означает, что Йосеф очутился на краю пропасти. Горе тому, кто нищ, бос, сокрушен духом, живет на чужбине и отдан в руки жестокосердных хозяев. Но во много раз хуже тому, кто "обретает приязнь" в глазах своих хозяев и они, чужие ему, оказывают милости и поднимают его все выше и выше - ради своих собственных интересов. Однако с Йосефом произошло чудо: именно в момент наибольшей опасности, когда он мог потерять все свое духовное величие и великолепие, свое наследие как потомка Авраhама и свое будущее как сына Яакова - короче говоря, когда ему грозила полная ассимиляция в Египте, - именно тогда он упал с достигнутой им вершины физического величия, потерял все, что успел приобрести за время своего рабства, и... спасся. Благодаря чему? Сказано в книге "Теhилим" (146:5): "Счастлив тот, кому Бог Яакова помогает!" Мудрецы наши говорят, что в тот решающий миг привиделось Йосефу лицо его отца Яакова, и сын - любимый сын, которому отец передал все знания и предания, что сам получил от своих учителей, - этот сын спасся. Тот, кто происходит из дома Яакова, даже когда он находится далеко на чужбине, во мраке изгнания, видит перед своими глазами лик Яакова - и оказывается спасенным.
     Пусть это примет к своему сердцу сын отдаленного поколения потомков Яакова и спросит самого себя: а тот, кто с головой погружен в нееврейскую среду и насквозь пропитан нееврейской культурой, который знаком лишь со слабым отражением традиции своих предков, кто лишь изредка, во время "изучения Торы", видит далекое-далекое сияние, исходящее от лиц его предков, - действительно ли этого достаточно для его спасения?
     
     
     

Продолжение


Hosted by uCoz