МИДРАШ РАССКАЗЫВАЕТ

Жду Ваших писем!

=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = ОГЛАВЛЕНИЕ =

БЕРЕШИТ
ШМОТ
ВАИКРА
БЕМИДБАР
ДВАРИМ

БЕМИДБАР

Подготовка к войне против мидьянитов

Ашем сказал Моше: "Отомсти за евреев мидьянитам, которые соблазнили их к идолослужению. Сделав это, ты приобщишься к своему народу".

Зная теперь, что не умрет, пока не уничтожит Мидьян, Моше мог бы отложить войну на несколько лет, чтобы продлить свою жизнь, однако он не колебался ни мгновения и немедленно начал собирать войска для битвы.

Противоположным образом поступил Иеошуа которому Б-г пообещал, что он не умрет до тех пор пока не поделит для евреев всю Землю Израиля. Иеошуа рассуждал так: "Дня меня выгодно не особенно торопиться завершать битву против тридцати одного ханаанского царя. Пока длится война, я буду жить и управлять народом Израиля. Это очень важно, ибо мне открыто, что после моей смерти евреи предадутся разврату и не будут более всецело отдавать себя служению Ашему".

Итак, Иеошуа не спешил завершать битвы с хананеями, как сказано: "Долгое время Иеошуа вел войну с этими царями". {Иеошуа 11:18).

Так как из-за Иеошуа задержалось поселение сынов Израиля в Земле, обладающей десятью уровнями святости, Б-г, мцда-кенегед-мида, сократил его жизнь на десять лет. Вместо того, чтобы дожить до 120 лет, как Моше, Иеошуа умер в возрасте 110 лет. Так исполнились слова стиха: "Много помыслов в человеческом сердце, но исполнится то, что задумал Ашем" (Мишлей 9:21).

Хотя завоевание Эрец Исраэль закончилось и не под предводительством Иеошуа, слова Б-га о том, что именно он разделит всю Землю, исполнились, ибо даже незавоеванные ее участки были поделены между коленами при его жизни.

Моше объявил народу:

- Мы отомстим мидьянитам за Ашема! Уничтожив их, мы очистим имя Ашема, оскверненное их нечестивыми делами.

Ашем спросил:

- Моше, почему, говоря о войне с мидьянитами, ты называешь ее войной за Мою честь? Вы мстите мидьянитам за себя, поскольку они нанесли вам большой ущерб!

- Владыка вселенной, - ответил Моше, - Ты знаешь, что если бы мы, как и мидьяниты, были необрезанными идолослужителями, отрицающими Твои заповеди, они не стремились бы уничтожить нас. Значит, мы ведем войну за Твою честь!

Моше собрал небольшое войско из 12 000 праведников, по тысяче от каждого колена (никто из них не был причастен к греху с моавитскими женщинами, ибо согрешившие не были достойны мстить за Всемогущего).

Еще по одной тысяче евреев от каждого колена было выбрано для охраны принадлежащего армии имущества и снабжения пищей. Третья тысяча представителей всех колен молилась, стоя у поля битвы.

По указанию Моше Пинхас возглавил еврейское войско в войне против Мидьяна. Сам Моше битвой не руководил, ибо вырос среди мидьянитов и не мог отплатить за оказанную ему доброту черной неблагодарностью.

Моше сказал: "Пусть Пинхас, который убил Зимри и Козби, завершит выполнение мицвы своим участием в войне".

Когда воины услышали, что Моше суждено умереть сразу же после сражения, они стали отказываться от участия в нем. Каждый из них умолял его: "Пожалуйста, замени меня кем-нибудь другим! Я не хочу участвовать в битве!"

Сыны Израиля любили своего вождя столь же горячо, сколь подчас противоречили ему, и поэтому способствовать приближению его смерти они, конечно, не желали.

Тогда Ашем повелел Моше: "Брось жребий, и он укажет на тех, кто должен участвовать в этом сражении". Будучи избранными Б-жественным жребием, воины пошли на битву не по своей воле, а для того, чтобы исполнить Волю Всевышнего.

Моше сказал Пинхасу: "Я предвижу, что на поле битвы ты встретишь Билама. Возьми Ковчег и одежды коэна, а также циц (головную ленту первосвященника), обладающий свойством противостоять силам нечистоты. Когда Билам начнет творить свои чудеса, подними циц, обратив его в сторону колдуна".

Перед началом сражения Моше вдохновил воинов на совершение тшувы, которая должна была очистить их даже и от налета греха. Он предвидел, что Билам вызовет силы нечистоты, и понимал, что евреи смогут одолеть их лишь в том случае, если будут совершенно безгрешны.

Уничтожение мидьянитов и Билама. Гнев Моше на военачальников

Следуя указанию Торы, евреи собрали свое войско трубными звуками шофара.

Завидя приближение столь малочисленного войска мидьяниты уверились в своей победе. "Мы победили их даже тогда, когда в их войске было 600 000 мужчин (благодаря мору, постигшему евреев, после греха в Шитиме), - насмехались они. - Почему же они пришли к нам теперь с армией в 12 000 человек?"

В сражении участвовали пять мидьянитских царей, в том числе отец убитой принцессы Козби. Билам также был на поле битвы.

Что делал в Мидьяне Билам?

Узнав, что, следуя его наущениям, мидьянитские девушки соблазнили еврейских мужчин и что это стало причиной смерти 24 000 евреев, он решил получить плату за свой совет. Но поговорка гласит: "Верблюд пришел просить рога, а ушел с отрезанными ушами". На этот раз жадность Билама стоила ему жизни.

Хотя силы противников были не равны, евреи чудесным образом одолели вражеское войско и убили всех мидьянитских солдат.

Желая спасти себя и пятерых мидьянитских царей, Билам произнес магические заклинания, благодаря которым и он сам, и его сообщники взлетели в воздух.

Билам летел все выше и выше, пока не достиг Трона Б-жественной Славы, но Пинхас преследовал его и здесь.

Мидраш имеет в виду, что Билам принес совершенный в Шитиме грех к Небесному Трону, однако Пинхас победил его, опровергнув предъявленные чародеем обвинения.

Подняв циц, на котором были написаны слова "Кодеш лаАшем" (Святыня Ашему), Пинхас обратил его в сторону Билама и мидьянитских царей, и они тут же упали вниз.

Билам умолял Пинхаса:

- Позволь мне остаться в живых! Я обещаю никогда больше не пытаться проклинать твой народ. Пинхас отвечал:

- Не ты ли всю свою жизнь стремился уничтожить наш народ? Не ты ли посоветовал фараону истребить нас? Не ты ли после Исхода из Египта подстрекал Амалека к войне против нас? Не ты ли, увидев, что не можешь проклясть евреев, дал Балаку гнусный совет, следуя которому мидьянитские дочери соблазнили наших мужчин? Ты стал причиной смерти 24 000 евреев, за все это ты будешь лишен жизни.

С этими словами Пинхас вытащил меч и убил Билама.

Евреи убили мидьянитских мужчин, но оставили в живых женщин и детей. Они сожгли мидьянитские города и, взяв множество трофеев, принесли добычу Моше, чтобы тот распорядился ею должным образом. Не было ни одного воина, сокрывшего добычу в корыстных целях.

Моше, Элазар и главы колен вышли навстречу возвращающемуся войску, чтобы приветствовать его и взять под охрану добычу, ибо некоторые юноши из лагеря Израиля пытались захватить ее.

Моше надеялся, что командующие войском и без особых приказов с его стороны осознают, что мидьянитские женщины, явившиеся причиной происшедшей трагедии, будут опасны и в будущем, а потому должны быть убиты. Увидев, что евреи взяли в плен женщин и детей, он пришел в негодование.

- Разве вы не поняли, что должны истребить женщин? - упрекал он военачальников. - Ведь именно они и побуждали вас грешить!

- Возможно, - сказал Моше воинам, - вы уступили греху, подобно тому, как сделали это в Шитиме, и поэтому сохранили жизнь женщинам?

- Нет, - единодушно отвечали они, - НИ один из нас не согрешил. Мы не заходили в дома мидьянитов поодиночке и прежде, чем отобрать у женщины украшение чернили ее лицо. И тем не менее мы хотим принести искупительные жертвы.

- Если вы не грешили, почему вы считаете, что нуждаетесь в искуплении? - удивленно спросил Моше. Полученный им ответ был таков:

- Нам не удалось не встречаться взглядом с мидьянитскими женщинами, и поэтому мы хотим очистить себя от возникавших при этом греховных мыслей, принеся жертву.

И хотя до этого Моше бранил их за то, что они оставили женщин в живых, услыхав такие слова, он не мог удержаться от похвалы армии, воины которой беспокоились о своих греховных мыслях.

Мидьянитских женщин заставили пройти перед цицем. Лица тех из них, которые годились для замужества, становились зеленого цвета, и они были убиты.

Моше предупредил солдат, ставших нечистыми от контактов с трупами, чтобы они не входили в лагерь Шехины. В соответствии с законами об оскверненных трупной нечистотой, они должны были пройти ритуал очищения и подвергнуться окроплению водой рыжей коровы.

Элазар объясняет законы кашерования нечистых сосудов. Моше и Элазар распределяют трофеи

В этой войне евреями были захвачены сосуды, прежде использовавшиеся для некашерной пищи, и Элазар объяснял законы их кашерования.

Почему эти законы не были объяснены ранее? В предыдущих войнах евреям разрешалось пользоваться некашерной посудой, так как во время завоевания Эрец Исраэль они имели специальное разрешение употреблять некашерную пищу (Хулин 17а), а следовательно, и некашерные сосуды. Война против мидьянитов велась вне Эрец Исраэль, на чужой территории, и использование нееврейских сосудов было запрещено.

Элазар узнал эти законы от Моше, однако сам Моше в тот момент их вспомнить не мог, поскольку был объят гневом на военачальников, а человек, поддавшийся гневу, теряет часть своей мудрости.

Объяснения Элазара были следующими: "Сосуды, использовавшиеся для некашерной пищи, должны быть тщательно очищены от грязи и ржавчины.

Метод кашерования зависит прежде всего от прежнего использования посуды. Например, вертел, на котором некашерная пища жарилась на костре, должен быть откашерован путем накаливания на огне. Если сосуд использовался для приготовления горячих жидкости и пищи, он кашеруется погружением в кипящую воду. Тарелки и чашки, применявшиеся только для холодной пищи, нуждаются лишь в тщательном мытье.

Более того, сосуды, изготовленные неевреем и перешедшие во владение еврея, должны быть освящены погружением в микву."

Ашем приказал Моше и Элазару сосчитать захваченных у мидьянитов пленников и скот и отдать половину тем, кто принимал участие в войне; другая половина должна была быть распределена среди всех евреев. Воины были обязаны отдать одну пятую часть своей доли Элазару, остальные евреи - отделить пятидесятую часть полученного и отдать ее левитам.

Поделены были только пленники и скот. Захваченные сосуды и украшения остались у воинов, каждому из них было разрешено оставить себе все, что ему удалось добыть. Тем не менее они добровольно посвятили часть своих сосудов и украшений Мишкану.

Колено Гада и колено Реувена просят Моше о выделении земли на восточной стороне Иордана

Разбогатев в войне против мидьянитов, благодаря завоеванным золоту, серебру и драгоценностям мидьянских женщин колена Гада и Реувена смогли КУПИТЬ огромные стада скота.

Нуждавшееся в просторных пастбищах для скота и боявшееся жить вблизи от чужих народов колено Гада попросило у Моше разрешения обосноваться на восточной стороне Иордана, отвоеванной евреями у Сихона и Ога К этой просьбе присоединилось и колено Реувена соседствовавшее в стане Израиля с коленом Гада.

Оба колена просили Моше: "Позволь нам обосноваться на восточной стороне Иордана. Мы тревожимся что в Эрец Исраэль земель, пригодных под пастбища для наших стад, нам не достанется. Мы следуем по стопам наших праотцев, выбиравших место обитания в соответствии с потребностями своего скота. Сыновья Яакова объясняли фараону: "Мы пришли жить в Египет, ибо в земле Ханаан сильный голод и нет пастбищ для нашего скота". Авраам и Ицхак также странствовали в поисках корма для скота.

Более того, нас беспокоит, что, если мы осядем в Эрец Исраэль, наши многочисленные стада, забредая на чужие поля, будут причинять ущерб соседним коленам. Заняв под пастбища обширные земли на восточной стороне Иордана, мы избежим воровства.

Нам известно также, что тебе, Моше, не суждено перейти Иордан и войти в Эрец Исраэль. Мы хотим остаться с тобой в том месте, где ты будешь похоронен".

Моше ответил им: "Если вы останетесь здесь и не будете участвовать в завоевании Ханаана, ваши братья решат, что вы боитесь врагов народа Израиля. Неужели вы хотите повторения истории с разведчиками, из-за которых возникла паника и целое поколение евреев, проскитавшись по пустыне сорок лет, нашло в ней свою гибель. Если вы отвернетесь от Ашема, вы будете причиной того, что евреи останутся в пустыне еще на сорок лет .

Ответ потомков Гада был таким: "Мы построим хлева для нашего скота и города для наших детей здесь, на восточной стороне. Затем мы покинем свои семьи и, оставив свое имущество, пойдем вместе со всеми в Ханаан. Не будучи обременены семьями и имуществом, мы сможем идти впереди всех и возглавить грядущую битву".

Моше упрекал оба колена: "Почему вы упомянули о строительстве хлевов для вашей скотины прежде, чем о городах для ваших детей? Очевидно, вы привязаны к своему имуществу в большей степени, чем к своим детям".

Что имеет в виду стих (Теплим 75:6-7): "Ибо не от востока, и не от запада, и не от пустыни возвышения, но Б-г есть Судья. Он низвергает одного и возвышает другого".

Смысл его в том, что человек, совершающий деловые путешествия - с востока на запад или даже в далекие горы и пустыни, - вовсе не обязательно станет богатым. Более того, Б-г отнимет деньги у одного и поддержит ими кого-либо другого, если сочтет это нужным.

Еврейские слова, связанные с обозначением денег, указывают на их "подвижность":

= Нехасим (обладания). Слово нехасим означает, что после смерти человека его имущество забирается у него и передается другому. (Слово нехасим связано со словом мехусе - они скрыты от него.)

= Зузим (вид монеты). Это слово означает, что деньги меняют хозяина, переходя от одного к другому и при жизни человека. (Корень зуз - двигается.)

= Мамон. Слово мамон - это сокращенный вариант выражения "Ма ата монэ - Что ты считаешь? В действительности это ничто!"

= Маот (деньги). Слово маот означает "Ма лаэт - Что же будет в будущем?" Деньги - это не то, чем обладают вечно (в отличие от Торы и мицвот); человек владеет ими в течение некоторого периода времени, предопределенного Ашемом.

Все эти связанные с деньгами термины существуют для того, чтобы привить человеку следующую мысль: его деньги выполняют свое истинное предназначение только в том случае, если он использует их для служения Ашему.

Благородная римлянка спросила рабби Шимона бен Халафту:

- За сколько дней Б-г создал мир?

- За шесть, - ответил он.

Тогда женщина задала ему еще один вопрос:

- Что Он делает после этого?

- Б-г занят строительством лестниц, которые возвысят одних людей и принизят других, - объяснил ей рабби Шимон бен Халафта.

Богатства мидьянитов попали в руки евреев, ибо это было предопределено Ашемом. Однако колена Гада и Реувена проявили преувеличенный интерес к накоплению имущества, и оно не принесло им благословения.

О коленах Гада и Реувена сказано: "Быстро приобретается, но его конец не будет благословен" (Мишлей 20:21).

Колена, обосновавшиеся на восточной стороне Иордана, были изгнаны оттуда раньше колен, живших в Эрец Исраэль. В Диврей аямим (1, 5:26) об этом сказано: "И Б-г Израиля возмутил Пулу, царя Ашура, и Тиглат Пилнэсера, царя Ашура, и он изгнал Реувена, Гада и половину колена Менаше".

Отделившись от своих братьев и обитая вдали от духовного центра жизни, эти колена резко снизили свой духовный уровень. Таким образом они наказали себя сами и были изгнаны раньше других колен.

Деля земли Сихона и Ога между Гадом и Реувеном, Моше понял, что для двух колен этот удел слишком велик и поселил там также половину колена Менаше.

Почему он это сделал?

Таким образом Всевышний уплатил Менаше Свой старый долг - основатель этого колена был причиной того, что праотцы других колен разорвали свои одежды.

Все совершенные дела отплачиваются Небесами мида кенегед мида.

= Сыновья Яакова вынудили своего отца разорвать свои одежды, принеся ему ложную весть о смерти Йосефа.

Ашем также заставил их разорвать свои одежды. Это произошло, когда в мешке Биньямина был найден кубок могущественного владыки Египта.

= Йосеф был причиной того, что его братья разорвали свои одежды. Однако это было суждено и его потомку Иеошуа, который разорвал на себе одежды, узнав, что сыны Израиля потерпели поражение у города Ая.

= Биньямин, из-за которого порвали свои одежды его братья, когда услышали, что он арестован Йосефом, имел потомка, которому также пришлось разорвать одежды: Мордехай из колена Биньямина сделал это, узнав об ужасном указе Амана уничтожить всех евреев.

= Сын Йосефа Менаше заставил колена потребовать кубок отца. Этот поступок Менаше был прямой причиной того, что его братья разорвали свои одежды. Мида кенегед мида по отношению к Менаше заключалась в том, что его наследство было разделено пополам, и одна половина находилась в Эрец Исраэль, а другая - на восточной стороне Иордана.

Во времена Иеошуа колена Гада и Реувена были верны своему обещанию и, участвуя в завоевании Эрец Исраэль, сражались за нее, идя впереди еврейской армии. В течение четырнадцати лет, пока распределялась Земля, они должны были оставаться вне своих семей.

Войдя в Эрец Исраэль и осознав, как благословенна и плодородна эта земля, колена Гада и Реувена, а также половина колена Менаше воскликнули: "Лучше бы мы получили маленький удел в Эрец Исраэль, чем в два раза более обширные земли на другой стороне Иордана! Чтобы вырастить что-то на восточной стороне Иордана, мы должны вкладывать много труда, ибо этой почве не плодородия почв Эрец Исраэль". (Только Эрец Исраэль была благословлена как "земля, текущая молоком и медом".)

В будущем каждое колено получит удел непосредственно в Эрец Исраэль.

Ошибка колен Гада и Реувена, а также половины колена Менаше и те беды, которые они навлекли на себя, отделившись от общины Израиля, еще раз подтверждают аксиому: "Истинно богат тот, кто доволен своим жребием".

Два колена и половина колена Менаше готовятся к поселению на восточной стороне Иордана

До того, как присоединиться к остальным коленам в походе в Эрец Исраэль, колена Реувена, Гада и половина колена Менаше построили города для своих семей и загоны для скота на восточной стороне Иордана.

Кроме того, они переименовали все уже возведенные на их землях города, ибо эморейцы называли их именами своих идолов.

Таким образом, эти два колена и половина колена Менаше продемонстрировали, что, несмотря на географическую отдаленность от своего народа, они служат Единому Б-гу, как и их братья в Эрец Исраэль.

Один из потомков Менаше, Новах, назвал завоеванные и обустроенные им земли своим именем. У него не было детей, и он надеялся, что таким образом увековечит свое имя, однако это имя не сохранилось в нашем народе.

Этот упомянутый в Торе эпизод должен научить нас следующему: Б-г не желает, чтобы мы стремились увековечить память о себе посредством возведения грандиозных каменных строений. Еврейские памятники - это духовные достижения в жизни, посвященной изучению Торы и исполнению заповедей.


=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = ОГЛАВЛЕНИЕ =

Hosted by uCoz