МИДРАШ РАССКАЗЫВАЕТ

Жду Ваших писем!

=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = ОГЛАВЛЕНИЕ =

БЕРЕШИТ
ШМОТ
ВАИКРА
БЕМИДБАР
ДВАРИМ

БЕМИДБАР

МАТОТ

Законы об исполнении и отмене обетов

Предыдущий раздел заканчивается описанием законов о жертвоприношениях в йом тов. Данный же раздел начинается с разъяснения законов об обетах. Такое "соседство" учит нас тому, что давший обет принести жертву обязан выполнить его, придя в Храм в ближайший йом тов.

Никогда не следует торопиться давать клятву или обет.

Каково различие между обетом и клятвой?

И то, и другое - разновидности обещаний. Обет подразумевает обещание ограничить себя в отношении какого-то определенного объекта. Например, обет полностью исключить из употребления вино. Если обещание не относится к объекту, то термин "обет" не подходит; к такому случаю больше подходит термин "клятва". Клятва - это личное обещание, которым человек ограничивает себя в совершении каких-то действий. Например, он обещает не ложиться спать ночью. Исполнение обещаний того и другого типа является абсолютно обязательным, даже если человек и не произнес Имени Ашема.

Легкомысленно дающий, а затем не выполняющий их уподобляется человеку, хватающему кинжал, который заколет его самого; он непременно пострадает.

Есть три ситуации, когда принятие обета достойно похвалы, так как способствует максимальной самоотдаче еврея:

1. Если человек желает совершить тшуву и избавиться от дурных привычек, он может принять обет, чтобы подкрепить свое решение. Например, если он обжора, то может дать обет в течение некоторого времени воздерживаться от еды; если пьяница - воздерживаться от алкоголя; если он жаден - отказываться от подарков и т.д.

2. Если еврею предоставляется возможность исполнить мицву, он может поклясться, что не упустит подходящего для этого случая.

3. Со времен праотца Яакова существует традиция давать обеты во времена бедствий.

Спасаясь от своего брата Эсава, Яаков дал обет отделять Б-гу десятую часть всего заработанного, если Он сохранит его невредимым и будет поддерживать во время нужды. Тем не менее даже великий праведник Яаков, страдая от невзгод, выполнил свой обет с опозданием.

Дающий обеты и клятвы в отношении тривиальных вещей совершает большой грех и причиняет хилуль Ашем.

Человек по имени рабби Шимон бен Антипатр славился своим гостеприимством. Однако ушей мудрецов достигли странные слухи. Говорили, что, принимая гостей, он очень хорошо угощал их, провожал их в путь, но перед тем, как вернуться назад, избивал их.

Узнав об этом, рабби Иоханан бен Закай попросил рабби Иеошуа посетить этого человека и расследовать слухи.

Рабби Иеошуа был встречен в доме рабби Шимона весьма сердечно. Вместе с хозяином они изучали Тору, пока не наступил вечер и не был подан хороший ужин. На следующее утро рабби Шимон сказал ему:

- Пойдем в микву.

Когда они вернулись, их вновь ожидала замечательная трапеза. Поблагодарив хозяина, мудрец сказал:

- Я должен покинуть твой дом. Кто меня проводит?

- Я сделаю это сам, - ответил хозяин дома.

Рабби Иеошуа шел впереди, нервничая в предчувствии удара, который мог обрушиться на него в любой момент. Наконец наступило время прощания, но ничего плохого так и не произошло, и хозяин уже направился к дому. Тогда рабби Иеошуа окликнул его:

- Позволь мне задать тебе вопрос. Почему ты всегда бьешь кнутом своих гостей, но не ударил меня?

Рабби Шимон отвечал ему:

- Ты талмид хахам и вел себя в моем доме благородно. Другие гости давали всевозможные клятвы. Они клялись не есть, не пить и не совершать каких-нибудь поступков, а потом пренебрегали своими обещаниями. Я слышал, что тот, кто дает клятву и нарушает ее, заслуживает наказания сорока ударами.

- Конечно, заслуживает, - согласился рабби Иеошуа. - Сорок ударов от тебя, сорок - от меня, а еще сорок - от мудрецов, которые послали меня расследовать этот случай.

Даже тот, кто, дав клятву, исполняет ее, должен быть наказан, если имеет привычку клясться без необходимости.

Царь Янай правил более чем двумя тысячами поселений, и Б-г разрушил все его владения. Почему?

Обитатели его владений имели привычку говорить: "Клянусь, что пойду в такое-то место; что буду есть такую-то пищу и т.п.". И хотя они исполняли свои клятвы, Б-г наказал их, потому что никто не должен клясться без необходимости.

Выполнение клятвы или обета обязательно для мальчиков, начиная с тринадцатилетнего возраста, и девочек, начиная с двенадцатилетнего возраста (а также для мальчиков двенадцати лет и девочек одиннадцати лет, если они понимают их значение).

Так как Ашем прекрасно понимает человеческую природу и знает, что позднее человек может пожалеть о том, что дал обет, Он дает нам возможность отказаться от него.

Отмена обетов

Если кто-либо, дав клятву или обет, позднее осознает, что исполнение их для него слишком трудно, он может обратиться либо к мудрецу - знатоку закона, либо к трем судьям. Они могут освободить человека от выполнения обета на основе заявления, из которого следует, что, давая обет, он не полностью осознавал, с какими трудностями сопряжено его выполнение, и, таким образом, обет был дан по ошибке.

Нарушивший обет объясняет детали своего обещания мудрецу (или судьям), который определяет, позволяют ли обстоятельства освободить человека от его выполнения. Если судья находит, что те аспекты обета, в невыполнении которых человек раскаивается, не были ему известны, судья может этот обет отменить.

- Дал бы ты обет, если бы знал, что позднее будешь сожалеть об этом? - спрашивает судья.

- Нет, - отвечает человек, который дал обет.

- Ты свободен от него, - провозглашает судья.

Тот факт, что обеты могут быть отменены, не должен побуждать человека давать их с легкостью. Во времена Цидкияу весь Санхедрин был приговорен к смерти за то, что аннулировал обет.

Вавилонский император Нэвухаднэцар обращался со своим вассалом, царем Цидкияу, очень уважительно. Когда Цидкияу приехал в Вавилон, чтобы подтвердить свою преданность императору, Нэвухаднэцар разрешил ему свободно проходить в его дворец и назначил его правителем над царствами Эдома, Моава, Амона, Цора и Цидона.

Однажды Цидкияу без предупреждения зашел в личную столовую Нэвухаднэцара и обнаружил, что император отрывает конечности от живого зайца, чтобы затем съесть их.

Потребление в пищу частей живого животного запрещено законами потомков Ноаха даже для неевреев. Испугавшись, что его жестокая привычка станет достоянием гласности, Нэвухаднэцар приказал Цидкияу:

- Поклянись, что ты никогда не расскажешь о том, что видел!

- Клянусь, - ответил Цидкияу.

Позднее он пожалел, что данная им клятва не позволяет ему раскрыть постыдное поведение императора, и потребовал, чтобы Санхедрин ее аннулировал. Отмена судьями этой клятвы оказалась роковой для них.

Однажды пять царей, чьи государства находились под управлением Цидкияу, беседуя, высмеивали Нэвухаднэцара.

- Ты больше, чем он, заслуживаешь быть императором, - льстили они Цидкияу. - Ты потомок династии Давида, и твое поведение благороднее.

- Можете быть уверены, что он действительно жестокий человек, - поспешно согласился Цидкияу. - Однажды, войдя в его комнату, я застал его пожирающим живого кролика.

Пять царей немедленно послали гонца в Вавилон, чтобы сообщить Нэвухаднэцару: "Еврей, которому ты разрешил свободно входить во дворец, заявляет, что видел, как ты ел живое животное".

Нэвухаднэцар расценил его слова как измену, но сомневался, наказать ли за нее одного Цидкияу или весь еврейский народ.

Приехав в город Дафне, расположенный поблизости от Антиохии, Нэвухаднэцар приказал Цидкияу и членам Санхедрина предстать перед ним.

Еврейским мудрецам Нэвухаднэцар предоставил почетные места.

- Садитесь, - приказал он, - и разъясните мне вашу Тору.

Мудрецы переводили для него один раздел за другим. Когда они дошли до обетов в разделе Матот, император спросил:

- Если кто-то захочет аннулировать свою клятву, может ли он это сделать?

- Он может пойти к мудрецам, - отвечали они, - имеющим достаточный авторитет для отмены его обета.

- Теперь мне понятно, как предал меня Цидкияу! - гневно воскликнул император. - Он пришел к вам, и вы отменили его клятву!

Трепеща от страха перед смертным приговором или пытками, мудрецы воззвали к Всемогущему, умоляя Его вспомнить все великие заслуги их праотцев и помочь им, но Ашем не принял их молитвы.

Нэвухаднэцар приказал, чтобы каждый член Санхедрина был привязан за волосы к хвосту лошади и таким образом протащен от Иерусалима до Луда.

Этот трагический эпизод был одним из многих событий, предвещавших разрушение Иерусалима и Храма.

Аннулирование обетов

Некоторые из обетов, данных маленькой девочкой, могут быть отменены ее отцом, а обеты, данные замужней женщиной, могут быть аннулированы ее мужем.

Отец имеет право отменить обет, причиняющий страдание его дочери, если она моложе двенадцати с половиной лет. Муж уполномочен отменить любой обет, затрагивающий отношения между ним и его женой, а также обет, заставляющий его жену страдать.

Отец (или муж) может отменить обет дочери (или жены) только в том случае, если объявит о своем несогласии с обетом в тот самый день, в который он о нем услышит. Если он не прерывает обет именно в этот день, он утрачивает право сделать это позднее.

Почему Моше называется "Б-жественным мужем" (Дварим 33:1)? Подобно мужу, он обладал уникальной привилегией отменять обеты, данные Всемогущим.

После совершения греха поклонения золотому тельцу Ашем грозил: "Я поклялся, что тот, кто служит иным силам, кроме меня, будет уничтожен".

Защищая народ Израиля, Моше умолял Его: "Разве Ты не учил меня на Синае законам об отмене обетов? Учитель, желающий, чтобы его правила выполнялись другими, должен сам поступать в соответствии с этими правилами. Поклоняясь золотому тельцу, евреи считали свои действия дозволенными. Не следует ли Тебе отменить свой обет?"

Облаченный в талит, Моше восседал, исполняя роль мудреца, отменяющего обеты. Всемогущий же, если так можно выразиться, стоял перед ним, прося освободить Его от клятвы.

Этот мидраш подчеркивает:

1. Великую доброту Ашема к еврейскому народу, ради которого Он отменил Свою клятву.

2. Силу молитв праведников, превращающих суровые указы в указы милостивые и влияющих, тем самым, на ход истории.


=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = ОГЛАВЛЕНИЕ =

Hosted by uCoz