МИДРАШ РАССКАЗЫВАЕТ

Жду Ваших писем!

=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = ОГЛАВЛЕНИЕ =

БЕРЕШИТ
ШМОТ
ВАИКРА
БЕМИДБАР
ДВАРИМ

ШМОТ

Рождение Моше

В то время главой Санхедрина был Амрам из колена Леви. Он был праведником. (Амрам был одним из четырех человек, которые вообще никогда не грешили и умерли только потому, что Ашем решил: человечество будет смертным).

Когда новый закон фараона был издан, у Амрама было двое детей, Аарон и Мирьям, и его жена была уже три месяца беременна.

Узнав, что все новорожденные мальчики обречены на уничтожение, Амрам рассудил: "Зачем же нам рожать детей и потом видеть, как их убивают?"

Чтобы показать пример, которому могли последовать все евреи, он объявил о разводе со своей женой. После этого все еврейские мужчины расстались со своими женами. Однако маленькая Мирьям поспорила со своим отцом. "Ты принял более суровое решение, чем фараон, - сказала она.- Закон фараона относится только к мальчикам, ты же препятствуешь рождению и мальчиков и девочек. Фараон может лишить их тела, но их души будут жить в грядущем мире. Ты вообще не даешь их душам войти в мир. Кроме того, я уверена, что указ фараона будет вскоре отменен, а твой указ останется!" Амрам признал правильность ее доводов. Он решил, что Йохевед должна открыто воссоединиться с ним, чтобы все сыны Израиля увидели это. Была поставлена хупа, Аарон и Мирьям танцевали перед ней. Евреи опять последовали примеру Амрама и вернулись к своим женам.

В это время к фараону явились египетские астрологи и объявили: "Мы предвидим, что вот-вот должен родиться избавитель евреев. Мы, однако, не знаем - еврей он или египтянин". Предсказание астрологов было не ясным потому, что Моше, хотя и родился от еврейской матери, но был воспитан во дворце фараона египетской женщиной Басей - дочерью фараона.

"Если существует вероятность, что спаситель может быть египтянином, - объявил фараон, - то мы должны уничтожать и всех новорожденных мальчиков-египтян в течение ближайших девяти месяцев."

Египтяне пришли в ярость от этого решения. Они высмеяли саму мысль, что вождь евреев может выйти из их среды. Фараон, однако, не внял их протестам и приказал солдатам бросать в Нил также и египетских младенцев.

Астрологи фараона верили, что будущий спаситель погибнет, только если его утопят в Ниле. Пророки утверждали, что он будет наказан водой, и прорицатели истолковали это как указание на то, что он утонет. В действительности же пророчество относилось к водам Меривы, за которые понес наказание Моше. Было предсказано, что Моше умрет в пустыне и не ступит на землю Израиля.

Седьмого Адара у Йохевед и Амрама родился сын. Когда он вошел в мир, дом осветился сиянием Шехины.

Младенец родился обрезанным, и это было знаком, что он станет праведником.

Амрам поцеловал свою дочь Мирьям. "Ты была права, - сказал он ей. - Ты предсказала, что твоя мать родит спасителя сынов Израиля. Амрам и Йохевед назвали своего сына Екусиэль, но он вошел в историю под именем Моше.

В действительности у Моше было десять имен.

Его звали:

1. Еред, что означает:

Тот, кто спустил Б-жественную Тору на землю; Тот, кто вернул Шехину;

Правитель, потому что Моше был вождем народа Израиля.

2. Авигдор - это имя происходит от слова гедер - ограда. Моше был главой Мудрецов, определивших меры предосторожности, чтобы защитить законы Торы от нарушения.

3. Хавер - это имя означает, что Моше приблизил сынов Израиля к их Отцу Небесному благодаря Мишкану, который он построил (хавер - соединяющий).

4. Ави Сохо, потому что Моше был величайшим из пророков, живших когда-либо (сохо - видение).

5. Екутиэль, что значит учивший сынов Израиля верить и надеяться на Ашема (Екутиэль связано с лекавот - надеяться).

6. Ави Зануах, потому что он преуспел больше, чем любой другой еврейский руководитель после него, в том, чтобы побудить евреев отказаться от идолопоклонства (леазниах - покидать).

7. Товия, потому что когда Моше родился, его мать увидела, что он хорошим (тов).

8. Шемайя, потому что Ашем будет слушать молитвы Моше (шма - слушать).

9. Бен Нетанель, потому что он был тем человеком, которому Ашем дал Тору (натан Кейл - Б-г дал).

10. Леви, потому что он был из семейства Леви. Однако в Торе встречается только имя "Моше". Ашем сказал: "Поскольку твою жизнь спасла дочь фараона, то Я клянусь, что Я буду называть тебя только именем, которое она дала тебе!"

Пока Моше не исполнилось три месяца, Йохевед удавалось скрывать его от египтян. Йохевед предупредили: "Египетские солдаты ищут твоего ребенка!" "Я спрячу его так, что они его не найдут," - ответила Йохевед. Однако соседи предостерегли ее: "Разве ты не знаешь, как хитры египтянки? Они принесут к тебе домой своих младенцев, и те заплачут. Когда твой ребенок услышит их плач, он тоже закричит и выдаст себя". Услышав о хитрых уловках египтянок, Йохевед испугалась, что если она оставит сына в доме, это будет стоить ему жизни. И она придумала, что делать.

Йохевед взяла небольшую корзину и намазала ее изнутри известью, а снаружи смолой, чтобы сделать водонепроницаемой. Она соорудила над ней небольшой балдахин и сказала печально: "Кто знает, увижу ли я хупу моего сына!"

Йохевед положила корзину с младенцем у берега Нила. Готовя сына к опасному путешествию, она спросила свою дочь Мирьям: "Как же твое пророчество, Мирьям?" Но Мирьям не потеряла веры. Она пошла со своей матерью к берегу Нила и стала ждать, как Ашем исполнит Свое слово.

У Йохевед были серьезные причины положить корзину в Нил, а не спрятать ее где-нибудь. Она надеялась, что астрологи поймут - спаситель евреев уже брошен в Нил, и тогда египтяне прекратят преследования возможных спасителей. Именно так и случилось. Как только корзина с Моше поплыла по Нилу, астрологи поспешили сказать фараону: "Спаситель евреев брошен в Нил!" Фараон тут же отменил свой указ, и с этого момента детей больше не бросали в Нил.

В действительности Ашем спас всех еврейских детей, брошенных в реку. Он повелел, чтобы река выбросила их на сушу. И река вынесла их в пустынные земли, где их кормил Ашем, который приказал скале, стоящей с одной стороны от детей, дать им мед, а скале, стоящей с другой стороны, - масло.

Эти дети, которые были спасены и выращены Шехиной, позже признали Ашема у Ям Суф и воскликнули (Шмот 15:2): "Это мой Б-г, и я буду славить Его!"

День, когда Моше попал в воды Нила, был шестое Сивана. Ангелы на Небесах молили Ашема: "Неужели Моше умрет в тот самый день, когда ему суждено дать Тору сынам Израиля?"

Моше усыновила Батья

Ашем спас Моше самым чудесным образом. Те самые люди, которые стремились убить его, - фараон и его домочадцы - по воле Ашема спасли его жизнь и воспитывали его, пока он не вырос.

Ашем сделал так, что Моше был спасен не язычницей, а достойной женщиной, перешедшей в еврейство.

Батья, дочь фараона, отвергла бессмысленный культ египтян и приняла законы еврейского народа.

Утром Батья пошла к реке помыться, потому что у нее была проказа. (Согласно другой версии она пошла к Нилу совершить Тевилу - погружение в воду, чтобы обратиться в иудаизм) (Раши, Сота 12). Вдруг она заметила, что по волнам плывет маленькая корзина, и поняла, что в ней ребенок. "Принесите мне этого ребенка!" - приказала она служанкам.

"Принцесса, - возразили они, - это нарушит приказ вашего отца! Пришелец может нарушить закон, но не дочь царя!"

Когда Ашем увидел, что служанки Батьи пытаются помешать ей спасти Моше, Он послал ангела Гавриэля, чтобы он убил их.

Батья уже собиралась отказаться от своего плана, но Ашем приказал Гавриэлю ударить Моше и заставить его заплакать, чтобы вызвать жалость Батьи. Она протянула руку к корзине, но не могла до нее дотянуться, и ее рука чудом удлинилась на несколько сантиметров, так что она смогла схватить корзину. Как только она коснулась корзины с Моше, проказа, одолевавшая ее, исчезла, и она излечилась. "Это, должно быть, праведный ребенок", - воскликнула она и решила, что вырастит его.

"Ты взяла чужого ребенка, назвав его своим сыном, - сказал Ашем. - За это Я назову тебя Моей дочерью". Поэтому Тора называет ее Батья, что значит "дочь Б-га".

Когда Батья осмотрела младенца, она увидела, что он обрезан и окружен Шехиной. Батья поняла, что это еврейский ребенок. "Должно быть, он плачет, потому что голоден, - сказала она. - Приведите ко мне кормилицу!" Привели кормилицу-египтянку, но младенец не стал сосать.

"В чем дело? - спросила Батья. - Приведите другую женщину!" Но Моше не брал грудь египтянки. Рот, который позже будет говорить с Ашемом, был слишком свят, чтобы сосать молоко язычницы.

Сестра Моше, Мирьям, которая наблюдала эту сцену, предложила: "Можно я приведу вам очень хорошую еврейскую кормилицу?" "Можно", - ответила Батья.

Мирьям побежала домой и вернулась со своей матерью. Принцесса сказала Йохевед: "Возьми его, он твой!" (Батья не знала, что эти слова соответствуют истине). Корми его, а я буду платить тебе за это. Разве ты не видишь, как он прекрасен?" Принцесса подняла ребенка и показала его матери: "Позаботься вернуть его мне здоровым и ухоженным".

"Я не смею взяться за это. Я боюсь закона твоего отца!" - возразила Йохевед. "Не бойся, - успокоила ее принцесса. - Ты будешь выкармливать его для меня"- Йохевед, которая была повивалыцицей Шифрой, спасала еврейских детей от смерти. Теперь Ашем вознаградил ее тем, что спас ее собственного сына.

Йохевед кормила Моше двадцать четыре месяца, а потом Батья велела привести мальчика во дворец.

Маленький Моше во дворце фараона

Батья назвала своего приемного сына "Моше", что значит "тот, кто вытягивает". Ашем сделал так, что Моше вытащили из воды, чтобы он, в свою очередь, спас других.

Имя, которое Батья дала Моше, сохранилось в Торе в награду за ее доброту, за то, что она спасла Моше. Ибо велика награда, получаемая теми, кто совершает добро.

Двухлетний Моше был так высок и красив, что смотреть на него было удовольствием. Сам фараон любил играть с ним.

Однажды, когда Моше исполнилось три года, фараон сидел за столом с женой Алфренис, министрами и Батьей, которая держала мальчика на коленях.

Моше слез с колен Батьи и подошел к фараону. Он взял корону и возложил ее на свою маленькую головку. Все смотрели, не смея произнести ни слова, только советник Билам вскочил с места: "Вспомните, ваше величество, что я сказал вам про ваш сон!" - воскликнул он. - Этот маленький мальчик, должно быть, еврей и постыдным поведением напоминает своих праотцов. Авраам и Ицхак обманули бывшего фараона и Авимелеха, выдав своих жен за сестер. Яаков обманул своего брата, забрав у него право первородства. Он также похитил дочерей Лавана и украл все его имущество. Иосеф привел всю свою семью из Ханаана в Египет и кормил их здесь за наш счет. Этот мальчик сейчас ведет себя так же, как они, стараясь обмануть вас. Он хочет захватить вашу корону и ваше царство! Вам лучше избавиться от него, пока не поздно!"

"Вы все согласны со словами Билама?" - неуверенно спросил фараон министров.

Ангел Ашема сказал устами одного из министров: "Вы можете легко проверить, чем руководствовался этот маленький мальчик, когда взял вашу корону. Возьмите алмаз и блестящий кусочек угля и поставьте перед ним. Если он потянется к алмазу, а на уголь не обратит внимания, мы будем знать, что его действия продиктованы умыслом и хитростью. Если же он возьмет уголь, значит мальчик тянется ко всему блестящему, как все дети".

Принесли алмаз и уголь, и весь двор в напряжении ждал, что же произойдет. Маленький Моше посмотрел на оба предмета, хорошо понимая, какая между ними разница. Он не собирался выбрать кусок угля. Моше протянул руку, чтобы взять алмаз, но Ашем помешал этому. Он послал ангела Гавриэля, чтобы подтолкнуть руку Моше к углю. Моше взял уголь, положил в рот и обжег себе губы и язык. С тех пор ему было тяжело говорить.

То, что Моше взял уголь и обжег язык, не было случайностью. Ашем хотел, чтобы тот, кто передаст народу Тору, был плохим оратором. Только когда на него нисходила Шехина, Моше говорил хорошо. И люди тогда понимали, что слова Моше не были его собственными. Он был просто посредником, передававшим слова Ашема.

Моше разделяет тяготы своих братьев

Фараон признал исключительные способности молодого Моше и назначил его своим управляющим.

В роскошном дворце фараона Моше мог жить легко и приятно. Но как только Моше узнал о своем еврейском происхождении, он каждый день уходил из дворца, чтобы навестить своих братьев в трудовых лагерях. Делая вид, что помогает египетским надсмотрщикам, Моше переносил тяжелые грузы с сынами Израиля. Он оплакивал их боль и скорбел: "Ваши мучения причиняют боль и мне, я бы хотел только одного - умереть за вас!"

Если община страдает, человек не должен говорить: "Это не моя забота. Я пойду домой, буду есть, пить и жить с удобствами". Он должен разделить с общиной ее трудности.

Моше придумал, как облегчить участь своих братьев. Он пришел к фараону и сказал: "Я замечаю, что вы обращаетесь со своими рабами неразумно".

"Как так?" - удивился фараон.

"Человек, который должен непрерывно трудиться, обречен на гибель. Вы намного увеличите производительность своих рабов, если позволите им отдыхать один день в неделю."

"То, что ты говоришь, верно, - ответил фараон. - Распорядись, чтобы им давали отдыхать один день в неделю".

Моше приказал, чтобы евреи отдыхали каждый Шабат.

С этого времени в Шабат сыны Израиля были свободны от рабского труда. Они проводили время, изучая свиток, содержащий обещание, что Ашем в конце концов освободит их.

Однажды, когда Моше было уже больше двадцати лет, он совершал свой ежедневный обход трудовых лагерей. Моше оказался свидетелем страшной сцены. Египетский надсмотрщик жестоко избивал еврея. Моше не мог понять, что побудило египтянина поступать так. На Моше снизошел Дух святости, и он понял, что привело к такому обращению с несчастной жертвой.

Датан, который подвергался жестоким побоям, не был обычным работником, Он был еврейским урядником, который должен был наблюдать за работающими евреями. Когда египетский надсмотрщик постучал к нему в дверь, чтобы поднять его на работу, он увидел красавицу Шломит, жену Датана. После того как Датан ушел, египтянин вернулся к его дому и проник в него, выдав себя за хозяина. Датан обнаружил, что над его женой надругались. Надсмотрщик же, опасаясь, что его накажут за содеянное, снял Датана с должности урядника, бросил в трудовой лагерь и теперь жестоко избивал его, рассчитывая убить.

"Ты, нечестивец! - закричал Моше. - Мало того, что ты надругался над его женой, так ты еще хочешь забить его до смерти?"

Моше обдумал, какого наказания заслужил египтянин за его преступление, и пришел к выводу, что он должен быть предан смерти.

Моше судил его по законам сыновей Ноаха, предусматривающим смертную казнь за прелюбодеяние.

Кроме того, египтянина можно было считать человеком, пытающимся убить другого, поэтому его можно было убить в целях самозащиты.

Моше поднял глаза к Небесам. "Есть ли какой-нибудь ангел-хранитель, который спасет этого человека?" Но ответа с Небес не последовало. "Может быть, он прародитель праведных потомков и поэтому его следует помиловать ради их заслуг?" Но озарение от Всевышнего открыло Моше, что среди египетских потомков не будет ни одного праведника.

Тогда Моше огляделся вокруг, чтобы убедиться, что поблизости никого нет и ни один египтянин не видит его, произнес имя Б-га, и египтянин упал мертвым. Моше засыпал его тело песком. Он просил евреев, видевших это, держать все в тайне.

Когда Моше вернулся в трудовой лагерь на следующий день, он увидел, что Датан, еврей, чью жизнь он спас, затеял ссору с Авирамом, братом своей жены. Датан хотел развестись с женой после того, что случилось, а ее брат решительно возражал. Датан уже замахнулся, чтобы ударить Авирама, когда вмешался Моше. "Злодей! - закричал он. - Почему ты бьешь своего ближнего?"

Четыре типа людей названы злодеями: тот, кто поднимает руку, чтобы ударить своего ближнего (даже если он его не ударил); тот, кто берет деньги в долг и не возвращает их; бесстыжий человек; тот, кто провоцирует раздоры.

"Кто ты, чтобы вмешиваться в наши дела? - нагло обратились к Моше Датан и Авирам. - Ты еще слишком молод, чтобы быть судьей! Мы знаем, что ты называешь себя сыном Батьи, хотя на самом деле ты всего лишь сын Йохевед!"

Датан и Авирам попросили аудиенции у фараона. "Этот Моше наносит ущерб вашей чести", - пожаловались они.

"Совсем нет," - ответил фараон.

"Разве вам неизвестно, что на самом деле он не сын вашей дочери, а еврей?"

"Это для меня неважно", - ответил фараон.

В конце концов они сказали ему, что Моше убил египтянина.

"Это зашло слишком далеко, - решил фараон. - Он должен быть приговорен к смерти."

Моше был потрясен предательством Датана и Авирама. "До сих пор я не понимал, чем народ Израиля заслужил рабство", - сказал он. - Но теперь я знаю - среди сынов Израиля есть доносчики".

Моше был арестован и передан в руки палача.

Палач занес меч над Моше, но Ашем превратил его шею в кусок мрамора. Палач обрушил на него меч во второй раз, но напрасно. После многочисленных безуспешных попыток принесли другой меч огромных размеров. Вместо того чтобы отрубить Моше голову, меч обрушился на палача и нанес ему смертельный удар. Моше бежал, и фараон отправил своих солдат в погоню, но Ашем поразил их всех слепотой. Когда фараон спрашивал: "Где Моше"? - он не получал ответа, потому что всякий, кто пытался ответить, становился глух и нем. Так Моше невредимым покинул землю египетскую.

Моше в земле Куш

Когда Моше был управляющим во дворце фараона, советник Билам бежал. До него дошли слухи, что Моше собирался его убить. Он странствовал со своими двумя сыновьями, пока не пришел в землю Куш, где в то время шла война. Воспользовавшись тем, что царь Кокенус покинул столицу, чтобы быть в первых рядах воинов, Билам возглавил восстание против отсутствующего государя. Людей убедили речи Билама, они назначили его своим новым правителем, а сыновья Билама стали министрами.

Билам научил жителей земли Куш, как укрепить столицу, чтобы царь Кокенус и его воины не смогли пробраться в город.

"Поднимите стены столицы с двух сторон настолько, чтобы нельзя было взобраться на них, - советовал Билам. - С третьей стороны города выройте глубокий ров, наполните его водой, прорыв между ним и рекой канал. А территорию у четвертой стороны столицы заполните змеями".

Когда Кокенус вернулся с войны, все входы в город были заблокированы. Высокие стены с двух сторон столицы были непреодолимым препятствием, поэтому Кокенус решил, что солдаты на плотах преодолеют преграду и атакуют город. Однако солдаты утонули. Свергнутый правитель попытался вторгнуться в город с четвертой стороны, но там были змеи, и Кокенус потерял сто семьдесят солдат, погибших от их укусов.

Именно в этот момент около города появился Моше и присоединился к свергнутому царю. Кокенус быстро оценил мудрость Моше и назначил его своим советником. Через девять лет Кокенус умер, и Моше стал вождем вместо него. Воины жаловались Моше: "Мы не видели наших жен и детей девять лет, потому что Билам занял крепость. Посоветуй нам, что делать?" Моше ответил: "Если мы попытаемся взять над ними верх в битве, то проиграем, а если попробуем преодолеть водную преграду, то утонем. Поэтому мы должны найти другой выход. Пусть каждый воин поймает молодого аиста, принесет его в свой дом и научит летать!"

Солдаты поймали молодых аистов и вырастили их, научив летать. Моше распорядился, чтобы птиц не кормили два дня. На третий день он приказал: "Пусть каждый воин опояшется мечом, оседлает коня и возьмет с собой аиста. Мы ворвемся в город с той стороны, где змеи". Когда они приблизились к городу, Моше приказал, чтобы аистов отпустили. Голодные птицы набросились на змей и уничтожили их всех до единой. Как только со змеями было покончено, солдаты бросились в атаку. Каждый сражался за свой дом, жену, детей. Билам со своими сыновьями бежал обратно к фараону. Моше был объявлен законным царем земли Куш. Жена прежнего царя, Кокенуса, стала женой Моше. Но Моше, боявшийся Ашема, не приблизился к ней. Он помнил Авраама, который заставил своего слугу Элиезера поклясться не брать Ицхаку в жены дочерей Ханаана, и Ицхака, который предостерегал Яакова, чтобы тот не женился на дочерях Хама. Сорок лет Моше спокойно царствовал, но когда сын бывшего царя стал взрослым, царица сказала министрам: "Как вы можете терпеть на троне чужеземца, который не разделяет вашего образа жизни и не поклоняется ни одному из богов земли Куш? Пришло время назначить царем моего сына Мунхама!"

Министры согласились и короновали на царство Мунхама.

Моше покинул землю Куш с великими почестями и дарами. Ему было шестьдесят семь лет. Моше опасался вернуться в Египет и направился в Мидиан.

Моше в Мидиане

Итро бежал из египетского двора в Мидиан. Там он был назначен на самую почетную должность - первосвященником местных богов. Но Итро не хотел поклоняться безжизненным изображениям. Отвергнув египетский культ, он отказался от религии мидианитов и изучал разные религии, стремясь познать все верования в мире. После долгих размышлений он понял, что все они ложны. Хотя он не нашел еще истинной веры, но решил, что не может больше служить богам, лишенным всякого смысла. Поэтому он сказал народу Мидиана: "Я слишком стар, чтобы быть первосвященником. Возьмите у меня все культовые предметы, используемые для служения богам. Мне они больше не нужны!"

Мидианиты поняли, что Итро презирает служение их идолам, и в отместку бойкотировали его. Никто не мог жениться на его дочерях, никто не мог помочь ему чем-либо, никто не мог наняться к нему на службу и охранять его овец. Поэтому все его семь дочерей были незамужними. Они должны были пасти его овец, потому что ни один пастух не соглашался работать на него.

Всякий раз, когда дочери Итро ходили к колодцу, чтобы набрать воды для овец, пастухи грубо обращались с девушками и подпускали их к колодцу только тогда, когда все уже заканчивали набирать воду.

Однажды поведение пастухов было более вызывающим, чем обычно, - они толкнули беззащитных девушек в воду. И тут вдруг вмешался прохожий в египетской одежде. Он спас беспомощных девушек и напоил их стада. Пока незнакомец, которым оказался Моше, был у колодца, вода поднималась навстречу ему. Она опустилась до своего первоначального уровня, только когда он ушел.

Когда приходит праведник, с ним приходит и благословение. Так мы узнаем, что и вода Харана была благословенна благодаря Яакову. Перед тем, как уйти, девушки поблагодарили Моше за то, что он спас их. Моше ответил: "Не благодарите меня! Благодарите лучше египтянина, которого я убил. Если бы не он, меня бы не было сегодня здесь".

Моше хотел этим сказать, что он был лишь орудием Б-жественного Провидения.

Человека укусила ядовитая змея, и он бросился к реке, чтобы промыть рану. В тот момент, когда он подбежал к берегу, он услышал крики маленького ребенка, который тонул. Человек протянул руку и вытащил ребенка на сушу. "Как же мне благодарить тебя? - воскликнул ребенок. - Если бы не ты, я бы утонул". "Это не я спас тебя, - поправил его человек. - Это змея, которая укусила меня. Из-за змеи я подбежал к реке и поэтому смог спасти тебя".

Точно так же Моше объяснил дочерям Итро, что Ашем является причиной, направляющей ход событий, чтобы достичь Своих целей.

Итро был удивлен необычно ранним возвращением дочерей. "Почему вы сегодня вернулись так рано?" - спросил он их. Девушки рассказали, что пастухи бросили их в колодец и что их спас незнакомец. Они повторили слова Моше о Б-жественном Провидении.

"Почему же вы не привели этого человека в дом? - спросил Итро. - Судя по тому, как вы его описываете, он должен быть одним из потомков Яакова. Пригласите его к нам на трапезу". Приглашение Итро было вызвано не только стремлением проявить гостеприимство. Он пригласил чужестранца, помня о том, что его дочери одиноки, и надеясь, что чужестранец, может быть, его будущий зять!

Дочь Итро Ципора привела чужестранца. (Имя Ципора - птица - означает, что она была проворна, совершая добрые дела).

Итро расспросил Моше о его прошлом. Когда Итро узнал, что Моше бежал от египетского суда, он из страха перед фараоном решил заточить его в темницу.

Моше был брошен в яму, где он провел десять лет. Все это время его кормила Ципора, которая тайно приносила ему пищу. Через десять лет она спросила отца: "Не хочешь ли ты увидеть человека, которого ты заточил в темницу десять лет назад?" "Он давно умер с голоду", - ответил Итро. "Я слышала о величьи Б-га евреев, - сказала Ципора. - Он спас Авраама из плавильной печи, Ицхака - от ножа на алтаре, а Яакова - от руки ангела. Он также спас этого человека от меча фараона". Итро послал в темницу гонца, и ему сообщили, что Моше жив и что его застали молящимся Ашему. Итро пришел в восторг. Он приказал, чтобы Моше освободили, постригли, одели и привели к нему в дом.

Когда Моше вышел в сад за домом Итро, чтобы поблагодарить Ашема за то, что Он поддержал его и сохранил ему жизнь, он заметил сапфировый жезл, торчащий из земли. Он вынул его и принес Итро, чтобы узнать, чей он. "Если ты смог сдвинуть этот жезл, то ты, должно быть, его законный владелец! - воскликнул Итро. - Знай, что, согласно астрологическим расчетам, это особый жезл, поэтому я взял его из дворца фараона после смерти Йосефа, которому он принадлежал. Звезды предрекают, что владелец этого жезла спасет евреев из Египта. Никто другой не мог вытащить его из земли".

Жезл был сделан Самим Ашемом, который дал его Адаму. Затем он был передан Шету, а потом Аврааму, Ицхаку, Яакову, Йосефу и Моше. После смерти Моше он был вручен царю Давиду и последующим царям из династии Иеуды.

После всего, что произошло, Итро относился к своему гостю с большим уважением. Моше научил домашних Итро служить Ашему. Первой приняла его учение Ципора. Она очистила дом от следов идолопоклонства. (Имя Ципора означает очищающая дом). Ципора обладала величьем Сары, Ривки, Рахели и Леи. Когда Моше было семьдесят семь лет, он женился на ней. Итро заставил Моше поклясться, что он не вернется со своей семьей в Египет. Там его жизнь была в опасности, над ним тяготел приговор, вынесенный из-за доноса Датана и Авирама. Итро заклинал Моше посвятить своего первого сына служению идолам.

Эти слова наших Мудрецов указывают на то, что Моше самим фактом своего добровольного пребывания вблизи Итро (который еще не был евреем) подвергал своих будущих потомков опасности духовного разложения, которое могло привести к идолопоклонству. Надеясь оказать положительное влияние на Итро, Моше жил рядом с ним. Однако Моше недооценивал опасностей, которые были заключены в этом унизительном окружении. Поэтому его поступок, согласно единодушному суждению наших Мудрецов, называется "связыванием себя клятвой".

Рав Десслер объясняет, что само решение человека поселиться там, где Тора находится не на высоте, - это уступка, ослабляющая служение человека Ашему, потому что даже на величайших людей оказывает влияние их окружение. Следовательно, если кто-то выберет себе местом жительства район, проникнутый атмосферой изучения Торы и страхом перед Ашемом, можно поставить ему в заслугу, что он поднял свой уровень и уровень своей семьи во всех будущих поколениях.

Итро потребовал от Моше, чтобы его первенец остался необрезанным. Моше хотел выполнить мицву - иметь детей - и надеялся: Ашем направит события так, что он сможет обрезать своего сына.

Моше пас стада Итро за то, что получил руку его дочери. Как только Моше стал пастухом, на стада Итро снизошло благословение. Животные быстро размножались, и ни одно из них ни разу не сожрал дикий зверь. Обычно, Моше пас стада на ничейной земле и следил, чтобы они не паслись в полях, которые не принадлежали Итро. Моше был самым внимательным из пастухов.

Ашем не позволяет человеку занять высокое положение, не проверив его малыми делами. Так было в жизни двух человек, которых Ашем испытал в повседневных делах, перед тем как возвеличить их.

Однажды от стада отбился ягненок, и Моше последовал за ним, пока не добрался до кустарников, росших у водоема. Тут ягненок остановился попить. Моше сказал: "Я не знал, что ты столько пробежал потому, что тебе хотелось пить. Ты, должно быть, устал." Он поднял ягненка себе на плечи и принес его назад в стадо.

Когда Давид был пастухом, он также подвергся испытанию и выдержал его. Он защищал мелких овец от нападения крупных, кормил старых овец мягкой травой, а молодым, сильным овцам оставлял жевать жесткую траву.

Ашем решил, что люди, которые заботятся о нуждах каждой овцы, будут хорошо заботиться и о народе Израиля. Поэтому Он возвеличил Моше и Давида.

Ципора родила Моше двух сыновей. Старшего он назвал Гершом: "Ведь я чужестранец (Гершом происходит от гер - чужестранец), в чужой земле - земле, где все служат идолам, и только я служу Ашему".

Ашем открылся Моше в горящем кусте

Мучения евреев в Египте становились все более страшными. В трудовых лагерях мужчины и женщины должны были работать, отдавая все силы. Если они не делали требуемое число кирпичей, египтяне, чтобы заменить недостающие кирпичи, замуровывали в стены еврейских детей.

Фараон заболел, он страдал проказой. "Лучшее средство от вашей болезни, - советовали ему астрологи, - принимать ванну из крови. Убивайте сто пятьдесят детей утром и сто пятьдесят детей днем и купайтесь в их крови". Когда сыны Израиля услышали об этом новом законе, они воззвали к Ашему.

Ашем услышал их крик. Он вспомнил свой завет с Авраамом, Ицхаком и Лаковом и решил их спасти.

Спасение евреев было обусловлено пятью причинами:

их страданиями; их раскаянием;

заслугами их праотцов; милосердием Ашема; наступлением назначенного времени.

Хотя прошло лишь двести десять лет, а не четыреста, как постановил Ашем, Он решил: двести десять лет рабства и мучений равны четыремстам годам, которые Я назначил им. Я спасу их сейчас. Поэтому Ашем явился Моше, чтобы послать его в Египет.

Однажды, когда Моше пас овец в пустыне, он не мог найти для них подходящего пастбища. Он странствовал в поисках поля, а за ним следовали стада. Моше шел сорок дней, не находя еды и питья, и животные чудом выжили. Этим Ашем дал понять Моше, что так же, как он сумел выжить в течение сорока дней в пустыне, он сможет вести сынов Израиля через пустыню сорок лет.

Вдруг Моше обнаружил, что он у подножия горы Синай, и гора притягивала Моше, как магнит притягивает железо.

Моше позвал ангел Михаэль, чтобы подготовить его к предстоящему откровению Ашема. Однако Моше не обратил внимания на голос, потому что он был верным слугой и его обязанностью была охрана овец. Ашем был вынужден привлечь внимание Моше каким-нибудь поразительным зрелищем, и Моше заметил горящий куст терновника на горе. Охваченный языками пламени куст не сгорал. Поняв этот особый знак свыше, Моше бросил овец, сказав: "Я должен подойти ближе и посмотреть, почему куст не сгорает!"

Когда Моше взошел на гору, ангел воззвал к нему: "Сними свою обувь, ибо место, на котором ты стоишь, святое!" Моше был обут по обычаю пастухов в высокие сапоги, чтобы не промочить ноги, когда он переходил речки. Когда он снял обувь, он был готов к тому, чтобы Сам Ашем обратился к нему.

Ашем опасался, что Моше испугается, потому что он в первый раз получал пророчество.

"Если Я буду говорить с ним громко, то он смутится. Если же Я обращусь к нему тихим голосом, то это снизит его уважение к пророчеству. Поэтому Я обращусь к нему голосом его отца!"

Агаем воззвал голосом Амрама:

- Моше, Моше!

- Вот я, - ответил Моше. - О чем мой отец просит меня?

- Я не отец твой, - Я Б-г твоего отца и Авраама, Ицхака и Яакова. Я обратился к тебе голосом твоего отца, чтобы ты не испугался.

Как только Моше услышал, что Ашем обращается к нему "Б-г твоего отца", он понял, что его отец скончался. Он знал, что Ашем не присоединяет Своего Имени к именам живущих. Ашем назвал Себя также Б-гом Авраама, Ицхака и Яакова, чтобы утешить Моше в связи с печальным событием. Ашем знал, что упоминание имени Амрама рядом с именами патриархов, и даже раньше имен патриархов, обрадует Моше.

Почему Ашем явился Моше в кусте терновника, а не в дубе или каком-либо другом дереве? Ашем дал понять Моше, что Он тоже страдает вместе с сынами Израиля. Как в случае двойняшек: если у одного болит голова, то и другой страдает тем же, - так и Ашем чувствует боль народа Израиля, ибо сказано: "Я с ним в несчастье".(Теилим 91:15).

Явившись в скромном кусте терновника, Ашем показал, что нет места, где бы отсутствовала Шехина, она присутствует даже в самом невзрачном месте.

Кроме того, несгорающий куст терновника должен был придать Моше уверенность. Моше боялся, что египтяне могут уничтожить евреев. Теперь ему явилось видение: куст терновника (еврейский народ) не будет поглощен огнем (его врагами) ни в Египте, ни в его долгом изгнании.

Когда Моше увидел Шехину, он закрыл лицо. Он боялся смотреть на нее. "Б-г моих отцов явился ко мне", - подумал он. - Разве я не должен спрятать свое лицо?"

Ашем сказал:

- Раз ты почтил Меня и скрыл свое лицо, то я клянусь, что ты сможешь стоять на горе Синай сорок дней и сорок ночей без еды и питья, и тебя будет питать Шехина.

(Согласно другой точке зрения, Моше не должен был прятать свое лицо, и, если бы он не сделал этого, Ашем открыл бы ему тайны неба, земли и будущего (Шмот Раба 3:2).)

Ашем сказал Моше:

- Я видел печали народа Моего, и Я слышал вопль каждого еврея. Я сошел на землю, чтобы вывести евреев из Египта и привести их в землю хорошую и просторную, текущую молоком и медом. А теперь иди к фараону, тому самому фараону, от которого ты бежал, и выведи сынов Израиля из Египта!

Моше возразил:

- Кто я, чтобы пойти в Египет и вывести оттуда сынов Израиля! Творец, разве ты не обещал Яакову: Моя Шехина сойдет с тобой в Египет и выведет тебя оттуда! А теперь ты посылаешь меня вместо Себя?

Царь обещал своей недавно вышедшей замуж дочери: "Когда ты с мужем покинешь дворец и переедешь в свой дом, я дам тебе одного из придворных, чтобы он помогал тебе и составлял вам компанию". Когда новобрачные уже готовы были уйти, царь вызвал негритянку, чтобы она сопровождала их. "Это тот благородный спутник, которого вы нам обещали?" - спросил с обидой зять.

Точно так же Моше хотел, чтобы Сам Ашем был тем спасителем, которого Он обещал Яакову.

(Моше отказывался быть посредником при спасении народа, понимая, что если избавителем будет сам Ашем, то спасение будет вечным. Однако Ашем заверил Моше, что Его Шехина будет с ним, и поэтому избавление, принесенное Моше, будет таким же).

Моше продолжал возражать:

- Ты приказываешь мне вывести евреев из Египта. Но кто я, чтобы возглавить их? Даже если бы Ты повелел мне вывести лишь сто или двести человек, мне было бы трудно это сделать. Но Ты хочешь, чтобы я вывел 600 тысяч человек! Я не могу защитить их ни от летнего зноя, ни от зимних холодов. Чем я буду их кормить? У всех разные нужды. Среди них есть женщины, которые только что родили, и беременные, и младенцы!

Ашем ответил:

- Немного теста, которое сыны Израиля возьмут с собой из Египта, хватит на тридцать дней, так что об их будущих нуждах тебе не придется заботиться!

Моше опять возразил:

- Мне небезопасно возвращаться во дворец фараона, в это логово грабителей и убийц!

- Я буду с тобой, - обещал Ашем.

- Какие заслуги есть у народа Израиля, что он должен быть спасен? - спросил Моше.

Ашем заверил его, что сыны Израиля заслуживают спасения ради Торы, которую они позже получат на той самой горе, на которой теперь стоял Моше, - на горе Синай.

- А если они спросят, кто послал меня, что я отвечу? - спросил Моше.

- У меня нет определенного имени. Мое Имя меняется в зависимости от того, как Мои действия воспринимают люди, - объяснил Ашем. - Когда Я сужу мир, человечество считает Меня Э-локим; когда Я веду войну с нечестивцами, Меня называют Це-ваот.

Когда Я отменяю наказание грешника, Меня именуют Ша-дай, когда Я милостив, то Я являюсь как Ашем. Так знай, что это Э-хье послал тебя. Это имя означает, что так же как я с ними в этом изгнании, я буду с ними в их будущих изгнаниях.

- Разве они недостаточно сейчас страдают? - спросил Моше. - Зачем говорить им о грядущих изгнаниях?

- Верно, - ответил Ашем. - Я открыл это только тебе, потому что ты - их вождь - должен знать об этом. Сынам Израиля ты скажешь, что тебя послал Э-хье, и это значит, что Я пребуду с ними в их нынешних печалях. Пойди и собери старейшин и скажи им, что Я выведу сынов Израиля из Египта, ибо вспомнил Я их. Когда ты произнесешь эти слова, они поверят тебе, потому что знают еще от праотца Йосефа, что так обратится к ним их спаситель.

На иврите слова, с которыми обратился Моше к старейшинам, имеют двойной смысл - пакод пакадти означает: "Я покараю египтян за их прошлые преступления, а также за их будущие злые дела. Я накажу их в Египте, а также в Ям Суф".

Ашем продолжал наставлять Моше:

- Предстань перед фараоном со старейшинами и скажи ему: "Ашем, Б-г евреев, Сам явился нам. Пожалуйста, разреши нам отправиться на три дня в пустыню, чтобы мы могли принести жертвы Ашему, нашему Б-гу!"

Почему Ашем приказал Моше сказать фараону, что они хотят отправиться в путь на три дня, и не говорить, что они уйдут навсегда? Ашем умышленно вводил в заблуждение египтян, чтобы в конце концов утопить их в Ям Суф. Потому египтяне и осмелились преследовать евреев, что они думали: после трех дней пути из Египта Ашем не позволит евреям двигаться дальше. Они считали, что Ашем отдаст сынов Израиля в их руки. Если бы не просьба Моше о трех днях пребывания в пустыне, египтяне не решились бы преследовать евреев, избежали бы последнего наказания (мера за меру) и не были утоплены в Ям Суф за их бесчеловечный приказ топить еврейских младенцев.

Ашем открыл Моше, что фараон откажется отпустить сынов Израиля и сделает их труд еще более тяжелым, чем раньше. Предсказав это, Ашем хотел ознакомить Моше со Своими будущими планами, чтобы потом Моше не жаловался. Тем не менее, Моше протестовал, когда фараон сделал рабский труд еще более тяжелым. Ашем сказал в заключение:

- Я поражу Египет Моими казнями, и фараон отпустит вас. Тогда Я выполню Мое обещание Аврааму, и сыны Израиля уйдут из Египта с большими богатствами. Вы так опустошите страну, что она станет как морское дно, где не водятся даже рыбы.

Моше продолжал возражать:

- Но они не поверят мне и не будут слушать меня, они скажут: "Ашем не явился тебе!"

- Почему ты обвиняешь их в неверии? - упрекнул Ашем Моше. - Они будут слушать тебя. Они верующие, сыновья Авраама, о котором написано: "И он верил в Ашема" (Берешит 15:6). Ты говорил дурно о моих сыновьях. Поэтому ты будешь наказан предметом, который ты держишь в руке. Брось жезл на землю!

Моше бросил жезл, и он превратился в змею.

- У тебя был злой язык, как у змеи! Испугавшись, что змея его укусит, Моше убежал. Если бы не грех, заключавшийся в том, что он дурно говорил о народе Израиля, ему нечего было опасаться. Змея не может причинить вреда, - это грехи человека делают его уязвимым к ее укусам.

Однажды в одном из городов Израиля была замечена ядовитая змея, и люди испугались. За советом они обратились к Р. Ханине бен Доса.

"Приведите меня к норе змеи", - приказал он. Его привели туда, и он закрыл своим каблуком вход в нору. Змея, шипя, высунулась, укусила его и тут же сдохла. Р. Ханина положил ее себе на плечо и принес в Дом Учения, объявив: "Вы видите, дети мои, убивает не змея, а совершенный грех!"

Одна знатная римлянка обратилась к Р. Йосе: "Мое божество превосходит твоего Б-га, - с издевкой сказал она. "Почему ты так говоришь?" - спросил он ее. "Когда твой Б-г явился Моше в кусте, Моше лишь скрыл свое лицо, но когда появился мой бог, змея, он убежал!" "Горе тебе, - ответил Р. Йосе. - Когда Всемогущий открылся Моше, куда было ему бежать? Слава Ашема наполняет небо и землю, нет такого места, куда можно было бы убежать от Него, А что касается твоего идола, - змеи, то Моше нужно было лишь отойти на несколько шагов, и он был бы в безопасности!" Ашем сказал Моше: - Возьми змею за хвост!

Как только Моше исполнил приказание, она опять обратилась в жезл.

Этот знак - превращение жезла в змею и змеи в жезл - имел двойной смысл: он был наказанием Моше за его нечестивые речи, а также чудом, которое он совершил, чтобы показать, что он истинный спаситель.

Ашем дал Моше второй знак, сказав: "Теперь положи свою руку за пазуху". Моше так и сделал. Когда он вынул руку, она была белой от проказы. Это был знак, предназначавшийся для сынов Израиля, но это было и наказанием Моше. Он был поражен проказой за свои слова. То, что он положил свою руку за пазуху - в место, скрытое одеждой, было еще одним намеком:

Моше совершил тайный грех.

Затем Ашем приказал Моше положить руку за пазуху во второй раз. Как только он вынул ее, рука вновь стала здоровой. То, что рука Моше излечилась, тоже было важно для сынов Израиля. Ашем сказал:

- Если сыны Израиля спросят тебя: "Как же мы спасемся, ведь мы одурачены египетским идолопоклонством", - скажи им, что так же, как Я вылечил твою руку, Я очищу их от всех следов египетского идолопоклонства.

- Я дам тебе и третий знак, и ты сможешь показать все три знака, чтобы доказать, что Б-г трех их праотцов - Авраама, Ицхака и Яакова - явился тебе. Если ты выльешь воду из реки на землю, она превратится в кровь.

Однако Моше все равно отказывался идти.

- Я неподходящий посланец, чтобы провозглашать Твое величье, потому что я не речист, я тяжелоуст и косноязычен. Фараон говорит на семидесяти языках, обращаясь к каждому посетителю на его родном языке. Как только я появлюсь, он испытает меня и обнаружит, что я плохой оратор. Египтяне будут насмехаться надо мной и скажут: "Моше пришел от Имени Того, Кто сотворил мир, а сам не умеет говорить даже на одном языке!

Всемогущий, я знаю, что Ты сотворил каждый орган для определенной цели. Для чего же создан мой неповоротливый язык? Дай мне дар речи, чтобы я мог по-настоящему владеть моим языком!

- Кто дал дар речи первому человеку - Адаму? Благодаря способностям, которые Я дал ему, Адам знал семьдесят языков. Он назвал каждое животное на всех этих языках. Кто делает так, что люди бывают немые или глухие? Кто сделал так, что солдаты фараона оказались глухими и немыми, когда ты бежал? Я буду с тобой и Я научу тебя, что говорить.

Ашем мог сделать Моше великим оратором. Он специально выбрал Своим посланцем косноязычного человека, чтобы Тора была принята сынами Израиля не потому, что они были захвачены впечатляющими речами оратора, а потому что истинность Его послания говорила сама за себя. Ашем для того и наделил Моше дефектом речи, чтобы доказать истинность Б-жественной Торы для будущих поколений.

Шесть дней Ашем старался убедить Моше принять роль вождя. На седьмой день Моше предложил:

- Не лучше ли избрать вождем моего брата Аарона? Он уже получил Твое пророчество в Египте на восемьдесят лет. Его может обидеть то, что я займу его место.

Ашема рассердило упрямство Моше:

- За твой отказ ты заслуживаешь смерти. Ты будешь спасен лишь благодаря заслугам твоего отца Амрама и потому что Я - Б-г милосердный!

Ашем решил, что Моше станет коэном, а его брат Аарон - левитом. Однако, когда Моше отказался стать вождем народа Израиля, Ашем в гневе изменил решение. Аарон стал первосвященником вместо Моше, а Моше - левитом.

Ашем сказал Моше:

- Аарон не будет возражать, если ты будешь избран вождем. Наоборот, он искренне рад этому. Он поможет тебе выполнить твою миссию. Ты будешь говорить на священном языке, а он переведет твои слова фараону. Тебе не надо быть оратором, чтобы убедить фараона. Возьми свой жезл и наноси им удары - это единственный язык, который он понимает!

Моше наказан за то, что не обрезал своего сына

В Мидиане Ашем явился Моше и приказал ему: Вернись в Египет! Тебе нечего бояться мести Датана и Авирама. Они обеднели и больше не пользуются влиянием. Поэтому они не смогут причинить тебе вреда!

Когда Ашем говорил с Моше, Его голос разделился на два, и Аарон в Египте услышал, как тот же голос приказал: Иди и встречай Моше в пустыне!

Моше попросил своего тестя: "Позволь мне взять мою жену и детей и уйти!"

"Куда ты поведешь их?" - спросил Итро.

"Я хочу вернуться к моим братьям в Египет, - ответил Моше, - и посмотреть, живы ли они ".

Итро возразил: "Почему ты хочешь привести их туда? Евреи Египта будут счастливы, если им позволят уйти. Почему же ты хочешь увеличить их число и привести туда твою жену и детей?!"

"Когда-нибудь сыны Израиля будут стоять на горе Синай и слушать слова: "Я Ашем, твой Б-г!" Неужели мои дети не должны быть там, чтобы услышать эти слова Б-га?" - ответил Моше.

"Ты прав, - согласился Итро. - Иди с миром."

Ашем приказал Моше взять в Египет свой жезл, чтобы совершать там чудеса. Хотя жезл был невероятно тяжел, он казался невесомым, когда его нес Моше. Жезл был сделан из сапфира, и на нем были нанесены знаки - первые буквы названий Десяти Казней. На его поверхности было начертано также Б-жественное Имя.

Ашем приказал Моше сказать фараону: Исраэль - Мой первенец. Отпусти Моего сына, чтобы он мог послужить Мне. Если ты откажешься отпустить его, то Я накажу тебя, убив твоих первенцев!

Взяв жену и детей, Моше тронулся в путь. По дороге в Египет Ашем послал ангела Смерти.

Когда ангел начал заглатывать Моше, Ципора сразу поняла, что ее муж наказывается Ашемом за то, что не обрезал своего сына.

Даже после ухода из Мидиана Моше медлил с обрезанием сына, потому что был слишком занят подготовкой места для ночлега всей семьи. Менее значительный человек чем Моше не был бы сразу наказан за такую задержку. Ашем был предельно строг, когда судил Моше, который был выдающимся праведником, поэтому он приказал ангелу немедленно поставить под угрозу жизнь Моше за его пренебрежение мицвой.

Еще одна мысль мелькнула у Ципоры, и она воскликнула: "Может быть, тебя наказывают, потому что ты женился на мне!" Она не знала точно, напал ли ангел на Моше потому, что он женился на ней, а не на девушке, которая была еврейкой по рождению, или потому, что он не совершил милу.

Ципора схватила нож (согласно другим точкам зрения, острый камень) и обрезала своего сына. Ангел сразу отпустил Моше. Поняв, что Моше попал в опасность, потому что не выполнил мицву милы, Ципора воскликнула: "Как велика мицва обрезания! Мой муж заслужил смертную казнь за то, что не приложил должных усилий, чтобы выполнить эту мицву, и все его многочисленные заслуги не помогли спасти его. Но теперь он спасен благодаря выполненному обряду!" Как велика заповедь обрезания! Если бы не эта заповедь, Ашем не создал бы небо и землю.

Она равна всем заповедям Торы вместе взятым.

Тринадцать заветов было заключено благодаря ей.

Наказание за ее невыполнение - карет.

Она превосходит великую мицву Шабата (потому что этот обряд совершается даже в Шабат).


=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = ОГЛАВЛЕНИЕ =

Hosted by uCoz