МИДРАШ РАССКАЗЫВАЕТ

Жду Ваших писем!

=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = ОГЛАВЛЕНИЕ =

БЕРЕШИТ
ШМОТ
ВАИКРА
БЕМИДБАР
ДВАРИМ

БЕРЕШИТ

Как в Эрев Шабат был создан Адам и помещен в Ган Эден

Последний из шести дней Творения был первым днем месяца тишри.

Ашем собирался вылепить тело Адама. Вот как Он "работал":

Чтобы изготовить руки и ноги Адама, Ашем набрал земли со всех частей света.

Для туловища Он взял земли Вавилонской.

Чтобы изготовить Адаму голову, самую важную часть человеческого тела, Он взял земли из Эрец Исраэль.

Ашем положил собранную землю на горе Мориа, где впоследствии будет находиться жертвенник Храма, смешал ее с водой, взятой со всех океанов мира, и из получившейся глины вылепил фигуру человека.

Пока тело Адама недвижно лежало на земле, Ашем провел перед его глазами образы всех его будущих потомков. Адам увидел Ноаха и всех праведников будущего, Авраама и всех людей, перешедших в еврейство, Ицхака и всех тех, кому придется испытать страдания, Иякова и всех будущих великих знатоков Торы, Моше и всех смиренных людей, Аарона и всех священников, Давида и всех будущих царей.

- Ты видел? - сказал Ашем. - Все эти святые люди произойдут от тебя!" Адам был польщен.

Для чего Ашем показал Адаму это видение? Для того, чтобы вселить в него мысль, что если он согрешит, то повредит не столько себе, сколько всем своим будущим потомкам. И действительно, потом, когда Адам согрешил, он изменил судьбу всех последующих поколений.

Еще один вопрос: почему Ашем явил перед Адамом все эти видения до того, как сделал его живым? Ответ в том, что до оживления Адам был способен к предвидению гораздо больше, чем после того, как вступил во владение своим земным телом.

В том же духе наши мудрецы утверждают, что до своего рождения ребенок знает всю Тору целиком. Как только душа его облекается в материальное тело и спускается в этот мир, он теряет способность держать в памяти то, что постиг ранее, и забывает Тору, которой его обучили. Но если так, то какой же вообще смысл в том, что его обучали Торе? - Поскольку его разум однажды достиг высот духа, то позже, при жизни, он сможет снова достичь того же.

Прежде чем оживить Адама, Ашем подумал: "Как Мне следует внести в него жизнь? Может, через рот? Я не могу так поступить, ибо он употребит свой рот для злословия. Через глаза? Нет, ибо он будет смотреть со злыми намерениями. И уши его тоже не подходят для того, чтобы душа вошла через них, ибо он будет слушать ими б-гохульства. Я изберу более подходящее отверстие - ноздри. Через ноздри загрязненный воздух выходит наружу. Ноздри как бы очищают тело. Пусть через них в тело войдет душа.

Рассказывая о сотворении Адама, Тора приводит слово "и сотворил Он" с удвоенной буквой иуд (Берешит 2:7), тогда как в другом случае, при повествовании о сотворении животных, в этом слове стоит только одна буква иуд. Таким образом Тора указывает, что сотворение Адама не было лишь физическим актом, но что Ашем придал ему двойственную природу:

= Хотя тело его было сделано из глины, он обладал бессмертной душой.

= Он был наделен способностью жить в двух мирах, в мире этом и в олам аба.

= Адаму приданы были диаметрально противоположные наклонности, одна из которых вела его к доброму и благородному, а другая, гнала навстречу злу.

= Даже физически Адам состоял из двух частей - он был мужчиной и женщиной одновременно. Спереди он был мужчиной, но сзади к этому мужчине присоединена была женщина.

Адам был творением рук Ашема и, следовательно, физически совершенным. В мир он явился уже обрезанным. До своего прегрешения он был так велик ростом, что не только доставал до небес, но и заполнял собой весь мир. (Т.е. в Адаме была заключена сущность всего, что сотворено). Краса его сверкала так, что даже после его смерти самая низменная часть его тела затмевала собой солнце.

Как только он был создан, ангелы, покоренные его величием и святостью, преклонились перед ним и пожелали воспеть хвалу. И только когда Ашем наслал на Адама сон, они поняли свою ошибку. Ведь он был создан всего лишь человеком!

Ашем собрался поместить Адама в самое великолепное место на земле, в Ган Эден, но Адам не хотел туда войти. Он понимал, что от того, кто живет в Ган Эдене, требуется более совершенным образом служить Ашему. Он боялся, что не сможет соответствовать таким высоким требованиям.

(Рамбан и Виленский Гаон предупреждали, обращаясь к своим семьям в письмах, что от тех, кто поселится в Эрец Исраэль, потребуется, в соответствии со святостью этой страны, подняться до высочайшей святости. Эрец Исраэль - это Дворец Царя, а преступление, совершенное в царском дворце, тяжелее учиненного в любом другом месте).

И только после долгих уговоров дал Адам поместить себя в Ган Эден.

Сотворение Хавы

Адам явился в мир, но сотворение человечества еще не было завершено. Ашем сказал: "Нехорошо, если человек будет в одиночестве. Сотворю Я ему помощницу кенегдо (2:18).

Слово кенегдо означает и "соответственно ему" и "против него." Если муж ведет достойную жизнь, то жена будет ему поддержкой, будет соответствовать ему, если же нет, то она станет ему противником.

Та жена помогает мужу, которая поощряет его усердно изучать Тору.

Р. Хананья бар Хахинай решил покинуть свою жену и семью, чтобы изучать Тору в отдаленной ешиве. Перед отъездом он пошел на свадебные торжества к р. Шимону бар Йохаю. "Подожди меня, пока не кончатся семь дней моей свадьбы, тогда я присоединюсь к тебе!" - попросил жених, р. Шимон бар Йохай. ПЯ не могу ждать",- ответил р. Хананья и ушел. Двенадцать лет не возвращался он домой. Когда же вернулся, то не узнал улиц родного города. Поскольку старые кварталы были снесены и вместо них воздвигнуты новые, он не смог даже найти путь к своему дому. Так он сидел, покинутый всеми, на берегу реки, пока не заметил двух девушек. Одна из них крикнула своей подружке: "Наполняй свое ведро, дочь Хананьи". Услышав имя дочери, он встал, пошел за ней и таким образом пришел домой. Когда он вошел, жена его сидела за столом, просеивая муку. Она подняла глаза и увидела мужа. От потрясения она тут же потеряла сознание и душа ее отлетела. "Властелин Вселенной! - взмолился р. Хананья.

- И это награда ей за то, что она прождала меня все эти годы?'' Ашем тут же совершил чудо, и она вернулась к жизни.

Р. Хама бар Биса тоже покинул свой родной город, чтобы двенадцать лет изучать Тору. Вернувшись, он сказал: "Я не войду в дом внезапно, как сделал р. Хананья бар Хахинай, а сначала сообщу семье о своем прибытии". Придя в город, он уселся в Бейт Мидраше вместо того, чтобы направиться домой. Вошел его сын Ушиа, но р. Хама не узнал его. Вошедший сел перед р. Хамой, и они стали рассуждать на темы Торы. На р. Хаму произвел впечатление уровень знаний молодого человека, и он огорчился: "Если бы я остался дома, я мог бы учить своего сына, и он стал бы таким же мудрым, как этот молодой человек".

Наконец он послал своей жене весть о прибытии и пошел домой. Вскоре после его прихода туда явился тот самый молодой человек, который сидел перед ним в Бейт Амидраше.

"Должно быть, он пришел, чтобы задать мне еще несколько вопросов", - подумал р. Хама и поднялся с места в знак уважения к познаниям юноши в Торе.

"С каких это пор отец встает перед своим сыном?" - спросила его жена. Услышав, что это его сын, ошеломленный р. Хама произнес стих (Коэлет 4:12): "И нитку, втрое скрученную, нелегко порвать", пояснив при этом: "Мой отец, р. Биса, был знатоком Торы, я знаток Торы, а мой сын Ушиа - третье поколение знатоков Торы". Он имел в виду, что раз три поколения в семье были крупными учеными, то изучение Торы будет занятием и грядущих поколений.

Но не всегда все происходило так гладко. Известна история, когда жена одного мудреца, р. Йосе Аглили, противилась своему мужу.

Р. Йосе Аглили женился на своей племяннице. (Поскольку она была его родственницей, он не смог хорошенько разузнать ее характер, как обычно делают, когда берут невесту из чужой семьи). Жена часто унижала его перед учениками, поэтому они посоветовали р. Йосе: "Разведись с ней. Такая жена не подобает твоему положению."

- Как могу я это сделать? - ответил он. - В ее брачном контракте оговорено, что при разводе она должна получить огромную сумму денег. Я не в состоянии снабдить ее такими деньгами.

Однажды р. Йосе занимался с р. Элазаром бен Азарией. Когда они закончили урок, р. Йосе сказал р. Элазару: "Рабби, прошу тебя, идем ко мне поестъ". (Так как оба они были наставниками своего поколения, они удостаивали друг друга обращения "рабби").

Когда они вошли в дом, жена р. Йосе в гневе отвернулась и ушла. Р. Йосе увидел на полке кастрюлю, поэтому он побежал за женой и попросил ее: "Пожалуйста, скажи мне только, оставила ли ты какую-нибудь еду в этой кастрюле?'

- Да, - ответила она. - Там цыпленок.

Вынужденный сам подавать на стол, р. Йосе обнаружил, что в кастрюле был не цыпленок, а всего лишь десерт.

- Рабби, - заметил р. Элазар, - что случилось? Разве твоя жена не сказала, что там был цыпленок?

Р. Йосе стало стыдно за ложь жены, и он ответил шуткой: "Что ж, должно быть, он чудесным образом превратился в десерт".

Всю трапезу р. Элазар молчал. Когда они поели, он сказал: "Отошли эту женщину прочь! То, как она ведет себя, несообразно с твоим достоинством."

- У меня нет суммы, обещанной ей по брачному контракту, - ответил р. Йосе. Когда р. Элазар, бывший состоятельным человеком, услышал это, он снабдил р. Йосе необходимой суммой денег.

Впоследствии р. Йосе женился удачнее, чем в первый раз. Его бывшая жена тоже вступила во второй брак, но за ее старые грехи нового супруга преследовали неудачи. Он был городским сторожем и вскоре после женитьбы ослеп. Ей пришлось водить его за руку, чтобы просить милостыню на улицах города. Всякий раз, когда они оказывались недалеко от места, где жил р. Йосе, женщина поворачивала назад. Ее слепой муж, который отлично знал улицы города, спрашивал: "Почему ты не ведешь меня к р. Йосе? Я слышал, что он щедрой рукой раздает милостыню".

- Я его бывшая жена и не в силах показаться ему на глаза, - отвечала она.

Однажды, когда они снова оказались рядом с домом р. Йосе, муж стал убеждать жену не обходить это место стороной. Она возражала ему, возник яростный спор - и так вот, бранясь, стояли они посреди улицы. Р. Йосе услышал, вышел из дому и поинтересовался, в чем дело.

- Эта женщина, моя жена, ежедневно лишает меня денег, которые я мог бы получить на этой улице! - пожаловался слепец. Тут р. Йосе узнал свою прежнюю жену, ввергнутую ныне в нищету и унижение. Он предоставил супругам один из своих домов, чтобы они жили в нем, и взялся содержать их до конца своих дней. Таким образом, он выполнил мицву "От единокровного твоего не укрывайся" (Йешаяу 58:7).

Перед тем, как сотворить Хаву, Ашем привел к Адаму всех животных показать, что ни одно из них не годится ему в сотоварищи. Была еще одна задача: продемонстрировать, как Адам умен. Для этого Ашем попросил Адама дать каждому из животных имя. Ведь прежде чем был сотворен человек, ангелы задавали Ашему вопрос: "Что это будет за существо?" На что Ашем ответил: "Умом он будет превосходить вас". И вот, чтобы доказать правоту своих слов, Ашем привел всех животных сначала к ангелам и попросил их назвать каждого из них. Но оказалось, что ангелы не в силах это сделать.

Почему ангелы не в состоянии были дать названия животным? Каждый из ангелов создан для выполнения только одного вида задания, и поэтому разум его прямолинеен. Ангел понятия не имеет о чьих-либо свойствах, кроме своих собственных. Человек же - это микрокосм, природа которого объемлет склонности и свойства всего живущего, в том числе и склонности животных. Поэтому только Адам способен уловить характерные особенности разнообразных существ.

Итак, Ашем привел животных к Адаму и попросил его подобрать подходящее имя каждому из них. Ангелы стояли рядом и наблюдали, как Адам называл всех животных сперва на Святом языке, а затем на каждом из семидесяти прочих языков, которые он знал благодаря своей интуиции.

"Вот этот будет зваться хамор (осел). Этот - сус (конь). А вот этот - гамаль (верблюд)."

Каждое выбранное Адамом имя правильно отражало особенности того животного, к которому оно относилось, и потому осталось за ним навсегда. Например, Адам понял, что лев - это царь зверей. Поэтому он назвал его аръе, взяв буквы алеф, иуд и ей из имени Ашема и добавив букву реш, представляющую здесь слово руах, "одухотворенность", ибо он знал, что пророки будут использовать образ льва для описания Самого Ашема. Он назвал коня сус, ибо распознал его веселье и ликование в битве (от сас - ликовать). Зная медлительный и унылый характер осла и его влечение к грубым земным удовольствиям, Адам дал ему имя хамор (от хамриют - приземленность).

Наконец, Ашем спросил Адама: "А какое имя будет у тебя?"

Тот ответил: "Меня надо называть Адам ("землянин"), ибо я сотворен из земли, адама".

- А как Мое Имя?" - спросил Ашем.

- А-д-о-н-а-й (Г-сподь), - отвечал Адам, - ибо Ты Господин над всеми созданиями!

Когда Ашем привел животных к Адаму, тот заметил, что каждое пришло со своей парой.

- У всех, кроме меня, есть супруга, - пожаловался Адам. - А у меня нет. Как только Ашем услышал эти слова, Он наслал на Адама сон, чтобы дать ему Хаву.

Почему Ашем ждал, пока Адам не потребует себе жену, вместо того, чтобы сотворить Хаву одновременно с Адамом? Он знал, что в конечном счете, несмотря на то что Адам сам попросил дать ему жену, он не будет рад ее созданию. Нетрудно понять, что недовольство Адама было бы еще большим, если бы Ашем сотворил ее без его предварительной просьбы.

Пока Адам спал, Ашем отъединил женское тело, прикрепленное к Адаму со спины, и отнятую у него таким образом часть заменил плотью.

Такое толкование выводится из стиха (Теилим 139:4) Ахор вакедем цартани, "Сзади и спереди (т.е. двойным существом) создал Ты меня" (Раши, Кетубот). В Таргум Ионатан уточняется, что это ребро было у Адама тринадцатым.

Затем Ашем вдохнул в это тело жизнь как в самостоятельное существо.

Почему первоначально Ашем создал Адама и его жену в виде одного существа? Сотворив изначально мужа и жену единым организмом, Ашем вложил в природу мужчины способность выполнять заповедь Торы (2:24): "И прилепится он к своей жене", - т.е. только к своей жене и ни к какой другой женщине.

- Твой Б-г - вор! - так сказал р. Гамлиэлю император. - Сперва Он усыпил Адама, а затем украл часть его тела!

Во время спора присутствовала дочь р. Гамлиэля.

- Позволь я отвечу, - сказала она отцу и, обратившись к императору, поведала: - Вчера в доме моего отца была совершена кража. Воры взяли все наши серебряные кубки, а вместо них оставили нам свои золотые. Я требую, чтобы суд восстановил справедливость!

- Но зачем? - удивился император. - Хотел бы я, чтобы такие грабители каждый день вламывались в мой дворец!

- Обрати внимание на свои слова, - сказала дочь р. Гамлиэля. - Разве случай с Адамом, получившим жену взамен куска своей плоти, не подобен этому?

- Если бы Б-г не был вором, - настаивал император, - Он бы отрезал от Адама часть в его присутствии, не усыпляя его.

- Принеси кусок сырого мяса и пожарь его здесь! - приказал р. Гамлиэль своей дочери. Та принесла кровавое мясо и начала жарить его над открытым огнем, в то время как император смотрел на все это.

- Теперь оно готово, - сказала она императору через несколько минут. - На, ешь!

- Я не могу есть это мясо, - ответил почувствовавший тошноту император. - Ведь я видел его сырым и окровавленным.

- Вот и ответ на твой вопрос, - сказала дочь р. Гамлиэля. - Если бы Адам видел, как Ашем создавал Хаву, он бы презирал ее!

В Берешит Раба приводится похожая беседа между р. Иосе и одной знатной женщиной. "Почему Хава была сотворена тайно?" - спросила она. Р. Иосе ответил: "На самом деле, сперва Ашем попытался создать Хаву в присутствии Адама. Но тот увидел ее опутанную жилами, окровавленную и отшатнулся от отвращения. Тогда Ашем создал ее во второй раз, пока Адам спал, и показал Адаму уже в готовом виде. Признаюсь, Адам остался доволен".

Женщина согласилась: "Ты прав. Я хотела выйти замуж за брата моей матери, но он не считал меня привлекательной, ибо мы росли вместе, а в детстве я была не самой красивой девочкой. В конце концов он женился на чужой женщине, куда менее красивой, чем ныне я".

В Своей великой мудрости, Ашем сформировал тело Хавы иначе, чем Адама, придав ему удивительную способность - приносить в этот мир детей.

Свадьба в Ган Эден

Ашем Сам привел невесту к Адаму. Как счастлив мужчина, к которому царь самолично подводит невесту!

Ашем украсил Хаву, первую невесту, прежде чем вести ее к Адаму. Он заплел ей косы и украсил двадцатью четырьмя различными украшениями.

Дела Ашема для того запечатлены в Торе, чтобы мы подражали им. Тора учит нас, что следует принарядить невесту, чтобы внушить жениху любовь к ней.

В разгар урока, который давал своим ученикам р. Йеуда бар Илай, мимо прошла невеста. Рабби воскликнул: "Дети мои, встаньте и примите участие в торжествах в честь этой невесты. Мы учим, что Сам Ашем заботился о нуждах невесты. Поэтому и мы обязаны поступать так".

Р. Тарфон давал урок Торы, когда мимо прошла невеста. Он пригласил ее к себе домой и сказал своей матери и жене: "Украсьте ее и проводите ее с плясками, пока она не войдет в дом своего мужа".

О р. Йеуде бар Илае говорили, что он брал миртовую ветвь (в те времена ветвь мирта использовали по праздникам, поскольку она благоухает и служит хорошим украшением) и плясал перед невестой, восклицая: "О прекрасная и благочестивая невеста".

Когда навстречу шла невеста, царь Агриппа уступал ей дорогу, и мудрецы восхваляли его за это.

- Почему ты уступаешь дорогу? - однажды спросили у него.

В ответ он остроумно заметил: - Я ношу корону каждый день, а она носит свою корону только сегодня!

Когда Адам проснулся и увидел стоящую перед ним Хаву, он сразу понял, что обрел подругу, подобную себе, и воскликнул: "Тебя благословил Ашем! Ты есть часть меня и будешь зваться иша (женщина), ибо взята была из иш (мужчины).

В Ган Эден спустились ангелы, исполняя музыку для Адама и Хавы. Солнце, луна и звезды танцевали для них. Сам Ашем приготовил столы из драгоценных жемчугов и уставил их яствами. Он сам устроил хупу, свадебный полог, и стоял как хазан (кантор), благословляя Адама и Хаву.

Мы упоминаем об этой первой хупе в благословении, которое произносится на свадьбе: "О, доставь этой возлюбленной чете великую радость, какою в прежние времена Ты возвеселил Свое творение (Адама) в Ган Эден".

Тем самым мы благословляем каждую свадебную еврейскую чету, желая ей достичь той святости и счастья, которые были дарованы Адаму и Хаве в Ган Эден.

Как провел Адам день в Ган Эден

В Ган Эден не только деревья давали сочные и сладкие плоды. Там прямо на земле произрастала готовая еда в виде изысканных сладких хлебов. (Позже, когда Адам согрешил, он был проклят и обречен сам обрабатывать землю и готовить пищу).

Адам бродил по саду, в то время как ангелы стояли, готовые выполнить любое его распоряжение. Они жарили мясо, наливали ему вино и т.д.

Надо понимать, что пища Адама в Ган Эден была духовной природы.

Ашем разрешил Адаму вкушать от всех плодов сада (2:16), ибо до того, как он согрешил, еда не усугубляла материальную природу Адама, а возвышала его духовно. Поэтому Ашем хотел, чтобы человек получал ничем не ограниченное удовольствие от всех плодов.

Чем занимался Адам, пока был в Ган Эден!

Когда Ашем поместил его в этот сад, Он наказал ему (2:15): "возделывай и храни его".

Мы могли бы спросить: какую работу надо было делать в Ган Эден! Зачем надо было "возделывать и хранить его"? Ведь эта работа никак не могла состоять ни в подрезании виноградников, ни в очистке или вспашке земли, ибо все деревья в Ган Эден росли сами по себе. Мы могли бы подумать, что от Адама требовалось орошать сад. Но это было не так, ибо сказано, что из Эдена выходила река, дававшая растениям воду (2:10). Тогда что же это была за работа, порученная Адаму Ашемом?

Ашем заповедал ему заниматься Торой и охранять Его мицвот, заповеди. Ведь известно, что Адаму было велено есть от Дерева Жизни, росшего в центре сада. Это дерево символизирует Тору, о которой сказано (Мишлей 3:18): "Она - дерево жизни для тех, кто поддерживает ее". Так что задачей Адама было усиленно работать над Торой.

Так как в действительности Тора была дарована только двадцатью шестью поколениями позже, возникает вопрос: какую же Тору Адаму было заповедано изучать?

Ашем дал ему наставления по шести заповедям:

1. Назначение судей (задача которых в том, чтобы обеспечить выполнение остальных пяти мицвот).

2. Запрет на б-гохульственное осквернение Имени Ашема.

3. Запрещение идолопоклонства.

4. Запрет на кровопролитие.

5. Запрет на прелюбодеяние.

6. Запрещение воровства.

Ашем дал первому человеку эти шесть важнейших заповедей как основные Б-жественные законы для передачи следующим поколениям. Во времена Ноаха Ашем добавил еще одну, седьмую заповедь: запрещение употреблять в пищу кровь или плоть живой твари. Эти семь законов составляют Семь Заповедей для потомков Ноаха, обязательных для всех людей на земле.

Кроме того, Ашем научил Адама правилам, касающимся Шабата и принесения жертв.

Насаждения в Ган Эден пышно разрастались как результат духовных достижений Адама. Когда он служил Ашему, молясь и принося жертвы, Ашем в ответ изливал свои благословения на растительность Ган Эден.

Ашем хотел открыть Адаму всю Тору, поскольку святость Адама была велика.

"Он - творение Моих рук, - рассуждал Ашем, - и посему, кто знает, может, следует даровать ему Тору?" Но окончательное решение Ашема было таким: "Нет, он не заслуживает Торы. Я дал ему только шесть мицвот, но он преступил их, согрешив. Как же Я могу дать ему шестьсот тринадцать мицвот! Тора будет открыта не Адаму, а лишь его потомкам".

Тем не менее, Адам получил для изучения часть Торы: рассказ о Сотворении мира и повествование о том, что произошло при его жизни.

Затем Ашем дал Адаму наставления по одной очень важной мицве, назначенной одному Адаму, но не его потомкам. Соблюдение этой мицвы было определяющим для судеб мира. Ашем заповедал ему: "Не ешь от ДРЕВА ПОЗНАНИЯ ДОБРА И ЗЛА, ибо в тот день, когда поешь от него, непременно умрешь! Если же будешь соблюдать Мою заповедь, то жизнь твоя продлится вечно. В противном случае смерть настигнет и тебя, и Хану, и твоих потомков!"

Соблазн вкусить от Древа Познания и прегрешение

Все записанные в Торе рассказы о каких-либо событиях даны нам для того, чтобы мы изучали и извлекали из них уроки.

Какую цель преследует рассказ Торы о прегрешении Адама? Цель этого рассказа - предостеречь нас от духовных опасностей, которых следует избегать, и благотворно повлиять на наш образ жизни.

Ангелы на Небесах воскликнули: "Придумаем план, как заставить Адама согрешить перед своим Творцом!"

Самаэль был самым великим среди ангелов. Он полетел вниз на землю, дабы найти существо, подходящее для того, чтобы искусить Адама и Хаву и заставить их преступить заповедь Ашема. В конце концов он не встретил никого, кто по хитрости мог бы сравниться со змеем.

Надо сказать, что первоначально Ашем сделал так, что змей был выше всех остальных тварей, для того чтобы служить людям. С этой целью змей был наделен двумя свойствами: даром речи и способностью к прямохождению.

Итак, для своей цели Самаэль избрал змея. Спустившись с небес, он оседлал его, как если бы тот был верблюдом, и вселил в змея свой дух. Впредь все, что змей ни говорил, было внушено ему Самаэлем.

До того, как они согрешили, Адам и Хава были совершенно чисты и неиспорченны, их натурам не были присущи злые побуждения. И вот змей-Самаэль подошел к ним и предложил вкусить от Древа Познания - с тайным умыслом привить знание зла.

Искушение было слишком велико. Адам и Хава уже давно чувствовали, что их участие в освящении Имени Ашема ограничено. В чем заключалось это участие? В одной единственной задаче - подниматься раз за разом на еще более высокий уровень. Теперь же змей предлагал им новую возможность достичь величия - испробовать вкус зла, чтобы затем отвергнуть его и таким образом достичь нового уровня святости. Доводы змея запутали Адама и Хаву и заставили их поверить, будто, временно унизившись до испробования плода зла, они в конечном счете выиграют и освятят Имя Ашема в степени более высокой, нежели та, что была для них достижима прежде. Они ошиблись. Ашем высказался об этой их ошибке так (Коэлет 7:29): "Б-г создал человека (Адама) прямым, а люди пустились во многие помыслы".

Змей рассуждал следующим образом: "Любая попытка совратить Адама несомненно обречена на провал. Подойду-ка я сперва к женщине, ибо женщина скорее уступает искушению и ее гораздо легче уговорить".

Дождавшись времени, когда Адам заснул, змей завязал разговор с Хавой: "Разве Ашем запретил вам есть плоды в этом саду? Зачем они созданы, если вам нельзя есть от них?

- Нам разрешено есть плоды от всех деревьев, - отвечала женщина, - кроме дерева в центре сада. Причем запрещено не только есть от его плодов, но даже дотрагиваться до него. Если мы дотронемся, то умрем!

На самом деле Ашем не запрещал прикасаться к дереву. Адам сам наложил этот запрет на себя и на Хаву, чтобы избежать всякого близкого контакта с опасным деревом. Он был настолько доволен своей идеей, что не счел нужным объяснить Хаве, что это его собственная предосторожность ради охраны закона Ашема.

Иецер ара (плохое начало в душе человека) нашел лазейку именно из-за того, что Адам проявил эгоизм, пусть даже едва заметный.

Змей воскликнул с лукавством: "Знаешь ли ты истинную причину, по которой Ашем запретил вам есть от этого дерева? Всякий искусный мастер ненавидит своих соперников. Сам Ашем ел от него и сотворил Вселенную. А сейчас Он старается помешать вам вкусить от него, чтобы вы не стали подобными Ему и не смогли тоже создавать миры!"

После этих слов змей хотел искусить Хаву соблазном нового для нее знания о зле, сказав: "Ашем создавал этот мир, оставляя Свое присутствие в тени, чтобы люди обнаружили Его и, освятив Его Имя, завоевали себе долю в вечности. Вы можете, поев от Древа Познания, сделать то же самое. Познакомившись с силами зла и преодолев их, вы сможете создавать новые духовные миры!"

Змей перешел к действию. Он подтолкнул Хаву к дереву. "Вот видишь, - сказал он, - ты не умерла от прикосновения к нему. Отсюда следует, что ты не умрешь и тогда, когда поешь его плодов. Причина, по которой Он запретил тебе есть эти плоды, - в том, что Он не хочет, чтобы ты обладала знанием добра и зла, которым обладает Он!"

Дерево стояло перед Хавой, маня своей красотой и суля открытие нового, неизвестного мира - мира знания.

Рассуждения змея убедили Хаву. Она поддалась этому слишком сильному для нее искушению - взяла один из плодов Древа и съела.

Интересно отметить, что Тора не сообщает нам прямо название Запретного Древа. Почему Ашем не открыл его породу? Потому что Он не хотел, чтобы на деревья этого вида показывали как на причину, принесшую в мир смерть.

Тем не менее, у некоторых из наших мудрецов были свои мнения относительно его породы:

1. Это был виноград. (Никакие другие плоды, кроме винограда, не влекут за собой страданий и нищеты, ибо из винограда делают вино, которое разрушительно действует на слабых людей).

2. То была пшеница, которая в те времена росла на деревьях. (Пшеница символизирует знание, потому что, например, ребенок обретает способность называть отца и мать в том возрасте, когда он начинает есть продукты из пшеницы. Поэтому Древо Познания должно было быть пшеницей).

3. То было фиговое дерево. (Адам и Хава сшили себе одежды из фиговых листьев. Тем самым они исправили свою ошибку с помощью листьев того же дерева, посредством которого согрешили).

4. То было дерево этрог. (Такое мнение основано на стихе (3:6): "И увидела женщина, что дерево хорошо для пищи". По-видимому, не только плоды, но и древесина была хороша на вкус. А таким свойством обладает только этрог).

Как только Хава съела плод, перед ней возник образ приближающегося ангела Смерти. Она воскликнула: "Кажется, я обречена на смерть! И Ашем сотворит для Адама новую жену! Дам-ка я и своему мужу часть плода. Если мы умрем, то оба. Если будем жить, то тоже оба!" Она дала несколько плодов Адаму, и он их съел.

Теперь вопрос: как могло случиться, что Адам взял из ее рук плод Древа Познания, запрещенного Ашемом? Разве слова женщины для него были более авторитетны, нежели запрет Творца? В Мидраше даны три ответа:

1. Он не знал, что это был за плод, ибо Хава подала его в виде выжатого из него сока. (Этот ответ согласуется с тем мнением, согласно которому дерево было виноградом. Хава лукаво предложила Адаму виноградный сок).

Правда, тогда непонятно, почему Адам был в дальнейшем наказан. Почему он был сочтен виновным в том, что ел запрещенный плод? Ответ очень прост: Адам обязан был выяснять происхождение каждого плода, который он брал в рот. Только в том случае плод был для него кашерным, если он не был взят от Древа Познания. Вина Адама в том, что он вкусил от плода, не удостоверившись, принадлежит ли он к разрешенному виду.

Мы повторяем грех Адама, когда едим пищу, не имея надежной информации относительно ее кашерности, и наивно полагаем, что если на наклейке написано "кашер", то так оно и есть.

2. Хава победила своими доводами. Она сказала Адаму: "Из-за того, что я поела от запрещенного дерева, я умру. Но если ты думаешь, что тебе дадут новую Хаву, ты ошибаешься. После Шести Дней Творения ничего нового под солнцем создано уже не будет. С другой стороны, если ты полагаешь, что после моей смерти останешься жить один, то ты и здесь ошибаешься, ибо мир создан был с тем, чтобы быть заселенным. Для нас двоих лучше оставаться вместе и разделить одну судьбу!" Адам послушался ее и разделил на двоих общую вину.

По отношению к чужим советам люди делятся на четыре типа.

Одни слушаются совета и потому терпят неудачу. Другие, послушавшись чужого предложения, выигрывают. Одни не слушаются и в результате этого оказываются в выгоде. Другие, не послушавшись, проигрывают.

Все четыре случая - перед нами:

= Адам потерпел неудачу из-за того, что послушался своей жены. В чем была его потеря? В том, что было решено (3:19): "Ибо прах ты и в прах возвратишься".

= Авраам выиграл, послушавшись своей жены. Ашем велел ему (21:12): "Во всем, что скажет тебе Сара, слушайся ее голоса", - а в награду ему обещано было, что "в Ицхаке наречется тебе семя".

= Иосеф не позволил себе прельститься женой Потифара. Что он выиграл? "Ашем был с ним, и Ашем делал все, чтобы он преуспевал в своих делах" (Берешит 39:2).

= В последней категории (не послушался - и проиграл) оказался еврейский народ, проигравший из-за своего отказа слушаться. Пророк Ирмеяу жаловался (7:26): "Они не слушались меня и не преклонили своего уха". Это принесло им ущерб, ибо сразу же за этим Ирмеяу стал пророчествовать им несчастья (15:2): 'Те, кто (обречены) на смерть, (пойдут) на смерть, те, кто (обречены) мечу, (пойдут) на меч" и т.д.

Так или иначе, мидраш ставит проблему: следует ли слушаться чужих советов и выполнять их? Решение этого вопроса представляется чрезвычайно трудным, особенно если оно касается совета, который дает мужу жена.

Смысл этого мидраша в том, что заслуживает внимания только один тип советов: советы, согласующиеся со словом Ашема.

3. Хава вопила до тех пор, пока Адам не сдался и в конце концов сделал так, как она хотела.

Один из комментариев поясняет, что все приведенные в мидраше мнения правильны. Сначала Хава предложила Адаму сок. Когда тот отказался, она стала спорить с ним, но не сумела его убедить. Тогда она устроила сцену, которую Адам не смог выдержать и в конце концов сдался.

Хава накормила запретным плодом не только Адама, но и всех зверей и птиц, тем самым лишив бессмертия и их.

После прегрешения Адам и Хава почувствовали, что их характер изменился. В их душу вселилось стремление ко злу, йецер ара, которое стало неотъемлемой частью их личности. Они поняли, что отняли у всех последующих поколений мир очевидного добра. Внезапно они почувствовали себя нагими и незащищенными как в духовном, так и в физическом смысле: в духовном - потому что лишили себя одной решающе важной мицвы, которая являлась их жизненной задачей, а в физическом - потому что чешуеобразная пленка, до того покрывавшая их тела, соскользнула, защищавшие их Облака Славы рассеялись, и их тела стали открытыми.

Урок, который надо извлечь из повествования о падении Адама, относится ко всем поколениям. Каждого человека манит соблазн неизвестного. Столкнувшись с очарованием новой книги, новой информации или неизвестного ранее чувственного впечатления, мы склонны считать, что они расширят наши горизонты и обогатят нашу личность, а следовательно, они, должно быть, и есть добро. Тот факт, что книга вносит элементы, чуждые Торе, что в новой информации содержится отрицание веры, что сценическое представление полно непристойностей, отметается в уверенности, что мы сможем решительно отвергнуть любое растлевающее влияние, что у нас есть своего рода иммунитет к греху. В этом заключалась ошибка Адама, которая повторяется на нашем уровне.

Последствия прегрешения Адама

Как только Адам и Хава согрешили, они тут же услышали беседу, которая велась на Небе. Они услышали, как ангелы стали восклицать: "Сегодня смерть войдет в этот сад! Адам и Хава должны умереть, ибо Ашем сказал им: "В тот день, когда ты вкусишь от него, непременно умрешь" (2:17). Вслед за этим они услышали ответ Ашема: "Я смилостивлюсь над ними, предав словам запрета снисходительный смысл. Вот что они будут значить: "В тот день, когда ты вкусишь от него" подразумевает не обычный земной день, состоящий из двадцати четырех часов, а Мой День, который длится тысячу земных лет (ибо сказано (Теплим 90:4): "Пред Твоими очами тысяча лет, как день вчерашний"). Поэтому они проживут тысячу лет".

Ощутив свою наготу, Адам стал искать, чем ее прикрыть. Он попытался нарезать листьев с деревьев сада, но услышал, как они закричали: "Это вор! Он обманул своего Творца!" И все они, кроме фигового дерева, отказались дать свои листья.

Один царь предостерегал принца никогда не опускаться настолько низко, чтобы общаться со слугами. Но принц пренебрег отцовским предупреждением и завел близкие отношения с одной служанкой. Когда новость дошла до слуха царя, он выгнал сына из дворца. Принц искал убежище в квартале, где живут слуги, но все они закрыли перед ним двери. Наконец в одном доме согласились его впустить, - оказалось, там жила служанка, с которой он общался.

Так же и Адам: он не мог получить листьев ни от одного дерева, кроме того, с которым согрешил, - фигового дерева. Из его листьев Адам и Хава сшили мужскую и женскую одежду.

Ашем не появлялся перед Адамом и Хавой, пока они не прикрыли свою наготу, чтобы не смущать их.

Услышав голос зовущего их Ашема, они спрятались за деревьями. Ужасный стыд за свой грех заставил их трепетать при звуке голоса Ашема, хотя раньше они слушали его без страха.

До своего прегрешения Адам был таким высоким, что доставал небо, но как только он согрешил, его рост сократился примерно до шестидесяти метров. Поэтому ему удалось укрыться между деревьями, чего раньше он сделать не мог.

Тело - это не что иное, как зеркало души. Раз нравственная высота Адама уменьшилась, то и его физические размеры соответственно сократились.

Ашем позвал: "Айека". Перевести это слово очень трудно, потому что в нем заключено много значений:

1. "Где ты?" Хотя Ашем знал, где находился Адам, Он специально начал разговор с невинного вопроса, чтобы облегчить Адаму признание своей вины.

2. "Как понимать эту крутую перемену? Совсем недавно ты поступал согласно Моей воле, а теперь ты слушаешься змея! Только что ты возвышался над миром, а теперь ты ростом стал не выше деревьев сада".

Словом айека Ашем как бы побуждал Адама к раскаянию, тешуве, для чего давал ему понять, насколько низко он пал.

3. Слово айека можно снабдить гласными значками так, чтобы оно читалось эйха, что означает возглас скорби. Ашем воскликнул: "Увы!" Он опечалился от падения Адама.

- Почему ты стал бояться Моего голоса? - спросил Ашем.

- Властелин Вселенной, - ответил Адам, - я понял, что Твоя Шехина покинула Ган Эден. Я почувствовал себя нагим, лишенным единственной заповеди, которую Ты мне дал, и поэтому спрятался.

В ответ Ашем сказал: "Ты пытался спрятаться от Меня? "Может ли кто-нибудь спрятаться так, чтобы Я не знал, где он?" (Это цитата из Ирмияу 23:24).

Ашем продолжал выспрашивать Адама в надежде, что тот признает свое прегрешение и тогда его можно будет простить. "Вкусил ли ты от древа, от которого Я запретил тебе есть?" - спросил Он. Но вместо того, чтобы признать вину, Адам ответил: "Разве я грешил, пока был один? Та женщина, которую Ты привел ко мне, ввела меня в соблазн и заставила нарушить Твое повеление!"

Четырех людей испытал Ашем, чтобы определить, дадут ли они правдивый ответ на Его вопрос. Все четверо не выдержали испытания:

= Первым был Адам. Когда Ашем спросил его (Берешит 3:11): "Не ел ли ты от дерева, от которого Я запретил тебе есть?" - он ответил (3:12): "Жена, которую Ты мне дал, чтобы она была со мной, дала мне от этого дерева". а Вторым был Каин. Ашем спросил (4:9): "Где Эвелъ, брат твой?", - и услышал в ответ: "Не знаю, разве я сторож: брату своему?''

= Следующим был нечестивый пророк Билам. Когда Ашем спросил его (Бемидбар 22:9): "Что это за люди у тебя?", - он ответил (22:10): "Балак, сын Ципора, царь моавский, прислал их ко мне". Он полагал, что Ашем действительно не знает, кто были его посетители. Но ведь Ашем задал этот вопрос лишь для того, чтобы дать Биламу возможность признать, что, следуя за посланцами царя и собираясь проклясть еврейский народ, он был неправ. Билам предпочел неправильно истолковать вопрос Ашема, приписав Ему неосведомленность.

= Четвертым был еврейский царь Хизкияу. Когда могучий правитель Вавилона отправил посланников к Хизкияу, того обуяло такое большое тщеславие, что он не только показал им все сокровища царей Иудеи, но и повел их в Бейт Амикдаш, где открыл ковчег и показал им -скрижали, заявив при этом: "Мы берем их с собой на войну и побеждаем". Хизкияу полагал, что его действия оправданы, ибо они освящали Имя Ашема. Но Ашем разгневался на него и послал пророка Иешаяу сделать ему порицание. Иешаяу спросил царя: "Что это за люди и откуда они пришли?" (Т1ешаяу 39:3). Хизкияу следовало бы понять, что пророк несомненно знал, что то были посланники вавилонского царя, и задал этот риторический вопрос только затем, чтобы Хизкияу признал свою ошибку. Но вместо этого Хизкияу горделиво ответил: "Они пришли ко мне из далекой страны, из Вавилона". Именно в этот момент Иешаяу предсказал, что настанет день, когда вавилонский царь присвоит себе все сокровища, которые показывал ему Хизкияу. Выставив напоказ скрижали, Хизкияу совершил грех, из-за которого еврейских юношей будут приводить в вавилонский суд и мучить там. Все слова Иешаяу сбылись. После смерти Хизкияу вавилонское войско овладело Эрец Исраэль, а Даниэль, Хананья, Мишаэль и Азаръя предстали перед судом вавилонского царя.

Ашем увидел, что Адам не выказывает никаких признаков раскаяния и, более того, демонстрирует неблагодарность. Поэтому он обратился к женщине:

- Что ты натворила? Ты не только согрешила сама, но и склонила к греху Адама!

Тем самым Ашем хотел, чтобы Хава призналась, что поступила плохо, и тогда ее можно будет простить.

Но вместо этого она свалила вину на змея: "Властелин Вселенной! Так это змей заставил меня согрешить!

Теперь настала очередь змея подвергнуться испытанию. Однако Ашем не стал спрашивать его, как спрашивал Адама и Хаву, ибо рассудил так: "Этот зловредный змей хитер и красноречив. Если Я спрошу его: "Почему ты так поступил?", - он, наверняка, ответит: "Ты дал заповедь Адаму и Хаве. Они принебрегли Твоими словами, послушавшись не Тебя, а меня. Разве я виноват, что они обратили свой слух к ученику, а не к Учителю?"

Из того факта, что Ашем не дал змею возможность защищаться, мы выводим следующий принцип, по которому функционирует еврейский суд. Если человек обвиняется в прегрешении, влекущем за собой смертную казнь, то судья, как правило, пытается найти ему оправдание. Однако в деле подстрекателя, убеждавшего других поклоняться идолам, суд не выдвигает никаких аргументов в его защиту.

Ашем сказал: "Хотя каждый из вас обвиняет другого, наказание понесут все!" После этого Ашем и Его Небесный Праведный Суд собрались, чтобы рассмотреть дело. Сначала они вынесли приговор змею, потом женщине, а затем Адаму. Начали со змея, как с самого низшего. Постановили так:

Приговор змею

Ашем сказал змею: "Ты приговариваешься к девяти карам, после чего будешь умерщвлен".

1. Ангел Самаэль, подстрекавший тебя, отныне лишен своего высокого положения на Небе.

Как следствие этой кары змей потерял способность говорить.

2. Ты не будешь больше ходить вертикально, ноги твои будут отрезаны.

3. Ты будешь проклят более всех других домашних животных.

4. И более всех зверей.

Каким образом? - Твой период вынашивания будет длиться дольше, чем у скота и зверей.

Один римский философ хотел выяснить, как долго змея вынашивает детеныша. Он поймал двух змей, самца и самку, и поместил их в бочку, чтобы наблюдать за ними до тех пор, пока самка не разродится. Когда в Рим прибыли еврейские мудрецы, философ спросил у р. Гамлиэля: "Как долго змея вынашивает детеныша?"

Лицо р. Гамлиэля побледнело от стыда, потому что он не знал ответа. Его встретил р. Йеошуа и спросил: "Почему ты выглядишь больным?''

- Мне задали вопрос, а я не смог на него ответить, - сказал р. Гамлиэлъ.

- Что это за вопрос? - поинтересовался р. Йеошуа.

- Сколько продолжается период вынашивания у змей?

- Ответ гласит: семь лет, - сказал р. Йеошуа.

- Откуда ты знаешь?

- В Торе говорится о змее (3:14): "Проклят ты сильнее всех скотов и превыше любого зверя полевого". Это проклятие означает, что по периоду вынашивания змея так же относится к домашним животным, как те к диким зверям. Мы знаем, что если у кошки беременность продолжается всего пятьдесят два дня, то у ослицы она длится триста шестьдесят пять дней, т.е. в семь раз больше. Раз беременность ослицы протекает триста шестьдесят пять дней (или полный год), то отсюда следует, что у змеи она должна продолжаться семь лет.

Под вечер р. Гамлиэлъ вернулся к философу. Выслушав ответ, философ начал биться головой о стену и завопил: "Этот человек мгновенно узнал из своей Торы то, на что у меня ушло семь лет жизни!"

5. Раз в семь лет ты будешь в тяжких мучениях менять свою кожу.

6. Тебе придется ползать на брюхе. Таково воздаяние за то, что ты навлек на людей смерть и заставил их горько оплакивать своих мертвецов.

Благая сторона есть даже в проклятии Ашема: змею дана была способность быстро заползать в щель, чтобы ускользнуть от опасности.

7. Всякая пища будет иметь в твоем рту вкус праха, ибо ты заставил всех людей возвращаться в прах.

8. Смертельный яд будешь ты носить в своей пасти.

9. Вражда воцарится между тобой и человеком; он будет разбивать тебе голову.

10. И наконец, ты умрешь.

"Все, что Ты получаешь, ты навлек на себя сам, - так мог сказать Ашем. - Ты был одарен способностями большими, чем любое другое животное. И все же ты, змей, не удовольствовался тем, что тебе было дано, возжелав большего. В результате даже то, что принадлежало тебе ранее, отнято у тебя. В Ган Эден ты был царем среди животных, а теперь ты будешь самым отвратительным из них. Ты привык есть ту же пищу, что и человек, а ныне ты должен есть прах. Из-за того, что ты с вожделением смотрел на Хаву, думая, что после смерти Адама ты возьмешь ее себе, отныне ты наказан вечной враждой между человеком и всей твоей породой".

Кроме того, змей навлек на себя наказание, которому подвергаются все, распространяющие дурную молву, поскольку оклеветал Ашема, сказав: "Он потому запретил вам есть от этого дерева, что Сам ел от него, а теперь боится, что вы сможете стать подобными Ему, то есть способными творить миры". Поэтому его поразила проказа. Кольцо на шкуре змея - это и есть знаки его проказы. Змей никогда не получит исцеления, даже во времена Машиаха, когда все прочие твари будут излечены от своих болезней.

Приговор женщине

Наказан был не только змей, женщине тоже были объявлены десять кар. Ашем сказал ей:

1. Ты будешь испытывать неудобства, причиняемые менструациями.

2. Сразу после первой брачной ночи ты будешь запрещена мужу на несколько дней.

3. Воспитание детей будет связано с большими трудностями и самопожертвованием. (Каин и Эвель родились взрослыми. И лишь в силу проклятия, наложенного на Хаву, женщинам приходится преодолевать трудности, связанные с воспитанием детей).

4. Беременность будет причинять тебе недомогания и неудобства. (Хава родила в тот же день, в который она была сама создана. По первоначальному замыслу Ашема женщина должна была рожать ребенка в день его зачатия).

5. В родах ты будешь претерпевать страдания. (Родовые схватки существуют из-за проклятия Хавы. Праведницы рожают, не испытывая никакой боли. Например, в Египте и в пустыне еврейские женщины не ощущали родовых мук).

6. Несмотря на то что твой муж будет господствовать над тобой, а для раба естественно пытаться освободиться от своего хозяина, ты не только не будешь избегать этого подчинения, но и домогаться его.

7. Однако ты будешь сдерживать желание подчиниться мужу в своем сердце.

8. Ты будешь прикована к дому и не сможешь появляться на людях с непокрытыми волосами.

9. В суде тебя не будут выслушивать в качестве свидетельницы.

Раз Адам послушался и поверил своей жене и та его подвела, то решено было, что женщинам как свидетельницам доверять нельзя.

10. И наконец - смерть.

Ашем дал женщинам три специальные заповеди для искупления прегрешения Хавы:

= Женщинам заповедано зажигать свечи перед наступлением Шабата. Склонив Адама к греху, Хава погасила вселенский свет, ибо сказано (Мишлей 20:27): "Душа мужчины - это свеча Ашема". Поэтому вновь разжечь утраченный свет - задача женщины.

= Женщинам заповедано отделять халу от теста, ибо Хава осквернила вселенскую Халу (Адама).

= Женщины обязаны соблюдать законы семейной чистоты (недопустимость близости с мужем во время менструаций и в течение семи дней после них), чтобы искупить грех Хавы, вызвавший пролитие крови Адама.

Женщина, пренебрегающая выполнением этих трех специальных заповедей, подвергает себя опасности умереть при родах.

Во время любой опасности для человека Сатан (Обвинитель) как бы выписывает все его поступки и, если среди них обнаруживается какой-нибудь грех, представляет обвинение в Б-жественный Суд. Поэтому в критический период родов поступки женщины тщательно рассматриваются на Небесах, и, если она оказывается недостойной, ее постигает кара.

Приговор Адаму

В дополнение к смертному приговору Ашем наложил девять проклятий также и на мужчину. Он сказал Адаму:

1. Твоя сила убудет.

2. Твой рост уменьшится.

3. Ты станешь нечистым (в ритуальном смысле).

4. Ты станешь нечистым физически (из-за истечения семени).

5. Ты станешь нечистым через супружеские отношения.

6. Посеяв пшеницу, пожнешь тернии.

7. Ты будешь, подобно зверям, есть траву. Когда Адам услышал последние слова, он испугался.

- Буду ли я, подобно животным, получать пищу из кормушки? - спросил он робко.

- Раз ты почувствовал стыд, - ответил ему Ашем, - ты будешь есть хлеб.

8. Добывание средств к жизни будет причинять тебе душевную скорбь.

9. Ради этих средств тебе придется трудиться в поте своего лица. Ты должен будешь прилагать усилия, чтобы заработать себе на хлеб.

10. Наконец, ты должен умереть.

Ашем одевает Адама и Хаву

Ашем увидел, что Адам и Хава недовольны одеждой из фиговых листьев, которую они себе сшили. Поэтому Он явил доброту, сделав им красивые одежды, которые им понравились. Для верхней одежды была использована шкура, которую сбросил змей.

Адам и Хава ценили эти Небесные Одеяния за их особые качества и бережно хранили их для грядущих поколений. На них были нанесены изображения животных, и всякий, кто их надевал, приобретал дар подчинять себе всех зверей. Адам завещал их своему сыну Шету, тот передал их Метушелаху, а Метушелах вручил их Ноаху. Ноах захватил их с собой в ковчег, но, когда, спасшись от потопа, он опьянел, его сын Хам украл их и затем отдал нечестивому царю Нимроду, которым все восхищались за его якобы исключительные охотничьи таланты. На самом деле, успехи Нимрода объяснялись тем, что у него было одеяние Адама, дававшее власть над всеми животными. Эсав, увидевший на Нимроде адамовы одежды, возжаждал их и убил Нимрода, после чего отдал их на хранение своей матери Ривке. Ривка в свою очередь вручила их Яакову, когда послала его, переодетого Эсавом, получить благословение от Ицхака. Яаков не возвратил одеяние, сказав: "Эсав его недостоин". Вместо этого он схоронил их в укромном месте.

До чего же велика доброта! Первое деяние Ашема по отношению к человеку проникнуто добротой. С этого начинается Тора. Таким же деянием Тора кончается.

В начале сказано (3:21): "Б-г одел их", а в конце (Дварим 34:6) - "и похоронил Он его в долине". Ашем Сам похоронил Моше.

Изгнание из Ган Эден и новая жизнь после прегрешения

Адам провел в Ган Эден только одну ночь. Сад был создан накануне Шабата, и в тот же день человек согрешил. За это он заслуживал немедленного изгнания из Ган Эден, но защитой ему послужил Шабат, и он был изгнан только после того, как Шабат закончился.

Изгнав Адама и Хаву из Ган Эден, Ашем поселил их по соседству с садом, на горе Мориа.

Он надеялся, что святость раскинувшегося рядом Ган Эден окажет на них благотворное влияние.

Само по себе изгнание составляло часть адамова наказания. Ашем как бы постановил: "Несмотря на то, что Адам заслуживает незамедлительной смертной кары, Я милостиво заменяю смерть изгнанием и выдворяю его в ссылку, поступая с ним как с убийцей, который по еврейскому закону изгоняется до суда из своего дома в город-убежище".

Новая жизнь Адама разительно отличалась от прежней. Из-за своего прегрешения он лишился шести чудесных вещей:

= Сияния своего лица. (До того, как он согрешил, его лицо светилось, тем самым как бы отражая Б-жественный образ).

= Вечной жизни. (Если бы он не согрешил, он жил бы вечно, но теперь он был обречен возвратиться в прах. Хотя тело человека и до прегрешения состояло из праха, святость Адама одухотворяла его тело до такой степени, что душа наделяла его бессмертием.)

= Своего роста. (Его рост уменьшился до шестидесяти метров).

= После прегрешения деревья стали давать меньше плодов.

= Земля стала взращивать чертополох и терновник.

= Яркий свет, созданный Ашемом в первый день (и в продолжение Шабата сиявший для Адама в Ган Эден), после прегрешения был сокрыт.

Во времена Машиаха все шесть вышеупомянутых благ будут возвращены. Машиах исправит вред, причиненный падением Адама. Будет восстановлено первоначальное состояние мира, и, следовательно, нам еще удастся насладиться радостями Ган Эден.

Изгнанный из Ган Эден Адам не мог больше найти готовой к употреблению пищи. Чтобы добыть себе кусок хлеба, он работал более напряженно, чем какой-либо человек после него. Ему пришлось высаживать семена в почву, собирать урожай, вязать колосья в снопы, выбирать зерна из соломы, молоть муку и печь свой хлеб.

И все равно - когда он жал колосья, то находил вместо съедобных зерен тернии, ибо Ашем проклял землю.

- Как долго будет земля оставаться проклятой? - спросил Адам у Ашема.

- Пока не родится ребенок, который придет в мир обрезанным, - ответил Ашем. Он имел в виду Ноаха.

Поставив Ангелов смерти при входе в Ган Эден, Ашем лишил Адама возможности снова войти туда.


=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = ОГЛАВЛЕНИЕ =

Hosted by uCoz