Исчезнувший мир

      Санкт-Петербург

      Международная Школа Шорашим

      Общего Образования

      № 550

      Подготовительная работа:

      В составе группы были учащиеся 9 - 10 - 11 классов. В 10 классе преподавание темы «История антисемитизма и Шоа» велось отдельным курсом, 2,5 урока в неделю. Часть ребят готовила проекты по изучаемой теме, часть - экскурсию по экспозиции музея узников гетто и концлагерей. Учащимся 11 класса был прочитан курс по истории антисемитизма и несколько лекций по истории Шоа. Учащиеся 9 класса, 5 человек, имели самое общее представление о представленной теме.

      Для координации действий по подготовке к поездке еженедельно распространялись материалы с сообщениями о приблизительном маршруте группы, требованиях к участникам поездки, информация для родителей, дополнительные материалы по истории Шоа. Были подготовлены таблицы для расселения в купе поездов, в номерах гостиниц, что помогло качественно и быстро организовывать жизнь группы во время поездки.

      Перед отъездом было проведено два родительских собрания, три психологических тренинга, несколько совещаний учителей.

      Сопроводительные материалы.

      Кроме учебных материалов, которыми были обеспечены учащиеся 10 класса, к поездке были подготовлены раздаточные тексты:

      -Восстание в Варшавском гетто. По книге В.М. Алексеева «Варшавского гетто больше не существует»;
-Освенцим. По книге В.Гроссмана «Черная книга», статье С.Мадиевского «Почему Освенцим»;
-Восстание в лагере Собибор. По книге В.Гроссмана «Черная книга», материалам газеты «Тум-Балалайка»
-Треблинка. По книге Василия Гроссмана и Ильи Эренбурга «Черная книга»
-Религиозные аспекты Катастрофы. По материалам лекций З.Дашевского и П.Полонского, предоставленных центром «Маханаим», газеты «Тум-Балайка», статей Е.Берковича.
-Обзорные материалы музея узников гетто и концлагерей, составитель С.Митрофанов
-Устранение бесполезных. Газета «Тум-Балалайка».
-Педагогические системы Я.Корчака. Э.Флинк.
-Статьи представителей современного ревизионизма.
-Обзорные иллюстративные материалы по Польше, предоставленные школой им.А.Мицкевича.

      Ежедневник.

      -30.04.2000. Отъезд из Санкт-Петербурга. Последние вопросы родителей. Пограничный контроль и таможня пройдены без проблем. К представленным документам претензий нет. Ребята получили материалы по истории событий в Треблинке. Составление отчета за день.

     

-01.05.2000. Утро. Прибытие в Белосток и встреча с пилотом проекта, Робертом.

      Тикочин. Посещение синагоги. Еврейский мир к началу Второй Мировой войны. Синагога недавно отреставрирована и смотрится как новая. Но лишь частично восстановленные фрески, неестественная пустота дома, в котором должны постоянно суетиться люди, говорить о своих делах, возносить молитвы Всевышнему, справлять праздники и встречать субботу... Всего этого нет... Прекрасные серебряные предметы - подсвечники, меноры и ханукии, свидетели веселых и светлых праздников общины, - стоят за стеклянными витринами и безмолвно подчеркивают свою никчемность в этом мире. Какой же из миров потерян? Тот? А, может быть, этот, наш, в котором теперь так привычно жить без многотысячной общины. За стенами синагоги оживление: вместе с нами сотни экскурсантов принимают участие в "Марше живых". Наш английский позволяет познакомиться с участниками «Марша» и обменяться впечатлениями.

      Лес Лопухово. Исчезнувший мир.Это все, что осталось от одной из еврейских общин в Польше после Второй Мировой войны. Нас окружает светлый сосновый лес. Вдалеке проходит трасса, по которой несутся машины и автобусы. Их пассажиры даже не представляют себе, что в таких уютных местах можно совершенно случайно наткнутся на массовое захоронение людей, убитых так беспощадно, так беспричинно. А сколько мест так и заросло травой и молодым лесом?

      По дороге остановились на обед. Продукты были приобретены заранее, что позволило не тратить время на поиск столовой или кемпинга. Тем более, что именно по этому маршруту ничего похожего мы не встретили.

      После обеда прибыли в Треблинку. Экскурсию ведут Роберт и Марьяна. Первая церемония. Рассказ о Я.Корчаке. Обсуждение проблем, связанных с поведением людей в экстраординарных условиях.

      Отправляемся в Варшаву. Ребята получили материалы по истории Варшавского гетто. В гостиницу прибыли поздно. Разместились быстро. Ужин в городе не вызвал проблем. К сожалению, водитель автобуса не может нас сопровождать в Варшаву, его рабочий ресурс на сегодня исчерпан, а гостиница находится на значительном удалении от старого города. После ужина желающие отправляются в пешеходную экскурсию, которая заняла 6 часов. Из них 4 пришлось на дорогу туда и обратно. Ночная Варшава пустынна, но исторические архитектурные объекты красочно освещены и создают незабываемое впечатление о городе.

      02.05.2000. После завтрака - экскурсия в Варшавское гетто, ведут Марьяна и Роберт. Обед в Варшаве и выезд в Краков. По дороге в Краков Роберт рассказал о современном положении Польши, ее экономике и политике.

      Вечером прибыли в Краков. Ужин в городе не составил труда. Расселение в гостинице «Феликс» прошло с изменениями - нам смогли предоставить только 4-х- местные номера. Гостиница так же находится вдалеке от старого города. Ребята получили материалы по истории концлагеря Освенцим-Биркенау. Вечером - составление отчетов за день.

      03.05.2000. Экскурсия по Кракову и окрестностям города, связанным с историей Шоа. Посмотрели синагогу в Казимеже, где нам представили документальный фильм о создании гетто в Кракове, в самой синагоге заканчивается капитальный ремонт, но часть экспозиции по истории общины города уже представлена; посетили кладбище и территорию гетто, р-н Подгоже, здесь большое скопление людей - одновременно приехало несколько автобусов «Марша живых»; аптеку Тадеуша Панкевича, фабрику Шиндлера; памятник на территории лагеря в Плашуве. Похоже, что не все поляки знают, что за величественной стелой, вдалеке от дороги, стоит маленький памятник евреям, жертвам лагеря. Лицевой стороной памятник обращен в сторону от дороги и совсем неприметен.

      Обед в столовой Кракова. После обеда - экскурсия-прогулка по старому городу. Ужин провели в старом городе, разбившись на три группы. С 19оо до 21оо - свободное время. Каждая группа прокладывает свой маршрут по городу. Поскольку первую часть завтрашнего дня мы проведем в автобусе, решено отправиться в пешеходную экскурсию по городу. В 22оо часть группы отправилась в гостиницу, а часть путешествовала по старому городу до утра. В отличие от Варшавы, Краков ночью оживлен и даже после полуночи есть возможность перекусить.

      04.05.2000. Завтрак в гостинице. Отправляемся в Освенцим. По дороге обмениваемся мыслями по поводу увиденного и предстоящего. Идет сбор интервью на диктофон и ежедневных отчетов. В Польше очень тепло, после питерских холодов кажется, что внезапно наступило лето. Молодая сочная зеленая трава приятна глазу. В городах буйствуют каштаны. Их соцветия, так напоминающие свечи, освещают наш путь. Растет, тянется к теплу и свету все живое. Обновляется природа. Обновляются люди. Новые надежды, новые радости... Так трудно думается в такое время об ужасах, происходивших на этой земле более полувека назад.

      В Освенцим прибыли около 11 часов утра. Экскурсия подготовлена гидом мемориала и проведена прекрасно. На ознакомление с экспозициями лагеря отведено достаточно времени, что позволило неспешно и вдумчиво осмотреть весь мемориал. Провели вторую церемонию. Обед проведен здесь же, что, по-моему, не очень хорошо было встречено даже ребятами. Стоит подумать. Часть групп перекусывала на автостоянке что тоже не очень здорово. Но некоторое неудобство от создавшейся ситуации испытали все.

<>

      Вечером отправились в Пулавы, близ Люблина. Договорились с администрацией гостиницы и ужин в банкетном зале был роскошным.

      Есть возможность немного отдохнуть от дороги. Ребята знакомятся с материалами по истории лагеря Майданек. После ужина - дискуссия по статье «Уничтожение бесполезных». Мы предприняли попытку разобраться в причинах, толкающих человека на убийство-уничтожение себе подобных, найти ту грань, за которой человек может превратиться в убийцу. Дискуссия затянулась далеко за полночь, но количество проблем и заинтересованных участников было столь велико, что прервать ее на полуслове было невозможно.

      05.05.2000. Завтрак в гостинице. Отправляемся в Майданек. По предложению ребят решили максимум информации о лагере обобщить по дороге, а в самом лагере предоставить возможность самостоятельно ознакомиться с экспозицией. Сначала посмотрели документальный фильм, снятый войсками Красной армии на территории освобожденного лагеря.

      После осмотра лагеря провели третью церемонию. Всех потрясла приближенность населенного пункта к территории лагеря, тем более, что треть ее не сохранена как мемориал. Здесь люди прохаживаются семьями, выгуливают собак... Капуста, выращенная на полях и удобренная пеплом заключенных Майданека продолжает расти примерно на том же месте.

      После посещения лагеря прибыли в Люблин и ознакомились с мемориалом Люблинского гетто. Обед и ужин в Люблине. С 17оо до 19оо - свободное время и подготовка к обратной дороге. Договорились, что прибудем в Белосток прямо к поезду, а не как планировалось, к полуночи. Купили продукты и комплексные обеды в Мак- Дональдсе. Последнее не вполне оправдало себя, т.к. в холодном виде эта пища не так хороша.

      В 20оо отправляемся в Белосток. По дороге - обмен мнениями, интервью. Воспоминания. В Белосток прибыли к поезду, что очень важно, т.к. его отправление в 3 часа ночи, а удобств для ожидания поезда даже в течение одного часа практически нет.

      06.05.2000. В поезд сели без проблем. Желающих спать практически нет. В каждом купе идет обсуждение увиденного. Обсуждаем проблемы, связанные с причинами и исследованием Шоа. Последний материал - Почему Освенцим?, вызвал много споров. Исследования ревизионистов - досаду и сожаление. Всю ночь и весь следующий день идет запись интервью на диктофон и оформление ежедневных отчетов ребят.

      Таможенный и визовый контроль пройден без проблем.

      07.05.2000. Ровно в 8.45 прибыли в Санкт-Петербург. Все ребята встречены родителями.

      Выполнение программных целей:

      -Главным достижением поездки считаю тот факт, что она стала логическим заключительным этапом в деле изучения истории и проблем антисемитизма и Шоа десятиклассниками нашей школы. Практически во всех отчетах ребята отмечали, что только живое восприятие «известного материала» оказало на них решающее влияние.

      -В ходе поездки не осталось безразличных к теме Шоа людей. Ребята прониклись всей глубиной общегуманистической трагедии, разразившейся в годы Второй Мировой войны.

      -Все учебные материалы, являющиеся частью курса, были предоставлены участникам и рассмотрены во время поездки, что также способствовало лучшему восприятию темы.

      -Ребята получили возможность высказать и выслушать огромное количество мнений и размышлений, связанных с поездкой. Нам удалось организовать работу так, что, практически, круглые сутки шло знакомство с историей еврейских общин Польши, их судьбой в годы Второй Мировой войны, историей гетто и концлагерей, историей Польши и ее городов. Причем ребята в этом процессе были активными участниками, а не объектами для восприятия информации.

      -Несмотря на напряженный ритм поездки, имелись свободные промежутки времени, которые удалось использовать с максимальной продуктивностью. Это поддерживало в коллективе деловую серьезную обстановку на протяжении всего проекта, что отмечали работники гостиниц и проводники поездов.

      22.05.2000. Конференция «Исчезнувший мир»

      По материалам поездки в школе была проведена конференция, в работе которой принимали участие ветераны, бывшие узники гетто и концлагерей, студенты РГПИ им. Герцена, руководитель И.Лапина, общество Я.Корчака, руководитель Е.Левина. Почетными гостями были директор Джойнта в Санкт-Петербурге И.Рабин, профессор С.Вершловский. На конференции был представлен видеофильм по материалам поездки.
Участники проекта:
Джойнт. Санкт-петербург
Министерство образования. Израиль
ORT-Ginzburg. Санкт-Петербург
Материалы подготовил: С.Митрофанов


Hosted by uCoz