История и особенности Холокоста на территории СССР

ПИШИТЕ

= Главная = Изранет = ШОА = История = Новости = Традиции =
= Музей = Антисемитизм = ОГЛАВЛЕНИЕ =


Борьба евреев за существование и местное население.

На советской территории существовали сотни гетто, которые во многом были схожи с польскими. Первые из них - в Кишиневе и Минске - были созданы уже в июле 1941 г. По неполным данным,

на Украине было около 600 гетто,

в Белоруссии - по меньшей мере 163,

в Молдавии - 49,

еще несколько десятков находились в балтийских республиках и России (крупнейшие из них - в Смоленской, Брянской и Ростовской областях). В гетто и лагерях, временно сохранённых для удовлетворения потребности в рабочей силе, продолжалась жизнь в тени смерти, могущей наступить в любой момент. Жизнь складывалась из повседневных страданий: голода, болезней, принудительных работ и издевательств. Не прекращались акции, в ходе которых расстреливали, прежде всего, нетрудоспособных: детей, стариков, больных.

Евреи гетто под руководством юденратов и общественных организаций (частично подпольных) боролись за свою жизнь и человеческое достоинство. В войне против голода организовывали нелегальную переброску продовольствия в гетто, социальную помощь, столовые. Многие жители гетто заплатили жизнью за нелегальную доставку продовольствия и деятельность, запрещённую немцами. Борясь против эпидемий и болезней, врачи старались следить за санитарным состоянием гетто и лагерей, организовывали медицинскую службу и подпольные больницы. За колючей проволокой не забывали о воспитании детей, о культурной, религиозной жизни. В некоторых гетто были созданы подпольные архивы, целью которых было сохранение документов и свидетельств о злодеяниях немцев, местных фашистов и предателей для будущих поколений.

Евреи, обречённые гитлеровцами на полное истребление, пытались бежать из гетто и лагерей, искали пути спасения. Их было немного, и в этом они зависели от местного населе-ния. Еврей, чтобы избежать смерти, должен был скрывать своё национальное происхожде-ние. Он нуждался в документах, доказывающих, что он не еврей. Кроме того, он нуждался в средствах существования, жилье и работе. Нужна была помощь местного населения, и было необходимо, чтобы местные жители, которым проще, чем немцам, опознать евреев, не выдавали их ни оккупантам, ни местной полиции. Другой вариант спасения - укрыться у нееврея. Надо было найти людей, в квартире которых, или поблизости, можно устроить тайник. Место должно было быть скрытым для глаз не только немцев и полиции, но и соседей. Понятно, что укрытия подобного рода легче было найти в деревне, чем в городе. Местные жители, прятавшие евреев, снабжали их продуктами, что было нелегко и небезопасно в военное время.

На оккупированных территориях Советского Союза не существовало организованной помощи евреям ни со стороны антифашистского, ни какого-нибудь другого подполья. Такая помощь, хотя и в небольших размерах, существовала в некоторых странах Западной Европы и польском подполье, где была организована маленькая группа под названием "Жегота", цель деятельности которой состояла в помощи скрывающимся евреям. Отсутствие организованной помощи на территории СССР объясняется целым рядом причин. На оккупированных территориях Советского Союза антифашистское подполье было слабее, чем в западно-европейских странах и в Польше, действовало оно в условиях более тяжёлого немецкого террора, чем в других странах. Подполье терпело провалы и массовые аресты своих лидеров и участников.

Насколько известно, как со стороны Советского правительства, так и со стороны коммунистической партии не было ни одного обращения ни к подпольным организациям, ни к местному населению оккупированных территорий, призывающего оказывать помощь советским гражданам-евреям, жертвам фашистской политики тотального уничтожения. Не было такого обращения ни по радио, ни в листовках, сбрасываемых авиацией. Советское правительство во время войны никогда не обсуждало трагическую судьбу евреев на оккупированных территориях.

Но везде находились люди, помогавшие евреям по собственной инициативе. Но это были только одиночки. Они рисковали своей жизнью и жизнью своих семей, люди большой личной смелости и морального мужества. Таких было несколько тысяч на всех оккупированных территориях. Большинство же местного населения заняло позицию стороннего наблюдателя. Часть из них относились с равнодушием к судьбам своих бывших соседей, обречённых на смерть.

Мотивы такого отношения различны: страх перед немецкими репрессиями, антисемитизм, корысть и прочее. В рамках этого обзора вспомню имена некоторых из одиночек - "Праведников Народов Мира", известных помощью евреям: О. Шимайте, Я. Липке (спас 26 евреев), В. Фуменко (спас 36 евреев), Е. Валендович, Я. Сухенко, А. Глаголев, А. Шептицкий (митрополит греко-католической церкви, укрывал в своё дворце и монастырях евреев). Нет приблизительных данных о количестве спасённых евреев, но их число незначительно.

Заключенные в гетто и лагеря, советские евреи не ограничивались пассивным сопро-тивлением. Они создавали подпольные организации, целью которых было вооружённое сопротивление нацистам. Инициаторами подпольной деятельности в большинстве гетто в районах, аннексированных Советским Союзом в 1939-1940 гг., были участники молодёжного сионистского движения или коммунистические активисты. Оружие подпольщики приобретали у местного населения, воровали на немецких оружейных складах. Самодельные гранаты, кинжалы и некоторые иные виды оружия производились прямо в гетто. Подпольная деятельность в гетто была трудна и опасна. Она порождала опасность для всех жителей гетто, ставила под угрозу само его существование. Обнаружение вооружённого подполья могло повлечь за собой ускоренную ликвидацию гетто немцами. В некоторых гетто, особенно в Вильнюсском, целью подпольных организаций было восстание в гетто и уход в леса. Но в большинстве гетто, в Минске, Каунасе и местечках, целью подполья был просто уход в леса. Участники подполья должны были проявить бдительность по отношению к находившемся в гетто доносчикам. Вооружённые столкновения между подпольщиками и немецкой полицией происходили в гетто Вильнюса, Лахвы, Тучина и других мест, чаще всего при проведении операций по ликвидации гетто.

Тысячи молодых людей уходили из гетто в леса, создавая еврейские партизанские от-ряды или присоединяясь к советским партизанам. В оккупированных районах Советского Союза действовало примерно 25-30 тыс. еврейских партизан. Лес, где действовали еврейские вооружённые группы, не был дружелюбным. В 1942 г. в лесах хозяйничали отряды, которые до того, как организованное советское партизанское движение подчинило их себе, убивали немало евреев, не забывая подобрать их одежду и оружие.

Но командование советским партизанским движением также всячески противилось существованию отдельных партизанских еврейских отрядов, так как партизанское движение организовывалось в республиканских рамках (Украинское, Белорусское, Литовское и т.д.). Еврейские партизанские отряды распускали, а евреев распределяли по нееврейским отрядам.

Часто евреев бросали невооружёнными на произвол жестокой судьбы в лесу. Так было в лесах Нарочи и других местах Западной Беларуси. В некоторых районах Западной Беларуси, где действовали польские партизаны из "Армии Крайовой", немало евреев пало от пуль польских фашистских группировок. В лесах Западной Украины местные националисты, принадлежавшие к Украинской Повстанческой Армии, уничтожали евреев. Причиной этих убийств были антисемитизм и отношение к евреям как к просоветскому элементу. С другой стороны, в отдельных районах Восточной Беларуси, особенно в районе Суража, советские партизаны переправляли через линию фронта на восток сотни евреев.

Немало евреев-партизан и евреев-солдат отличились в борьбе против немцев и их подручных. Процент евреев в Красной Армии был изначально очень высок. Многие из них успели дослужиться до высоких постов. За время войны более 500.000 евреев участвовали в боях в рядах Красной Армии или партизанских отрядах. При этом, как известно, попавшие в окружение евреи дрались особенно отчаянно - помимо всего остального, сильна была мотивация, что сдаться в плен просто нельзя. Тогда бойцам уже было известно, что ждет военно-пленных евреев.

Несмотря на то, что 150 евреев были награждены звездой Героя Советского Союза на протяжении войны, 200 советских генералов были евреями, по стране распускались гнусные слухи о еврейской трусости и нежелании воевать, непомерно преувеличивалось количество успевших эвакуироваться евреев. На встрече с главой польского правительства в изгнании генералом В. Сикорским 3 декабря 1941 года на предложение мобилизовать еврейских беженцев из Польши Сталин ответил в присутствии Молотова и пр.:

"Евреи - неполноценные солдаты", - и добавил: "Да, евреи очень плохие солдаты".

Не только страх перед сдачей в плен, но и антисемитизм, существовавший в Красной Армии, заставлял многих евреев стараться скрыть свою национальность. Тысячи евреев заплатили жизнью за подпольную деятельность во время восстаний в гетто, в партизанских боях, на фронте. Они внесли вклад в разгром Германии и изгнание врага с территории СССР, вписали яркую страницу в историю борьбы советских людей и еврейского народа против немецких захватчиков.


= Главная = Изранет = ШОА = История = Новости = Традиции =
= Музей = Антисемитизм = ОГЛАВЛЕНИЕ =

Hosted by uCoz