ХОЛОКОСТ И ЕВРЕЙСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ НА ОККУПИРОВАННОЙ ТЕРРИТОРИИ СССР

ПИШИТЕ

= Главная = Изранет = ШОА = История = Новости = Традиции =
= Музей = Антисемитизм = ОГЛАВЛЕНИЕ =

ГЛАВА 1

ХОЛОКОСТ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

§ 1. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ. ИСТОКИ ХОЛОКОСТА.

Формы антисемитизма

Почему именно еврейский народ стал объектом ненависти и жертвой расовой политики нацистов? Этот вопрос имеет свои глубокие исторические корни. На многие века евреи оказались за пределами своей исторической Родины. Они жили среди других народов, сохраняя религию, язык, отличаясь внешним обликом, одеждой, традициями. С возникновением христианства создается стройная система религиозных щдофобских представлений о евреях. Им вменяется в вину убийство Иисуса Христа (это обвинение католическая церковь официально снимет лишь во второй половине XX века). В середине V века нашей эры Августин Блаженный сформулировал христианское отношение к евреям: их можно и нужно унижать, но нельзя убивать. В религиозном сознании сформировался отрицательный образ еврея, не имевший ничего общего с реальными людьми. Он ассоциировался с дьяволом и нечистью. Евреев объявляли ответственными за любое необъяснимое явление вокруг ( эпидемии страшных болезней, политические и природные катаклизмы, экономические проблемы). Этот стереотип просуществовал вплоть до эпохи Просвещения. Вследствие этого евреи проживали в отдельных кварталах (гетто); власти ограничивали их рождаемость и свободу передвижения; изгоняли из разных государств; подвергали массовым казням (вопреки религиозным представлениям). Среди многих государств, запрещавших проживание евреев, была и Россия. Таким образом, религиозная юдофобия была тесно связана с государственной.

На рубеже XVII-XVIII вв. религиозное влияние в Европе ослабевает. Но антиеврейские стереотипы прочно входят в культуру многих народов. В конце XVIII-XIX вв. большинство государств снимает антиеврейские ограничения. Великая Французская революция (а затем и все последующие революции в Европе) провозглашает равные права евреев. В России это произошло только после Февральской революции в 1917 г. Действовавшие до этого многочисленные ограничения - прежде всего пресловутая "черта оседлости", "процентные нормы" при поступлении в гимназии и университеты, невозможность находиться на государственной и военной службе, занимать определенные общественные должности - были одним из важных направлений государственной политики Российской империи в национальном вопросе. Вместе с тем, они не носили расового характера - принятие христианского вероисповедания снимало эти преграды.

В XIX веке юдофобия в Европе опирается на расистскую теорию. Научные открытия этого периода (в биологии, антропологии, языкознании) были использованы рядом политиков, философов и общественных деятелей для доказательств преимущества одной (белой) расы над другими и необходимости "борьбы за существование". В 20-е годы XIX в. в научный оборот было введено понятие "ариец". Народы, говорившие на индоевропейских языках, стали относить к "арийской группе". Начался интенсивный поиск "потомков" ариев. Несколько позднее сформировалось понятие "семитские языки", куда был включен и иврит. Кстати, европейские евреи (ашкенази) говорили в быту на языке идиш, который близок к немецкому.

В 70-х гг. XIX в. возникло понятие "антисемитизм": традиционная юдофобия была дополнена расовой теорией. Этот термин ввел в оборот немецкий журналист В. Map.

Он стал основой для расистской терминологии. Его идеологами стали Е. Дюринг и Х.Чемберлен. На рубеже веков в разных странах антисемитизм все больше приобретал политический характер. Равноправие евреев трактовалось в нем как угроза другим народам. Их роль в культуре, общественном и революционном движении, экономическое положение и даже достижения в сфере наук объявлялись "всемирным еврейским заговором". К началу XX века эти обвинения были оформлены в одной из самых знаменитых фальшивок современной истории -"Протоколах сионских мудрецов". Они появились в России для борьбы с революционным движением, но самым широким образом использовались (и используются до сих пор) антисемитами и расистами во всем мире.

В начале XX века возникают различные политические партии и группы, где антисемитизм был одним из центральных пунктов программы. В России такое направление получило название "черносотенного" (в годы Первой русской революции возникли так называемые "Черные сотни" для борьбы с революционерами и евреями),

Значительной популярностью антисемитские взгляды пользовались в Германии. Возрастающая роль евреев среди руководителей политических партий разной направленности лишь раздувала эту форму юдофобии. Антисемитские партии имели места в рейхстаге и открыто проповедовали свои взгляды. Они пользовались поддержкой ряда известных деятелей мировой культуры (в частности, Рихарда Вагнера).

Важную роль играл и бытовой антисемитизм, которым в той или иной степени были заражены все социальные круги. Он также, во многом, опирался на определенные стереотипы.

Все эти формы антисемитизма были использованы и унифицированы в нацистской идеологии и практике после прихода Гитлера к власти. В 30-е годы антисемитизм (политический и государственный) был распространен во многих государствах.

Беспрецедентность и универсальность Холокоста

В истории еврейского народа было немало трагических событий, которые нередко пытаются сопоставить с Холокостом (разрушение Первого и Второго храма; вавилонское пленение; Хмельнитчина). Но Катастрофа XX века была поистине беспрецедентной, причем не только в истории этого народа. Холокост отличался биологической основой ненависти и продолжительностью, числом жертв и попыткой оформить его легитимность, в отличие от стихийных всплесков ненависти. Жертвы не могли спастись, сменив веру или покинув страну, где подвергались преследованиям. Впервые все евреи, независимо от возраста, вероисповедания, политических взглядов, места проживания, были приговорены нацистами к полному уничтожению. Ни один предшествующий геноцид (включая армянский в 1915 г.) не ставил задачу искоренения целого народа. В нацистской идеологии вина еврея была предопределена самим фактом его рождения.

По словам известного писателя, лауреата Нобелевской премии мира Эли Визеля, "не все жертвы нацизма были евреями, но все евреи были жертвами нацизма". В этих словах кроется суть человеконенавистнической природы нацизма. Его идеологи считали "недочеловеками" целые народы и расы (в том числе славян); осуществляли геноцид "неполноценных" (психически больные; гомосексуалисты) или "асоциальных" (цыгане) элементов. Нацисты преследовали и убивали своих противников по политическим (коммунисты и социал-демократы) или религиозным взглядам ("Свидетели Иеговы"); уничтожили миллионы советских военнопленных. Но только евреи должны были полностью исчезнуть с лица земли как биологический вид. Их уничтожение приняло в годы Второй мировой войны тотальный характер.

Впервые такую цель поставил не отдельный лидер или политическая партия. Именно эта цель нацистского государства являлась беспрецедентной. Холокост стал официальной политикой нацистской Германии, одним из определяющих факторов ее внешней и внутренней политики, а также стратегической целью военных действий. Он не был следствием религиозного фанатизма (как в случае с армянским геноцидом) или классовой ненависти. Все структуры государства, многие слои немецкого общества были вовлечены в решение этой задачи, ставшей поистине государственной. Евреев (в отличие от цыган) преследовали во всех оккупированных нацистами государствах.

Для ее осуществления впервые были применены невиданные организационные и технические усилия. Были подготовлены специальные подразделения убийц; созданы лагеря уничтожения; применены газовые камеры для умерщвления жертв и крематории для сжигания трупов.

Поражают и масштабы Холокоста - 6 миллионов уничтоженных людей, более половины еврейского населения Европы, треть всего народа.

Вместе с тем Холокост имеет и универсальные черты. Во-первых, это пропаганда ненависти к какому-либо народу по этническому или национальному признаку; требования ограничения его прав и изгнания со своей земли.

Во-вторых, осуществление геноцида по этническому принципу. В последние десятилетия мир стал свидетелем таких геноцидов в Руанде и бывшей Югославии. В каждом политическом движении, использующем расисгские и националистические лозунги, видна тень Холокоста. Помочь распознать ее - одна из задач данного курса.

В-третьих, равнодушие и непротиводействие этим тенденциям - также один из уроков Холокоста, который должен быть усвоен человечеством. Не следует забывать, что Гитлера вдохновляло то, что спустя 25 лет после армянского геноцида мир постарался забыть его.

По мнению многих ученых, полное осознание Холокоста лежит за пределами человеческого разума. Ведь он зародился в стране с огромными культурными и духовными традициями, проводился на территории "цивилизованной Европы", фактически на глазах всего мира. Но без стремления осознать истоки, ход и последствия Холокоста мы не гарантированы от его повторения.

Терминология

Нацисты использовали в своей терминологиии понятия "всеобщее" и "окончательное решение еврейского вопроса", Под первым они понимали полное изгнание евреев из Германии. Под вторым - поголовное уничтожение еврейского народа.

В 1943 г. Рафаэль Лемкин ввел понятие "геноцид", которое во многом опиралось на политику нацистов в отношении евреев в годы Второй мировой войны. Но этот термин - шире чем Холокост, так как включает в себя не только народоубийство. В израильской историографии трагедия еврейского народа обозначена термином Шоа (Катастрофа). Он получил достаточно широкое распространение также во Франции (после выхода в 80-е годы одноименного документального фильма Клода Ланцма-на). Данный термин употребляется и в США (например, так назвал свой Фонд видеосвидетельств кинорежиссер Стивен Спилберг). В последние годы к нему стали прибегать чаще, чтобы показать специфически еврейский характер жертв нацистского геноцида.

Вскоре после войны и вплоть до 60-х годов использовался аналогичный термин на идиш - "Хурбн". Наибольшее же распространение в мире, в том числе и на постсоветском пространстве, получил термин "Холокост" (американизм от древнегреческого Голокаустис - "всесожжение"; уничтожение огнем; жертвоприношение). Он был использован Эли Визелем в начале 60-х годов как метафора, символизирующая сожжение целого народа в крематориях нацистских лагерей смерти. В конце 70-х годов состоялась всемирная телепремьера голливудского многосерийного художественного фильма "Холокост" по одноименному роману Дж. Грина. Фильм имел огромный успех. Именно после него в США и других странах возникли многочисленные центры и музеи Холокоста. В том числе Мемориальный музей Холокоста США, являющийся государственным и самым посещаемым историческим музеем мира.

В этом термине некоторые ученые и политики видят религиозный подтекст - "жертвоприношение" 6 000 000 евреев привело к созданию современного государства Израиль. Кроме того, ряд известных общественных деятелей склонен включать в число жертв Холокоста также цыган и других жертв нацистской политики. Терминологическая путаница особенно досадна в связи со справедливыми выплатами компенсаций разным категориям людей, пострадавших от нацистов, которых средства массовой информации (и не только они) называют жертвами Холокоста.

Важнейшими понятиями, необходимыми для усвоения темы, являются "Нюрнбергские законы", "Хрустальная ночь", "айнзатцгруппы", "Ванзейская конференция", "гетто", "лагеря смерти". Они будут рассмотрены нами в следующих главах.


= Главная = Изранет = ШОА = История = Новости = Традиции =
= Музей = Антисемитизм = ОГЛАВЛЕНИЕ =

Hosted by uCoz