ХОЛОКОСТ И ЕВРЕЙСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ НА ОККУПИРОВАННОЙ ТЕРРИТОРИИ СССР

ПИШИТЕ

= Главная = Изранет = ШОА = История = Новости = Традиции =
= Музей = Антисемитизм = ОГЛАВЛЕНИЕ =

ПРЕДИСЛОВИЕ

Холокост - политика нацистской Германии, ее союзников и пособников по преследованию и массовому уничтожению евреев в 1933-1945 гг. - вот уже несколько десятилетий остается в центре научных и политических дискуссий. Это тема многочисленных художественных и документальных фильмов, сюжет для ставших знаменитыми литературных произведений. Весь цивилизованный мир ежегодно отмечает День памяти евреев - жертв нацизма и героев Сопротивления. Многие европейские страны ввели свои собственные Дни памяти, в том числе приуроченные к освобождению узников самой страшной нацистской фабрики смерти - концлагеря Освенцим. 'Философы, политики, богословы дают все новые и новые объяснения того, как и почему в центре Европы, в стране с богатейшими интеллектуальными традициями возникла и быстро распространилась по Европе чуча ненависти к целому народу, приведшая к безумной идее его полного искоренения на Земле.

Эта тема уже давно вышла за рамки анализа "палачи-жертвы". В европейском сознании все острее ставится вопрос о коллективной и личной ответственности правительств, партий, политических и общественных деятелей, каждого гражданина за то, что происходило фактически при равнодушии или бездействии всего мира. Тема Холокоста волнует миллионы людей прежде всего ввиду его универсального характера, постоянно возникающего призраке, грозящего повториться вновь уже при ином национальном составе жертв и палачей. Именно в теме Холокоста западное, и прежде всего европейское сообщество видит огромный нравственный и моральный потенциал для противостояния любым формам не-толерантнога сознания и поведения.

Важный импульс изучению и преподаванию этой темы дала Международная конференция по проблемам Холокоста в Стокгольме в январе 2000 года, собравшая глав государств, общественных деятелей, ученых и преподавателей из 47 стран мира. Одним из специальных пунктов ее Декларации, подписанной в числе других и представителем России, отмечена необходимость преподавать данную тему в вузах и школах. В послед пае годы в России немало сделано для того, чтобы данная тема стала известна школьникам и учителям: проведены многочисленные семинары в разных регионах России; Министерством образования рекомендовано специальное учебное пособие для школьников, изданное Фондом "Холокост"; созданы Международные курсы по подготовке преподавателей; школьники и студенты активно участвуют в поисковой работе и всероссийских конкурсах сочинений, готовят курсовые работы и спецсеминары по теме.

Однако нерешенными остаются многие проблемы. Эта тема почти полвека была закрытой, в первую очередь, для официальной академической историографии.

А ведь никакого формального цензурного запрета - "не упоминать еврейские жертвы" - не было. Публикация в 1961 г. стихотворения Евгения Евтушенко "Бабий Яр" вызвала бурную полемику. Она затрагивала вопрос об отношении к памяти жертв, но прежде всего развернулась в связи с поднятой автором темой антисемитизма в России и СССР. Вышли в свет воспомипание-днееник Марии Ролъникайте "Я должна рассказать", повесть Анатолия Кузнецова "Бабий Яр", роман Анатолия Рыбакова "Тяжелый песок". И, тем не менее, в общественном сознании эта трагическая тема оставалась сугубо "еврейской", зависевшей от политической и идеологической конъюнктуры.

Более десяти лет идеологические мотивы и недоступность архивов не являются преградами для исследователей. Тем не менее данная тема лишь упомянута вскользь в учебных пособиях и разделах по истории нацистской Германии, Второй мировой и Отечественной войн. В то же время в сеты Интернет широко представлены "ревизионисты", отрицающие сам факт уничтожения миллионов евреев Европы, использования для этих целей газовых камер и крематориев. Причем не все готовы аргументированно опровергнуть эти "теории". Исследования темы Холокоста развиваются стремительными темпами, но некоторые важные сюжеты (особенно касающиеся территории Советского Союза) не нашли еще должного освещения. В этом и объективная трудность, и огромное поле для самостоятельных исследований студентов по одному из важных направлений историографии, имеющему международное звучание. Для многих областей, краев и республик России данная тема может рассматриваться в контексте региональных исследований по истории нацистского оккупационного режима и сопротивления в годы Великой Отечественной войны. Уничтожение миллионов людей только из-за их национальной и религиозной принадлежности может и должно стать грозным предупреждением против любых форм пропаганды и действий на основе расовой нетерпимости.

Идеология и практика нацизма, жертвами которого стало огромное количество граждан нашей страны и других государств , к огромному сожалению, на многие десятилетия пережили разгром нацистской Германии. В наши дни разжигание национальной ненависти, преследование и массовые убийства на постсоветском пространстве коснулись миллионов чюдей, в том числе - русских за пределами России. Создание гражданского общества и уважение к правам человека невозможно без противодействия экстремизму и формирования толерантного сознания.

Знание уроков Холокоста необходимо, прежде всего, для того, чтобы подобный геноцид не повторился против какого-либо народа на Земле. В истории Холокоста содержится мощный потенциал для осознания того, как в нечеловеческих условиях нацистской оккупации люди оставались людьми. Как. рискуя своей жизнью и жизнью своих детей, они приходили на помощь тем, кого нацисты обрекли на уничтожение. Как сами обреченные находили силы для вооруженного и духовного сопротивления.

Известный историк и философ И. Бауэр точно сформулировал задачу усвоения знаний о Холокосте. Это необходимо, чтобы мы и наши дети никогда не стали жертвами, никогда не стали палачами; никогда не стали равнодушными наблюдателями чужой трагедии.

Автор пособия постарался обобщить свой более чем 10-летний опыт чтения лекций по этой теме в вузах Москвы и других городов России. В пособии рассматриваются следующие основные проблемы: особый статус еврейского населения на оккупированной территории, организация и степень действенности антисемитской пропаганды; повседневная жизнь в гетто; деятельность юденратов и еврейской полиции; ход и особенности Холокоста в различных республиках бывшего СССР; соучастие в Холокосте местных пособников оккупантов; отношение Советского правительства и общества к Холокосту; масштабы и особенности еврейского Сопротивления. Книга готовилась к изданию в рамках проекта Федеральной целевой программы под эгидой Межведомственного центра социальных инноваций.


= Главная = Изранет = ШОА = История = Новости = Традиции =
= Музей = Антисемитизм = ОГЛАВЛЕНИЕ =

Hosted by uCoz