В.В.Энгель, КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ ЕВРЕЕВ В РОССИИ


=ГЛАВНАЯ= УРОКИ= ИЗРАНЕТ= ИСТОРИЯ= ШОА= ИРУШАЛАИМ=

Тема 21.       Евреи СССР в годы перестройки и в постсоветский период.

Евреи и демократизация советского общества в период горбачевской перестройки и гласности. Изменения структуры еврейского движения в СССР в период перестройки. Решение проблемы эмиграции. Алия из СССР к. 80-х гг. Еврейский вопрос в СССР в к. 80-х нач. 90-х гг. Место еврейского движения в структуре демократического движения общества в различных республиках СССР. Структура еврейского движения в нач. 90-х гг.

В марте 1985 г. пленум ЦК КПСС избрал М. Горбачева Генеральным секретарем ЦК партии. Был провозглашен новый политический курс гласности и перестройки. Однако, в 1985-86 гг. реальных перемен в жизни общества еще не произошло. Страна продолжала двигаться автоматически прежним путем. В еврейском вопросе это выражалось в продолжении политики сдерживания эмиграции и преследования еврейских активистов. В этот период было арестовано и осуждено на различные сроки лишения свободы 4 еврейских активиста по сфабрикованным обвинениям. В советской прессе продолжались по старинке антисионистские и антисемитские публикации.

Однако уже в конце 1986 г. демократические процессы в советском обществе начинают углубляться, что автоматически привело к либерализации политики властей в отношении инакомыслящих.

Был освобожден из ссылки А.Д. Сахаров, а также ряд других диссидентов. Эти процессы не могли не затронуть и еврейский вопрос.

Были обменены или просто освобождены из лагерей с немедленным выездом в Израиль А. Щаранский, Ю.Эдельштейн, А.Холмянский.

В этот период получило разрешение на выезд большинство «отказников». Соответственно изменилась и структура еврейского движения. Доля «отказников» в этом движении сокращается и повышается доля тех, кто выступал за развитие еврейской культуры и равноправие евреев в СССР.

Проблема первых заключалась в том, что они сознательно не создавали политической организации, не структурировали себя, занимаясь лишь собственными проблемами выезда из страны, иногда объединяясь во имя этих целей для проведения каких-либо совместных акций.

Когда вопрос о выезде был снят советской властью с повестки дня, резко сократилось политическое влияние и значение «отказного» движения.

Тем не менее, многие из них, осознавая значение совместных действий для целей возрождения еврейского движения в СССР, приняли активное участие в работе по координации действий с представителями «культурного» движения.

В этот период политика властей становилась все более либеральной, что не могло не отразиться на еврейском вопросе. Фактически период перестройки можно разделить на несколько временных отрезков применительно к еврейской проблематике:

1985-86 гг. – продолжение политики репрессий и ограничения еврейской эмиграции.

1986-87 гг. – освобождение узников Сиона, массовая выдача разрешений на выезд отказникам.

1987-89 гг. – либерализация политической жизни евреев СССР, создание первых неподконтрольных властям еврейских культурных обществ, попытки создания альтернативных еврейских обществ, находящихся под контролем партийных органов.

1989-1991 гг. – полное открытие каналов еврейской эмиграции, начало массового выезда советских евреев за рубеж, полная либерализация деятельности еврейских общественных организаций.

Рассмотрим эти периоды подробнее. Фактически до 1987 г. вся деятельность властей в еврейском вопросе ограничивалась освобождением политических заключенных, прежде всего, еврейских активистов, и выдачей разрешений на выезд подавляющему большинству «отказников». Основной мотивировкой в этот период оставался внешний фактор, а именно активные процессы разрядки и разоружения, которые происходили во взаимоотношениях с США.

Советский Союз не мог смыть с себя клеймо «империи зла», которое дал ему американский президент Р. Рейган, без существенного улучшения положения инакомыслящих внутри страны.

Прекратились аресты еврейских активистов, преследовавшихся за преподавание иврита, еврейской истории и пр. Был снят с повестки дня вопрос борьбы за выезд из страны, поскольку почти все отказники получили разрешение и новых «отказов» просто не выдавалось.

Этим воспользовались активисты еврейского движения, решившие легально структурировать свою деятельность. Нелегальная координация различных видов деятельности в еврейском движении существовала и раньше.

В частности с 1984 г. по 1991 г. существовала подпольная координационная структура под экзотическим названием «Машка» от ивритского «Муадон леШтия Кабира» (клуб крепкой выпивки).

Дело в том, что КГБ в нач. 80-х всегда очень подозрительно относился к массовым встречам «без повода» представителей еврейского движения. Считалось, что единственным «законным» поводом для встречи евреев, так же как и других советских граждан может быть желание выпить бутылку водки по любому поводу. Отсюда появился легальный повод для встреч у кого-либо на квартире – выпить по поводу и без повода.

Структура планировала различные мероприятия, начиная от организации демонстраций и митингов, лекций и выпуска самиздата, и заканчивая контактами с представителями зарубежных правозащитных еврейских организаций и советскими правозащитниками.

В разные годы членами этой организации были Ю. Кошаровский, М. Членов, Л. Городецкий, Р. Спектор, В. Мушинский, А. Островский, В. Кислик, В. Энгель, Л. Стонов, А. Шмуклер, А. Корецкий, И. Зиссельс, Е. Сатановский.

Осенью 1987 г. создалось несколько самодеятельных еврейских организаций, объединивших учителей иврита («Союз учителей иврита» во главе с Л.Городецким), а также исследователей и лекторов в области еврейской истории («Еврейское историческое общество» во главе с В.Энгелем). Нелегальные еврейские координационные советы были созданы и в других городах СССР, прежде всего в республиках Прибалтики.

Фактически с этого времени можно говорить о создании в СССР независимого еврейского движения, пока еще слабо организованного, но уже четко осознающего свои цели – беспрепятственная еврейская эмиграция из СССР, защита прав еврейского населения страны, развитие и популяризация еврейской культуры.

Однако с созданием легальной еврейской организации дело обстояло в то время очень не просто.

В июле 1987 г. был разогнан митинг еврейской общественности против антисемитизма в Парке Дружбы на Речном вокзале, организованный М. Членовым, на котором предполагалось объявить о создании Еврейской Общественной Ассоциации.

В 1987 г. власти решили создать несколько подконтрольных им общественных и политических структур. Это делалось для того, чтобы, во-первых, удовлетворить требования своих американских партнеров, требовавших от СССР демократизации внутриполитической жизни, а во-вторых, направить формировавшееся демократическое движение в стране в нужное им русло.

В частности, таким образом, была создана существующая до сего времени ЛДПР, а также ряд других организаций, уже прекративших свое существование.

Планировалось и создание подконтрольной властям еврейской организации.

Одновременно активисты еврейского движения прилагали усилия для создания независимой еврейской структуры. В этом вопросе большую помощь оказал им Всемирный Еврейский Конгресс (ВЕК), который в 70-80-е гг. поддерживал активные контакты с советским руководством.

Особую роль сыграл лично вице-президент ВЕК, руководитель еврейской общины Австралии И. Либлер, поддерживавший личные контакты с руководством еврейского подполья.

Дело в том, что в 1987 г. в Австралии на гастролях побывал еврейский музыкальный театр под управлением М.Глуза, на которых побывал Либлер, где он и познакомился с Глузом.

Либлер предложил Глузу создать Еврейский культурный Центр им. Соломона Михоэлса для активизации еврейской культурной жизни в Москве. Взамен он обещал широкое финансирование, гастроли по всему миру и пр.

Естественно, что в то время Глуз не мог принимать такие решения самостоятельно, хотя уже в воздухе витал дух либерализации.

Руководство КГБ и ЦК партии оказалось перед сложным выбором: отказ в создании такого центра привел бы к негативной реакции в глазах мировой общественности, где авторитет Горбачева и советской перестройки активно рос в это время.

Однако согласиться на создание центра с участием «давнего врага советской власти И.Либлера» было тоже не просто.

Думается, что на определенном этапе власти, уверенные в своем полном контроле над ситуацией в стране, решили пойти на создание Центра, рассчитывая держать его деятельность под полным своим контролем. Глуз дал согласие на открытие Центра, в том числе и на одно из наиболее сложных для властей условий – ввести в состав правления активистов независимого еврейского движения М. Членова и В. Чернина. В ноябре 1988 г. Еврейский Культурный Центр им. С. Михоэлса был торжественно открыт.

Однако расчеты властей на подконтрольность данной структуры не оправдались – еврейские активисты, вошедшие в состав правления Центра им. Михоэлса, стали активно использовать помещение Центра (помещение театра) для своих целей – чтения лекций по еврейской истории, преподавания иврита и пр. М. Глуз, призванный не допускать самодеятельности, со временем стал фактически покрывать эту деятельность.

Не будучи уверенными в Центре им. Михоэлса, власти в том же 1988 г. предпринимают попытку создания еще одного еврейского общества на базе другого еврейского театра -–театра "ШОЛОМ» в Москве.

Было создано общество «Шолом» во главе с бывшим первым секретарем Биробиджанского обкома партии Шапиро. В правление вошли назначенные властями люди из Антисионистского Комитета Советской Общественности, а также ряд активистов еврейского независимого движения. Вошел в состав правления и нынешний председатель ЛДПР В. Жириновский, выполнявший функции юрисконсульта общества.

Поскольку общество «Шолом» было создано для противодействия реальным усилиям еврейского независимого движения, оно очень скоро прекратило свое существование.

Примерно та же участь, что и Центр им. Михоэлса, постигла Московское Еврейское Культурно-Просветительское Общество (МЕКПО).

Его создание было инициировано полковником в отставке Ю. Соколом, который в сентябре 1987 г. организовал в своей квартире на Фрунзенской набережной Еврейскую Общественную Библиотеку и музей. Вызванный на беседу в райком партии, Ю.Сокол заверил власти, что будет действовать исключительно под их контролем. Но вскоре Сокол стал проявлять самодеятельность, сотрудничать с независимым еврейским движением, а затем фактически стал его частью.

Демократизация общественной жизни привела в 1988 г. к определенной самостоятельности советских государственных и общественных структур. Например, комсомольские организации в этот период уже не были обязаны отчитываться перед партийными и государственными органами о своей деятельности по регистрации при себе различных организаций.

Этим воспользовалась группа еврейской молодежи во главе с Леонидом Ройтманом, зарегистрировавшая при МГК ВЛКСМ Молодежный центр по изучению и распространению еврейской культуры «Тхия» (МЦИРЕК «Тхия»).

До 1989 г. власти зарегистрировали по РСФСР лишь 3 еврейские организации в Москве – Центр им. С. Михоэлса, общество «Шолом» и МЦИРЕК. Титанические усилия других организаций по получению данной регистрации не привели ни к чему. Это привело к тому, например, что «Еврейское историческое общество» зарегистрировалось при МЦИРЕК, что позволяло законодательство того времени, и пр.

В тех союзных республиках, где демократические процессы проходили более активно, удалось официально зарегистрировать еще несколько еврейских обществ. Так в 1987 г. в Таллинне было зарегистрировано Эстонское еврейское культурное общество, в Баку в том же году были зарегистрированы курсы по изучению иврита, в 1988 г. в Риге было зарегистрировано Латвийское общество еврейской культуры.

Однако процесс создания полулегальных самодеятельных еврейских организаций проходил в 1988-89 гг. весьма стремительно. Этому способствовала договоренность между СССР и Израилем об обмене консульскими делегациями. Характерно, что в данном случае израильтяне обговорили со своими советскими коллегами право общения с еврейским населением страны, что было им строжайше запрещено в 1953 г., когда были в первый раз восстановлены дипломатические отношения между двумя странами. Общество Дружбы и Культурных Связей с Израилем (ОДИКСИ) под руководством А. Островского, Еврейская Культурная Ассоциация (ЕКА) под руководством М. Членова, Клуб любителей еврейской книги во гл. с Ю.Хасиным, еврейский религиозный центр «Маханаим» во главе с Л.Вольвовским и др.

1987-89 гг. стал периодом расцвета еврейского самиздата. Если раньше за самиздат давали приличные сроки заключения, то в рассматриваемый период эта практика полностью сошла на «нет», что немедленно отразилось на количестве и уровне издаваемой нелегально литературы.

Наибольшее количество газет и журналов выходило в Москве. Большинство еврейских организаций стремилось издавать свой печатный орган. Еврейское историческое общество издавало «Еврейский исторический альманах», ЕКА – журнал «Шалом», ОДИКСИ – «Информационный бюллетень по проблемам репатриации и еврейской культуры» и т.д.

К весне 1989 г. стала ясна необходимость создания всесоюзной структуры, которая могла решать одновременно две задачи:

координировать деятельность многочисленных еврейских активистов;

представительствовать от имени всего еврейского движения перед властями внутри страны и перед различными еврейскими организациями за рубежом.

В мае 1989 г. в Риге проходит первое всесоюзное совещание представителей еврейских организаций СССР, на котором принимается решение о созыве всесоюзного съезда еврейских организаций и общин СССР в декабре 1989 г. и создании на нем Конфедерации еврейских организаций СССР. Был создан оргкомитет съезда.

С этого момента возникает организованное еврейское независимое движение.

Фактически решения рижской конференции подтолкнули процесс создания еврейских организаций, число которых за следующие несколько месяцев перевалило за несколько сотен – все стремились войти в создаваемую конфедерацию, в которую принимались только организации.

В декабре 1989 г. в Москве проходит первый съезд еврейских организаций страны, на котором было принято решение о создании Конфедерации Еврейских Организаций и Общин СССР (Ваад) и где присутствовали представители около 300 еврейских организаций.

Создание Ваада стало первым после февраля 1917 г. событием такого уровня. Безусловно, оно стало результатом общей демократизации жизни в СССР.

Властям не удалось в масштабах всех демократических движений поставить этот процесс под свой контроль. Выборы в 1989 г. на съезд народных депутатов СССР полностью подтвердил это.

Интересно, что к к. 80-х гг. еврейское движение было наиболее организованным среди всех демократических движений страны.

У Ваада был реальный шанс войти в общесоюзное демдвижение, принять участие в выборах и провести своих депутатов в Верховный Совет РСФСР.

В 1990 г. представители Демократической России обратились к Вааду с предложением войти в Демроссию и выбрать своих представителей для включения в избирательный список этого движения.

Однако на обсуждении этого вопроса на президиуме Ваада было принято решение не участвовать в решении внутренних проблем СССР и сохранять полную независимость.

Фактически в этот период можно говорить о трех течениях в еврейском движении.

Центристском (Ваад) – выступавшем в духе конструктивной оппозиции советскому режиму за осуществление права еврейского народа СССР на самоопределение (право уезжать, но и право оставаться и жить национальной жизнью).

Правое сионистское движение (Сионистская организация во главе с Городецким, ОДИКСИ во главе с Островским и Корецким), выступавшее против политики Ваада и видевшее только одну альтурнативу – массовый отъезд в Израиль.

Просоветское движение, представленное Т.Голенпольским, нынешним редактором Международной Еврейской Газеты. В то время он создал Ассоциацию Друзей и Деятелей Еврейской Советской Культуры (АДДЕСК) и выпускал официальную газету «Вестник Еврейской Советской культуры» (ВЕСК).

С развитием перестройки второе и третье направление фактически исчерпали себя. Просоветские движения перестали пользоваться популярностью, а полное открытие выезда из СССР в к. 80-х гг. лишило актуальности второе направление. Неспособность к компромиссу лидеров Сионистской организации привела к ее полной дискредитации.

К. 80-х гг. характерен также активизацией антисемитских общественных организаций, прежде всего, общества «Память». В некоторых городах страны действовали откровенно фашистские группы и движения. Если своим рождением многие из них были обязаны КГБ, которое намеревалось использовать их в целях провокаций против активистов независимого еврейского движения и как оправдание для возможного введения военного положения в стране, то дальнейшее их развитие, особенно в 1989-90 гг., осуществлялось самостоятельно.

С этими группами произошло то же самое, что и с многими еврейскими и нееврейскими общественными организациями – созданные властью для осуществления своих целей, они довольно быстро вышли из-под ее контроля благодаря быстро развивавшимся процессам демократизации и ослабления самой власти.

В итоге они стали представлять в конце 80-х гг. серьезную опасность в многонациональной стране. Значительную часть своей работы еврейские организации в этот период уделяли борьбе с этими структурами, опираясь при этом на поддержку демократической общественности, составлявшей тогда большинство в советском обществе.

Начало 90-х гг. ознаменовалось дальнейшим развитием демократизации и либерализации советского общества. Проходят выборы в республиканские верховные Советы. Во многих из них, в том числе и в России, победу одерживают представители демократической оппозиции. Начинается противостояние союзных и республиканских органов власти, которое через некоторое время приведет к распаду СССР.

Фактически союзным властям в этот период уже не до евреев, а республиканские еще с радостью используют еврейский фактор для противостояния с союзными властями.

В результате еврейские организации получают полную свободу действий в регионах Советского Союза. Продолжается процесс создания еврейских организаций. В массовом порядке создаются еврейские, прежде всего воскресные, школы, детские сады, курсы по изучению иврита, детские еврейские летние лагеря и пр.

Отношения с Израилем были восстановлены в полном объеме в 1990 г., хотя консульская группа действовала в Москве уже с 1988 г.

Посольство в этот период активизирует свою деятельность. В этот период оно предпочитает еще действовать не самостоятельно, а через еврейские общественные организации, например через создаваемые еврейскими активистами в России и на Украине Центры по репатриации, где отъезжающим оказывали информационную и иную помощь.

Интерес к Советскому Союзу и всему, что с ним связано, растет во всем мире. Не стали исключением и еврейские организации. Фондрейзинг в США в пользу советских евреев неизмеримо возрастает в этот период. Еврейские организации СССР не испытывают недостатка в финансировании, что еще больше стимулирует их деятельность.

Многие еврейские международные (светские и религиозные) организации посылают в большом количестве в этот период своих представителей в СССР для активизации работы среди советских евреев.

Именно в 1989-м гг. этот период любавический ребе посылает первых «шлихим» (посланцев) в СССР, которые в нач. 90-х гг. разворачивают эффективную работу в стране.

Одновременно экономические трудности, которые переживает страна в это время, а также политическая нестабильность (события в Баку и Вильнюсе) заставляют многих советских евреев эмигрировать, благо теперь это не связано с риском получения немотивированного отказа и потерей работы.

В 1990 г. Сохнут получает право организации авиарейсов с репатриантами из Москвы в Тель-Авив через Будапешт.

По договоренности между Израилем и США прежняя схема эмиграции советских евреев через Вену была ликвидирована. Это было важнейшим событием в истории еврейской эмиграции. Дело в том, что маршрут эмиграции через Вену подразумевал возможность для всех желающих отказаться в венском аэропорту от репатриации на историческую родину и выехать через Рим в США.

Новая схема подразумевала прямой выезд евреев, получивших израильскую визу, в Израиль. Те же, кто хотел эмигрировать в США или ФРГ должны были также делать это прямым образом в соответствии с иммиграционными правилами этих стран.

В частности, американские власти обусловили право на иммиграцию в США наличием прямых родственников, что резко сократило иммиграционные потоки в эту страну. Фактически открытие советских границ привело к их немедленному закрытию со стороны западных стран.

Все это привело к резкому увеличению числа репатриирующихся в Израиль. С 1989 по 1991 гг. из СССР выехало рекордное количество еврейских эмигрантов – 469 044 чел. Почти 74% из них отправились в Израиль, что было результатом изменения схемы еврейской эмиграции из СССР.

Сионистские организации с радостью объявляли о грядущем решении еврейского вопроса в СССР в связи со 100% репатриацией советских евреев. Службы абсорбции готовились принять все 2 млн. советских евреев.

Международные еврейские организации присвоили советским евреям статус «Кехила бэ-дерех» (община в пути), что символизировало массвую эмиграцию среди евреев СССР и отказывались на этом основании принимать Ваад число своих членов.

Всего же с 1989 по сер. 90-х гг. из стран бывшего СССР выехало четь больше миллиона чел. Большинство осело в Израиле.

Сегодня можно с полным основанием говорить, что в основном это была не национально, а экономически мотивированная алия. Это отразилось на ее абсорбции, на сложностях вхождения в израильскую жизнь, на целом ряде социальных аспектов израильского общества, прежде всего на росте преступности.

Израильские государственные структуры в погоне за количеством отъезжающих проигнорировали качество, прежде всего, предварительную интеграцию будущих репатриантов в еврейскую культуру.

 

После распада СССР в 1991 г. Россия вступает в сложный период социально-экономических реформ.

Фактически задачи, которые ставило перед собой в к.80-х гг. еврейское независимое движение, оказались выполненными. Демократия в российском обществе возобладала. Евреи, также как и все другие граждане России получили право свободно выбирать место жительства, развивать свои общинные институты и пр.

В 1997 г. Государственная Дума приняла закон «О национально-культурной автономии», который подвел законодательную базу под вековыми требованиями российского еврейства права национально-культурной автономии.

Безусловно, оставалась проблема антисемитизма, однако это был не государственный, а бытовой антисемитизм, существующий во всех странах еврейской диаспоры. Государственный антисемитизм в демократической России существовать перестал.

С другой стороны, установление в России демократического правления, реальное осуществление прав и свобод россиян очень скоро сделало еврейский вопрос неактуальным в российской политике.

Подразделения, занимавшиеся ранее в КГБ работой с евреями, были расформированы в российских спецслужбах. Политическая система российского общества сформировалась без участия еврейских организаций.

Иностранные еврейские организации, а также государственные структуры Израиля получили возможность работать самостоятельно на территории России. С этого момента исчезла объективная необходимость в местных еврейских организациях. Следовательно, сократилось и их финансирование. Резко сократилось и финансирование самих международных организаций и израильских государственных структур, традиционно занимавшихся работой с советскими евреями.

Многие еврейские активисты репатриировались из России, другие ушли занялись бизнесом или другой деятельностью.

С распадом СССР претерпело изменения и само еврейское движение. Во-первых, со временем практически прекратил свою деятельность Ваад СССР, преобразованный в Ваад СНГ.

Его членами стали федерации и конфедерации бывших союзных республик.

Соответственно возникла такая организация и в России. В 1992 г. в Нижнем Новгороде была создана Федерация Еврейских Организаций и Общин России (Ваад России), во главе которой до сих пор стоит М. Членов.

Во-вторых, в российском Вааде возникли противоречия между самими членами. Первая попытка раскола тогда еще союзного Ваада произошла в 1990 г., когда группа активистов во главе с В.Энгелем не довольная тем, что Ваад практически игнорировал культурную и образовательную деятельность, вышла из Ваада и создала Ассоциацию иудаики и еврейской культуры СССР (в дальнейшем – Международную Ассоциацию иудаики и еврейской культуры).

Однако новая организация не претендовала на всеобщее политическое представительство от имени советского или российского еврейства. Но в 1996 г. группа других активистов движения, в большинстве своем бизнесменов, финансировавших деятельность Ваада, откололась от него после отказа М. Членова передать им руководство Федерацией.

Эта группа вместе раввином Московской хоральной синагоги П. Гольдшмидтом и известным медиамагнатом В.Гусинским создала первый в России еврейский финансовый фонд – Российский Еврейский Конгресс (РЕК). Характерно, что в отличие от своих зарубежных аналогов, РЕК с самого начала своего создания претендовал на политическое представительство от имени еврейского народа и стремился стать основной еврейской организацией в стране.

Впервые российские евреи смогли объединиться и собрать крупные суммы денег для нужд еврейского народа. Это весьма примечательное событие, первое за всю послереволюционную историю России. В этом, безусловно, было веление времени.

Своей деятельностью многие нынешние еврейские культурные и религиозные организации обязаны именно РЕКу.

Возросло значение и религиозных организаций, что объясняется как их повышенной активность в России, так и поворотом значительной части российского общества в сторону религиозного сознания.

Таким образом, к сер. 90-х гг. ХХ века еврейское движение представляло собой довольно разноплановое, часто находящееся во враждебных отношениях друг к другу, явление. Оно состояло из трех частей.

Религиозные организации.

Светские организации, объединенные в большинстве своем в Ваад России.

Финансовый распределительный фонд «Российский Еврейский Конгресс», объединивший представителей крупного еврейского капитала.

Наряду с этими группами продолжали свою работу международные еврейские организации и посольство Израиля.

В целом такая картина существует и по сей день.


=ГЛАВНАЯ= УРОКИ= ИЗРАНЕТ= ИСТОРИЯ= ШОА= ИРУШАЛАИМ=

Hosted by uCoz