ЦЕНТР-МЕМОРИАЛ ШОА

ЦЕНТР-МЕМОРИАЛ
ШОА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛУБ
"НОВАЯ ЕВРЕЙСКАЯ ШКОЛА"

Совместно с педагогическим клубом =НОВАЯ ЕВРЕЙСКАЯ ШКОЛА= ДИЗАЙН И НАПОЛНЕНИЕ МАТЕРИАЛАМИ = DAVID DAN=

О НАС

ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ

НАШИ КОНСУЛЬТАНТЫ

УЧРЕДИТЕЛИ ЦЕНТРА

МУЗЕЙ

ЭКСПОЗИЦИЯ

СПАСЕННЫЕ ОБЩИНЫ

НАШИ ПРОЕКТЫ

ИМЕНА

НАКАНУНЕ ВОЙНЫ

НАШИ ЗЕМЛЯКИ НА ВОЙНЕ

ГЕРОИ СЕГОДНЯ

БИБИЛИОТЕКА

ИСТОРИЯ ШОА

НАШИ КНИГИ

КНИГИ В СЕТИ

"СОВЕТИШ ГЕЙМЛАНД"

НОВОСТИ

РАБОТА ЦЕНТРА

НОВОСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

НОВОСТИ В СЕТИ

ССЫЛКИ

ИСТОРИЯ ШОА

МУЗЕИ И МЕМОРИАЛЫ

ОРГАНИЗАЦИИ

ФОРУМ

ХРОНИКА

 

 

 

 

 

МАТЕРИАЛЫ ЭКСПОЗИЦИИ

С момента окончания II Мировой войны исследователи Холокоста и те, кто впервые знакомятся с материалами о трагедии, задаются вопросом:

каковы причины этого невиданного злодеяния?

Изучение истории Катастрофы привело к созданию ряда концепций, таких как:

- определение отличий и сходства Холокоста от геноцидов;

- выделение в качестве основной причины ШОА нацистской идеологии;

- утверждение, что социально-экономическое положе- ние Германии после I Мировой войны явилось причиной небывалого разгула антисемитизма, приведшего к Катастрофе;

- стремление германской нации получить "сильного" лидера, а также беспрекословно подчиниться ему (именно это привело Гитлера, наиболее патологичного из антисемитов, в кресло канцлера Германии);

- убеждение в невозможности осмысления, а тем более анализа такого беспрецедентного во всех смыслах явления, как ШОА. Отсюда делается вывод, что эта трагедия не может служить объектом общепринятого подхода к исследованию, ибо дело касается небывалого преступления - гибели 6 000 000 людей.

Существуют и попытки кощунственного отрицания самого факта Холокоста. В прошлом это было стремление увести палачей от ответственности. Сегодня подобное объясняется социальным заказом современных нацио-налистов, неофашистов.

Некоторые "исследователи" Катастрофы пытаются доказать, что ее масштабы, как и все связанное с этой трагедией народа, нарочито представлено как глобальное бедствие, которого на самом деле не было. Отрицая масштабы ШОА, они стремятся, на наш взгляд, уйти от страшного вопроса:

как могло несметное число граждан Европы стать коллективным палачом
своих сограждан-евреев?

В самом деле, можно ли утверждать, что социальные, экономические, идеологические, теологические или другие стороны исторического сознания и бытия европейцев, в сущности, с 1933 по 1945 года, превратили миллионы их в сторонних наблюдателей и, в огромной массе, вершителей всеевропейского еврейского погрома - Катастрофы?

Преследование евреев, доходящее до тотального изгнания из отдельных стран, всевозможные акты насилия, творимые над ними, вплоть до массовых убийств, как Вы увидите, сопровождали еврейскую историю веками.

Все перечисленные выше концепции объясняют вполне закономерные на наш взгляд, важные, но отдельные причины Холокоста.

Очевидно, что экономические, социальные или иные причины, о которых говорили ранее, лишь часть чего-то целого, составлявшего фундамент нечеловеческой ненависти к евреям.

Обратимся к истории развития Европы в последнее тысячелетие. Могло ли прошлое закрепить в европейцах способность, а может быть потребность к насилию над людьми другой национальности, вероисповедания, иной культуры?

Если удастся получить утвердительный ответ на этот вопрос, то, как Вы увидите далее, все отмеченные гипотезы возникновения Холокоста, за исключением его отрицания, создают объемную реальную картину, как это ни страшно утверждать, исторической закономерности Катастрофы.

Столетиями государства Континента, то в большей, то в меньшей мере, погружались в междоусобные войны: религиозные, связанные с территориальными притязаниями, и другие. В таких войнах всячески формировалась ненависть не столько к противнику, сколько к его национальному происхождению.

В сущности, веками по нашему континенту "разгуливала" молодая, а затем набиравшая все больше и больше опыта, крепнущая и мужающая ксенофобия, которая и стала неотъемлемой чертой характера европейского обывателя.

Ксенофобия - это враждебность, ненависть к чужому образу жизни, мышлению, нравам, обычаям, религии.

Это явление, передаваясь из поколения в поколение, становилось генетически наследуемым. Иначе и не могло быть, ибо большинство упоминавшихся войн окрашивалось в национальные тона. В двух Мировых войнах прошлого века ксенофобия поднималась на щит.

Континент погружался в катастрофы с ярко выраженной национальной направленностью. Мы упоминали о геноциде армян в Турции. Он длился более сорока лет и в 1915 году унес жизни 1 500 000 человек.

В 1943-1944 г.г. в СССР были насильственно согнаны с родных земель и увезены в Сибирь, Казахстан чеченцы, турки-месхетинцы, калмыки, крымские татары. Это тоже национальные катастрофы. Они, по сути, являются (какими бы идеологическими, политическими и иными мотивами не пытались оправдать содеянное) историческим процессом развития ксенофобии.

Ярчайшее доказательство сказанному состоит в следующем: когда, например, выселяли турок-месхетинцев, то живших с ними бок о бок аджарцев не трогали. То же самое можно сказать о крымских татарах. Уже в 1944 году, после освобождения Крыма было установлено множество фактов сотрудничества с оккупантами людей разных национальностей. Но депортации подверглись только татары.

Особенно четко прослеживается поступательное движение развития ксенофобии на примере существования еврейских европейских общин.

Во второй половине девятнадцатого столетия был завершен процесс так называемой эмансипации евреев. Он был направлен на предоставление народу гражданских прав. Однако известно, что даже при издании законов о таком гражданском равенстве местное население европейских государств отторгало евреев из своей среды.

Это относилось и к положению еврейского населения в Российской империи. Так, Александр I, стремясь направить иудеев на "верный путь", понуждал их к переходу в православие. Николай I, не дав евреям полноценного гражданства, ввел для них обязательную воинскую повинность, запретил им носить национальную одежду.

Так иудеи империи отлучались от своей древней культуры, быта, т.е. подвергались ассимиляции.


 



Hosted by uCoz
Hosted by uCoz