УЛИЦЫ ХРАНЯТ ПАМЯТЬ

Рина Неер

ПИШИТЕ ПИСЬМА

= ГЛАВНАЯ = ИЕРУСАЛИМ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = УЧИТЕЛЮ = О Г Л А В Л Е Н И Е =

ИЗРАЭЛЬ НАДЖАРА

В XVIB. в Эрец-Исраэль, находившейся тогда под властью турецкой Оттоманской империи, можно было говорить о настоящем еврейском Ренессансе. Цфат, Иерусалим, Хеврон и Газа были важными центрами этого возрождения, которое отразилось также и на удивительном экономическом развитии - особенно в Цфате и Газе. Текстильные фабрики в Цфате по пошиву обмундирования для турецкой армии, давали неплохой заработок жителям этого города, почти! половину которых в XVI в. составляли евреи1.

В то время самым плодовитым поэтом был, безусловно, раби Израэль Наджара. Его первый сборник "Песни Израиля", содержащий по меньшей мере 109 поэм, вышел в Цфате в 1587г. Израэль, Наджара происходил из очень известной семьи выходцев из Испании. Его дед поселился в Константинополе после изгнания евреев из Испании в 1492 году. Отец, Моше Наджара, позже переселившийся в Цфат, был, в частности, связан с раби Моше ди Трани, одним из выдающихся еврейских философов Цфата!2.

Потом Моше Наджара поселился в Дамаске - столице одной из частей турецкой империи. Еврейская жизнь там была не такой интенсивной, как в Цфате или Иерусалиме, но все же очень процветала.

Видимо, в Дамаске и родился Израэль Наджара в 1555г. Потом он долго жил в Цфате и наконец стал раввином еврейской общины в Газе, довольно большой в то время. На этой должности он оставался до самой смерти в 1625г. Этот пост занял его сын, согласно свидетельству историка Давида Конфорти3, который оставил после себя знаменитую книгу "События поколений" с очень интересными сведениями об ученых сефардских евреях XVI и XVII вв.

Некоторые религиозные поэмы Израэля Наджары (а писал он и светские стихи) вошли в сефардские сборники молитв. Самая известная поэма из них - "Ктуба", посвященная празднику Шавуот. Согласно символике мистиков Цфата, Наджара представляет Шавуот как брачный союз между Б-гом и Израилем, заключенный на Синае (потому-то поэт и назвал свою поэму "Ктуба", то есть брачный договор). Эту поэму поют каждый год на Шавуот в сефардских общинах. Улицы в Иерусалиме, Холоне, Тель-Авиве, Рамат-Гане и в других городах названы в честь Израэля Наджары.

Но есть более знаменитая поэма той же эпохи: "Леха доди" ("Иди, мой возлюбленный, навстречу твоей невесте Субботе, которую мы встречаем") другого автора, раби Шломо Галеви Алькабеца, современника Израэля Наджары. Эта замечательная поэма известна во всем еврейском мире, но не известны подробности жизни ее автора. Родился он приблизительно в 1505г., где - неизвестно. В Цфате поселился в 1535г., и стал раввином. Кабалист (Моше Кордоверо был его учеником), он был еще и талантливым оратором, комментатором Танаха и автором мистических произведений.

Но в памяти еврейских общин всего мира он, безусловно, остался именно благодаря поэме "Леха доди". Впервые она была напечатана в Вене в 1584г. - в том же году, когда в Цфате умер ее автор.

Шломо Алькабец ввел мистический и поэтический ритуал - выходить в поле вечером в пятницу, чтобы встретить субботу. Там в белом одеянии, окруженный учениками, он пел свой гимн в честь встречи "невесты Субботы".

Вот уже четыре столетия, как эта поэма поется во всех синагогах мира на различные мелодии. Она настолько известна и настолько органично вошла в литургию в честь наступления субботы, что многие думают, будто она гораздо древнее, чем на самом деле. Генрих Гейне в одной из своих поэм ошибочно приписывает ее Йегуде Галеви, якобы написавшему ее в XIIв., а многие считают, что она взята из Танаха.

Однако далеко не все города почтили Алькабеца, назвав его именем улицы. Это сделали только в Иерусалиме, Бней-Браке и Цфате.

В эпоху возрождения поэзии XVI века в Эрец-Исраэль было много других поэтов. Но Израэль Наджара и Шломо Алькабец - действительно самые выдающиеся.

Примечания

1. В конце века к турецкому правителю этой области, который жил в Дамаске, мусульмане обратились с жалобой: мол, в Цфате слишком много синагог, и евреи слишком процветают. Эти жалобы в какой-то степени стали причиной упадка Цфата в ХVII в. После этого Цфат уже никогда больше не знал такого расцвета еврейской жизни, как в ХУ1в..

2. Раби Моше ди Трани (1500-1580) после смерти раби Йосефа Каро стал духовным наставником евреев Цфата. В этом городе есть улица его имени.

3. Давид Конфорти (1617-1690), родившийся в Салониках, занимал разные раввинистические посты в Эрец-Исраэль и в Египте. Улица в Иерусалиме носит его имя.


= ГЛАВНАЯ = ИЕРУСАЛИМ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = УЧИТЕЛЮ = О Г Л А В Л Е Н И Е =

Hosted by uCoz