УЛИЦЫ ХРАНЯТ ПАМЯТЬ

Рина Неер

ПИШИТЕ ПИСЬМА

= ГЛАВНАЯ = ИЕРУСАЛИМ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = УЧИТЕЛЮ = О Г Л А В Л Е Н И Е =

ИБН-ЭЗРА

Такие города, как Иерусалим, Хайфа, Рамат-Ган, Холон, Ашдод, Нетания, Кирьят-Ата, Ашкелон и т.д. назвали свои улицы именем "Ибн-Эзра", предоставив нам право выбирать между двумя одинаково известными современниками: Авраамом Ибн-Эзрой и Моше Ибн-Эзрой. Дальние родственники, они жили в Испании в конце XI - начале XII в. и оба были поэтами и философами.

Если следовать хронологии, то первым нужно назвать Моше Ибн-Эзру1. Он родился в Гранаде; год его рождения определяется между 1055 и 1070г.г. Моше Ибн-Эзра получил прекрасное образование и уже в молодые годы стал известным поэтом, продолжая занимать высокий пост среди местных правителей. Он одинаково хорошо владел ивритом и арабским, стихи писал на двух языках, а философские произведения -на арабском. Прославился он, главным образом как поэт.

Подробности его жизни до нас не дошли. Известно только, что он уехал из Гранады на север, в христианскую часть Испании то ли из-за несчастной любви, (как полагают одни историки), то ли потому, что Гранаду захватила нетерпимая мусульманская династия. Так или иначе, из его стихов явствует, что он вынужден был покинуть родной город и никогда не смог в него вернуться - откуда и его ностальгия, и трудности в жизни, и разочарования. Он скитался по христианской Испании2 из города в город, и нам доподлинно не известно, где он жил и где умер (между 1135 и 1140гг.).

В его жизни счастливый период сменялся несчастным, но на его глубоко религиозных стихах это не сказывалось. Самые известные их них - "Слихот"3, где говорится о необходимости раскаяния и послушания Б-га. Многие религиозные стихи вошли в литургию на Рош-Гашана и Йом-Кипур, особенно в сефардских общинах.

Моше Ибн-Эзра дружил с Йегудой Галеви, который был моложе его и которому он очень помог в начале его пути. Йегуда Галеви посвятил ему много стихов.

Аврагам Ибн-Эзра тоже был другом Йегуды Галеви. Полагают, что он был также женат на дочери Йегуды Галеви. Аврагам Ибн-Эзра родился в Толедо в 1089г. и прожил там первые пятьдесят лет своей жизни, ненадолго выезжая в Марокко, Алжир и Тунис. После 1140г. Аврагам Ибн-Эзра постоянно путешествует, однако это не помешало ему во второй половине жизни много писать. Несколько лет он живет в Риме, а также в других городах Италии: Тоскане, Мантуе, Вероне. Оттуда в 1147г. отправляется во Францию, сначала на юг, потом на северо-запад, в Руан. Там он подружился с внуком Раши - "Рабейну Тамом". Некоторые считают, что умер он в Эрец-Исраэль, но в отношении этого есть противоречивые мнения.

Иногда в его стихах не без юмора говорится о том, что он неудачник и живет в бедности, за что бы он ни взялся, все не ладится. "Если бы я начал продавать гробы, люди перестали бы умирать, - пишет он, - а если свечи - солнце не садилось бы и не наступала бы тьма".

Но особенно известен Аврагам Ибн-Эзра как комментатор Танаха. В этом он совершено не похож на своего родственника Моше Ибн-Эзру, который никогда не пытался комментировать Танах.

Если комментарий Раши - необходимая основа, то по значению комментарий Аврагама Ибн-Эзры следует непосредственно за ним. Он является авторитетом для всего еврейского мира. Досконально зная все тонкости иврита, Ибн-Эзра широко пользуется грамматическими и этимологическими особенностями терминов для их объяснения. Кстати, он написал замечательную книгу по ивритской грамматике: "Мозней лашон гакодеш", (буквально "Весы святого языка"), или, сокращенно, "Мознаим" ("Весы"). Широко использовал он Талмуд и мидраши, что не мешало ему противоречить их обоснованиям. В его комментариях чувствуется глубокое знание человеческой души, приобретенное в результате многочисленных поездок и беспокойной жизни. Наделенный смелой натурой, он задавался вопросом, действительно ли Моше был автором всего Пятикнижия, и кто были подлинные авторы Тегилим. Таким образом, он ввел большую свободу в еврейскую традицию толкования.

Его комментарий к "Шир-гаширим" - хотя и довольно короткий - дает ясное представление о его методе. Сначала - грамматический и этимологический разбор, затем - буквальное объяснение и, наконец, аллегорическое толкование. Согласно его исходному мнению, если книга "Шир-гаширим" включена в канон Танаха, она не может быть просто любовной идиллией. На самом деле речь идет об аллегории, подразумевающей всю историю еврейского народа, начиная с Авpaгама и до прихода Машиаха в будущем.

Какого Ибн-Эзру мы вспоминаем, проходя по одноименной улице, - Моше или Аврагама? Скорее обоих сразу, поскольку Моше, как и Аврагам, оставили заметный след в культурном наследии Израиля.

Примечания

1. В Тель-Авиве улица названа не просто "Ибн-Эзра", а М.(Моше) Ибн-Эзра.

2. "Реконкиста", или отвоевание Испании христианскими владыками, началась с севера страны и постепенно оттесняла мусульман все больше и больше к югу. Реконкиста началась в середине Х1в. и закончилась в 1492г. капитуляцией Гранады, последнего бастиона мусульман. Евреи достаточно долго и хорошо жили в мусульманской и христианской Испании - не без трудных, однако, периодов. В отличие от мусульман, вынужденных покинуть свои места во время Реконкисты, евреи могли оставаться и после прихода христиан. Только в конце ХШв. нетерпимость христиан по отношению к евреям стала практически постоянной. Евреев преследовали и в 1492г. насильно обратили в христианство. А тех, кто не покорился, - изгнали.

3. "Слихот" - покаянные молитвы.


= ГЛАВНАЯ = ИЕРУСАЛИМ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = УЧИТЕЛЮ = О Г Л А В Л Е Н И Е =

Hosted by uCoz