УЛИЦЫ ХРАНЯТ ПАМЯТЬ

Рина Неер

ПИШИТЕ ПИСЬМА

= ГЛАВНАЯ = ИЕРУСАЛИМ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = УЧИТЕЛЮ = О Г Л А В Л Е Н И Е =


ЙЕГУДА ГАЛЕВИ

Блистательный, величайший еврейский поэт всех времен после царя Давида, раби Йегуда Галеви родился около 1075г., а умер около 1141г. Йегуда Галеви был самой яркой среди звезд золотой эпохи Испании XI-XIII в.в..

Нет в Израиле города, где не было бы улицы, названной в его честь.

Почему Йегуда Галеви так популярен? Конечно же, не из-за его философских трудов, хотя они и очень важны. Его прославили обстоятельства его жизни и смерти и его стихи, многие из которых были положены на музыку и которые поются во всех еврейских общинах мира.

Самое известное из них начинается словами: "Сердце мое на Востоке, а сам я на крайнем Западе". Так он выразил свое состояние души, которая рвалась к Сиону, в то время как сам он находился в Испании. Это чувство хорошо знакомо многим евреям диаспоры и сегодня - многие их них до сих пор не могут решиться переехать в Израиль.

Но Йегуда Галеви решил положить этому конец и уехать в Страну Израиля. Не нужно представлять дело таким образом, будто его решение было вызвано разочарованиями или опасностями, преследовавшими его в Испании, как это случилось в следующем столетии с Рамбаном. Нет, Йегуда Галеви на вершине славы решил покинуть Испанию, чтобы выразить свою глубокую любовь к Сиону не только в стихах, но и доказать это своей жизнью.

В Испании он жил счастливо. Он родился в Туделе (а возможно, в Толедо), воспитывался в зажиточной и очень культурной семье. Образование получил еврейское и арабское, изучил также медицину. Когда он был совсем молодым, его привлекали исключительно оживленные еврейские центры Кордовы и Гранады. Он начал писать стихи и подружился с такими еврейскими поэтами своего времени, как Моше Ибн-Эзра и Аврагам Ибн-Эзра.

В 1090г. берберское племя, пришедшее из Африки, завоевало часть Испании, и жизнь евреев осложнилась. Йегуда Галеви отправляется в христианскую Испанию. Много лет живет в Толедо, где получил известность как врач. Пополняет он свои доходы и коммерческими предприятиями, благодаря которым у него налаживаются связи с заграницей. Он часто ездит в Северную Африку, в Египет и на север Франции. Повсюду друзья и почитатели устраивают ему торжественные приемы.

Но он не в ладу с самим собой. Множество замечательных стихов его прославляют Иерусалим, а их автор остается на Западе. Этому раздвоению пора положить конец, и он решает уехать в Эрец-Исраэль. Его друзья, ученики пытаются его отговорить: это безумие, уехать в неизвестность, когда в Испании он так знаменит! Собственная дочь (которая была замужем за Аврагамом Ибн-Эзрой или его сыном - точно неизвестно) старается удержать его в Испании.

Но в 1140г. Йегуда Галеви, несмотря на уговоры, садится на корабль, отплывающий в Египет, откуда лежал путь в Эрец-Исраэль. Он прекрасно понимал, какой опасности подвергался: морской путь из Испании в Египет в те времена был далеко не безопасен. Кстати, попав в бурю, он пишет замечательное стихотворение: "Неужели снова потом?... Неужели я в могиле? Ничего, кроме неба и воды... Океан во гневе. Но сердце радуется, ибо я еду в страну Святого Храма и приближаюсь к Б-гу".

В сентябре 1140г. Йегуда Галеви высаживается в Александрии. Там его принимает друг, богатый коммерсант, который обеспечивает его всем необходимым. Зиму он проводит в Александрии и в Каире, где друзья еще пытаются его отговорить от поездки в Эрец-Исраэль, занятую тогда крестоносцами, пришедшими из Европы и враждебно настроенными против евреев. Но он не поддается на уговоры. Весной 1141г. он готов отправиться в Эрец-Исраэль. На этом точные сведения о его жизни обрываются. Согласно новейшим мнениям историков, отъезд задержался из-за плохой погоды, и в возрасте 66 лет он умер в Египте. Но с конца средневековья бытует другая версия о его смерти: он добрался в 1141г. до Иерусалима, наклонился, чтобы поцеловать камни, и его растоптал арабский всадник в тот самый момент, когда он произносил одну из своих самых знаменитых поэм, посвященных Сиону. Правда это или легенда? Как бы то ни было, пусть это и легенда - но именно она вдохновила немецкого поэта Генриха Гейне на одну из его красивейших поэм из цикла "Еврейские мелодии".

35 стихотворений, посвященных Сиону ("Ширей-Цион") жемчужинами сверкают среди 800 поэтических произведений Йегуды Галеви, дошедших до нас. Они и определили особую любовь евреев к этому замечательному поэту. А все поэтическое творчество -любовные стихи, стихи, посвященные друзьям, а также религиозные поэмы, многие из которых вошли в еврейскую литургию, ставит Йегуду Галеви в ряд величайших поэтов человечества.

Его владение ивритом просто поражает. Однако великое философское произведение "Кузари"1 он написал, как было тогда принято, на арабском - но оно сразу же было переведено на иврит Йегудой Ибн-Тивоном. Это философские и религиозные размышления, над которыми он работал больше двадцати лет, написанные в форме диалога. Йегуда Галеви использует исторический фон, который позволяет ему развивать концепцию иудаизма в сравнении с исламом и христианством.

В основу положен исторический факт беседы об иудаизме, которую вел приблизительно в 740г. хазарский царь (откуда и название "Кузари", т.е. "Хазар"). В ту эпоху хазарское царство простиралось от Черного до Каспийского моря. Исходя из этих данных, Йегуда Галеви и строит воображаемый диалог. Устав от идолопоклонства, хазарский царь хочет перейти в другую веру. К ему вызывают по очереди христианина и мусульманина, чтобы они рассказали о своей религии. Каждый из них объясняет, что его религия связана с Аврагамом и с Торой. Тогда царь решает призвать еврея, чтобы он изложил ему суть иудаизма. В виде этого диалога Йегуда Галеви и излагает свои идеи, которые обосновывает историческими фактами о неизбывности еврейского народа. Существование Иисуса и Магомета, с точки зрения исторической, можно оспаривать. Но 600000 евреев присутствовали у Синая при исключительном Б-жественном откровении, их свидетельства невозможно опровергнуть, и они передают их своим детям из поколения в поколение. Вот почему христианство и ислам вынуждены прибегать к историческому прошлому евреев, чтобы обосновать истинность своей веры. Мир идет путем перипетий своей истории, чтобы прийти к истинной вере в Единого Б-га.

В конце книги хазарский царь задает еврею вопрос, который странным образом и сейчас не теряет своей актуальности. Он касается отношений евреев со страной Израиля: "Ты мне объяснил, что народ Израиля и страна Израиля неотделимы друг от друга. Как же получилось, что ты не построил там своего жилища и не живешь там? Я вижу, твои поклоны Сиону -просто лицемерие; в лучшем случае - это ритуал, который исполняют по привычке, не вкладывая в него конкретного содержания". - "Ты совершенно прав, о царь хазаров, - отвечает Йегуда Галеви устами евреев в своем философском произведении. - Увы, когда теперь в наших молитвах мы говорим: "Поклонитесь на Святой горе", "Благословен Он, явившийся на Сионе" и тому подобное, это все равно, что птичье пение: мы даже не задумываемся о смысле слов, которые сходят с наших уст".

Из некоторых, к счастью, сохранившихся писем Иегуды Галеви, мы знаем, что он закончил писать "Кузари" незадолго до отъезда в Эрец-Исраэль. Конечно, его решение было результатом глубокого осмысления того, что сказано в этих строках "Кузари". Не мог он больше оставаться жить на Западе, когда молитвы, думы, стихи влекли его к Востоку, к Эрец-Исраэль.

Примечание

1. В Беэр-Шеве, Тель-Авиве, Герцлии есть улицы "Кузари". Таким образом, чтят не только поэта, но и его произведение.


= ГЛАВНАЯ = ИЕРУСАЛИМ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = УЧИТЕЛЮ = О Г Л А В Л Е Н И Е =

Hosted by uCoz