УЛИЦЫ ХРАНЯТ ПАМЯТЬ

Рина Неер

ПИШИТЕ ПИСЬМА

= ГЛАВНАЯ = ИЕРУСАЛИМ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = УЧИТЕЛЮ = О Г Л А В Л Е Н И Е =

РАШИ

В Иерусалиме, Тель-Авиве, Хайфе, Рамат-Гане, Герцлии, Бней-Браке, Холоне, Нетании, Беэр-Шеве, Ашкелоне, Тверии - короче, почти во всех городах Израиля есть улицы, которые носят странное, на первый взгляд, название: "Раши". Странное - и все же очень хорошо знакомое тем, кто изучает Танах и Талмуд. Раши был великим комментатором, первым, с которым знакомится еврейский ребенок, приступая к изучению Торы. Если встречается трудное слово или фраза, требующая объяснения, тотчас же учитель, ведущий урок сегодня - как и тот, что преподавал столетия назад - говорит: "Посмотрим, что пишет об этом Раши". Почти тысячу лет эти слова звучат во всех центрах по изучению иудаизма в мире - от Персии до Марокко, от России до Англии, и в Америке тоже.

Раши - это аббревиатура слов: "рабейну Шломо Ицхаки". Он родился в 1040г. во Франции, в Труа, столице провинции Шампань, уже тогда прославившейся своими винами. Труа тогда был важным торговым центром, где жило много ремесленников. Раши изучил всякие ремесла - гравирование, ткацкое дело и т.д. Одно время он зарабатывал на жизнь виноградарством. Все это дало ему возможность разобраться в значении различных технических терминов, имеющихся в Танахе и в Талмуде.

Первым учителем Раши был его отец - человек весьма образованный в области знаний Торы. Позднее Раши едет учиться в известные йешивы в Майнце и Вормсе на Рейне. По возвращении в Труа он начинает обучать евреев и привлекает своими знаниями многочисленных учеников.

В то время еврейская община Франции (на ее юге, северо-востоке и северо-западе) была относительно большой. Раши занимался не только преподавательской деятельностью, но и составил письменный комментарий почти ко всему Танаху и к большей части Талмуда. Он дает четкие и ясные объяснения, часто с грамматическими и техническими примечаниями, используя древние толкования (особенно мидраши), в которых у него были обширные познания. Он стремится, по возможности, не отходить от буквального смысла текста и давать простые объяснения.

К концу жизни он стал свидетелем страшных массовых убийств, учиненных крестоносцами по пути в Иерусалим. Особенно пострадали еврейские общины Рейнской долины, где Раши учился, а, возможно, и обучал (Вормс и Майнц). Легенды сообщают о его встрече с Годфруа Буйоном, возглавившим первый крестовый поход1, которого он тщетно пытался уговорить прекратить резню.

Раши умер в 1105г. но где - в Труа или в Вормсе -точно не известно, неизвестно и место его захоронения. Но его труды долговечнее любого надгробного камня.

У Раши не было сыновей, однако мужья его трех дочерей были большими учеными. Традицию Раши поддержали, главным образом, его внуки, которые внесли огромный вклад в процветание еврейского образования во Франции XII в. Двое из них особенно известны.

Один из них, рабейну Шмуэль бен Меир, "Рашбам" (1080-1174), учился у своего знаменитого деда. Его комментарии к Танаху и Талмуду тоже отличаются лаконичностью и простотой. В Иерусалиме и Бней-Браке есть улицы его имени.

Еще более знаменит его младший брат Яаков, который известен главным образом как "Рабейну Там" (1100-1171). Его именем названы улицы в Иерусалиме, Тель-Авиве, Бней-Браке, Герцлии. Он родился слишком поздно, чтобы быть учеником своего деда, но воспитывался в высших религиозных школах Европы XII в. Как и старший брат, он жил в Рамрюпте, городке в Шампани, примерно в 40 км северо-восточнее Труа. Он никуда не выезжал, но к нему приходили за советом не только из разных общин Франции и Германии, но и из Богемии и даже из Киева. Его пояснения к Талмуду составляют часть "дополнительных комментариев" ("Тосафот") к комментариям Раши и необходимы для основательного понимания Талмуда.

Развитый в XI и XII веках, иудаизм во Франции сильно пострадал от преследований в XIII веке (в 1240 году по приказу короля в Париже торжественно сожгли Талмуд).

Изгнание евреев в 1394г. положило конец еврейской жизни во Франции2.

Только Французская революция позволила евреям снова жить во Франции - и на сей раз как "свободным и равным" гражданам, - согласно декрету, который в 1791г. впервые в Европе даровал им полное равноправие.

Примечания

1. Крестоносцы начали поход из Франции в 109бг, уничтожая еврейские общины в долинах Рейна и Дуная всю весну и лето. Это были первые массовые убийства евреев в Европе.

2. В некоторых восточных и южных провинциях, которые тогда не относились к Франции, - таких, как Эльзас, Лотарингия и Прованс, - евреям все еще разрешалось жить.


= ГЛАВНАЯ = ИЕРУСАЛИМ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = УЧИТЕЛЮ = О Г Л А В Л Е Н И Е =

Hosted by uCoz