УЛИЦЫ ХРАНЯТ ПАМЯТЬ

Рина Неер

ПИШИТЕ ПИСЬМА

= ГЛАВНАЯ = ИЕРУСАЛИМ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = УЧИТЕЛЮ = О Г Л А В Л Е Н И Е =

ЙОХАНАН БЕН ЗАКАЙ

Ученик Шамая и Гилеля, он во многих отношениях достиг уровня своих учителей. Из Талмуда нам известно, что жизнь Йоханана бен Закая была очень нелегкой - ему пришлось пережить смерть своего сына, стать очевидцем войны евреев против Рима (66-70гг. н.э.) и разрушения Второго Храма в Иерусалиме. Однако в этот поворотный момент в истории еврейского народа рабан1 Йоханан бен Закай сыграл очень важную роль.

Восстание евреев против римлян вспыхнуло в 66г. н.э., через 120 лет после того, как римляне начали править в Иудее. Непомерные налоги и угроза постоянной опасности, что римляне установят статую Юпитера в Храме, послужили главной причиной восстания. Тогдашний император Нерон назначил Веспасиана, одного из лучших римских полководцев, главнокомандующим войсками. После трех лет яростной борьбы евреи отступили в Иерусалимскую крепость. Город был осажден римлянами по всем правилам военного искусства. Среди его жителей царили голод, тревога и разобщенность. Тем, кто пытался покинуть осажденный город, угрожали смертью. Рабан Йоханан бен Закай предчувствовал катастрофу. Он опасался за будущее еврейского народа. Человек прямой и справедливый, он решил прибегнуть к хитрости с помощью двух своих самых верных учеников. Объявив, о смерти своего учителя, они положили его в гроб и, как было принято, получили разрешение стражи похоронить его за пределами города.

Оказавшись вне городских стен, рабан Йоханан бен Закай вышел из гроба и попросил аудиенции у римского полководца Веспасиана - и получил ее. Рабан понимал, что в плане политическом он ничего не получит, но добиться чего-то в плане религиозном -возможность была. Поэтому его ходатайство было простым и коротким: "Прошу, - обратился он к Веспасиану, - отдать в мое распоряжение местечко Явнэ и разрешить нашим мудрецам продолжать обучать там своих учеников". Просьба была удовлетворена, и рабан Йоханан бен Закай продолжил в Явнэ свою деятельность.

То ли в ту, то ли в другую встречу он предсказал, что Веспасиан станет во главе мировой империи, но, - так или иначе, по утверждению Иосифа Флавия2, такое предсказание имело место. И действительно, к концу осады Иерусалима Веспасиан был провозглашен римским императором и уехал, возложив дальнейшую осаду на своего сына Тита, который и завершил победу римлян, взяв Иерусалим и разрушив Храм девятого ава 70 года н.э.

Хотя эта история очень известна, не она прославила рабана Йоханана бен Закая.

До тех пор веками вся еврейская жизнь была сосредоточена вокруг Храма в Иерусалиме. Его разрушение могло положить конец иудаизму. Своим смелым поступком Йоханан бен Закай обеспечил его продолжение - изучение Торы не только не прекратилось, но стало не менее необходимым и важным в еврейской жизни, чем б-гослужение в Храме. По его мысли, без Храма народ может выжить - лишь бы продолжалось изучение Торы. Народ сможет выжить даже без Иерусалима - только бы в Стране Израиля процветал другой центр еврейской духовности. И этим новым центром стал Явнэ. Хотя эта история очень известна, не она прославила рабана Йоханана бен Закая. Его учение и влияние распространились задолго до разрушения Храма. Согласно преданию, он прожил 120 лет, на 10 лет пережив разрушение Храма.

Сведений о его жизни до нас дошло мало. Молодость и первые годы учебы прошли, видимо, в Галилее. Потом он прибыл в Иерусалим, где обосновал свою школу. Одна из стариннейших синагог в Старом городе Иерусалима носит его имя, поскольку считается, что именно там он обучал своих учеников.

Его знания Торы и еврейских традиций были необычайно обширными. Обучая, он продолжал учиться сам, не пропуская ни дня. Это не мешало ему оставаться скромным и учтивым. "Наставлять хорошо, -говорил он, - но наставление нужно применять и к себе". О нем говорили, что "никому так и не удалось поприветствовать его первым, даже язычнику, встретившему его на улице". Другие рассказывали, что он никогда не позволял слуге открывать дверь ученикам и открывал ее сам.

В Явнэ он и узнал о разрушении Иерусалимского Храма. И хотя он это предвидел, боль от этого не уменьшилась. В разрушении Храма он видел Б-жье наказание за грехи Израиля, выразившиеся, в частности, в разобщенности евреев.

С тех пор главной его заботой стало соблюдение Торы, которое никогда не должно прекратиться. Под его руководством Сангедрин, который до того времени всегда находился в Иерусалиме, возобновил свою деятельность в Явнэ. Религиозное будущее народа было спасено, несмотря на разрушение Храма.

По неизвестным нам причинам позже он покинул Явнэ и поселился на юге в Брор-Хаиле3, где, вероятно, и умер.

Его именем названы улицы в Иерусалиме, Тель-Авиве, Хайфе, Бней-Браке, Ашкелоне. Есть также и мошав "Бен Закай" недалеко от Явнэ.

Примечания

1. Титул "рабан" ("наш учитель") в эпоху Второго Храма давали только самым выдающимся мудрецам. Но, тем не менее, тех, кому хотели выказать самое большое почтение (как, например, Гилелю), называли просто по имени.

2. Иосиф Флавий - еврейский историк, современник войны против Рима. Был руководителем восстания против римского владычества в Галилее. Позже он перешел на сторону победителей и взял себе это латинизированное имя. Его настоящее имя было Йосеф бен Матитьягу. Одна из улиц в Иерусалиме носит его имя.

3. Сегодня на месте древнего Брор-Хаиля находится киббуц под таким названием, основанный в 1948 году.


= ГЛАВНАЯ = ИЕРУСАЛИМ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = УЧИТЕЛЮ = О Г Л А В Л Е Н И Е =

Hosted by uCoz