УЛИЦЫ ХРАНЯТ ПАМЯТЬ

Рина Неер

ПИШИТЕ ПИСЬМА

= ГЛАВНАЯ = ИЕРУСАЛИМ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = УЧИТЕЛЮ = О Г Л А В Л Е Н И Е =

ЙЕГУДА МАКАБИ *

Йегуда Макаби - одно из самых известных имен в древней истории Израиля. Его имя связано с веселым праздником Ханука, который приходится на начало зимы (с 25 кислева), когда по традиции в каждой еврейской семье, религиозной или нет, восемь дней горят ханукальные огни. Их зажигают не только в домах, но и на крышах общественных зданий, гостиниц, в витринах магазинов и т.д. Все знают, что Ханука - праздник Маккавеев (Макабим), но все ли точно знают, кто они такие и чем знамениты?

Для этого надо вернуться в Иерусалим II в. до н.э., то есть более, чем на две тысячи лет назад. В то время в Иерусалиме и во всей Иудее правили цари из династии Селевкидов. Их империя, образовавшаяся после завоеваний Александра Македонского, простиралась на весь Средний Восток. Ее столицей была Антиохия1, названная по имени многих селевкидских правителей, которые носили имя Антиох. Они говорили на греческом языке, а их религия основывалась на греческой мифологии. Селевкидские цари, будучи язычниками и идолопоклонниками, тем не менее, по-началу терпимо относились к вероисповеданиям меньшинств, проживающих в их империи. Евреи тоже вначале пользовались полной религиозной и культурной свободой. Многие из них были зачарованы расцветом эллинской цивилизации, ее философией, искусством, поэзией. Языческие обычаи греков стали традиционными в некоторых еврейских кругах. Еврейские имена часто заменялись на греческие - Александр, Ясон, Антигона, Агриппа2. Одним словом, шел довольно активный процесс ассимиляции. Распространялся своеобразный эллинизированный иудаизм, которому способствовали прекрасные отношения между евреями и язычниками.

Обстановка резко изменилась с воцарением Антиоха IV. Проявилась религиозная нетерпимость. Антиох IV, прозванный Эпифаном, хотел заставить евреев поклоняться идолам и есть свинину. Он разослал своих эмиссаров с греческими идолами в города Иудеи, чтобы заставить евреев подчиниться новому законодательству и приносить жертвы греческим богам.

Запуганные евреи подчинились приказу царя, и, к его большому удовлетворению, новое законодательство не вызвало вначале никакого сопротивления. Все для Антиоха шло гладко до того момента, когда его эмиссары пришли в городок Модиин.

Модиин существует и по сей день на том же месте. Расположенный в 10 километрах к востоку от Лода, неподалеку от аэропорта Бен-Гуриона. В этом быстро развивающемся городе прекрасно сочетается глубокая древность с современностью.

В Модиине более чем двухтысячелетней давности самого уважаемого человека звали Матитьягу - это был сын первосвященника Йоханана из семьи Хашмонеев. Он категорически отказался подчиниться требованиям Антиоха IV и призвал всех евреев к сопротивлению. Однако, во избежание преследований, один из евреев все же вышел и хотел поклониться идолам. Тогда взбешенный Матитьягу убил и его, и греческого эмиссара.

Восстание, вспыхнувшее в Модиине, постепенно начало распространяться повсеместно. Многие евреи, которые не желали смириться с требованиями царя, присоединяются к повстанцам из Модиина3. Восстание возглавили сам Матитьягу и пять его сыновей.

Лучшим воином из них был Йегуда. Его прозвали "Макаби". Происхождение этого слова не установлено; одно из его значений - "молот": потому что он уничтожал греков, словно молот.

Сражения евреев с Антиохом IV, а потом и с его преемником (Антиох умер вскоре после начала восстания) сначала носили партизанский характер - в горах и гротах Иудеи. Постепенно движение разрослось. Йегуда Макаби возглавляет настоящую армию, и борьба против владычества селевкидов превращается в настоящую освободительную войну. Независимость Израиля быстро стала восприниматься как единственно возможная гарантия от неприемлемых декретов любого монарха. Сохранение религиозной принадлежности, как подтвердили факты, нуждалось в политической самостоятельности. В месяце кислее 165г. до н. э. после тяжелых боев Йегуда Макаби изгоняет последние греческие гарнизоны из Иерусалима. Храм, посвященный единому Б-гу, любое изображение которого запрещено, был очищен от скверны. Праздник освящения (Ханука) восстановленного жертвенника длился восемь дней, и теперь восемь дней Хануки - один из самых популярных праздников в Израиле.

Откуда нам известны подробности подвигов Йегуды и его четырех братьев? Из двух книг, написанных по-гречески почти одновременно, которые представляют собой документальное изложение их подвига4. А также из книги (тоже на греческом языке), историка Иосифа Флавия, которую он написал тремя столетиями позже (его ивритским именем - Йосеф Матитьягу - в Иерусалиме названа улица).

Борьба евреев против селевкидского владычества длилась около 25 лет. Во время долгих и тяжелых боев Йегуда и трое его братьев были убиты. Героическая и трагическая жизнь Маккавеев нашла отражение в творчестве выдающихся музыкантов (Гендель - оратория "Йегуда Макаби"), знаменитых художников (Рубенс), граверов (Густав Доре), поэтов и писателей (Лонгфелло в США, посвятивший Маккавеям большую поэму; Карл Боксле в Швейцарии, написавший роман о Йегуде Маккавее).

Отца семьи, поднявшей восстание, его сыновей и их потомков называют чаще всего Хашмонеями (на иврите "Хашмонаим") - наряду с их прозвищем Маккавеи ("Гамакабим"). Так названы улицы в Тель-Авиве, в Нетании, Лоде, Пардес-Хане, Раанане, Кфар-Саве и в других городах. В Иерусалиме и Рамат-Гане есть улицы, которые названы именем отца -Матитьягу - или одного из пяти его сыновей (например, в Акко есть улица Йонатана Гахашманаи, в Иерусалиме - Эльазара Гамакаби).

После всех битв из пяти братьев остался в живых только Шимон - правитель Иудеи, получивший титул наси, который стал затем родоначальником царской династии Хашмонаим. В 140 году до н. э. Иудея снова стала независимым царством и оставалась таковой вплоть до завоевания ее римлянами.

Из потомков Шимона двое были особенно любимы и известны: Александр-Янай, внук Шимона Гамакаби, царствовавший в начале 1 в. до н.э. и его жена Шлом-Цион (Александра-Соломея) - преемница Александра-Яная, царствовавшая после его смерти в течение десяти лет. Две улицы в Иерусалиме носят их имена5. Рядом расположена улица, названная именем Шимона бен Шатаха, брата царицы - выдающегося мудреца Торы того времени.

Двое сыновей этой коронованной четы яростно оспаривали свое право наследования власти. Не достигнув согласия друг с другом, не отдавая себе отчета к чему это может привести, они обратились к римлянам, чтобы те рассудили их. В результате римляне во главе с полководцем Помпеем без труда завоевали Иудею.

Некоторые потомки Хашмонеев еще царствовали при римлянах, но их власть ограничивалась только внутренними делами. Царь Гордое (Ирод), которого ненавидели за жестокость, был женат на Мирьям, которая происходила из семьи Хашмонеев6. Ни одна улица не названа его именем в Израиле. А вот его внука Агриппу, о котором мы уже говорили, наоборот, очень любили во время его недолгого царствования, и его имя носит улица в Иерусалиме.

По мере усиления владычества Рима над Иудеей, слабела династия Хашмонеев, пока не исчезла совсем. Тирания римлян в Иудее привела к восстанию евреев, которое римляне жестоко подавили и разрушили Второй Иерусалимский Храм (70г. н.э.).

Йегуда Макаби остался в памяти еврейского народа героем, который вместе со своими братьями поднял восстание против иноземных завоевателей и успешно руководил им. Он стал символом борьбы за свое право оставаться верным своей религии.

Именем "Макаби" названы не только улицы многих городов Израиля, но и спортивные клубы, и даже пиво.

Примечания

1. Город и сейчас существует в Турции, близ сирийской границы, но свое прежнее значения он, конечно, утратил.

2. Улица Агриппы I в Иерусалиме и в Тель-Авиве носит имя царя, потомка Гордоса (Ирода). При римском владычестве он получил титул царя Иудеи и правил там три года, с 41 по 44 гг. новой эры. В столице - Иерусалиме - и во всей Иудее эти три года были особо счастливыми.

3 В Иерусалиме, Рамат-Гане, Бат-Яме, Герцлие, Петах-Тикве, Рамат-Гашароне, Ришон-Леционе и т.д. есть улицы, которые носят название этого города.

4. Всего есть четыре книги Маккавеев, но две последние повествуют совсем о другом. Книги Маккавеев не входят в Танах, а составляют часть библейского канона, принятого христианской церковью.

5. Есть улица Александра-Яная и в Беэр-Шеве, и в Тель-Авиве.

6. В Иерусалиме есть улица ее имени: "Мирьям Гахаш-монаит".


= ГЛАВНАЯ = ИЕРУСАЛИМ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = УЧИТЕЛЮ = О Г Л А В Л Е Н И Е =

Hosted by uCoz