УЛИЦЫ ХРАНЯТ ПАМЯТЬ

Рина Неер

ПИШИТЕ ПИСЬМА

= ГЛАВНАЯ = ИЕРУСАЛИМ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = УЧИТЕЛЮ = О Г Л А В Л Е Н И Е =

ПРОРОКИ

Улица Пророков - одна из самых протяженных в Иерусалиме. Не потому ли, что названа она в честь выдающихся представителей еврейского народа, которых было так много и которые были такими разными? - Возможно.

Влияние учения еврейских пророков на дальнейший ход истории народа Израиля, да и на всю мировую культуру трудно переоценить. Оно решающим образом сказалось и на христианской теологии, хотя та и толкует тексты пророков не так, как иудаизм.

Книги пророков отличаются поэтичностью и настолько своеобразны, что иногда понимание их затруднено. А между тем знание этих текстов, являющихся одной из основ еврейской культуры, почти так же важно, как знание Пятикнижия Моше-рабейну. Множество популярных среди еврейского народа песен написаны на слова пророков. Надписи на памятниках, на медалях, и даже на марках зачастую взяты из книг пророков. Названия некоторых государственных учреждений имеют то же происхождение - например, название мемориала "Яд Вашем" взято из книги пророка Йешаягу (56:5).В Танахе книги пророков составляют большой раздел, внутри которого каждая книга названа именем того или иного пророка. Двенадцать из них относительно коротки, а наиболее известные из них - книги Амоса, Ионы и Зхарьи. Улицы многих городов Израиля названы в честь различных пророков. А, например, в Иерусалиме, Тель-Авиве, Рамат-Гане и Холоне в одном квартале сразу по несколько улиц носят их имена1.

Но самые известные пророки - Йешаягу, Ирмеягу и Йехезкель, чьи книги гораздо значительнее по объему и в структуре Танаха предшествуют книгам названных двенадцати пророков.

Мы не ставим перед собой задачу описания жизни этих трех пророков, поэтому ограничимся несколькими наиболее яркими вехами их удивительной судьбы.

* * *

Пророк Йешаягу, год рождения которого определяется где-то между 740-м и 700-м годами до н. э., был современником известного царя Иудеи - Хизкии. (В Иерусалиме, Герцлие, Ашдоде Тель-Авиве, Хайфе и Беэр-Шеве улицы названы именем этого царя). Йешаягу был принят при дворе и даже часто исполнял обязанности царского советника. Это давало ему возможность быть свидетелем несправедливости и падения нравов, о чем он говорил открыто, не скрывая своего негативного отношения к подобным явлениям. Выходец из аристократической семьи, он, тем не менее, был пламенным защитником бедных и обездоленных. В своих на редкость страстных речах он призывал к справедливости и милосердию. Впрочем, "милосердие" - слово неточное. То, к чему призывал Йешаягу, на иврите называется "цдака". Это слово трудно перевести точно, но его значение можно определить как милосердие, основанное на справедливости, равенстве между всеми людьми, уважении к ближнему, кем бы он ни был, и на праве каждого человека вести достойную жизнь. Соблюдение справедливости и "цдака" необходимы для спасения Израиля. В первой же главе книги Йешаягу сказано: "Сион правосудием будет искуплен, а возвращающиеся в него - цдакой".

Книга Йешаягу содержит много глубоких мыслей. В ней, в частности, излагается мессианское мировоззрение автора: появится потомок царя Давида, воплотивший в себе справедливость и истину, он установит мир во всем мире. Строфы, выражающие это предвидение всеобщего мира, широко известны: "И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи на плуги, а копья свои - на садовые ножницы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться войне" (2:4). Даже животные будут жить в мире: "Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе; и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи" (2:6-8).

Блестящий стиль Йешаягу и его пророчества вдохновили многих еврейских и нееврейских художников. Прекрасные статуи Йешаягу занимают почетное место в некоторых соборах Франции, Испании, Германии. Итальянские художники эпохи Возрождения Рафаэль и Микельанджело изобразили его на внутренней стороне купола Сикстинской капеллы. Композиторы переложили на музыку большие тексты из его пророчеств (приведем как пример ораторию Генделя "Мессия").В Израиле принято его именем называть детей. Имя Йешаягу носят улицы в Иерусалиме, Тель-Авиве, Хайфе, Беэр-Шеве, Нетании, Ришон-Леционе, Холоне, Бней-Браке, Рамат-Гане и т.д. .

* * *

Пророка Ирмеягу считают автором книги Танаха, которая на иврите называется "Эйха", в переводе -"Плач Иеремии". Ее читают в синагогах Девятого ава - в день разрушения обоих Иерусалимских Храмов2. Как и Йешаягу за 150 лет до него, Ирмеягу жил в Иерусалиме, во времена царей Йошиягу и Цидкиягу3. Однако в отличие от Йешаягу к его мнению не прислушивались, более того: он подвергался преследованиям и был даже заключен в тюрьму как бунтовщик. Народ Израиля попирал справедливость и пал так низко, что стал поклоняться идолам. За это, - пророчествовал Ирмеягу, - несчастья падут на него. Есть у Ирмеягу жестокие, гневные слова и о Иерусалиме: "Этот город должен быть наказан; в нем всякое угнетение. Вразумись, Иерусалим, ... чтоб Я не сделал тебя пустынею, землею необитаемою" (6:6-8).

И все же Б-г не оставит свой народ - после наказания и рассеяния среди других народов придут и утешение, и возвращение в страну предков. Стих 16 из главы 31 веками вселял надежду в еврейский народ: "Есть награда за труд твой... и возвратятся сыны в пределы свои". (В наши дни на этот очень известный стих сочинены различные мелодии). Так что Ирмеягу - предсказывал не только беды, но и вселял надежду. Он говорил, что нет такой силы, которая могла бы разрушить союз между народом Израиля и единым Б-гом. Недостойное поведение народа влечет за собой страшные наказания, но Б-жий гнев проходит, а народ Израиля всегда остается любимым детищем:

"И как Я наблюдал за ними, искореняя и сокрушая, и разрушая и погубляя, и повреждая, так буду наблюдать за ними, созидая и насаждая, - говорит Г-сподь" (31:23).

Ирмеягу не переставал разоблачать опасные измышления лжепророков, которые проповедовали противоположное тому, о чем говорил Ирмеягу, которые успокаивали народ тщетными иллюзиями. Но напрасно: Ирмеягу никто не слушал. Народ упорствовал в своем недостойном поведении, повсюду царила несправедливость.

Неумолимо надвигалась трагедия. И вот Иерусалим попадает в руки Невухаднецара, царя Вавилона (одноименная столица которого находилась очень близко от современного Багдада). Большая часть народа уведена в изгнание. Царь Иудеи, Цидкиягу, тоже взят в плен. Невухаднецар страшно истязает его: сначала убивает на глазах Цидкиягу его сыновей, потом выкалывает ему глаза и только потом угоняет в Вавилон, где он остается до самой своей смерти.

Что же касается Ирмеягу, то его пощадили. Оставшись в Иерусалиме с другими пережившими бедствие, он стал свидетелем убийства Гедальи, который был назначен правителем Иудеи. Это убийство ознаменовало собой прекращение всякой возможности вести еврейский образ жизни в Иудее, захваченной вавилонянами4.

Среди тех немногих, кто остался в Иерусалиме и вблизи него, начинается паника. Они помышляют о бегстве в Египет, чтобы не подвергнуться преследованиям халдеев, и приходят за советом к пророку, который приказывает им остаться. И снова не прислушались к его совету. Ирмеягу силой уводят в Египет, где он и умирает - но мы не знаем, при каких обстоятельствах и где точно. Трагической была жизнь Ирмеягу, однако его призыв к надежде остался в веках. Вопреки всему, вопреки всем несчастьям, разрушениям, потерям. Союз между Б-гом и Его народом сохраняется, и лучшее будущее наступит.

Беспокойный пророк Ирмеягу остался жить в веках. Во время Первой мировой войны Стефан Цвейг написал о нем пьесу пацифистского характера, которую поставили в 1917г. в Швейцарии. Скульптуры, изображающие пророка Ирмеягу, уже с эпохи средневековья украшают некоторые соборы Франции. Прекрасная статуя работы Донателло стоит во Флоренции, на внутренней стороне купола Сикстинской капеллы есть портрет Ирмеягу работы Микельанджело, а Рембрандт изобразил его оплакивающим Иерусалим.

Сегодня именем Ирмеягу названы улицы в Иерусалиме, Тель-Авиве, Ришон-Леционе, Нетании, Холоне, Беэр-Шеве, Бней-Браке, Рамат-Гане и др.

* * *

Пророк Йехезкель был современником Ирмеягу. В первый же налет халдеев, будучи совсем молодым, он был изгнан из Иерусалима и большую часть своей жизни провел в маленьком местечке под названием Тель-Авив5 вблизи Вавилона. Там он узнал о захвате Иерусалима вавилонянами и о разрушении Храма. Йехезкель давно предчувствовал это несчастье. В своем послании из далекого Вавилона он очень резко говорит, что Иерусалим будет наказан за преступления его жителей. Устами Йехезкеля Б-г сказал Иерусалиму: "И сделаю тебя пустынею и поруганием среди народов, которые вокруг тебя, перед глазами всякого проходящего мимо" (5:14). Йехезкель призывал народ Израиля раскаяться в совершенных грехах.

Он был блистательным оратором, которого слушали, затаив дыхание, - что, тем не менее, не мешало евреям, угнанным, так же, как и он, в Вавилон, не считаться с его предостережениями (явление, хорошо известное моралистам всех веков).

Книга его чрезвычайно богата образами и мистическими символами. Она начинается с описания грандиозного мистического видения огненной колесницы, символизирующей мироздание. Эту главу читают в синагогах как "Гафтару"6 на праздник Шавуот - праздник сам по себе в высшей степени мистический, поскольку он установлен в честь Откровения на Синае и дарования Торы сынам Израиля.

Книга Йехезкеля написана прекрасным языком, ее образы поразительны, а видения необычны. Самое запоминающееся из них - видение об оживлении сухих костей (37:1).

Пророк был приведен Всевышним в долину, полную человеческих костей. Устами пророка Б-г обращается к ним: "Вот Я введу дух в вас, и оживете!" (37:5). И действительно, кости обрастают плотью, нервами, трупы оживают. "И изрек я пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, - и они ожили, и стали на ноги свои - весьма, весьма великое полчище. И сказал Он мне: Сын человеческий! Кости сии - весь дом Израиля. Вот, они говорят: "Иссохли кости наши, и погибла надежда наша: мы оторваны от корня... Посему изреки пророчество и скажи им: Так говорит Г-сподь Б-г: Вот Я открываю могилы ваши и приведу вас; народ Мой, на землю Израиля" (37:10-12).

Утратить всякую надежду и в то же время обрести ее - этот парадокс и есть вся история Израиля вплоть до наших дней. Видение высохших костей, возвращенных к жизни, особенно преследовало людей переживших Катастрофу, которые вернулись на землю Израиля. Глава 37 из книги Йехезкеля каждый год читается в Израиле в День Катастрофы и героизма (27 нисана по еврейскому календарю).

Книга Йехезкеля, как и книги других пророков -существенная часть еврейской культуры.

В средневековье многие христианские художники изображали на миниатюрах и витражах сцены из пророчества Йехезкеля. В XVI веке его образ вдохновил Тинторетто (Венеция) и Микельанджело (Сикстинская капелла в Риме). Композитор Франц Лист в 1879г. написал кантату "Сухие кости" для хора и органа, а немецкий писатель XX века Франц Верфель посвятил Йехезкелю поэму. Это лишь самая малость того, что создано о Йехезкеле в искусстве всех народов за многие, многие годы.

В Израиле его именем названы улицы в Иерусалиме и Тель-Авиве, в Беэр-Шеве, Холоне, Хайфе, Бней-Браке, Рамат-Гане, Рамле и т.д.

Примечания

1. Назовем имена этих двенадцати пророков в порядке расположения их книг в Танахе: Гошеа, Йоэль Амос, Овадья, Иона, Миха, Нахум, Хавакук, Цфанья, Хагай, Зхарья, Малахи.

2. Разрушение Первого Храма вавилонянами и Второго Храма римлянами произошло в один и тот же день с интервалом в почти 500 лет.

3. Улица Цидкиягу есть в Иерусалиме и Хайфе, а Йошиягу - в Беэр-Шеве.

4. Убийство Гедальи произошло в Рош-Гашана, и в память о нем установлен пост. Однако, поскольку в праздник поститься запрещено, пост перенесен на следующий день после Рош-Гашана, 3 тишрей.

5. О происхождении названия современного Тель-Авива см. стр. 188-189

6. В субботу и праздничные дни после чтения Торы читают отрывки из книг пророков - такой отрывок и называется "Гафтара".


= ГЛАВНАЯ = ИЕРУСАЛИМ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = УЧИТЕЛЮ = О Г Л А В Л Е Н И Е =

Hosted by uCoz