МАКС ЗИЛЬБЕРТ

ФЕНОМЕН АШКЕНАЗСКИХ ЕВРЕЕВ


=Главная =Изранет =ШОА =История =Иерусалим =Новости =Россия=Традиции =Музей =Учителю= АТЛАС =

Приложение 2

Л. Дейч. "Роль евреев в русском революционном движении"

(выдержки)

Насколько могу припомнить, решительно никто из еврейской учащейся молодежи не подвергся никакому преследованию в связи с произведенными в разных местностях России многочисленными арестами после покушения Каракозова (1866 г. - М.З.). Никто из моих соплеменников не был также среди подсудимых по созданному Муравьевым-вешателем* процессу Ишутина... Столь же отрицательно... преобладающее большинство еврейской молодежи отнеслось также и к чрезвычайно нашумевшему в начале 70-х годов знаменитому процессу нечаевцев...

...в 1873-1876 г.г. ...происходило знаменитое в истории России массовое движение передовой молодежи, названное "хождением в народ". В течение этого периода, длившегося три-четыре года, число евреев, принявших в нем активное участие, было крайне ограниченно,- едва ли превосходило полтора-два десятка. Кроме того, ни одного из них нельзя поставить в уровень с липами, приобревшими в этом замечательном движении большую известность,.. как Ковалик, Войноральский, Рогачев, Мокриевич, Софья Бардина и мн. др...

Да было бы странно и необъяснимо, если бы евреи, лишь незадолго пред тем приобщившиеся к общеевропейской образованности, сразу заняли выдающиеся посты в самом начале массового революционного движения "в народ", возникшего в начале 70-х годов...

... евреи-революционеры преимущественно являлись тщедушными, слабосильными, совершенно непривыкшими и неспособными к какому-либо физическому труду. Поэтому никому из нас, евреев, отправлявшихся "в народ", не только не удавалось перещеголять в работах, в выносливости и вообще физической своей силой крестьян, как это случалось с Рогачевым, Кравчинским, Юрковским, Тищенко и др., но, наоборот, наши попытки на этом поприще терпели почти всегда полное поражение... Ввиду этого, крайне ограниченное число евреев-пропагандистов и "народников", отправлявшихся "в народ", предпочитало выступать там в качестве фельдшеров, как это сделали Аптекман, Хотинский и др...

... Насколько могу теперь припомнить, среди нас, евреев, ни во время эпохи "хождения в народ", ни в последовавшей за нею террористической, не было ни единого популярного автора и ни одного оратора...

... ограниченный вообще контингент евреев, принимавших участие в революционном движении описываемой мною здесь эпохи,- за крайне незначительным исключением, на которое ниже укажу,- занимался преимущественно не непосредственно пропагандой или организацией среди крестьян бунтов, а, главным образом, если не сказать почти исключительно, деятельностью среди городского населения, - т.н. интеллигенции, общества и лишь отчасти среди ремесленников и рабочих. Но еще в большей степени им приходилось участвовать во внутрикружковой работе, т.е. вести разные сношения, добывать необходимые связи, средства, документы, устраивать конспиративные квартиры, типографии, заниматься перевозкой через границу транспортов с запрещенными изданиями и т.д., а в этих функциях трудно было проявлять особенные таланты и дарования. Единственными выдающимися деятелями в только что перечисленных областях в период господства народничества являлись Марк Натансон и Аарон Зунделевич ... но и они проявили себя не в качестве теоретиков или практиков этого направления, а как организаторы некоторых специальных функций.

Известно, что "народничество", возникшее во второй половине 70-х годов, сыграло чрезвычайно крупную роль в истории нашего общественного и революционного движения. Но ни в разработке программы этого течения, - как в легальной, так и в подпольной литературе, - ни в практическом осуществлении ее евреи также не играли сколько-нибудь заметной роли: в этом течении, как и в предшествовавших ему, мы опять-таки исполняли лишь второстепенные функции.

Не говоря уже об отдаленных родоначальниках народничества, среди которых, наряду с Герценом и Огаревым, следует признать и славянофилов, - творцами течения, за которым в продолжение нескольких десятилетий удержалось это название революционного народничества, - были, главным образом, Бакунин и отчасти его русские последователи - Плеханов, Каблиц и др.; также и выдающимися практиками, стремившимися осуществить народническую программу революционным способом, исключительно являлись христиане: Дебогорий-Мокриевич, Стефанович, Мих. Попов, Ив. Дробязгин, А.Михайлов, Иванчин-Писарев, Ю.Богданович и др. Ни среди теоретиков, ни среди практиков этого течения также нельзя назвать ни единого крупного еврея...

Далее, известно, что наряду с народничеством стало развиваться,- начиная с 1878 г., с легкой руки Веры Ивановны Засулич, - так называемое террористическое направление, отодвинувшее деятельность в народе - среди крестьян - на второй план, а затем и совсем вытеснившее последнюю. В этом новом течении, как и во всех предшествовавших ему, евреи тоже принимали лишь незначительное участие: едва ли я ошибусь, сказав, что участвовавших в террористических актах с конца семидесятых до конца 80-х годов было всего десять-двенадцать человек: Зунделевич, Гр. Гольденберг, Гобст, Витенберг, Христина Гринберг, Роза Гросман, Геся Гельфман, бр. Златопольские, Арончик, Млодецкий. Допускаю, что я кого-нибудь забыл; во всяком случае число евреев-террористов было невелико, а из перечисленных мною лиц только Гр. Гольденберг и Млодецкий явились непосредственными исполнителями насильственных актов; все же остальные евреи были только второстепенными, хотя и очень нужными помощниками..."


=Главная =Изранет =ШОА =История =Иерусалим =Новости =Россия=Традиции =Музей =Учителю= АТЛАС =

Hosted by uCoz