ИЕРУСАЛИМ В ВЕКАХ

ПИШИТЕ ПИСЬМА

= ГЛАВНАЯ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = УЧИТЕЛЮ = О Г Л А В Л Е Н И Е =

Статус Иерусалима и городская власть

      В результате реформ Дария I персидская империя была разделена на двадцать больших провинций (сатрапий). Каждая сатрапия была разделена на меньшие области. Последние подразделялись на административные единицы - округа. В рамках этих реформ. Земля Израиля вошла в сатрапию Заречья. Иудея представляла собой отдельную "Иудейскую область", во главе которой стоял пеха, назначенный персидским царем. Иногда на посту пехи находились евреи, например, Зоровавель и Неемия.

      Местом пребывания пехи служил Иерусалим, который являлся столицей Иудейской области. В Иерусалиме также располагались находившиеся в подчинении у пехи войска. Пexa отвечал за сбор налогов, предназначавшихся для царской казны, и взимал также налоги на свое содержание и на содержание своей свиты. Налоги на содержание пехи называются в Книге Неемии "хлеб областеначальнический". Неемия с гордостью рассказывает о том, что не он взимал с народа этот налог.

      14. Еще: с того дня, как определен я был областеначальником в их земле Иудейской, от двадцатого года до тридцать второго года царя Артаксеркса, в продолжении двенадцати лет, я и братья мои не ели хлеба облаетеначальнического.

      15. А прежние областеначальники, которые были до меня, отягощали народ, и брали с них хлеб и вино, кроме сорока сиклей серебра; даже и слуги их господствовали над народом. Я же не делал так по страху Божию.

      Неемия, 5:14-15.

      Можно также предположить, что пеха назначал администраторов, должности которых упоминаются в Книге Неемии ("второй над городом", Неемия, 11:9). В обязанности пехи входил также надзор за городскими зданиями и укреп- лениями.

      Персидское правление подвластными территориями имело весьма нена- вязчивый характер. Пеха и его служащие осуществляли общий надзор за положением дел. На деле Иудея обладала значительной мерой автономии, которая выражалась в наличии самостоятельных органов власти во главе с институтом первосвященников. В эпоху Первого Храма царская администрация доминировала над всеми сферами жизни страны, однако после утраты страной независимости, престиж первосвященников значительно вырос в глазах народа. Персидская администрация была заинтересована в лояльности священнослужителей и подданных в подвластных государствах. Для осуществления данной задачи она обычно стремилась к установлению хороших отношений с местными жреческими кругами. По-видимому, подобная политика проводилась и в Иудее. Можно предположить, что она способствовала росту престижа первосвященничества. Уже в дни репатриации из Вавилона первосвященник Иисус (Иешуа), сын Иоседека, выполнял важную функцию при руководителе народа Зоровавеле. Исчезновение Зоровавеля с политической арены, причины которого нам неизвестны, еще более укрепило положение первосвященника. В эпоху Второго Храма евреи видели именно в первосвященнике своего национального руководителя и лицо, представляющее народ перед властями.

      По-видимому, наряду с первосвященником в Иудее действовал также и некий орган коллективного руководства, состоявший из представителей высших слоев еврейского общества. Книга Неемии (2:16) сообщает о "знатнейших и начальствующих", к которым обратился Неемия с предложением о сооружении стены. Неемия вступил с ними в острый конфликт во время проведения социальных реформ в городе (Неемия, 5:7). "Знатнейшие и начальствующие" в качестве представителей аристократии и представители священнослужителей являлись "старейшинами евреев". Данный орган стоял во главе нации совместно с первосвященником. Мы не знаем, каким образом избирались или назначались его члены. Можно предположить, что в него входили главы знатных семей, проживавших в Иерусалиме и других городах Иудеи, а членство в нем определялось правами наследования и соглашениями между семьями. Данный орган служил прообразом "герусии" ("совета старейшин") - важнейшего общественного учреждения эллинистической эпохи.

      Существовало также "народное собрание", которое представляло интересы жителей страны. Данный орган не являлся постоянным и его деятельность не была укоренена в каких-либо законах или процедурах. Народное собрание созывалось в Иерусалиме для решения вопросов первостепенной государственной важности (например, во времена Ездры для решения вопроса об изгнании жен-неевреек (Ездра, 10:9) или в эпоху Неемии для заключения "завета").

      Дополнительные свидетельства об автономии, которой пользовалась Иудея в эпоху персидского владычества, начиная с середины пятого века до н.э., предоставляют археологические находки. В этой связи мы приводим отрывок из статьи Э Штерна:

      В данный период времени неожиданно появляются многочисленные следы различных печатей, которые содержат название провинции иногда в ее полном арамейском написании ("Ехуд"), а иногда в виде различных сокращений ("Ехд", "Ex" u т.д.). Иногда название провинции написано арамейскими буквами, а иногда - древнееврейскими. В дополнении к следам печатей мы находим также немало монет того времени с выгравированным на них названием государства. Эти монеты чеканились начиная с конца пятого века до н. э., по-видимому, одновременно с выпуском вышеупомянутых печатей или немого позднее. Большинство из них относятся к последним десятилетиям персидской эпохи. Данное явление имеет уникальный характер. По моему мнению, оно относится к одному из тех случаев, когда археологи не в состоянии объяснить смысл своей находки, и им остается лишь констатировать факт ее существования. Ведь как мы помним. в персидскую эпоху на территории Земли Израиля существовало, по меньшей мере. восемь автономных государств (данный факт можно считать доказанным). Почему же лишь название Иудеи, а, например, не области Самария, встречается на монетах и следах печатей? Можно предположить, что мы сталкиваемся здесь с некой "потребностью самоувековечивания", отголоском обновленной национальной гордости, которая не была характерна для других автономных провинций персидской империи...

      Э. Штерн, "Провинция Иудея: образ и реальность", Катедра (Кафедра), 4(1977), стр. 18.

      Некоторые исследователи предположили, что обнаружение вышеупомянутых монет свидетельствует о наличии в Иерусалиме в четвертом и пятом веках до н.э, монетного двора, который выпускал незначительное количество маленьких серебряных монет. Большинство данных монет чеканились в подражание монетам греческого государства Афины, которые были весьма популярны при совершении торговых сделок в то время. Сходство между ними особенно заметно в весе иудейских монет, а также в выгравированных на них символах (например, фигура совы). На них также появляется название провинции Иудея, "Ехуд", написанное древнееврейскими буквами. Некоторые специалисты склонны предполагать, что эти монеты чеканились еврейскими автономными властями с разрешения персидской администрации. Данная точка зрения основывается на том, что в случае, если бы эти монеты были выпущены центральными персидскими властями, то они были бы значительно больших размеров; в то время, как все обнаруженные монеты весьма невелики. Следует отметить, что данное предпо- ложение нельзя считать полностью обоснованным.


= ГЛАВНАЯ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = УЧИТЕЛЮ = О Г Л А В Л Е Н И Е =

Hosted by uCoz