ИСТОРИЯ АНТИСЕМИТИЗМА И КАТАСТРОФА

КАТАСТРОФА

ЖДУ ВАШИХ ПИСЕМ!

= ГЛАВНАЯ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ =УРОКИ = УЧИТЕЛЮ =

= О Г Л А В Л Е Н И Е =

Организация этапов

       Как мы видели, организация убийств айнзатцгруппами совершалась либо по месту жительства евреев, либо неподалеку от него в удобное для организаторов акции время. В концлагеря же требовалось перевезти евреев из всех частей Европы. Детальная организация этой операции являлась огромной задачей, вставшей перед Адольфом Эйхманом.

       Как ее выполнить? После согласования с лагерями уничтожения (их возможности по приему жертв) и с системой германского транспорта, отдел Эйхмана отдал приказ чиновникам, ответственным за еврейский вопрос подготовить в определенном месте транспортные средства для перевозки евреев. Приказ содержал дату высылки и норму. Вот образец подобного приказа, а также описание его выполнения.

       а) Приказ о начале высылки из Западной Европы

       Глава полиции и СД. Берлин, 22.06.1942 Принц-Альбертштрассе, 8

       Срочное сообщение (секретно)

       В МИД советнику Радмахеру, лично. Берлин

       Содержание: Использование труда евреев Франции, Бельгии и Голландии

       Основание: телефонный разговор от 20.6.42

       Постановлено, что, начиная с середины июля или с начала августа этого года, необходимо направить на мобилизационные работы в лагерь Аушвиц в спецпоездах, уходящих ежедневно, вместимостью каждый в 1000 человек, около 40 тысяч евреев из оккупированной зоны Франции, 40 тысяч из Голландии и 10000 из Бельгии. Это число включает, прежде всего, трудоспособных евреев при условии, что они не состоят в смешанных браках и не являются подданными Британской империи, США, Мексики и враждебных стран Южной и Центральной Америки, а также нейтральных государств и стран-союзниц Германии.

       Извольте принять это к сведению, я предполагаю, что со стороны МИДа нет возражений по поводу этих действий.

       В рамках исполнения служебных обязанностей Эйхман.

       Подтверждаю подпись - Лукаш

       б) Свидетельство Дитриха Вислицкого о депортации евреев Салоник.

       Вислицкий: В январе 1943 года Эйхман приказал мне ехать в Салоники и достичь с тамошними властями договоренности по поводу окончательного решения еврейской проблемы. Мне было сказано, что перед отъездом я должен встретиться в Вене с хофтштурмфюрером Брунером... 2 февраля мы вместе выехали в Салоники... 10 марта Эйхман послал Брунеру извещение, что депортация евреев должна быть проведена немедленно... После получения этого приказа в телефонном разговоре я обратил внимание Эйхмана на то, что среди евреев наблюдаются случаи тифа, но он, не считаясь с моим возражением, приказал начать погрузку без откладывания... Всего было собрано 60 тысяч евреев, высылаемых из Греции в Аушвиц. Мне известно, что с марта по май 1943 были отправлены в Аушвиц под управлением Брунера и моим примерно 24 этапа, в каждом из которых было в среднем по 2300 человек. Два этапа, численностью в 2500 человек каждый, были вывезены в июле 1944 года гауптштурмфюрером из Афин...

       Снаряжение для транспортировки, т.е. паровозы и вагоны, поставлялось транспортной службой вермахта, продукты тоже поставлялись армейскими властями...

       Просьба о выделении транспортных средств была подана гауптштурмфюрером Новаком на имя регинсрата Штанге из рейхсминистерства транспорта. Предпочтение отдавалось грузовому транспорту. Отправление производилось по строгому графику, даже в июле 1944 года, когда немцы уже оставляли Грецию и положение с транспортом было нелегким. После отправки каждого этапа посылалось извещение в Берлин Эйхману, с указанием числа отгружаемых душ. Я сам видел копии этих телеграмм в папке Брунера, а также отчет Брунера о завершении депортации из Северной Греции. Я был вынужден вернуться на несколько недель в Пресбург, и в этот период только Брунер готовил этапные эшелоны. В мае 1943 я вернулся в Салоники. Через два дня вышел последний эшелон из Салоник, и Брунер был переведен в Париж. Подполковник Брукхарт: Каков был пункт назначения этих транспортов с евреями из Греции? Вислицкий: Во всех случаях - Аушвиц.

       После получения приказа местные власти готовились к акциям по поимке евреев - иногда жертвам посылали "вызовы" под ложным наименованием "Мобилизация на работы", а иногда ловили с помощью засад и арестов на улицах. Евреев собирали в определенных местах (в Варшаве это место называлось Умшлагплац, т.е. площадь торгового двора, и производили селекцию на подходящих и неподходящих. Оттуда их и сажали в поезда - прямо в лагеря уничтожения. В отдаленных местах производили два этапа - сначала во временный лагерь, а оттуда уже в лагерь смерти.

       В этой масштабной и сложной акции важную роль играла техническая сторона перевозки евреев. Она производилась на путях как самой Германии - Рейхсбан, так и на линиях оккупированных Германией стран. Из текста исследования известного знатока Катастрофы Рауля Гилберта нам известно, что СС хорошо платила за каждый паровоз и вагон, а за этапы, где число пассажиров оказывалось больше обычного, ввело специальные удешевленные тарифы. Известно, что СС, располагавшая ограниченными суммами денег, нередко финансировала перевозки средствами, конфискованными у самих евреев. Раздел о значение роли транспорта Гилберт завершает такими словами:

       "Короче, роль германских железных дорог в уничтожении евреев пробуждает глубокие вопросы о сущности Третьего рейха. В те годы железные дороги не считались сколько-нибудь значительным фактором в политической структуре, но в действительности они были тем агрегатом, без которого машина разрушения не могла работать. Принято было считать, что они (руководители транспорта) не имеют серьезных мнений по тому или иному вопросу, но зато сами-то железные дороги были потенциально способны принимать важнейшие решения. Поезда Рейха были независимой, организованной, не поддающейся давлению, благодаря своим техническим функциям, системой. Это была именно система в современном смысле слова, т.к. сама суть передвижения поездов из края в край по всей Европе требовала приложения постоянных огромных усилий.

       Серьезное участие железнодорожной системы в процессе истребления евреев - это факт, и мы более не можем относиться к нему как к чему-то второстепенному. Этот факт освещает нам суть термина тоталитарность и помогает сформулировать его содержание. Не могло быть такого положения, чтоб хватило одного фюрера с одним приказом для уничтожения евреев: беспрецедентная ситуация стала следствием многих инициатив, продолжительных бесед и дискуссий, результатом сотрудничества даже чуждых друг другу центров силы, с глубокой страстью объединившихся для помощи нацистскому режиму в достижении им пределов его разрушительного могущества."

       по материалам Открытого УНиверситета Израиля


= ГЛАВНАЯ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ =УРОКИ = УЧИТЕЛЮ =

= О Г Л А В Л Е Н И Е =

Hosted by uCoz