ИСТОРИЯ АНТИСЕМИТИЗМА И КАТАСТРОФА

КАТАСТРОФА

ЖДУ ВАШИХ ПИСЕМ!

= ГЛАВНАЯ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ =УРОКИ = УЧИТЕЛЮ =

= О Г Л А В Л Е Н И Е =

Геттоизация

       Идея, стоявшая за проектом создания резерваций-заповедников, заключалась по-видимому в том, что евреи сами по себе там зачахнут вследствие тяжелых жизненных условий. Подобные же соображения определяли поведение немцев, стремившихся запереть польских евреев в гетто. Имеются несколько высказываний, подтверждающих это предположение. Генерал-губернатор Ганс Франк в августе 1941 года сказал на лекции в Берлине:

       "Факт, что мы приговариваем 1200 тысяч евреев к голодной смерти, не нуждается в пояснениях, это ясно. А если евреи не умрут от голода, появится необходимость ускорить издание антиеврейских указов, и будем надеется, так оно и случится".

       Это, правда, было сравнительно позднее высказывание. Но еще в конце 1939 года, до создания гетто в Лодзи, губернатор Калиша Ивелгер сказал:

       "Создание гетто - лишь промежуточная стадия... В любом случае конечной целью (Endziel) должно стать полное уничтожение этой холеры".

       Все наблюдавшие это каждодневное убийство людей голодом, постоянно ощущали данное намерение нацистов. Учитель Х.А.Каплан записал в дневнике 10 марта 1940 года:

       "На наше счастье, захватчик недооценил природу польских евреев и их жизнестойкость. Логически - мы должны умереть с голоду. Согласно законам природы - нас ждет неизбежный конец. Как может прокормиться такая куча людей, не имеющих никакой зацепки в окружающей жизни? Ведь не осталось ни одной профессии или ремесла, занятие которыми для нас не ограничили!

       Но и на этот раз мы играем с природой не на равных. Есть в нас какая-то неизвестная сила, секретная, тайная, поддерживающая нас даже вопреки законам природы. Если невозможно жить разрешенным способом - мы живем способом запретным. Это не постыдно. Разрешенное и запретное - понятия условные. Кто не принимал условий - не обязан их соблюдать. В особенности то, что разрешается или запрещается варварским оккупантом, созидающим жизнь по образу своему и подобию, по своим разбойничьим меркам...

       Евреи Польши, разбитые и угнетенные, презираемые и унижаемые, любят жизнь и не желают безвременно покидать сей мир. Что ни говорите, тяга к жизни в такой, как наша, чудовищной обстановке - это следствие какой-то тайной, неизвестной силы, суть коей мы еще не постигли. Удивительна эта жизнестойкость, дарованная самым закаленным в нашей среде.

       Особо знаменательно, что среди нас почти нет самоубийств. Мы остались голыми и босыми, но пока в нас скрывается эта огромная сила - мы не отчаиваемся. И сила этой силы скрывается в животворном источнике еврейства Польши, в корнях нашей вечной традиции, завещавшей нам жизнь..."

       Существуют и другие свидетельства относительно стойкости и выживания евреев Польши, вопреки любым нацистским усилиям их погубить, так, во всяком случае, их воспринимали сами жертвы.

       У нас нет прямых свидетельств, доказывающих, что стойкость еврейского общества прямо повлияла на ужесточение антисемитской политики нацистских лидеров, но существует вполне реальное предположение, что она действительно катализировала появление в этой политике новых направлений и методов, стала ускорителем в том общественном процессе, когда система ожидания смерти евреев, эволюционировала в систему целенаправленного убийства. Такое предположение, в частности, было сделано одним из крупнейших еврейских исследователей Катастрофы, Иешаягу Тропиком, в его книге "Еврейская реакция на нацистские гонения":

       "Авторы нацистской стратегии экономического наступления на евреев - конфискаций имущества, отсечения от экономической системы, использования еврейского подневольного труда и пр. - возможно, ожидали, что результатом обнищания евреев, голода, эпидемий и высокого процента смертности явится быстрое сокращение численности еврейского населения, а, в конце концов, его полное исчезновение. Однако множество евреев оказывали сопротивление подобной модели уничтожения их народа, используя разнообразные защитные средства -контрабандную доставку продуктов питания в гетто, нелегальную торговлю с христианами, подпольные, нелегальные производственные мастерские, использование легальных производственных мощностей фабрик и заводов, работавших на нацистский рынок, в интересах населения гетто; и последнее по счету, но отнюдь не по важности - сделки с нечистыми на руку нацистскими чиновниками.

       Общая цель германской экономической политики в оккупированных Рейхом странах была - исторгнуть окончательно евреев из сферы экономической жизни. Евреям разрешалось работать только в случаях, когда их труд служил на пользу германским военным или гражданским интересам.

       Но, подталкиваемые к деятельности своей неиссякаемой жизнестойкостью, вооруженные умом и талантами, подчиняющиеся своему природному инстинкту к выживанию, евреи во многих гетто сумели приспособиться к ужасным условиям, созданным для них нацистами. Эта реакция на целенаправленное давление стала для нацистов неожиданностью: они-то полагали, что голод, возрастающая смертность, тяжелые физические работы и прочие хозяйственные акции сами по себе приведут к желательному результату. Так возник вопрос: сыграли ли именно неудовлетворительные результаты тактики медленного убийства свою роль, когда нацисты решили все- таки перейти к новым методам, ускоряющим массовое уничтожение еврейства.

по материалам курса Открытого Университета Израиля


= ГЛАВНАЯ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ =УРОКИ = УЧИТЕЛЮ =

= О Г Л А В Л Е Н И Е =

Hosted by uCoz