Эллинистическая цивилизация и евреиВиктор Чериковерссылки к главе |
1 Tcherikover V. Die hellenistischen Stadtegrundungen von Alexander dem Grossen bis auf die Romerzeit Philologus. Supplementum. Bd. 19.1. 1927. S. 1-216.
2 Приходится констатировать, что нормой, увы, является иное. Современные антиковеды, как правило, не знают ближневосточных языков, а востоковеды - греческого и латинского.
3 Во всех трех томах Corpus Papyroroum Judaicarum нет ни одного документа, который не был бы уже издан ранее. Работа же самого Чериковера в данном случае заключалась в отборе документов и их комментировании. Критерии отбора документов не всегда бесспорны в том смысле, что различить папирусы, имеющие или не имеющие отношение к евреям, не очень легко. Чаще всего приходится ориентироваться лишь на собственные имена, которые у евреев в Египте не всегда имели ярко выраженную национальную окраску, будучи порой типично греческими по форме (о критериях отбора документов в данном издании см. подробно: CPJ, 1, 17-20).
4 В третьем томе издания В. Чериковеру принадлежит весьма важное в научном отношении введение к разделу, содержащему документы о "людях субботы" (CPJ, 3, 43-56).
5 Статья называется "Prolegomena" (CPJ, 1,1-111).
6 Tcherikover V. The Decline of the Jewish Diaspora in Egypt in the Roman Period // JJS. Vol. 14.1963. P. 1-32.
7 Tcherikover V. The Jews in the Graeco-Roman World. Jerusalem, 1961.
8 Tcherikover V. Was Jerusalem a "Polis"? // IEJ. Vol. 14. 1964. P. 61-78.
9 Hengel M. Judentum und Hellenismus. Studien zu ihrer Begegnung unter besonderer Beriicksichtigung Palastinas bis zur Mitte des 2. Jh. s. v. Chr. Tiibinben, 1973; Bickermann E. J. The Jews in the Greek Age. London, 1988. Последняя книга существует и в русском переводе: Бикерман Э. Евреи в греческое время. М., 2000.
10 Именно таковы по своей сути работы М. Хенгеля и Э. Бикермана.
11 Rostovtzeff М. I. The Social and Economic History of the Hellenistic World. Vol. 1-3. Oxford, 1941.
12 Конец первой главы второй части, где В. Чериковер пишет о возможных принципах подхода к определению численности евреев в античности, показывает, что и сам автор прекрасно осознает все различия внутри еврейского мира. Однако же это понимание не становится у него определяющим принципом подхода к материалу.
13 Так, в Иудейской войне был элемент войны гражданской. Иудеи воевали так сказать по обе линии фронта.
14 Антисемитизм можно искать в античности только в том случае, если поставить знак равенства между ним и критикой евреев. Понятно, что такой подход находится за пределами науки. В языческой античности можно при большом желании найти антииудаизм - критику и непонимание еврейских обычаев со стороны римской (а также греческой и грекояэычной) пишущей элиты, не выходившее, однако, за пределы абстрактно-теорических рассуждений и не становившееся призывом к "погромам".
15 Здесь можно вспомнить Антиоха IV, фактически спровоцировавшего масштабные гонения на иудаизм (последние, правда, объяснялись не столько стремлением преследовать иудаизм как таковой, сколько желанием навести в собственном государстве порядок и унификацию в делах духовных. Антиоху было по большому счету безразлично, какова вера у его подданных в Палестине. Она его просто не устраивала по той политической роли, какая у нее была, ибо вера жителей Палестины создавала царю ненужные, с его царской точки зрения, проблемы в управлении страной. За всем этим, естественно, не было и не могло быть какого-либо идейного противостояния с догматами иудаизма).
16 KasherA. The Jews in Hellenistic and Roman Egypt. (Книга вышла на иврите в 1978 году (Tel-Aviv); на английском в 1985 г. (Tubingen)). Это весьма странно, ибо информация, собранная В. Чериковером и его коллегами в "Corpus Papyrorum Iudaicarum", огромна и, как показывают факты, по-настоящему еще не оценена.
17 Как уже отмечалось выше, ценные работы М. Хенгеля и Э. Би-кермана охватывают лишь часть материала, рассмотренного В. Чериковером. Параллельное использование всех этих работ позволяет, конечно, составить общее представление об истории и культуре евреев эпохи эллинизма, однако опубликование в последние десятилетия большого количества новых источников делает актуальным обобщение имеющегося материала на уже принципиально новом уровне. Осуществлено же это не было и, к сожалению, такой работы можно, по-видимому, ждать еще очень долго. Нетрудно показать, как на протяжении двадцатого века уровень обобщающих работ (их количество и качество) только падал.
18 Основные его монографические исследования: Sperber D. Roman Palestine 200-400.
Money and prices. Ramat-Gan, 1974; Roman Palestine 200-400. Crisis and change
in agrarian society as reflected in rabbinic sources. Ramat-Gan, 1978