ИРУШАЛАИМ

"И сделай двух крувов из золота..."

ПИШИТЕ ПИСЬМА

= Главная = Изранет = ШОА = История = Ирушалаим = Новости = Традиции = Книжная полка = Музей = Антисемитизм = Учеба =

«И сделай двух крувов из золота, на двух концах крышки [ковчега] — выкуй их [вместе с крышкой]» (25:18)

 

Для начала разберемся, кто такие крувим?Комментаторы говорят: ангелы имеющие вид птиц (Рашбам). А в Талмуде («Хагига», 136) уточняется, что у крувим были лики младенцев, поскольку на арамейском языке керавья означает — «подобный ребенку».

 

В неблагоприятные для евреев периоды истории, когда они не могли найти достаточно золота для изготовления храмовой утвари, все ее элементы могли изготовляться из любого металла (например, меди или железа), за исключением крувим, которые должны были выковываться исключительно из золота, и их было запрещено изготовлять из какого-либо иного металла.

 

Почему? Поскольку крувим, расположенные по двум концам крышки ковчега, в котором хранились скрижали и свиток Торы, олицетворяют собой еврейских детей, постигающих азы Священного писания, что напоминает нам о лежащей на нас обязанности их воспитания в соответствующем ключе. Когда речь идет именно о самом главном: о надлежащем воспитании еврейских детей — в духе Торы, о формировании соответствующих образовательных заведений, хедеров, религиозных школ и йешив, это богоугодное дело требует инвестиций в золоте, а не в медяках (р. М. Шапиро из Люблина).

И СДЕЛАЙ ДВУХ КРУВИМ ИЗ ЗОЛОТА... (« ШМОТ », 25:18)

...И БУДУТ КРУВИМ С ПРОСТЕРТЫМИ [ВПЕРЕД], ПРИПОДНЯТЫМИ КРЫЛЬЯМИ. КРЫЛЬЯ ИХ ДОЛЖНЫ ПРИКРЫВАТЬ КРЫШКУ [КОВЧЕГА], А ЛИЦА ИХ БУДУТ [ОБРАЩЕНЫ] ДРУГ К ДРУГУ... (там же, 25:20)

 Что такое крув ? Это слово встречается в другом месте Танаха, у пророка Йехезкеля, и выступает там как символ величия. В одном из фрагментов книги говорится о возгордившимся царе Цора, том самом, который однажды доставил Шломо для отделки Храма кедровые деревья (см. « Млахим I», 5:20-24): «Ты – крув, простирающий покров...» (28:14). Тут крув – огромное существо с распростертыми крыльями (Раши, Рашбам). Метафора указывает на величие и власть царя: на несметные богатства (обратите внимание на множество драгоценных украшений в его одежде – 28:13) и «обширную торговлю», т. е. влияние (28:16). Несмотря на содействие цорского царя в возведении Храма, Йехезкель возвестил пророчество, согласно которому великолепие и гордость его рода будут попраны в наказание за тщеславие.

 Вопросом, что из себя представляет крув , задавались и мудрецы Талмуда. Используя фонетическую интерпретацию текста, основанную на сходном звучании библейского крув с другим словом, из арамейского языка, они комментируют: « Крув – "подобный ребенку" ( керавья ), поскольку в Вавилонии ребенка называют равья » (« Хагига », 13б). Талмуд учит, что лики крувим на Ковчеге Завета были детскими. Как это сочетается с идеей величия?

 Крувим в пророческих видениях представали, по мнению Сфорно, простирающими крылья вверх, символизируя разум, устремленный к Творцу. Однако раби Симха-Зисл из Хелма учил, что еврейские мудрецы, хахамим , даже достигнув высочайших уровней знания, называли себя талмидей-хахамим (букв. «ученики мудрецов»). По сравнению с непостижимой мудростью Творца наша мудрость – ничто. Действительное величие человека (вспомним горделивого владыку Цора!) заключается в осознании этой простой истины. Именно этому и учат нас крувим с их детскими ликами и приподнятыми крыльями. Вывод прост: упоение собственной мудростью и достижениями противоречит еврейскому пониманию величия.

 В этой связи уместно вспомнить знаменитое изречение Сократа: «Мудрецы полагают, что все, о чем их спрашивают, они обязаны знать; но моя мудрость учит меня обратному: я знаю, что ничего не знаю!»

ХЕРУВИМЫ (евр. «керуб», множественное число – «керубим»), крылатые существа, упоминаемые в Библии. Судя по скудным свидетельствам, разбросанным в Писании, они, по-видимому, напоминали ассирийских и вавилонских крылатых львов с человеческими головами, которые охраняли входы во дворцы и храмы. В Сирии и Палестине обнаружены многочисленные изображения царей, восседающих на троне, поддерживаемом херувимами; эти изображения в большинстве датируются 1200–800 до н.э. Хотя такие изображения могли вызвать к жизни вполне определенное представление о херувимах и их облике, библейские авторы говорят о них как об одушевленных существах, ангелах. В Писании херувимы предстают в роли стражей дерева жизни (Быт 3:24); они осеняют крыльями крышку ковчега завета – место видимого присутствия Бога в скинии и во храме; Бог изображается мчащимся по небу на херувимах (2 Цар 22:11) и восседающим между херувимами или над ними (1 Цар 4:4); Иезекииль видит херувимов с ликами человека, льва, быка и орла (Иез 10:10 и сл.).

Херувимы, в иудаистической и христианской мифологии ангелоподобные существа-стражи. После изгнания богом Адама и Евы из рая X. поставлен охранять пути к древу жизни (Быт. 3, 24). Охранительная функция X. отмечена в культовой символике: бог велит увенчать крышку ковчега завета двумя золотыми X. (Исх. 25, 18-22). В храме Соломона X. призваны охранять содержимое ковчега - скрижали завета (3 Царств 6, 23-35; 8, 6-7). В одном из видений пророком Иезекиилем нового храма описываются двуликие X., у которых с одной стороны лицо человеческое, а с другой - львиное (Иезек. 41, 18-19).

Образ X. имеет параллели с широко распространёнными на Ближнем Востоке образами антропоморфно-зооморфных существ с охранительной функцией, сочетающих черты человека, птицы, быка и льва: египетский сфинкс, с которым X. сравнивал Филон, хеттские и греческие грифоны и особенно ассиро-вавилонские karubu (аккад. «заступник»; с ними X. могут быть сопоставлены и этимологически), представляемые в облике крылатых львов, быков с человеческими головами, охраняющих царские дворцы, храмы, священные деревья, сокровища и т. д.

Под влиянием подобной образности оформились, несомненно, представления о X. в той форме, в какой они появляются в Иезекииля видении, где они служат седалищем бога (ср. изображение Ахирама, царя Гебала, из Библа, восседающего наподобие X., и аналогичные существа на алтарях из Таанаха и Медигго, а также некоторые ассирийские изображения, где такие существа поддерживают свод с троном божества). Представление о боге, восседающем на X. (ср. 1 Царств 4, 4; Ис. 37, 16 и др.), формировалось под влиянием концепции местопребывания «славы божьей» над осенённым X. ковчегом завета и святая святых храма; Моисей «слышал голос, говорящий ему с крыши, которая над ковчегом откровения между двух херувимов, и он говорил ему» (Чис. 7, 88).

В видениях Иезекииля «слава божья» покидает храм и возвращается в него на X. (Иезек. 10; 43, 2-5). Сближение X. со стихией воздуха [«И воссел (бог) херувимов и полетел, и понёсся на крыльях ветра» (Пс. 17, 11)] дополняется их тесной ассоциацией с огнём (ср.: «и вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила от огня. И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния» - Иезек. 1, 13-14, ср. 10, 2 и 7; 28, 14 и 16, а также образ X. «с пламенным мечом обращающимся» из Быт. 3, 24).

Подобные иезекиилевым X. образы покрытых очами животных, шестикрылых, как и серафимы, воспроизводятся в апокалиптическом видении Иоанна Богослова (Апок. 4, 6-8). Апокрифическая «2-я книга Еноха» описывает их как ангелов шестого и седьмого неба, вместе с серафимами поющих хвалу богу возле его престола (19, 6; 20; 1). Агадическая традиция представляет X. как существа, созданные богом в третий день творения и вследствие этого аморфные и андрогинные, способные принимать разные обличья (Берешит рабба, 21), либо как первые, сотворённые богом существа. Мифология каббалы отводит им третье место в иерархии ангелов, ставя над ними начальником архангела Херувиила.

. В. Мейлах. Источники: Мифологический словарь/Гл.ред. Е.М. Мелетинский - М.:'Советская энциклопедия', 1990 г.- 672 с.

 Медное море

В Библии подробно рассказано об украшении храма, который царь Соломон возвел во славу Господа, и о предметах, находившихся в нём. Упомянуто и имя мастера-медника: «И послал царь Соломон и взял из Тира Хирама, сына одной вдовы, из колена Неффалимова. Отец его Тирянин был медник; он владел способностью, искусством и уменьем выделывать всякие вещи из меди» (3 Цар.7:13-14). Среди его главных шедевров – «медное море»: «И сделал литое из меди море, - от края его до края его десять локтей, - совсем круглое, вышиною в пять локтей…» (ст. 23). Пересчитывая старинные локти в современную метрическую систему, выясняем, что диаметр медного котла – «моря» превышал 5 м, а высота была 2,5 м. Написано, что «толщиною оно было в ладонь» (ст. 26). Точно рассчитать массу (вес) «медного моря» довольно сложно, так как старинные меры длины колебались в широких пределах. В частности, русский локоть составлял 38-46 см. Не уточнено в Библии: имел котел цилиндрическую или сферическую форму? Так что цифры, приведенные в ряде библейских энциклопедий, весьма примерны. Меди на «море» было израсходовано от 30 до 60 тонн (следует учитывать ещё и вес внешних украшений котла).

Весьма приблизительна и оценка его вместимости: 2000 батов (ст. 26). Бат – старинная мера объема, примерно соответствовавшая 20-литровому ведру. Стало быть, ёмкость моря составляла порядка 40 тысяч литров.

«Подобия огурцов… окружали море со всех сторон в два ряда…(и) были вылиты с ним одним литьём» (ст. 24). Указано, что «медное море» отливали «в глинистой земле, в окрестностях Иордана, между Сокхофом и Цартаном» (ст. 46). Уникальное искусство древних мастеров («вылито одним литьём») много веков спустя было применено при отливке многотонных колоколов для крупных христианских храмов.

Море «стояло на двенадцати волах», обращенных (по три) на каждую сторону света. Изготовил мастер Хирам и десять медных умывальниц, каждая из которых стояла на одной из десяти подстав.
Указано также местоположение медных шедевров возле храма: «И расставил подставы – пять на правой стороне и пять на левой стороне храма, а море поставил на… юго-восточной стороне» (ст. 39). В умывальницах совершали омовение священники перед входом в храм. Там же омывали жертвенных животных для всесожжения. А «море», вероятно, служило лишь емкостью, откуда черпали воду. Каким же образом заполняли само «море», остаётся неясным. Много написано о прудах Соломона, находившихся юго-западнее Вифлеема и о водопроводе, проведенном от них к храму. Однако история этих гидротехнических сооружений достоверно прослеживается лишь с эллинистических времён (когда Иерусалим находился под властью греков).

Предполагают, что для отливки «медного моря» была использована медь, захваченная в качестве трофея ещё отцом Соломона – царём Давидом: «А в Бефе и Берофе, городах Адраазаровых, взял царь Давид весьма много меди» (2 Цар. 8:8).

Известен и печальный финал медного шедевра. Первым виновником его разрушения был иудейский царь Ахаз, который «не делал угодного в очах Господа» (4 Цар. 16:2). Ища защиты от внешних врагов у царя ассирийского, он поставил на месте «медного моря» новый жертвенник, по образцу увиденного им в Дамаске. А «море снял с медных волов … и поставил его на каменный пол» (4 Цар. 16:17). Когда же Иерусалим был захвачен Навуходоносором, вавилонский военачальник сжег храм, а трофейную медь отправил своему владыке: «И столбы медные…, и подставы, и море медное…, изломали Халдеи, и отправили медь в Вавилон» (4 Цар. 25:13).

Первый Храм был воздвигнут царём Соломоном и разрушен в 586 г. до н. э. войсками вавилонского царя Навуходоносора. Первый Храм стоял там, где, по преданию, Авраам связал своего сына Исаака, чтобы принести его в жертву, где приносили жертвы Каин и Авель, где был создан Адам и где принёс он первую жертву.

До постройки Храма и некоторое время спустя жертвы Богу приносились в разных местах, но затем жертвоприношения были строго централизованы: Храм сделался единственным местом, где они признавались законными.

Первый Храм. Реконструкция, план Реконструкция на основании Третьей книги Царств и Второй книги Паралипоменон. На плане:1- здание Храма;
2 - Святая Святых;
3 - святилише;
4 - притвор;
5 - трёхэтажная пристройка с боковыми комнатами для свяшеннослужителей;
6 - внешние стены;
7 - внутренний двор;
8 - ограда внутреннего двора;
а - жертвенник всесожжения;
b - "медное море";
с - 10 медных умывальниц на подставах;
d - два медных столба при входе в притвор;
е - 10 золотых светильников (менор);
f - стол подношений и жертвенник воскурений перед Святая Святых;
g - два золотых херувима с крыльями, распростёртыми над Ковчегом Союза;
h - Ковчег Союза со скрижалями Моисея.
Одна из десяти умывальниц на подставах их Храма Соломона. Использовалась для омовения жертв, приготовленных к всесожжени
Храм являлся не только местом жертвоприношений: в особом, окружённом ореолом святости помещении, называемом Святая Святых, обитала Шхина - Божественное Присутствие. В Торе говорится, что Божественное Присутствие в виде светящегося столпа сопровождало евреев с момента Исхода. Затем оно сделалось невидимо, но для всех было ощутимо связано с Ковчегом Союза, который стоял в Первом Храме, в Святая Святых. Над ним, под крыльями вырезанных из масличного дерева херувимов, и находилось то Божественного Присутствия. Ковчег Союза исчез после разрушения Первого Храма, однако существует предание, что он надёжно спрятан и будет обнаружен после постройки Третьего Храма.

Ещё о Первом Храме - историческая справка.  

Зримым символом Союза евреев с Богом стали скрижали (каменные пластины) с десятью заповедями главная материальная святыня еврейского народа. Скрижали были помещены в специальный ларь - ковчег, в котором их переносили во время странствий по пустыне и в период завоевания Ханаана.

 

Скиния Союза и её план:
1 - стены Скинии (шатра)
2 - завеса в Святая Святых
3 - завеса перел входом в святилише
4 - ограла двора Скинии
5 - завеса ворот двора Скинии
а - жертвенник всесожжения
b - умывальник
с - золотой светильник (менора)
d - стол для хлебов полношения
е - жертвенник воскурений
f - Ковчег Союза

Скиния - большой шатер, предназначенный для совершения обрядов ветхозаветного богослужения. Израильтяне изготовили ее в соответствии с правилами, которые дал Моисею Бог на горе Синай. При переходе из Египта в Ханаан (см. Числ. 1:50-54) на каждой стоянке непременно ставилась скиния. Это было обязанностью левитов.

Скиния помещалась в центре лагеря, ее окружали шатры левитов, а далее уже располагались шатры остальных израильских племен. Скиния была центром религиозной жизни израильтян, символом того, что Бог всегда с ними. Хотя из-за своего непослушания евреи в течение сорока лет не могли войти в Обетованную Землю, Бог все же не оставлял Свой народ. Поэтому скинию называли "местом встречи" (Бога и человека) и "жилищем" (Бога).   Скиния Союза(реконструкция)

Скиния и ее принадлежности:

Шатер (Ш) Шатер был сделан из натянутых на деревянный каркас (14 м в длину, 4 м в ширину и 5 м в высоту) тканей и кож четырех родов. Внутренний слой - льняные покрывала с вытканными узорами из голубой, пурпурной и алой шерсти. Поверх - слой теплой ткани из козьей шерсти. Кусок такой же ткани служил дверью скинии. Снаружи - непромокаемое покрытие из бараньих шкур, выкрашенных в красный цвет, и еще верхний покров из кожи какого-то животного - какого именно, в точности неизвестно.

Внутри шатер разделялся на два помещения. Меньшая, дальняя от двери комната - "Святое святых", то есть самое святое место. Только первосвященнику один раз в год позволялось туда входить. Льняная завеса отгораживала "Святое святых" от святилища - второй, большей комнаты. Вход в святилище закрывался еще одним вышитым льняным покрывалом.Исх.25-27 30:1-10,17-21

Ковчег завета (КЗ) Ковчег завета представлял собой прямоугольный ларь (примерно 115х70х70 см), изготовленный, как и каркас скинии, из акации Синайской пустыни, древесина которой отличалась особой прочностью. Изнутри и снаружи ящик был покрыт золотом. Ковчег носили на шестах, вдевавшихся в кольца, прикрепленные к четырем нижним углам. В ковчеге хранились две скрижали с Десятью Заповедями, золотой кубок с манной и расцветший за одну ночь жезл Аарона. Крышка ковчега была из чистого золота; в углах крышки - две фигурки херувимов с распростертыми крыльями - символы Божьего покровительства.

Ковчег завета хранился во "Святом святых". Считалось, что именно в ковчеге незримо присутствует Бог, ибо Он сказал: "Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою под крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедовать чрез тебя сынам Израилевым". Иногда израильтяне брали ковчег и на поле битвы. Однажды ковчег захватили филистимляне, - очевидно, сам по себе, без Бога, он не имел никакой силы. Исх.25:10-22, Втор.10:1-5;, Евр.9:3-5, Нав.6:6-8;, 1 Цар.4:3

Жертвенник для воскурений (К) В святилище, перед завесой, отгораживающей "Святое святых", располагался небольшой жертвенник, на котором утром и вечером возжигались курения. Он изготавливался из той же древесины акации и покрывался золотом. На углах - заостренные наконечники, внизу - кольца для переноски. Исх.30:1-10

Золотой светильник (С) Светильник с семью ветвями был выкован из одного куска золота и весил не менее 30 кг. Ветви светильника украшались цветами и листьями. Это был единственный источник света в скинии. Исх.25:31-39

Стол для хлебов предложения (СХ) По субботам на позолоченный стол в святилище возлагали двенадцать свежих хлебов, по одному от каждого израильского племени. Эти хлебы - приношение Богу. Исх.25:23-30

Двор скинии (ДС) Скиния дополнительно отгораживалась от остального лагеря льняными покрывалами, образовывавшими вытянутый на восток закрытый двор размерами приблизительно 50 х 25 м. Вход во двор завешивался расшитой льняной тканью. Исх.27:9-19

Умывальник (У) Перед тем как войти в скинию или принести жертву, священники омывали руки и ноги в большом бронзовом тазу на массивном бронзовом основании. Исх.30:17-21

Жертвенник всесожжении (ЖВ) На нем приносили в жертву ягнят, тельцов и других животных. Как и многие другие принадлежности скинии, жертвенник изготавливался из дерева и покрывался бронзой. Площадь - приблизительно 2,5 кв. м, высота - 1,5 м. Внизу имелось высокое (до середины жертвенника) подножие, на которое, вероятно, поднимались приносившие жертвы священники. Исх.27:1-8

На месте Первого Храмаизгнанники, возвратившиеся из Вавилона, построили Второй. Впоследствии он в был расширен и украшен царём Иродом. Второй Храм поражал современников своим великолепием. Прошло почти 2 тысячи лет с момента его разрушения, но и сегодня Западная стена кажется нам огромной.

Реконструкция на основании средневековых изображений.

На плане:
1 - внутренний двор
2 - Никоноровы ворота
3 - Красные ворота
4 - двор Жён
5 - здание Храма
6 - двор Мужей
7 - портик
a - жертвенник всесожжения
b - умывальник
c - притвор
d - святилище
e - Святая Святых

Этот Храм простоял примерно столько же, сколько и Первый, и был разрушен римлянами в 70 году при подавлении первого Великого восстания. От него сохранилась лишь одна Западная стена.


Hosted by uCoz