ЕВРЕИ В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ В ЭПОХУ ТАЛМУДА

(период Мишны с 70 по 220 гг.)


= Главная = Изранет = ШОА = История = Ирушалаим = Новости = Традиции = Музей = Антисемитизм =Учеба = Атлас =

ПО МАТЕРИАЛАМ КУРСА ОТКРЫТОГО УНИВЕРСИТЕТА ИЗРАИЛЯ

М.Смолвуд

Евреи под властью Рима

Статья М. Смолвуд является примером исследования данной эпохи нееврейским историком

Глава шестнадцатая - Восстание Бар-Кохбы

Ход восстания

Дион Кассий отмечает, что "когда Адриан был рядом - в Египте и в Сирии, евреи вели себя спокойно. Они только изготавливали оружие намеренно низкого качества, чтобы римляне отказались от него, и оружие досталось им. Зато когда Адриан отправился в дальние края, они открыто восстали". По прочтении еврейских легенд создается впечатление о существовании (по крайне мере, внешне) дружеских отношений между императором и евреями во время посещения Адрианом Палестины: до нас дошли записи бесед между рабби Иеhошуа бен Хананией и Адрианом, в ходе которых император ("omnimum curiosatum explorator" - "исследователь всяких интересных вещей", по словам Тертуллиана) задает довольно дружелюбные и разумные вопросы о еврейских законах, обычаях и настроениях.

При встрече с пожилым евреем под Тверией он вроде бы проявляет трогательную заботу о своих подданных, одновременно не позволяя последним эксплуатировать императорскую доброту. Но, тем не менее, мы знаем, что в глубине народа постепенно зрело недовольство. Версия Диона Кассия о доверчивости римлян к евреям, производящим негодное оружие, сама по себе неубедительна, но первоначальные успехи повстанцев, а также длительность и упорность оказываемого ими сопротивления подтверждают гипотезу о том, что восстание было тщательно подготовлено. Однако такая подготовка не требовала более года-двух.

В талмудической легенде, которая, согласно еврейской традиции, рассказывает о причине падения Бетара, возможно, содержится информация о банальной ссоре, которая послужила поводом к восстанию. Римские солдаты, для того, чтобы починить паланкин дочери императора, срезали дерево, имеющее важное церемониальное значение для евреев. Агада объясняет, что римляне срубили для своих нужд дерево, посаженное еврейской семьей в честь рождения