ЕВРЕИ В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ В ЭПОХУ ТАЛМУДА

(период Мишны с 70 по 220 гг.)


= Главная = Изранет = ШОА = История = Ирушалаим = Новости = Традиции = Музей = Антисемитизм =Учеба = Атлас =

ПО МАТЕРИАЛАМ КУРСА ОТКРЫТОГО УНИВЕРСИТЕТА ИЗРАИЛЯ

А.Опенгеймер, Главы из книги "Галилея в период Мишны"

Глава III. От "войны Кита" до восстания Бар-Кохбы

1. Война Кита и события, предшествовавшие восстанию Бар-Кохбы

До нас дошло очень мало свидетельств, в которых говорится о Галилее периода восстания Бар-Кохбы. С другой стороны, во многих источниках рассказывается о событиях, которые происходили до и после восстания. По нашему мнению эти свидетельства могут помочь нам в выяснении того, какую роль играла Галилея в восстании. Исследования многих ученых были посвящены вопросу участия жителей Галилеи в восстании Бар-Кохбы, а также проблеме территориального размаха восстания в целом. Принимая во внимание то, что после восстания в Галилее были расположены еврейские органы управления, а также что именно сюда направились беженцы из Иудеи, мы приходим к выводу, что масштабы восстания в Галилее были существенно меньше, чем в Иудее.

Таким образом, возникает дополнительная проблема. Нам известно, что характер еврейского населения Галилеи и Иудеи был одинаков. В связи с этим, трудно понять почему жители Галилеи не участвовали в восстании наравне со своими соплеменниками из Иудеи. Проблема усложняется также тем, что в отличие от Великого восстания 70 года (в котором, кстати говоря, жители Галилеи принимали активное участие), движение Бар-Кохбы не встретило сопротивления в среде еврейского народа. Практически все евреи поддерживали это восстание, и тем не менее жители Галилеи, по всей видимости, играли в нем лишь второстепенную роль.

Тот факт, что в течение нескольких десятилетий произошли два еврейских восстания заставляет нас предположить, что они были каким-то образом связаны между собой. Восстание в диаспоре в период правления Траяна датируется 115 -117 гг., а восстание Бар-Кохбы -132 - 135 гг. Для того, чтобы ответить на вопрос о том, существовала ли какая-либо связь между этими восстаниями, прежде всего необходимо выяснить принимали ли в восстании 115 -117 гг. участие только евреи диаспоры или оно распространилось также на территорию Палестины. В важнейших нееврейских источниках, таких как сочинения Диона Кассия и Евсевия Кесарийского, ничего не говорится об участии евреев Палестины в этом восстании.

Такого рода свидетельство приводится только в "Истории Августов". В этом источнике при описании волнений Египет, Ливия и Палестина упоминаются в одном контексте. Из этого мы можем заключить, что автор сочинения полагал, что евреи Земли Израиля также участвовали в восстании. В последний год своего правления Траян назначил наместником Иудеи Люсия Квиета после того, как тот отличился при подавлении еврейского восстания в Месопотамии. В Мишне говорится о трех войнах: "войне Веспасиана", "войне Кита" и "последней войне". Речь, по всей видимости, идет о восстании 70 года, восстании периода правления Траяна и восстании Бар-Кохбы.

Представляется неслучайным то обстоятельство, что в Мишне эти три "войны" упоминаются вместе, а также то, что для каждой из них приводятся решения мудрецов, которые были приняты в связи с тяжелыми последствиями войн. Это наводит нас на мысль о том, что под "войной Кита" подразумеваются события, которые происходили в Палестине в то время, когда наместником там был Люсий Квиет.

"Война Кита" упоминается также в еврейской хронике "Седер олам рабба": "С войны Веспасиана до войны Кита пятьдесят два года, с войны Кита до войны Бен-Козивы шестнадцать лет и война Бен-Козивы два с половиной года". Тот факт, что восстания упоминаются одно за другим в хронологическом порядке подтверждает сделанный нами вывод относительно того, что имеются в виду события, происходившие в Палестине. Числа пятьдесят два и два с половиной традиционно используются в талмудической литературе и потому неточны. Однако число лет, прошедших с "войны Кита" до "войны Бен-Козивы" указано совершенно точно.

В других источниках, в которых говорится о положении дел в Палестине в ту эпоху, также имеются косвенные указания на волнения, имевшие место в Палестине во время восстания, которое происходило в диаспоре в период правления Траяна. Возможно, что здесь кроется ключ к пониманию деятельности императора Адриана (сменившего Траяна в 117 году) в первые годы его правления. Как будет показано ниже, относительно пассивная роль Галилеи в "последней войне" может быть объяснена активностью галилейских евреев в период "войны Кита" и ответными мерами, которые были приняты римскими властями.

Римское присутствие в Галилее на протяжении всего периода правления Адриана было особенно чувствительным. В Палестину был введен еще один римский легион в дополнение к расположенному в Иерусалиме Десятому легиону (Fretensis). Первоначально это был, судя по всему, Второй легион (Traiana), а затем его сменил Шестой легион (Ferrata). Дополнительный легион был размещен в Кфар-Отнай, в месте которое было названо Легио (сегодня это место, расположенное около Мегидо, называется Ладжун). Еще один лагерь был расположен в Тель-Шалем, в районе Тират-Цви, расположенном на юге Бет-Шеанской долины.

В связи с этим Иудея стала консульской провинцией и ранг ее наместника и прокуратора был повышен. Усиление военного присутствия и расположение военных частей по близости от южной границы Галилеи сопровождалось также строительством дорог на территории Галилеи (также из соображений военно-стратегического характера). Речь идет о дороге из Акко в Ципори, на которой был найден булыжник с выбитым на нем названием Второго легиона (Traiana}, датирумый 120 годом, и о дороге из Легио в Ципори, которая датируется тем же годом. В Иерусалимском Талмуде от имени рабби Шимона (Симона) бар-Иохая говорится об укреплениях, которые были расположены на дороге из Ципори в Тверию.

Возможно, что это свидетельство связано с прокладкой дорог в Галилее в начале правления Адриана, однако не исключено, что оно может быть отнесено к периоду восстания Бар-Кохбы.

Адриан, судя по всему, непосредственно вмешивался в управление городами Галилеи. Оформление монет, которые чеканились в Тверии с первых лет его правления, носило явно языческий характер. Это является свидетельством того, что бразды правления в этом городе были переданы неевреям. Так, на одной стороне монеты, которая была выпущена в Тверии при Адриане, изображен сам император, а на другой - храм Зевса. Монета отчеканена в 101 году от основания города. Поскольку Тверия была заложена между 17 и 21 гг., чеканку монеты следует отн