Гринберг Э.

История еврейского народа в эпоху Второго Храма

Жду Ваших писем!

=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = АТЛАС = ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ=

ГЛАВА V. ВЕЛИКОЕ ВОССТАНИЕ /66-73 гг. до н.э./

1. Предпосылки восстания.

2. Начало восстания.

3. Временное правительство и его деятельность.

4. Участие Иосифа Флавия в восстании.

5. Военные действия.

6. Вожди восставших - Иоханан Гисхальский и Шимон Бар-Гиора.

7. Эпопея Масады.

8. Причины поражения.

9. Итоги восстания.

В 70-х годах 1 века н.э. в Эрец Исраэль созрели идеологические, политические и экономические предпосылки восстания иудеев против римского владычества.

Евреи не могли мириться с тем фактом, что Исраэль и Святой Божий Храм оказались под гнетом идолопоклоннической державы. Они считали, что Рим - это символ сатанинской власти и что наличие такой власти является оскорблением иудейской религии. Евреи презирали "культ императора", который навязали им римские поработители. У евреев нет и не может быть, считали они, другого повелителя, кроме Бога. Властелином евреев является только Всевышний, а не поклоняющийся идолам римский император, и конечно не наместник или прокуратор или даже еврейский "предводитель", назначенный императором.

Накануне Великого Восстания резко обострились религиозные противоречия между еврейским монотеизмом и римским политеизмом /идолопоклонничеством/. Тогда усилилась среди евреев мессианская идеология. Разные "пророки" своими "предсказаниями" укрепили у евреев убеждение, что необходимо идти на любые жертвы для свержения римского господства. Они глубоко верили в неминуемое вмешательство Провидения на стороне евреев. Евреи не хотели считаться с военным могуществом Римской империи, рассматривали войну против поработителей Иудеи, как войну между светом и тьмой, войну в которой сам Бог накажет злодеев, и только праведники будут наслаждаться всеми благами справедливого государства. Они были уверены, что пришло время пойти на любые жертвы для свержения римского ига. Пропаганда мессианской идеологии была тогда так сильна, что даже часть римских легионеров переходила в лагерь евреев, считая, что воевать с Римом - это наказ самого Творца.

Политические предпосылки были вызваны тем, что по указанию римских императоров, особенно при Гае Калигуле был установлен надзор за богослужением в Храме со стороны римских легионеров. "Культ императора" напоминал евреям жестокие преследования Антиоха IV Эпифана. Их возмущало то, что римские власти оказывали постоянную поддержку греко-сирийскому населению, рост и влияние которого были приостановлены в эпоху хасмонейского царства. Начиная с периода правления Ирода и особенно при наместнике Флоре /который сам был грек/, греко-сирийское население Эрец Исраэль так укрепило свои позиции, что стало своего рода высшим сословием палестинского общества.

Отношения между евреями и греко-сирийским населением были натянутыми. Греко-сирийское население Явны и Ашкелона было среди первых идолопоклонников, которые подстрекали римских императоров к действиям против евреев. Часто распри между евреями и язычниками приводили к вооруженным столкновениям, К особенно тяжелым последствиям привели кровавые бои между евреями и греко-сирийским населением в Цезарии. Римские легионеры были на стороне язычников. Взяточничество римской администрации, грабежи и убийства в Эрец Исраэль, в том числе и в Иерусалиме, ускорили восстание.

Накануне восстания в Эрец Исраэль был глубокий экономический кризис. Строительство городов в период римского владычества привело к сокращению посевных площадей и сельскохозяйственного производства вообще. От этого больше всего страдало еврейское крестьянство. Это не только противоречило стремлениям евреев, чтобы на Святой Земле не работали идолопоклонники, но и привело к тому, что многих еврейских крестьян выгоняли с земельных участков. Таким образом, еврейские крестьяне, в прошлом уважаемые граждане Хасмонейского государства, становились бесправными на земле предков. По вопросам землевладения в селениях со смешанным населением часто возникали споры между евреями и идолопоклонниками которые приводили к вооруженным конфликтам. Римские легионеры выступали, в основном, против еврейского населения. Необходимо добавить, что еврейское население, особенно крестьяне, облагалось тяжелыми налогами и податями. Торговля также пришла в упадок. На дорогах участились нападения грабительских шаек. В самом Иерусалиме воцарилась анархия. Немало крестьян из-за долгов было превращено в рабов. Количество безработных резко увеличилось.

Обстановка в Эрец Исраэль, жестокая политика прокуратора Флора привели, по словам римского историка Тацита, к тому, что терпение евреев истощилось окончательно.

Восстание началось с того, что вооруженные отряды подожгли иерусалимский городской архив, чтобы уничтожить долговые обязательства бедноты. Они угрожали знати и нападали на видных представителей высших кругов, так как в их глазах восстание было не только войной с римлянами, но и борьбой против высших классов иудейского общества, которые в течение долгого времени были заодно с римскими властями. Высшие круги иудейского общества относились к восстанию холодно и вначале даже пытались притормозить его. Интересы некоторых из представителей этих кругов были тесно связаны с режимом римских наместников. Все же многие из них были разочарованы наместничеством Флора, который, в противоположность своим предшественникам, не поддерживал хороших отношений с представителями иудейской олигархии.

Иосиф Флавий связывает зарождение активного движения с превращением Иудеи в римскую провинцию /6 г. н.э./. Зачинателями этого движения, по словам Иосифа, были Иеуда из Гамалы на Голане и фарисей по имени Цадок. Иеуда порицал готовность евреев примириться с уплатой податей римлянам и тем самым признать иную, кроме Бога, власть над еврейским народом. Движение по своему религиозному мировоззрению было, в основном, фарисейским, однако, в отличие от ортодоксального фарисейства, оно возводило в религиозную заповедь политическую свободу Израиля и усматривало в подчинении римскому императору грех, равный идолопоклонству. Следствием такого мировоззрения были готовность жертвовать свободой ради священной цели, религиозно-политическая нетерпимость и неустанный призыв к восстанию.

Галилейские последователи этого движения сохранили верность роду Иеуды. Сыновья Иеуды, Яаков и Шимон, стояли во главе брожений и мятежей на территории прокураторства Тиберия Александра /46-48 гг. н.э./, а Элазар бен Пир, тоже принадлежавший к этому роду, возглавлял оборону Масады в конце Великого Восстания. Одной из видных личностей этого круга был Менахем, появление которого в Иерусалиме было мессианскими чаяниями связано с идеей общественного переворота.

Другой ветвью движения были иерусалимские зелоты. В отличие от своих галилейских единомышленников они не были последователями того или иного вождя. Руководителями иерусалимских зелотов были священники и лица, близкие к кругам иерусалимской аристократии.

С самого начала непосредственного римского владычества мессианская идеология сочеталась с усиленной политической активностью: многие евреи считали, что грядущее избавление требует непосредственной борьбы против римской власти, наличие которой в стране является оскорблением иудейской веры. Попытка Калигулы ввести в Иудее поклонение личности римского императора, натолкнувшаяся на отчаянное сопротивление евреев, напоминавшее времена гонений Антиоха, сделала очевидным, что посягательства на еврейскую религию могут повториться в любой момент.

Наибольшее недовольство евреев вызвала поддержка, которую римские власти оказывали греческому и эллинизированному населению Эрец Исраэль. В результате введенных Помпеем и его преемниками порядков греки и эллинизированные жители Келесирии укрепили свои позиции в стране.

Непосредственным толчком к восстанию послужили события, связанные с конфликтом греческой и еврейской общин в Кейсарии, и систематические репрессии Флора, который, в противоположность своим предшественникам, не считался с чувствами и образом мыслей еврейского населения провинции. Борьба между евреями и греками в Кейсарии вылились в вооруженные столкновения, и евреи стали покидать город. Флор не принял никаких мер для наведения порядка и приказал арестовать руководителей еврейской общины города. Слухи о событиях в Кейсарии вызвали возмущение в Иерусалиме и привели к столкновениям между евреями и римским гарнизоном. Несмотря на попытки представителей аристократии сгладить остроту конфликта и предотвратить открытое восстание, влияние крайних элементов, стремящихся вызвать войну между иудеями и Римской империей, резко усилилось. Борьба сторонников умеренного и крайнего направлений закончилась победой экстремистов, и римский гарнизон в Иерусалиме был уничтожен.

События в Иерусалиме нашли отклик во всей Иудее, и кровавые столкновения прокатились по всем крупным эллинистическим городам страны. Когда стало ясно, что вспомогательные войска, размещенные в провинции, не смогут овладеть положением, наместник Сирии Цестий Галл выступил на подавление восстания во главе значительных сил, состоявших из римских легионеров и вспомогательных отрядов. Выйдя из Акко /66 г. н.э./, Цестий Галл подошел к Иерусалиму. Однако, натолкнувшись на ожесточенное сопротивление повстанцев и поняв, что находившихся в его распоряжении сил недостаточно, чтобы овладеть городом, Цестий решил отступить. Повстанцы, во главе которых стоял Шимон Бар-Гиора, неожиданно атаковали отступающий корпус в ущелье Бет-Хорон к северо-западу о Иерусалима и полностью разгромили его.

Блестящая победа повстанцев над наместником Сирии в самом начал) восстания была встречена с энтузиазмом и в высших кругах. В сформированном 1 Иерусалиме после этой победы временном правительстве, на которое был возложена обязанность организовать оборону города, центральный пост занимал Ханан бен-Ханан, бывший первосвященник и один из видных представителе! садукейской знати. Только после поражений, понесенных иудеями в Галилее и 1 районе Ашкелона, власть в Иерусалиме окончательно перешла из рук высших кругов в руки иерусалимских зелотов и тех, кто опирался на революционные элементы в деревнях и провинциальных городах.

Поражение римлян оказало решающее влияние на дальнейшее развить событий: весь народ был охвачен порывом национального энтузиазма и те, кто еще колебался, примкнули к восстанию. Даже официальное руководство восстанием перешло на некоторое время в руки временного правительства, разделившего страну на ряд округов, во главе которых были поставлены военные эмиссары.

Временное правительство состояло из умеренных аристократов. Оно было избрано всеобщим народным собранием, которое состоялось во дворе Храма. Оно пользовалось авторитетом у евреев Иерусалима. Возглавил правительство видный жрец, умеренный аристократ Ханан бен Ханан.

Большинство еврейских аристократов в начале восстания было ярым противниками вооруженного сопротивления Риму. Убедившись, что предотвратит восстание невозможно, аристократия переходила в лагерь римлян.

Аристократы - сторонники Временного правительства не хотели оставлять в Иерусалиме свое имущество и терять общественное положение. Среди них были к честные патриоты, которые заботились о святом городе и Храме.

С одной стороны, временное правительство пыталось тормозить восстание против Рима. С другой стороны, оно проводило ряд мероприятий по укреплению городов и обеспечению населения продовольствием. Командующим Галилейским округом был назначен Иосеф бен Маттитьяу, получивший впоследствии известность под именем Иосиф Флавий.

Иосиф Флавий родился в Иерусалиме в аристократической священнической семье и по матери состоял в родстве с Хасмонеями. В 16-летнем возрасте, присоединившись к некоему Баннусу, члену одной из многочисленных в то время аскетических сект /возможно, это была секта ессеев/, он провел три года в отшельничестве. В возрасте 26 лет /в 64 г. н.э./ Иосиф Флавий был направлен в Рим с поручением добиться освобождения нескольких коэнов, арестованных и отправленных в Рим прокуратором Феликсом. Иосифу Флавию удалось выполнить поручение.

Когда разразилась 1 Иудейская война /66 г. н.э./, Иосиф Флавий был послан иерусалимскими властями возглавить силы повстанцев в Галилее, наиболее важном участке на первом этапе войны. Местные руководители, в первую очередь Иоханан Гисхальский, не желали подчиняться иерусалимскому эмиссару, и конфликта между ними продолжались