Гринберг Э.

История еврейского народа в эпоху Второго Храма

Жду Ваших писем!

=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = АТЛАС = ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ=

ГЛАВА IV ПОД ВЛАСТЬЮ РИМА

1. Завоевание Иудеи римским полководцем Помпеем.

2. Царь Ирод - ставленник Рима.

3. Государственный и общественный строй Иудеи в конце эпохи Второго Храма.

4. Общественные течения Иудеи накануне Большого Восстания.

1. В 65 году до н.э. римский полководец Помпей, или, как его часто называют, Помпей Великий подчинил Иудею Риму. Совершая свое триумфальное шествие по Малой Азии, Помпей назначил в Сирии своего легата Скавра для решения распри между двумя братьями: Аристобулом II и Гирканом II. Два года спустя Помпей сам стал приближаться к Иудее, подчиняя себе попутно мелкие владения в Ливане. В Дамаске к нему обратились представители всех еврейских партий. Это были Гиркан, Аристобул II и делегаты народа, хлопотавшие о введении теократического правления. Аристобул, сдав укрепленный Александриум, удалился в Иерусалим. Помпей последовал за ним, и легат его Габиний был послан занять город. Сам Аристобул был взят в плен. Партия Гиркана поспешила открыть римлянам городские ворота, но Храм был в руках народной партии. После осады в течение 3-х месяцев Храм был взят в субботний день, когда евреи не защищались. Захват Храмовой горы сопровождался страшной резней. Помпей вступил в Храм, но, под впечатлением его величия, не тронул сокровища и драгоценную утварь.

Правителем Иудеи был назначен Гиркан II, старший сын Александра Янная; он был лишен царского титула и пользовался лишь званием "этнарха", но сохранил за, собой сан первосвященника. На Иудею была вновь наложена постоянная дань. Под влиянием своего советника, идумеянина Антипатра, Гиркан всю свою жизнь оставался лояльным к римским властям. Как в прошлом - испокон веков, - так и теперь евреи не желали примириться с таким положением. Об этом свидетельствуют частые вспышки восстаний против новой власти и ее представителей, начавшиеся в первые же годы римского владычества. Большинство этих восстаний возглавлялось сторонниками Аристобула, младшего брата Гиркана.

Наиболее эффективная попытка восстановления независимости Иудеи была предпринята Маттатией-Антигоном, сыном Аристобула, в связи с вторжением парфян в 40 г. до н.э. Парфянская армия помогла Антигону овладеть Иерусалимом, и тотчас же выяснилось, что подавляющее большинство еврейского народа сохранило верность дому Хасмонеев и сочувствует Антигону. Гиркан II был взят в плен, а Ирод, сын Антипатра, бежал в Рим.

В Риме он был радушно встречен двумя триумвирами, Антонием и Октавианом, господствовавшими там в эти годы. Они постановили передать власть Ироду и объявили его царем Иудеи. С помощью римлян ему удалось одолеть Антигона и его сторонников, и в 37 году до н.э., после почти пятимесячной осады, Иерусалим пал и перешел в руки римлян и Ирода. В подвластную Ироду территорию римляне включили почти все области Палестины, принадлежавшие Хасмонейскому государству.

2. Еще в 47 году до н.э. отец Ирода 1, Антипатр II, правитель Иудеи, назначил сына правителем Галилеи. Ирод 1, подавив там восстание против Антипатра II, казнил без суда повстанцев, за что был привлечен к суду Синедриона. Он попытался запугать судей, представ перед ними в окружении вооруженных телохранителей, но безуспешно. Он бежал от угрозы смертного приговора в Сирию, где римский наместник назначил его правителем Келесирии /согласно Иосифу Флавию -область к востоку от р.Иордан/ с резиденцией в Шомроне. Это позволило Ироду 1 как римскому чиновнику безбоязненно возвратиться в Иерусалим, и Антипатру II с трудом удалось удержать сына от мести судьям.

После убийства Цезаря в 44 году до н.э. Ирод 1 примкнул к Кассию, силы которого контролировали восточные области империи, и проявил рвение в сборе налога, которым Кассий обложил население Иудеи. В 43 году до н.э. Антипатр II был отравлен Малихом, одним из приближенных Гиркана II, возможно, с его ведома. Ирод 1 и его брат Пцаэль /Фазаил/ обратились к Кассию с жалобой на Малиха, после чего тот был казнен, В том же году племянник Гиркана II, Антигон II, претендовавший на престол Иудеи, вторгся в Галилею, однако Ироду 1 удалось нанести ему поражение. Гиркан II, опасавшийся мести племянника, видел теперь в Ироде 1 своего спасителя.

В 41 году до н.э. прибывший на восток Марк Антоний, несмотря на протесты противников Ирода 1, назначил его и Пцаэля тетрархами Иудеи при Гиркане II. В следующем году Антигон II с помощью парфян вторгся в страну, захватил Иерусалим и осадил дворец Хасмонеев, где укрывались Ирод 1, Пцаэль и Гиркан II. Гиркан II и Пцаэль были хитростью пленены. Пцаэль покончил с собой /или был убит/, а Гиркана II увезли в Вавилонию. Ироду 1 с семьей удалось бежать в Масаду. Оставив семью в крепости под охраной своего брата Иосифа, он отправился в Рим, где по ходатайству Марка Антония и Октавиана сенат объявил его царем Иудеи и обещал поддержку против Антигона II. Набрав наемные войска, Ирод 1 безуспешно пытался захватить Галилею. Пройдя затем побережьем в Эдом, он отбросил части Антигона II, осаждавшие Масаду. Война длилась два года с переменным успехом, и Ирод 1, не надеясь своими силами овладеть Иерусалимом, обратился за помощью к Марку Антонию, который ввиду окончания Парфянской войны смог послать в Иудею значительные силы. Весной 37 года до н.э. после пятимесячной осады объединенная армия римлян и Ирода 1 взяла Иерусалим. Антигон II был захвачен и позднее /видимо, по совету Ирода 1/ казнен римлянами. В том же году Ирод 1 женился на внучке Гиркана II Мариам, надеясь, что родство с домом Хасмонеев изменит отношение евреев к нему как к чужаку, сыну эдомитянина.

Установив контроль над страной, Ирод 1 казнил 45 членов Синедриона, сторонников партии Хасмонеев, подорвав таким образом политическую силу Синедриона, и превратил его лишь в религиозный суд, ставя и смещая его членов по своему произволу.

Ирод 1 хранил верность Антонию до победы над ним Октавиана Августа, а затем сумел снискать расположение последнего и в его правление достиг вершины своего могущества. Царство Ирода 1 включало все территории Хасмонейского царства /кроме некоторых городов Декаполиса/, а также примыкавшие к северо-восточным границам районы Келесирии. Находясь в политической зависимости от Рима, Ирод 1, однако, располагал полной автономией в вопросах внутренней политики. По образцу восточно-эллинистических монархий Ирод 1 учредил совещательный совет, в который, как и на высшие административные должности, назначались эллинизированные евреи и даже чужестранцы. Армия Ирода 1 была, по преимуществу, наемной, набиравшейся из фракийцев и галлов. В противоположность Хасмонейским царям, опиравшимся на традиционные народные институты, Ирод 1 упразднил эти автономные учреждения, что фактически означало разрыв с авторитетом Торы как основы социального уклада жизни страны. Поощряя греческие элементы и эллинистические круги в стране, Ирод 1 стремился включить царство в орбиту римско-эллинистической культуры и тем самым укрепить политическую связь с Римом.

Помимо политических причин эллинизация диктовалась и личной приязнью царя к греческой культуре. Ирод 1 основал в Иерусалиме театр и ипподром, а также строил великолепные общественные сооружения /портики, театры, акведуки и т.п./в дар греческим полисам в Сирии, Малой Азии, на островах Эгейского моря. Ирод 1 оказывал денежную поддержку гимнасиям в Греции, а его пожертвования на устроение Олимпийских игр принесли ему почетное пожизненное звание председателя.

В восточных провинциях империи Ирод 1 считался одним из могущественных властителей, и льстивые греческие писатели наделили его титулом "Великий". Ирод 1 осуществлял обширные строительные работы в подвластных ему областях. Однако строительство поселений для чужеземных наемников царской армии лишь усиливало влияние эллинистических этнических элементов в стране. Ирод 1 отстроил Шомрон и дал ему в честь императора Себастиана Августа новое название Себастия. Небольшое поселение на морском побережье было превращено Иродом в роскошно отстроенный греческий город с обширной гаванью, названной в честь римского императора Кейсарией. Для укрепления внутренней власти и защиты от вторжений извне Ирод 1 восстановил или построил ряд крепостей: Антонию, Геродион, Кипрос близ Иерихона, Масаду, а также Михвар и Геродион в Заиорданье.

По приказу Ирода 1 были возведены царские дворцы в Иерусалиме и в других городах страны. Апогея строительная деятельность Ирода 1 достигла в реконструкции и расширении Храма в Иерусалиме, который из относительно скромного строения превратился в одно из самых величественных монументальных сооружений Древнего Востока.

Вместе с тем, водружение на фасаде Храма римского орла было оскорблением религиозных чувств. За попытку сбить ненавистное изображение поплатились жизнью 42 человека. Ирод 1 осуществлял строительство в форме общественных работ, что давало источник пропитания многочисленным рабочим. Его поселенческая деятельность способствовала решению проблемы безземельных жителей деревень. В голодный 25 год до н.э. Ирод 1 распределял среди нуждающихся продовольствие, одежду и семена, а также дважды снижал налоги.

Несмотря на все это, отношение народа к царю было неприязненным, а то и прямо враждебным. Немалую роль в этом сыграли нравы эллинизированного двора Ирода 1, типичные для восточно-эллинистических деспотий с их бесконечными интригами. Частая смена жен /Ирод 1 имел 15 детей от 10 жен/, происки наложниц и евнухов создавали атмосферу, в которой придворные использовали подозрительность и жестокость царя в корыстных целях. Полностью укрепив свою власть, Ирод 1 истребил всех членов дома Хасмонеев: первосвященника Аристобула III, Гиркана II, его внучку /свою жену/ Мариам и рожденных ею сыновей /Александра и Аристобула/, а также ее мать Александру за попытку захватить власть. Уже будучи смертельно больным, Ирод 1 предал казни своего первенца и наследника Антипатра, сына от первой жены Дорис, уличенного в заговоре против царя.

Утверждая этот приговор, Август произнес: "Быть свиньей такого человека лучше чем быть его сыном!" В Ироде 1 народ видел не только чужеземного ставленника и разрушителя традиционных институтов, но и узурпатора-цареубийцу. Народ называл его тираном,

3. В области администрации Ирод сохранил распорядки, сложившиеся в эллинистическую и хасмонейскую эпохи. Деревни были самыми мелкими административными единицами. Они были объединены в топархии, которые, в свою очередь, входили в состав более обширных территориальных единиц - таких, как Идумея, Иудея, Самария, Галилея и Перея. Правителями всех этих областей назначались лица, преданные Ироду и пользовавшиеся его особым доверием; в большинстве своем они либо были родственниками царя, либо породнились с ним, заключив браки с членами его семьи. Вся территория царства Ирода была, по существу, включена в эту административную систему. Ни Иерусалим, ни греческие города не составляли исключения - Газа была присоединена к Идумее, а Цезарея - к Самарии; они также не были освобождены от уплаты дани. Эти большие города служили административными центрами, и в них обычно стояли римские гарнизоны.

Царство Ирода было отягощено непомерными расходами. Армия и административный аппарат, великолепные здания и новые города, царский двор и расточительность Ирода за границей - все это требовало больших средств. Частично эти расходы покрывались поступлениями от высоких налогов и сборов. Кроме прямых налогов, тяжело обременявших, в первую очередь, земледельцев, были многочисленные косвенные налоги и пошлины. Постоянным источником дохода царской казны служили также обширные поместья, принадлежавшие лично Ироду. В большинстве своем это было имущество дома Хасмонеев, перешедшее в исключительное владение Ирода, Некоторые из этих земель, как например, западная часть Изреельской долины, сдавались в аренду и служили постоянным источником дохода царской казны.

Многие из придворных и министров были греками по происхождению, в том числе царский казначей Птолемей. В окружении Ирода находилось несколько светил греческой литературы, среди которых особенно выделялся знаменитый историк Николай Дамасский. Слава царя и его международные связи привлекали к его двору посетителей из всего греческого мира; некоторые из них даже выполняли важные государственные задания.

Как во всех восточных монархиях того времени, при дворе Ирода господствовала атмосфера беспрерывных интриг и конфликтов.

Сыновья царя от его многочисленных жен соперничали друг с другом в борьбе за власть и наследование престола. Особенно серьезная борьба велась между сыновьями Ирода от Мариам Хасмонейской - Александром, Аристобулом - и Антипатром, его сыном от первой жены. В результате все трое были обвинены в заговоре против царя и казнены по приказу Ирода. Все это набросило зловещую тень на личность Ирода, нанесло ущерб его престижу за пределами государства и превратило его имя в символ жестокости и насилия.

Хотя Ирод, в общем, сохранил верность еврейской религии, его поведение обычно задевало религиозные чувства народных масс. Чуждая народу дворцовая атмосфера еще больше усилила расхождение между царем и нацией, а засилье иностранцев, в большинстве своем греческого происхождения, в государственной администрации и основание городов с явно выраженным эллинистическим уклоном, которые должны были служить оплотом римлянам против евреев, доказывало, какой реальный политический вред для народа крылся в режиме Ирода.

Полная солидарность Ирода с идеологическими тенденциями римского принципата, включая и культ обожествления Августа, превознесение грубой физической силы и внешнего великолепия, пренебрежение моральными принципами и даже человеческой жизнью ради достижения эгоистических целей - все это углубляло пропасть между царской властью и широкими слоями населения. Ирод мог править Иудеей только посредством жестоких притеснений, при помощи армии и ряда крепостей, окружавших со всех сторон населенные иудеями области, путем отмены права собраний и свободных объединений, применяя систему бдительного полицейского надзора.

Особенное значение имела явно поощряемая Иродом тенденция к полной ассимиляции евреев - представителей эллинистической и вавилонской диаспоры с коренным еврейским населением Иудеи. В среде знатных семейств эллинистической диаспоры, в особенности в таких больших центрах, как Александрия, нередко господствовали воззрения и настроения, совпадавшие со взглядами Ирода. Рим служил им путеводной звездой в политической ориентации, и сотрудничество с ним было твердой основой для обеспечения их экономического и общественного положения. С рядом таких семей Ирод завязал тесные сношения; часть их переселилась в Иудею, и из их среды Ирод часто назначал первосвященников. Кроме евреев из эллинистической диаспоры Ирод охотно приближал к себе и евреев, иммигрировавших из Вавилонии. Процесс проникновения вавилонских семейств в высшие сферы иерусалимского общества отражается в истории дома Гиллеля. Гиллель и его род выдвинулись и заняли руководящее место в жизни страны в значительной степени благодаря общей политической линии царя, благосклонно относившегося к тому, чтобы знатные семьи, не связанные в прошлом с Хасмонеями, занимали ответственные посты. Это возвышение выходцев из Вавилонии как бы подчеркивало связь Ирода с лояльным ему семейством Парфянской монархии.

После смерти Ирода /в 4 г. до н.э./ царство было разделено между его сыновьями. С устранением от власти его сына Архелая /в 6 г. н.э./ для большинства евреев страны началась эпоха непосредственного римского управления, продолжавшаяся до Великого Восстания. После того как Август отстранил Архелая от исполнения обязанностей этнарха, исторические области Иудея, Самария и Идумея были объединены в новую административную единицу - "Иудею". Правителями Иудеи назначались римские наместники в чине префекта или прокуратора. Однако Голан, Трахон, Галилея и Перея составляли по-прежнему части мелких зависимых государств, во главе которых стояли другие сыновья Ирода.

Римский наместник был, прежде всего, главнокомандующим расположенных в Иудее воинских частей. Военная помощь Рима базировалась на двух основных элементах: на легионах и вспомогательных отрядах. Легионы формировались из римских граждан. Вспомогательные отряды - за исключением командного состава -вербовались из людей, которые не были римскими гражданами при их вступлении в ряды армии, но становились ими по окончании срока службы.

Как и другие римские провинции, Иудея была обложена данью. Основой налоговой системы был ценз, т.е. периодическая перепись населения и оценка недвижимого имущества граждан для соответствующего разделения их на податные группы. Ценз базировался на подробных заявлениях о личном состоянии и об имуществе. Эти заявления подвергались время от времени проверке контролерами римской администрации. Во времена наместников поземельные налоги составляли большую часть доходов казны. Взималась и подушная подать, а также подомовый налог, который должны платить жители Иерусалима. Кроме налогов население было обременено многими пошлинами.

Одной из характерных особенностей римского владычества в эпоху принципата было то, что надзор над деятельностью местных судебных органов по уголовным делам находился в руках наместника. Подчинение уголовного судопроизводства наместнику было официально мотивировано заботой об общественной безопасности. На самом же деле римляне не были заинтересованы оставить в руках местных судов расследование преступлений, каравшихся иногда даже смертной казнью. И действительно, наместники часто применяли эту высшую меру наказания.

3. Римская власть оставила в руках местных учреждений широкие полномочия в области автономного самоуправления и использовала их для взимания прямых налогов и в целях надзора над населением. Высшим органом еврейского самоуправления был Синедрион, - Верховный Суд в Иерусалиме. Компетенция Верховного Суда далеко выходила за узкие пределы Иудеи, и его постановления в области еврейской религии признавались римскими властями. В глазах евреев Синедрион продолжал быть наиболее авторитетным органом народного руководства, но в действительности в конце эпохи Второго Храма римские власти серьезно ограничили его полномочия, опираясь на пример предшествовавших им иудейских властителей, в особенности Ирода.

Самой сплоченной группой в составе Синедриона были представители священнического сословия. Наряду с ними в заседаниях Синедриона участвовали старейшины и "знатоки священного писания" /софрим/. Эти ученые были, в сущности, представителями фарисеев, и их значение с течением времени все более и более возрастало благодаря их популярности в народных массах. Когда первосвященник принимал участие в заседании Синедриона, он вел это заседание, Наряду с первосвященником со временем образовалось параллельное руководство фарисеев, возглавлявшееся потомками выдающегося ученого Гиллеля, - Гамлиэлем старшим и его сыном Шимоном, носившими почетное звание "раббана".

Круг деятельности Синедриона заключал в себе также функции городского совета Иерусалима.

На протяжении римского владычества в Палестине еврейское население было сосредоточено, главным образом, в трех районах - Иудея, Галилея и Перея. В Мишне эти три центра называются "тремя землями Израиля".

Иудея игрека ведущую роль среди этих трех областей, главным образом, из-за Иерусалима. Храм, с одной стороны, и духовные академии фарисеев, с другой стороны, превратили Иерусалим в столицу еврейской нации. Город стал символом исторического величия еврейского народа. По словам римского писателя Плиния, Иерусалим "был самым прославленным городом среди городов Востока и не только Иудеи". Он беспрестанно привлекал к себе еврейских паломников из диаспоры. Его мощные укрепления служили источником гордости и чувства безопасности для евреев всей страны. Иерусалим был также центром духовного творчества. Здесь находились выдающиеся представители дома Гиллеля. Духовные академии города отличались своей кипучей деятельностью, и туда стекались жаждущие знания не только со всех концов страны, но и из диаспоры.

Вторым по величине городом в Иудее был Иерихон. Окружавшие его плодородные земли, его географическое положение на пути из Заиорданья в

Иерусалим, его административная роль в Иорданской долине, забота Ирода и его наследников о развитии этого города и его окрестностей - все это способствовало процветанию Иерихона в конце эпохи Второго Храма. В пределы Иудеи входили тогда также сравнительно большие города Яффа и Явна.

Перея в Заиорданье была вторым еврейским центром. Евреи Заиорданья разделяли стремление жителей Иудеи обрести независимость и во время Великого восстания против римлян они боролись плечом к плечу обителями Иудеи.

Третьим центром еврейского населения была Галилея. В последние десятилетия эпохи Второго Храма Галилея процветала. Это был густо населенный район страны с большим числом деревень и городов. Галилея была колыбелью значительных религиозных и политических движений. Там зародилось христианство; там же возникло радикальное освободительное движение, во главе которого стоял Иеуда бен-Хизкия.

На всем протяжении этой эпохи Иерусалимский Храм был религиозным и общественным центром нации. Благодаря реконструкции здания Иродом, этот Храм превосходил красотой многие храмы народов, населяющих территории. Массы жителей со всех концов страны стекались в Иерусалим на три праздника: Пасхи, Шавуот /Пятидесятницы/ и Суккот /Кущей/. К ним присоединялись и многочисленные паломники из диаспоры. Целые села и города пустели во время паломничества. Это необычайное скопление народа способствовало общению и сближению разных кругов населения из разных областей. Не случайно дни "восхождения в Иерусалим" создавали особенно подходящую атмосферу для антиримской пропаганды и массовых выступлений.

Храмовая гора была резиденцией Синедриона и культурным центром. Там изучалась Тора, оттуда знание ее распространялось по всему миру. Знаменитые мудрецы, такие как раббан Иоханан бен-Заккай, толковали священное писание в Храме. Были там и первые представители евреев-назареян в Иерусалиме, общины, которая была зародышем христианства.

Большинство знатных семей священнического сословия, таких как дом Боэтоса и дом Хапана, было в ту пору по своим взглядам близко к саддукеям, в особенности семьи священнической олигархии, из которых выбирались первосвященники. К ним примкнули и многие представители несвященнической знати, интересы которых были связаны с домом Ирода. Но фарисеи намного превосходили саддукеев количественно, а еще более своим влиянием на широкие слои населения. Об этом пишет историк Иосиф Флавий: "Влияние фарисеев на народные массы до того велико, что к ним относятся с доверием и тогда, когда они выступают против царя и первосвященников". В рядах фарисеев находились люди разного происхождения. Во главе фарисейской партии стояли такие выдающиеся ученые того времени, как раббан Гамлиэль-старший, раббан Шимон бен-Гамлиэль, раббан Иоханан бен-Заккай. К фарисеям принадлежали и многие священники, среди них и сам Иосеф бен Маттитьяу, ставший впоследствии историком, известный под именем Иосифа Флавия.

К концу эпохи Второго Храма монотеизм в той форме, в какой он сложился в предыдущие поколения, становится незыблемой основой общественного и юридического уклада и отправным пунктом духовного творчества еврейского народа. Тора определяет теперь повседневную жизнь каждого еврея. Верность заповедям Торы превращается в фактор первостепенной важности в истории еврейского народа: со времен Антиоха Эпифана самопожертвование во имя веры становится отличительным признаком иудаизма.

Обучение Торе начиналось с самого раннего возраста. Иосиф Флавий сообщает, что все еврейские дети обучались чтению и изучали историю и религиозные законы, так что, по словам Иосифа, "... еврею легче ответить на вопрос о предписаниях Торы, нежели назвать свое имя". Постепенно забота о воспитании детей сосредоточилась в руках общества.

Помимо канонизированного Письменного Закона o Торы - развивается так называемый Устный Закон, основанный на многовековой традиции толкования Священного Писания. Устный Закон превратил Тору в универсальное чтение, способное сохранять возможность приспособления к постоянно изменяющимся условиям жизни. С течением времени установились принципы и правила, образовавшие логическую систему, по которой на основе Письменного Закона выработался Устный. Главными носителями Устного Закона были фарисеи, пользовавшиеся наибольшим влиянием на народные массы. Оппонентами фарисеев были саддукеи - консервативные религиозные круги, не признавшие Устного Закона и ориентировавшиеся исключительно на Священное Писание и традицию Храмового культа.

В период, предшествовавший восстанию Хасмонеев, толкование Торы было делом священнического сословия, но позднее религиозное творчество перешло к "мудрецам" /хахамим/, происходившим из самых различных слоев еврейского общества как в Эрец-Исраэль, так и в диаспоре. Все возрастающее влияние хахамим, постепенно превратившихся в духовных наставников и руководителей народа, способствовало демократизации общества в Иудее. Мудрецы не получали платы за свою деятельность и добывали средства к существованию ремеслом, торговлей и т.п. Будучи одновременно