Гринберг Э.

История еврейского народа в эпоху Второго Храма

Жду Ваших писем!

=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = АТЛАС = ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ=

ГЛАВА III ХАСМОНЕЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО /142-37 гг. до н.э./

1. Укрепление и расширение государства.

2. Политический и общественный строй.

3. Хозяйство страны.

4. Историческое значение хасмонейского периода.

1. После гибели Шимона и его двух сыновей Маттитьяу и Иеуды дело Хасмонеев продолжал третий сын Иоханан Гиркан /134-103 гг. до н.э./. Маттитьяу, Иеуда и Ионатан подготовили религиозное и политическое освобождение Иудеи, которое было достигнуто при Шимоне бен Матитьяу. Однако, недостаточно было освободить маленькую Иудею. Необходимо было воссоединить Самарию, Галилею и Заиорданье, которыми завладели окружающие народы. Задача заключалась в том, чтобы превратить Иудею в страну Израиля.

Поэтому Иоханан Гиркан продолжал воевать в различных направлениях. Он завоевал земли идумеев и присоединил их к Иудее. Идумеи-семиты перешли в иудаизм и стали интегральной частью еврейского народа. Идумейская знать стала занимать влиятельные посты в государственном аппарате. Иоханан Гиркан вел военные действия и в Заиорданье, опираясь на находившееся там еврейское население. Он занял часть территории в Моаве, овладел центром самаритян, городом Шхем, завоевал эллинистические центры Самарию /Шомрон/ и Скитополь /Бет-Шеан/. Его сыновья Иеуда, Аристобул и Антиох после победы над идумеями овладели Галилеей. Идумеи приняли иудаизм и слились с коренным населением Галилеи.

В результате войн Иоханана Гиркана и Аристобула территория Иудеи увеличилась в несколько раз. Не только все еврейское население Палестины находилось теперь в границах еврейского государства, но и вообще все жители страны семитского происхождения, по существу, слились с иудеями и стали неотъемлемой частью еврейской нации.

Наряду с военными успехами и значительным расширением территории Иоханан Гиркан развернул и плодотворную дипломатическую деятельность. Он продлил союз с Римом, укрепил дружественные связи с Египтом, с царским двором Александрии. Не без помощи евреев Египта, которые пользовались большим влиянием у правителей этого государства, Гиркан также заключил ряд соглашений со Спартой, Пергамом, Афинами и свободными греческими городами,

После смерти Гиркана развернулась борьба за власть между его сыновьями. В конце концов полная власть перешла в руки его сына Янная /103-76 гг. до н.э./. После смерти отца Аристобул провозгласил себя царем. Иудея стала монархией. Александр Яннай чеканил монеты двух видов: одни - только с еврейской надписью 'Ионатан первосвященник и Еврейское собрание", а другие - с надписью на двух языках, еврейском и греческом, "Царь Ионатан Александр Басилеос". На чисто еврейских монетах, которые были предназначены исключительно для евреев, упомянут не царский титул, а только титул первосвященника, тогда как на еврейско-греческих монетах, которые предназначались и для нееврейских жителей, отсутствовал титул первосвященника и упоминался лишь царский титул. Эллинизм все больше и больше распространялся среди последних Хасмонеев.

На этих монетах выгравирован, кроме рога изобилия /который имеется и на монетах его отца Иоханана Гиркана и брата Иеуды Аристобула/, также якорь -символ стремления Янная завоевать приморские города Палестины и расширить заморскую торговлю своего государства.

Сразу же после своего воцарения Яннай принялся за осуществление плана завоевательной войны. Подобно царю Давиду, Яннай был по своей натуре воином, героем. Он осознавал необходимость завершить то, что начали его дед, его отец и брат: превратить маленькую Иудею в большую Страну Израиля в границах, которые она имела во времена царей Давида и Соломона. Для этой цели требовалось завоевать морские города всей Палестины.

Одним из наиболее важных приморских городов Палестины с большой бухтой был Акко /Птолемаида/, свободный греческий город независимого статуса и самоуправления /буле/. Яннай нападает на Акко и одерживает победу на подступах к городу. Находясь в тяжелом положении, жители Акко обращаются к Птолемею Латуру, который правил тогда Кипром и был сыном египетской царицы Клеопатры, свергнувшей его с египетского трона. Птолемей прибыл с Кипра с тридцатитысячной армией, ворвался в Палестину через Шикмону /по соседству с теперешней Хайфой/ и этим заставил Янная снять осаду с Акко. Яннай предлагает Птолемею мир, и тот готов принять его.

Но, предложив мир, Яннай стремился лишь выиграть время. Одновременно он обратился за помощью к Клеопатре против ее сына, в усилении которого она не была заинтересована. Об этом узнал Птолемей Латур, обрушился против царства Янная и одержал победу. Армия Птолемея приблизилась к Египту. Это обеспокоило царицу Клеопатру. Она опасалась, что сын сможет сбросить ее с престола точно так же, как она поступила с ним... Она отправила против сына большое войско, кстати, под командованием двух еврейских полководцев - Хилкии и Ханании, сыновей первосвященника Хоньо IV, который во время преследований Антиоха Эпифана нашел убежище в Египте.

Теперь Иудея находилась в руках Клеопатры. Естественно, она пыталась присоединить ее к Египту, т.е. возвратить в состояние, предшествовавшее завоеваниям Хасмонеев и Селевкидов, когда Палестина была частью царства Птолемеев. Она полагала, что сыновья первосвященника из дома Цадока будут рады избавиться от хасмонейского царя и первосвященника. Но в душе египетского полководца пробудился патриот-еврей, Ханания, еврей и египетский полководец, отговаривал египетскую царицу от этого шага. "Подумай о том , - сказал он, - что эта несправедливость обратит всех нас, евреев, в твоих врагов". Евреи тогда составляли в Египте значительную силу, и еврей-полководец пользовался большим влиянием. Поэтому Клеопатра послушалась его совета, заключила мирный договор с Яннаем в Бет-Шеане /Скитополе/, получив "много подарков" - своего рода контрибуцию, и возвратилась со своим войском в Египет.

На этот раз еврейство диаспоры спасло независимость евреев Палестины. Престиж хасмонейской династии был тогда настолько высок в глазах еврейства, что и евреи Египта, и даже сыновья первосвященника из дома Цадока, которые должны были видеть в Хасмонеях узурпаторов, были на их стороне и защищали их царские права.

Как только Яннай избавился от Птолемея и Клеопатры, он пошел войной на города Заиорданья. Большинство этих городов входило в состав Декаполиса - союза десяти греческих автономных городов древней Палестины, располагавших самостоятельными "советами" и пользовавшихся особыми привилегиями. Эти города, очень богатые благодаря плодородию земли Заиорданья и развитой внутренней и заморской торговле, служили очагами греческой культуры в Палестине, а также ненависти к евреям и их культуре. Молодое царство не могло свободно развиваться, не подчинив себе эти города, которые были захвачены в прошлом у евреев или построены на еврейской земле.

Яннай выступает прежде всего против первого города Декаполиса - Гедер /к юго-востоку от озера Кинерет, недалеко от реки Ярмук: в настоящее время - живописные развалины Умм-Кис/, часто упоминаемого в Талмуде Хамат - Гедер, или Хамат д-Гадран. Затем Яннай направляется к приморским городам юга Палестины. Он завоевывает портовые города Рафиах/Рафах/ и Антидон /теперешние развалины Теды, недалеко от Газы/. Под конец начинает военные действия против большого и хорошо укрепленного города Газы, которым овладевает после целого года осады /96 г. до н.э./.

Таким образом, почти все еврейские города Палестины постепенно вернулись к своим прежним хозяевам времен Первого Храма - евреям и царскому дому, возглавлявшему их. Это привело к огромной перемене в экономической структуре иудейского населения. Если прежде земледелие являлось основной отраслью хозяйства, а торговля занимала сравнительно незначительное место, то теперь торговля - транзитная и внешняя - стала одним из основных источников дохода. Так Палестина превратилась в торговую страну и морское государство. После завоеваний Янная она владела важными портами, находившимися раньше в руках финикийцев-сирийцев на севере и эллинизированных филистимлян на юге. От пошлин на экспортные и импортные товары Хасмонейское государство извлекало высокие доходы. Страна переживала экономический расцвет. Вырос жизненный уровень всего населения Иудеи.

Большие военные победы Янная и расширение границ страны благодаря его завоеваниям /вернее, возвращению отнятого/, несомненно, произвели сильное впечатление на народные массы и еврейскую армию: авторитет еврейского царя вырос в их глазах. Но они имели и отрицательный результат: войны и завоевания Янная привели к тому, что он завязал контакты с сирийскими греками, которые составляли большую часть его наемного войска /как мы еще увидим, у него была и еврейская армия/, и таким образом способствовал - как намеренно, так и подсознательно - реставрации эллинизма, которая началась еще в последний период правления Иоханана Гиркана, отца Янная, и усилилась во время короткого царствования его брата Иеуды Аристобула.

Вместе с эллинизацией и военными успехами зародилось стремление к единовластию наподобие греческой 'тирании". Это единовластие становилось все более и более светским: верным свидетельством этому служат двуязычные монеты /на иврите и греческом языках/, на которых уже не упоминались ни "Еврейское собрание", ни "Первосвященник", а было вычеканено лишь "царь Ионатан" на иврите и "царь Александр" по-гречески. Исчезло еврейское представительство, бывшее чем-то вроде сената или парламента, в котором принимали участие старейшины народа, и был забыт титул первосвященника, важнее которого не было... Это было тяжко для народа, пользовавшегося во время первых Хасмонеев, в период войн за свободу широкими демократическими правами.

Кроме того, еврейскому народу, соблюдавшему законы Торы, тяжело было терпеть первосвященника, годами не перестававшего вести кровопролитные войны.

Затаенная ненависть к царю, который упразднил народное представительство, стал единовластным правителем, подобно греческим царям, и приблизил государственный строй Иудеи к строю греческих государств, эта ненависть ожидала удобного момента для своего проявления. Народ восстал против Янная. Восстание продолжалось около шести лет /примерно 90-85 гг. до н.э./. Яннай вынужден был воевать против своего народа. Армия восставших против царя была чисто еврейской - из народной массы. Но и в армии Янная было, кроме наемных иноземцев, много евреев. По свидетельству Иосифа Флавия, в этой гражданской войне пало с обеих сторон "не менее 50 тысяч евреев".

В последние годы своей жизни Яннай примирился со своими противниками и в определенной степени отказался от единовластия: до нас дошли чисто еврейские монеты последних лет его царствования /80-76 гг. до н.э./, на которых, как и в начальный период его правления /103-95 гг. до н.э./, вычеканено "Еврейское собрание", тогда как на монетах времен восстания за несколько лет до того /около 94-85 гг. до н.э./ выгравировано только "Царь Ионатан". На монетах периода, последовавшего за восстанием, мы находим титул первосвященника. Это значит, что Яннай восстановил прежнее официальное народное представительство, существовавшее при его отце и брате.

После полного примирения с восставшими Яннай направился в Заиорданье, где воевал три года подряд /примерно 83-80 гг. до н.э./. Сначала он возвратил себе моавитские города, Гилеад и Хавран. Затем он завоевал почти все города Декаполиса. Он взял Дион, Пеллу, Гереш, Голан, Селевкию /между озерами Кинерет и Хула/ и, наконец, укрепленный город Гамлу и Бет-Ариах. Жители всех этих городов, построенных на еврейской земле, но отобранных у евреев, приняли иудаизм.

Яннай умер в возрасте 49 лет, после 27-летнего царствования. После его смерти разразилась междоусобная война, которая закончилась приходом к царской власти его жены Саломеи-Александры /76-67 гг. до н.э./, которая, как и ее муж, продолжала заботиться о содержании сильной армии. Она удвоила военные кадры, состоявшие из евреев, а также набрала большую наемную армию. Она уделяла большое внимание укреплению крепостей государства.

После смерти Саломеи-Александры, в условиях междоусобной войны, ее сын Аристобул пытался противостоять экспансии Рима, который после аннексии Сирии стал вмешиваться в дела Иудеи. В 63 году до н.э. войска римского полководца Помпея начали наступление на Иерусалим.

Приверженцы Гиркана, старшего сына Саломеи-Александры, открыли перед римлянами ворота города. Только на Храмовой горе римляне наткнулись на ожесточенное сопротивление, но и она была покорена после трехмесячной осады после того как погибли тысячи защитников. С завоеванием Иерусалима завершило период независимости Хасмонейского государства, который продолжался около 80 лет и привел к политическому объединению Палестины под властью евреев.

2. Хасмонейское государство существовало и развивалось, когда цивилизованном мире существовал рабовладельческий строй. Однако у нас почти нет сведений о наличии рабовладения у Хасмонеев, Хасмонейские руководители были приверженцами Торы. Известно, что причинами возникновения рабства были: войны, торговля, долговое рабство и рождение детей-рабов у рабов. В античном мире даже великий философ Аристотель считал, что "рабство - это закон природы". Однако по Торе долговое рабство было запрещено, дети рабов не считались рабами и срок рабства был ограничен 7 годами. Через 7 лет раб должен был быть освобожден рабовладельцем. Ведь первая монотеистическая религия - религия иудаизма - исключительно гуманна.

Огромным достижением Маккавеев было сохранение еврейского народа и его религии. Все семитское население государства исповедовало иудаизм. Религиозно-этническое единство неэллинизированного населения Палестины стало неоспоримым фактом. Центром всей политической и общественной жизни страны был Иерусалимский Храм.

В эпоху Хасмонеев появились новые элементы в Храме и Синедрионе. В числе новых личностей, активно действующих в правительстве и обществе при Хасмонеях, были семьи и отдельные лица из пограничных районов Палестины, в том числе и новообращенные типа Антипатра Идумеянина. Таким образом, часть нееврейской аристократии Палестины включилась в правящий класс Иудеи совсем иначе, чем можно ожидать в период распространения эллинизма. Однако наряду с революционными изменениями явно действовал и фактор преемственности. Часть священнической аристократии присоединилась к Хасмонеям в борьбе против господства язычников. Типичными для этого круга были священники из дома Хаккоц. Они играли центральную роль в финансовой администрации уже во времена персидского правления.

Один из них, Иоханан, получил подтверждение прав Иерусалима и его традиционной формы правления от Селевкидов, а его сын Эвполемос вместе с другим священником, Ясоном бен Элазаром, подписал от имени Иеуды Маккавея договор между Иудеей и Римской республикой /161 г. до н.э./. Сами Хасмонеи были видной священнической семьей, связанной с важной Храмовой сменой Иехоярива, и их победа ни в коей мере не уменьшила влияния священнослужителей в Иудее.

Но, хотя священники продолжали занимать почетное место - и в определенной мере сохранять свою руководящую роль в жизни Иудеи до конца периода Второго Храма, - в Иудее возникло единственное в своем роде явление, имевшее историческое значение для многих последующих поколений еврейского общества, -появление хахамим /ученых/. Истоки института ученых уходят в дохасмонейский период, предшествовавший восстановлению Второго Храма, и сразу после восстановления образ ученого, по-видимому, существенно изменился. Между священническим руководством Иерусалима и учеными произошел разрыв. Начался процесс демократизации. Изучение Законов Торы перестало быть исключительным делом священников. Теперь им мог заниматься любой, обладающий жаждой знания и стремящийся к "венцу Торы".

Правда, число священников среди ученых оставалось в период Второго Храма довольно значительным, но изучение Торы и развитие Галахи, формировавших образ жизни, богослужение, правление и право в государстве Иудеи, привлекали лучшие умы народа. Наряду со священниками и даже больше их, выдающимися знатоками Торы в этот период являются ученые, выходцы из разных слоев еврейского населения Палестины и диаспоры. Более того, даже потомки обращенных в иудаизм занимают иногда места в первых рядах ученых. Быть учеником Аарона считалось более достойным, чем быть потомком Аарона. Огромная разница отличает хахама из книги Экклезиаст от хахама более поздних поколений эпохи Второго Храма.

Ученые раввины стали основой главного религиозного и социального направления в иудаизме периода Второго Храма - фарисейства, наложившего отпечаток на всю историю жизни в Иудее и заложившего основы талмудического иудаизма. Фарисеи развивали традицию, зародившуюся во времена персидского господства. Их непосредственными предшественниками были группы хасидеев, рисковавших жизнью в дни гонений и восстания. Суть учения фарисеев была в верности Торе и стремлении заполнить ею все уголки жизни. Тора в этом смысле далеко выходила за рамки Писаного Закона. Фарисейские законодатели исходили из установки, что Тора должна отвечать на все вопросы, даже самые мелкие, возникающие в жизни.

Ответы, дававшиеся в кругах фарисеев, иногда противоречившие простому толкованию Писаного Закона, охватывали все стороны религии, богослужения, права и общественной жизни. В законодательной области фарисеи стремились сделать уголовное право более гуманным. В вопросах богословия они занимали промежуточную позицию между верой в предопределение и абсолютной свободой выбора - две противоречивые концепции, служившие объектом философских спекуляций также среди других направлений того времени. Фарисеи верили также в бессмертие души, в вознаграждение и возмездие, которое ждет каждого человека после смерти. Они разделяли и эсхатологические верования остальной части народа. Социальной и духовной деятельности фарисеев, проводившейся под руководством их раввинов-законодателей, иудаизм обязан своим сохранением в качестве живой религии. Вожди фарисеев были также главными глашатаями движения за обращение в иудаизм за пределами Палестины.

Влияние фарисеев распространялось далеко за пределы круга их непосредственных последователей. Большинство населения следовало за ними и считало фарисейских ученых своими естественными вождями, а фарисейскую Галаху естественным выражением еврейской религии.

Главными противниками фарисеев в эпоху Хасмонеев были саддукеи, признававшие лишь святость Писаного Закона и отрицавшие авторитет фарисейских раввинов. Они расходились во мнениях с фарисеями по многим вопросам, связанным со службой в Храме, с уголовным законодательством и укладом повседневной жизни. Саддукеи отвергали также широко распространенные в то время народные верования в воскрешение из мертвых и в ангелов. С социальной точки зрения, они представляли, главным образом, высшие слои еврейского общества - священников, богатых и знатных, т.е., в общем, элементы, правившие Иудеей перед восстанием. Однако они не примкнули к Менелаю и дому Товии, а поддерживали Хасмонеев в борьбе против Селевкидов.

Само их имя "саддукеи" /иврит: цдуким/, по-видимому, указывает на их тесную связь с семьями первосвященников, принадлежавших к роду или школе Цадока. В "Иудейских древностях" Флавий говорит: "Саддукеи пользуются лишь доверием богатых, но не имеют последователей в народе, в то время как фарисеи пользуются поддержкой масс".

Вначале дом Хасмонеев опирался на национальный и религиозный подъем масс. Многие почитали их, считая, что этому дому вверено спасение Израиля. Но с самого начала это движение таило в себе элементы раскола, поскольку и среди сторонников Хасмонеев не было единства. Правоверным хасидеям и представителям священнической аристократии, присоединившимся к Хасмонеям, не всегда удавалось найти общий язык. Вначале Хасмонеи, естественно, возглавляли слои населения, представленные фарисеями или находившиеся под их влиянием. До определенного времени Галаха фарисеев официально определяла законы и практическую жизнь государства Иудеи. Раскол между домом Хасмонеев и фарисеями впервые проявился во времена Иоханана Гиркана. При его наследниках раскол усилился, и лишь при царице Александре мир был восстановлен вновь.

Все течения, игравшие роль в социальном и религиозном развитии в период между восстанием Хасмонеев и разрушением Храма, объединяла общая черта -преданность всех слоев еврейского народа в Палестине монотеизму, выраженному в иудейской религии и Торе. После того, как крайним сторонникам эллинизма не удалось привить евреям чужие верования и ритуалы, никто не сомневался в исключительном господстве религии Израиля над еврейским народом. Отдельные лица, особенно представители высших слоев общества в странах эллинистической диаспоры, иногда отказывались от религии предков: известны и случаи религиозного синкретизма. Но евреи Палестины хранили непоколебимую верность иудаизму, и идолопоклонство больше не относилось к числу грехов, в которых их можно обвинить.

Общее замечание по этому поводу можно найти уже в Книге Юдифь: "Ибо не было в поколениях наших, и нет в настоящие время ни колена, ни племени, ни народа, ни города у нас, которые кланялись бы богам рукотворным, как было в прежние дни". Такая оценка тем более верна для более поздних поколений периода Второго Храма. Ни один эллинистический царь после Антиоха Эпифана не смел даже пытаться восстановить его законы. Римские власти большей частью также проявляли крайнюю осторожность в вопросах иудейской религии, хорошо понимая, что любое религиозное притеснение вызовет серьезную вспышку как в Палестине, так и в еврейских общинах других частей империи. Готовность евреев скорее пожертвовать жизнью, чем нарушить предписания Торы, стала историческим фактором первостепенной важности. Начиная с гонений Антиоха, мученичество стало одним из отличительных признаков иудаизма.

Повествования о мучениках времен Антиоха - эпизоды со священником Элазаром, с матерью и семью ее сыновьями, - пересказывавшиеся в разных вариантах, служили образцом для евреев в пределах эллинской империи, а в последующих поколениях - и для христиан.

Хасмонейское государство было демократическим в античном понимании демократии. В основу государственного строя Хасмонейской Иудеи легло постановление "Великого собора" от 140 года до н.э., которое провозгласил Шимон. Это постановление санкционировало право рода Хасмонеев возглавлять новое еврейское государство. Возведение Шимона в потомственный сан первосвященника представляло собой в некоторой степени продолжение традиции, создавшейся в эпоху персидской гегемонии. Со времени возвращения из вавилонского пленения первосвященник был главой еврейского населения Иудеи и ее официальным представителем. Первые хасмонейские правители носили также звание этнарха, символизировавшее во внешних сношениях их суверенность. Этим званием был облечен Шимон, а после него оно перешло к Иоханану Гиркану.

Решительная перемена произошла в правление Иеуды Аристобула/104-103 гг. до н.э./. Он был первым из Хасмонеев, провозгласившим себя царем. Этот шаг был предпринят в первую очередь для того, чтобы поднять престиж дома Хасмонеев вне пределов Иудеи. В первые годы после провозглашения царства хасмонейские правители, по-видимому, старались не подчеркивать свое новое звание перед их подданными-евреями, для которых они оставались прежде всего первосвященниками, так как, по вековой традиции еврейский царь должен быть потомком "дома Давидова". Только Александр Яннай в определенный период своего царствования решил не считаться больше с оппозиционными настроениями тех кругов, которые в венчании Хасмонеев на царство усматривали шаг, противоречащий традиционному еврейскому государственному укладу. Среди еврейских монет того периода имеются некоторые с надписью "царь Ионатан" -еврейское имя Александра. Но в последние годы его правления монеты чеканились с прежней еврейской надписью "Первосвященник Ионатан". Характерной чертой для создавшегося в Иудее положения была чеканка монет, введенная Маттитьяу Антигоном, последним правителем Хасмонейской династии. По-гречески он неизменно отмечал свое царское звание, а по-еврейски - только свой первосвященнический сан.

С превращением Хасмонейского государства в монархию традиционное еврейское учреждение "герусия" тоже стало все более и более уподобляться обычным государственным советам эллинистических правителей. Этот процесс отображен и в новом названии верховного национального учреждения: "Синедрион" /точно такое же название носили советы эллинисти