Гринберг Э.

История еврейского народа в эпоху Второго Храма

Жду Ваших писем!

=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = АТЛАС = ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ=

ИУДЕЯ ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА

1. Греки и персы с древнейших времен до успешных походов царя Кира.

2. Греко-персидские войны.

3. Походы Александра Великого.

4. Начало эпохи эллинизма на Ближнем Востоке.

5. Общественный и политический строй в Иудее под властью Птолемеев и Селевкидов.

6. Антиох IV Эпифан и его политика геноцида к евреям.

7. Причины и ход восстания под предводительством Иеуды Маккавея.

8. Причины победы Хасмонеев и ее последствия.

Под властью эллинистических монархий.

До IV века до н.э. Иудея находилась в сфере влияния восточных империй: ассирийской, вавилонской, египетской, персидской. Политическая история страны в значительной мере определялась соотношением сил между этими державами. Начиная с IV века до н.э. и вплоть до ее завоевания арабами-мусульманами в VII веке н.э. Иудея вместе со всеми соседними странами оказались под влиянием цивилизации, корни которой питались культурой, созданной не на Востоке, а в Греции.

Первые сведения о греках относятся к ХII-VIII вв. до н.э. Они нашли отражение в эпических поэмах "Илиада" и "Одиссея", которые приписываются слепому поэту Гомеру. Поэмы Гомера относятся к VIII-VII вв. до н.э. К этому времени окончательно обозначились 4 ветви греческих народностей: ахейцы /позднее их стали называть эллинами/, эолийцы, ионийцы и дорийцы. В процессе возникновения в городах-государствах развиваются не только земледелие и ремесла, но и торговля. Избыток населения в городах и рост морской торговли приводят к переселению части населения на ближайшие и более отдаленные острова и земли. В VIII-VI веках до н.э. греки образовали свои колонии на западном побережье Черного моря и т.д. Афины стали крупной морской державой. С начала VII до середины VI века до н.э. государство Лидия в Малой Азии было щитом между Грецией и великими восточными империями. Греки поддерживали широкие торговые и культурные связи с Лидией. Положение резко изменилось, когда персидский царь Кир разгромил в 546 году до н.э. лидийского правителя Крайсуса. Малая Азия стала провинцией Персии, Греческие города этой провинции оказались под владычеством Персии. Персидские правители облагали их большими податями, которые привели к полному обнищанию греков-колонистов. В 499 году до н.э. восстали жители греческих городов Малой Азии против Персии. Они провозгласили свою независимость от Персии.

Восстание было подавлено в 494 г. до н.э. персидскими сатрапами. Подавив это восстание, персы предприняли сухопутный и морской поход на европейскую Грецию, прекращенный из-за гибели большей части их кораблей во время бури у мыса Афон /ок. 492 г. до н.э/. 2-й поход /490 г. до н.э./ закончился Марафонской битвой, в которой афиняне и платейцы разбили войска персидских полководцев Датиса и Артаферна. 3-й поход /420 г. до. н.э./ был предпринят преемником Дария - Ксерксом. Громадные сухопутные силы персов, сопровождаемые флотом, двинулись вдоль побережья Фракии к Греции. Не все греческие полисы одинаково относились к войне. Фессалийские города не оказали сопротивления. Часть городов Средней Греции и Пелопоннеса объединилась в оборонительный союз, возглавляемый Спартой. Войска союзников преградили путь персам в Фермопилах, но последним удалось прорваться в Среднюю Грецию.

Большинство городов Средней Греции капитулировало, однако афиняне эвакуировались и продолжали борьбу. Новая линия обороны была организована на Истмийском перешейке. Положение резко изменилось в пользу греков после поражения персидского флота у острова Саламин /480 г. до н.э./. Последующие победы греков при Платеях /479 г. до н.э./ и Микале /479 г. до н.э./ имели решающее значение. Грозная опасность миновала, наступательная инициатива целиком перешла к грекам. Военные действия были перенесены на море, они вылились в отдельные стычки и походы, отделенные друг от друга значительными промежутками времени. Несмотря на численное превосходство персидских вооруженных сил и политическую раздробленность Греции победа оказалась на стороне греков.

После этих войн Греция вступила в период своего расцвета. Вытеснение персов из района Эгейского моря способствовало развитию страны. Расширялась морская торговля, возникали новые городские центры. Ведущая роль в экономической и культурной жизни Греции, принадлежавшая до греко-персидских войн малоазийским городам, перешла к городам Балканской Греции, особенно Афинам, Коринфу и др.

В этот период на историческую сцену вступила новая сила - Македонское государство. В Македонии население в своей массе состояло из свободных крестьян - земледельцев и скотоводов, сильна была аристократия. К середине IV века до н.э. завершился процесс политического объединения Македонии, формирования македонской монархии, опиравшейся на землевладельческую аристократию. Ряд реформ, проведенных царем Филиппом II /359-336 гг. до н.э./, превратил Македонию в сильное государство. В короткий срок Филиппу II удалось захватить все западное побережье Македонии и Фракии.

Греческие города, ослабленные кризисом и непрерывными войнами, были не в состоянии оказать ему достаточное сопротивление. Олигархические слои видели в македонском царе единственную силу, способную противостоять демократическим переворотам. Демократия, напротив, относилась к Македонии с непримиримой враждебностью. Вождь афинской рабовладельческой демократии, знаменитый оратор Демосфен, борясь с промакедонскими течениями, призывал греческие города объединяться против Филиппа II. Решающим событием в ходе этой борьбы явилась битва при Херонее /338 г. до н.э./.

В этом сражении Филипп II разгромил объединенные силы союзников и заставил греческие города один за другим признать над собой македонскую гегемонию. На обще-греческом съезде в Коринфе - т.н. панэллинском конгрессе /338 г. до н.э./, созванном по инициативе Филиппа II, был провозглашен всеобщий мир и декларирована свобода мореплавания. Конгресс принял также решение о создании под главенством Македонии обще-греческого союза и объявлении войны Персии. В разгар подготовки этой войны Филипп пал от руки убийцы /336 г. до н.э./. Его смерть явилась поводом для нового подъема демократического антимакедонского движения по всей Греции. В то же время на границах Македонии поднялись враждебные ей фракийские племена. Сын и преемник Филиппа Александр Македонский /356-323 г. до н.э./ подавил выступление фракийцев и антимакедонское движение в греческих полисах.

Некоторые из них были подвергнуты жестоким репрессиям. Фивы были разрушены. Весной 334 г. до н.э. Александр начал поход против персов, закончившийся полным разгромом Персидской державы.

В 332 г. до н.э. Александр Македонский вошел в Иерусалим и почти беспрепятственно завоевал Палестину. Александр создал огромное государство.

После смерти Александра в 323 г. до н.э. началась ожесточенная борьба за власть между его полководцами, которых называли его преемниками - диадохами. Битва при Ипсе /301 г. до н.э./ положила начало распаду империи Александра Македонского на ряд отдельных государств - эллинистических монархий. Самыми крупными из них были: монархия Селевкидов /Сирия, часть Малой и Передней Азии/, Египетское царство и сама Македония,

Правители династии Птолемеев и Селевкидов враждовали и воевали между собой. Щитом между этими государствами была Иудея. Таким образом, Палестина стала яблоком раздора между Птолемеями и Селевкидами.

Преемники Александра Македонского распространяли среди подвластных народов цивилизацию эллинизма. Эллинизм - это условное обозначение периода в истории Восточного Средиземноморья, Передней Азии, Южной Европы со времени завоевания Александром Македонским /334-324 гг. до н.э./ до римских завоеваний на Ближнем Востоке /начало 1 века/. Эллинистическая цивилизация достигла по тому времени больших успехов во всех областях культуры, философии, литературы, скульптуры, архитектуры, музыки, спорта и т.д. Эллинизм оказал огромное влияние и на народы Ближнего Востока.

Завоевания Александра Великого изменили античный мир. С завоеванием восточных государств до границ Индии в истории древнего мира началась новая эпоха. Эпоха эллинизма - это эпоха великих македоно-греческих государств, которые охватили Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию, Палестину, Центральную Азию до Индии. Эпоха эллинизма завершается завоеванием императором Августом Египта в 30 г. до н.э.

По папирусам, которые найдены в Египте, мы получаем ясную картину о высоком уровне земледелия, ремесла и строительства у греков. Греческими государствами в эпоху эллинизма управляли цари со строгим государственным аппаратом. Правители династии Птолемеев и Селевкидов нуждались в грамотных чиновниках, военных специалистах, архитекторах, врачах, ученых, философах, людях науки и искусства.

Связи между Эрец Исраэль и греками существовали еще до эпохи эллинизма, даже до персидских завоеваний. Они выражались, в первую очередь, в тесных торговых отношениях. По раскопкам установлено что Афины имели тесную связь с Эрец Исраэль еще в V веке до н.э. Так возникают на территории Ближнего Востока, в т.ч. в Эрец Исраэль, греческие торговые центры. Однако интенсивная греческая колонизация на земле наших предков развернулась лишь в ходе завоеваний Александра Македонского. Эта колонизация привела к распространению греческого языка и культуры среди народов Востока. Очень распространены были смешанные браки. Предполагается, что в военных поселениях находились главным образом мужчины. Царь Птолемей Филадельфус в 260 г. до н.э. издал указ, по которому было запрещено рабство среди негреческого населения Сирии и Финикии, ибо колонисты сроднились с коренными жителями указанных государств.

Широкая сеть городов эллинизма возникла на территории Палестины: Газа, Ашкелон, Яффо, Акко, Шомрон, Бейт-Шеан. Кроме военных поселений возникают поселения по образцу греческих полисов.

В восточных странах, завоеванных Александром Македонским, государственным языком был греческий. В сказаниях возникновение городов в Финикии и Эрец Исраэль приписывалось греческим богам и античным героям. Так, по греческой легенде, город Газа был основан Газоном, сыном Геркулеса, Бейт-Шеан - богом Дионисом и т.д. Естественно, что большое распространение получил и культ греческих богов: Зевс, Аполлон, Афродита, Дионис, Посейдон вошли в богослужение народов Палестины наряду с культом богов народов Востока. Происходило, таким образом, слияние культов.

Сила греческого влияния на Эрец Исраэль в эту эпоху выражается и в распространении литературы, философии, архитектуры, скульптуры, спорта, музыки и т.д. Известно, что греческая наука и культура возникла главным образом на островах, а не в материковой Греции, и свое развитие получила в колониях, в том числе, и в Палестине. Так, известный греческий поэт Мэкипус родился в III веке до н.э. в Гедере, философ Антиох родился в Ашкелоне - он был позже главой Платонской академии в Афинах. Характерно, что греческие писатели не оставались жить в городах Эрец Исраэль, где они родились, а переселялись в центры эллинистической культуры.

Каков же был общественный и политический строй под властью Птолемеев и Селевкидов в Иудее ?

Сначала Иудея была одной из административных областей "Сирии и Финикии", находившихся под властью Птолемеев, а в более поздний период одним из округов империи Селевкидов, называвшимся "Келесирия и Финикия". Само название области тоже мало изменилось: вместо "Яхуд" персидской эпохи она теперь именовалась "Иудеей", а ее жители - иудеями. Как Птолемеи, так и Селевкиды считали Иудею "этносом" /нацией/, центром которого был Иерусалим. "Этнос" пользовался широкой автономией, но только в пределах Иудеи; "нация" иудеев с точки зрения властей была территориальным понятием.

Автономная Иудея управлялась первосвященником и "герусией", т.е. советом старейшин. Первосвященник считался вождем нации. Пост его был пожизненным и переходил по наследству от отца к сыну. Он был высшей инстанцией во всем, что касалось Храма; в круг его деятельности входила забота о защите Иерусалима и о регулярном снабжении столицы водой. Он возглавлял совет старейшин; на нем же лежала ответственность за взимание государственных налогов.

Большим влиянием пользовалась и герусия. В герусии заседали главы духовенства и старейшины родов, представлявшие интересы провинциальных городов Иудеи. Эллинистические монархи нередко явно подчеркивали полномочия герусии, оказывая ей предпочтение перед первосвященником. С другой стороны, после того, как установилась власть династии Хасмонеев, в официальных документах той эпохи первосвященник упоминается перед герусией. Этот факт указывает на перемены, произошедшие во взаимоотношении сил в органах управления Иудеи с тех пор, как пост первосвященника стал достоянием дома Хасмонеев.

Исторические источники упоминают также народные собрания в Иерусалиме. Эти собрания созывались неоднократно, но вряд ли им была предназначена роль народных собраний в греческих городах. По-видимому, официальные руководители нации созывали их лишь в исключительных случаях, главным образом, когда ожидались реальные перемены в политическом строе.

Для решений конституционного порядка созывались всенародные собрания жителей Иудеи, т.н. "великие соборы", В источниках этим названием обозначается, например, орган, который передал Шимону Хасмонею и его потомству должность первосвященника и вместе с нею гражданское и военное руководство страной.

Основные законы этноса базировались на Торе, которую и чужеземные власти признавали источником правовых норм. Поэтому автономные иудейские органы управления вправе были обязывать жителей Иудеи к выполнению предписаний Торы и пресекать в корне всякую попытку идолопоклонства.

Предоставив Иудее автономию, верховная эллинистическая власть наложила на нее и тяжелые обязанности. Как часть империи Птолемеев o или Селевкидов - Иудея была вынуждена доставлять в ее казну собранные с населения тягостные налоги, особенно жестоко обременявшие крестьян. Как видно из приказа, изданного Антиохом после завоевания Иерусалима, население Иудеи в течении всего эллинистического периода было обложено поземельным и многими другими налогами, в том числе и подушной податью. Известны также "соляный налог" и "сбор на венец". Кроме того, взимались и высокие таможенные пошлины.

Центром религиозной, общественной и политической жизни Иудеи был Храм. В отличие от других Храмов на Востоке Иерусалимский Храм не владел земельной собственностью. Обязанность содержать священников и левитов Тора возлагала на весь народ, а содержание самого Храма обеспечивалось добровольными пожертвованиями и приношениями, кроме обязательного взноса в половину или треть шекеля /денежного знака библейского периода/, взимавшегося с каждого еврея в Иудее и диаспоре в различные периоды существования Храма. Храм служил также своего рода сберегательной кассой, в которой хранились вклады, состоявшие как из сбережений вдов и сирот, так и из депозитов состоятельных людей.

Священники представляли собой знатное привилегированное сословие в Иудее: к нему принадлежала также часть членов герусии. Многие священники жили в провинциальных городах и деревнях Иудеи. Они регулярно направлялись в Иерусалим для Храмового богослужения, когда наступала очередь их "священнической смены", и во время трех главных праздников, с которыми было связано традиционное паломничество в Иерусалимский Храм. Все священники делились на 24 "смены" и совершали свою службу по установленной очереди.

Сословие священников не было однородным; между родовитыми первосвященниками и провинциальным духовенством существовал явный антагонизм. Наряду с семьей первосвященника среди них выделялось несколько родов, игравших заметную роль в иудейском обществе. К ним принадлежала, например, семья Гаккоц, члены которой играли видную роль в политической жизни страны: Иоханан бен-Гаккоц вел переговоры с Антиохом и добился привилегий для Иерусалима после завоевания Иудеи Селевкидами.

Продолжительное эллинистическое владычество в Палестине, административный распорядок Птолемеев и Селевкидов, достижения эллинистической цивилизации в области земледелия, градостроительства способствовали изменениям в укладе жизни самой Иудеи. Ее высшие сословия почти ничем не отличались от высших сословий других областей птолемеевской монархии. Эллинистическая атмосфера влияла и на низшие классы общества. Многие евреи жили в городах, где большинство населения было эллинизировано; иудейские купцы, занимавшиеся международной торговлей, способствовали распространению эллинистической культуры.

Веяние эллинизма сказывается прежде всего в области материальной культуры. Уже в персидскую эпоху монеты "Яхуд" подражают афинской чеканке. Эллинистическое влияние чувствуется также в строительстве и в искусстве. Распространение греческих имен среди иудеев становится характерным внешним признаком их эллинизации. Многие пользовались двумя именами o еврейским и греческим. Особенно часто встречались греческие имена среди высших сословий в Иерусалиме и у жителей областей, граничивших с иноплеменным населением. В деревнях Иудеи и на юге Самарии этот обычай не укоренился.

Только часть еврейского населения Палестины концентрировалась в административных пределах автономной Иудеи. С конца персидской эпохи число евреев в стране постоянно возрастало, и Иудея с трудом могла их разместить. Примыкающие к Иудее с севера области - Лод, Офраим и Раматаим - были заселены евреями. Они были связаны с Иерусалимским Храмом во всем, что касалось религии и национальной культуры. Но в политическом и административном отношениях они все еще относились к Самарии. Еврейские жители этих областей, естественно, стремились к политическому объединению с Иерусалимом. Во время восстания против Антиоха они были в рядах самоотверженных бойцов Иеуды Маккавея. Колыбель восстания - Модиин - находилась, по всей вероятности, вне пределов Иудеи.

В конце периода персидского владычества значительный еврейский центр сформировался и в северно-западной Самарии. Ее население состояло, по-видимому, из древних Исраэльских жителей, к которым примкнула часть вернувшихся из изгнания иудеев. В Центральной и Восточной Галилее также находились многочисленные еврейские поселения. Север страны был фактически сплошь заселен потомками древних Исраэльтян, и даже основание эллинистических городов на границах Галилеи и развитие страны по эллинистическому образцу мало изменили его этнический состав.

Около 340 лет /537-198 гг. до н.э./ тянулись "серые дни" маленькой Иудеи, которая позволила чужим народам захватить значительную часть земель предков. За это продолжительное время произошли лишь незначительные политические события. Но это был период интенсивного внутреннего развития - религиозного, культурного, а также экономического. Небольшая Иудея не имела почти никакого политического значения: более двухсот лет /537-332 гг. до н.э./ она была под пятой Персии, затем без особого сопротивления перешла к Александру Македонскому /332-323 гг. до н.э./, а потом к его наследникам - Лаумидану /322-301 гг. до н.э / и царям Птолемеям /301-198 гг. до н.э./. Свыше ста лет правили Птолемеи Иудеей, смирившейся и покорной. Кроме самой Палестины, Птолемеи управляли Египтом - страной богатой и древней культуры. Такую страну трудно было эллинизировать Птолемеи приняли восточный характер в большей мере, чем местные жители - западный, эллинский. Поэтому Птолемеи не трогали и еврейской религии, с которой была связана вся культура народа.

Но в 198 году до н.э. Антиох III завоевал Палестину, и Иудея перешла от Птолемеев к Селевкидам. Этот царский дом правил Вавилонией, Персией и Мидией, Финикией, Сирией и Месопотамией - странами, которые не отличались тогда высокой культурой и где особенно силен был религиозный синкретизм. Они не были объединены политически; их связывала лишь власть Селевкидов. Поэтому

Селевкиды стремились их объединить, привив им общую греческую культуру -всемирную культуру той эпохи. Эти попытки не встречали серьезного сопротивления со стороны подвластных народов, религии и культуры которых уже пришли в упадок. В царстве Селевкидов была лишь одна нация, религия и культура которой не утратили своей самобытности - еврейская.

В четвертом десятилетии II века до н.э., когда победа Римской республики над Македонией в битве при Пинде /168 г. до. н.э./ и политическая интервенция Рима в Египте предрешили политическую судьбу государств Средиземноморья, в Иудее произошли события огромной важности, результатам которых было суждено в дальнейшем определять духовный и религиозный характер как Ближнего Востока, так и Европы.

События в Иудее были необычными для истории древних времен, поскольку смысл их состоял в религиозном преследовании целого народа и, каковы бы ни были изначальные цели этого преследования, оно вскоре вылилось в религиозную войну и столкновение идеологий. В таком свете эти события представлялись современникам, так расценивали значение происходящего евреи и неевреи под влиянием опыта гонений и последовавшего за ними восстания.

Декреты Антиоха IV Эпифана /175-164 гг. до н.э./, направленные против иудейской религии, были обнародованы в то время, когда престиж династии Селевкидов уже значительно ослаб. В результате поражения, которое потерпел от римлян отец Эпифана, Антиох III, и мирного договора, положившего конец войне, уменьшилась территория Селевкидского государства и снизился его военный потенциал. Когда Антиох IV после упорной борьбы завладел Антиохией, он оказался царем государства, которое еще обладало силой, но стало значительно меньше прежнего, утратило часть своих богатств и значительную долю своего престижа. При обсуждении важных политических вопросов ему, как и другим государствам эллинистического Востока, приходилось считаться с реакцией Римской Республики.

Но на протяжении всего периода своего царствования Антиох проявлял энергичную деятельность в области внешней политики, военного дела, стремился усилить могущество своего царства. В Малой Азии он поддерживал тесные отношения с царствами Пергама и Каппадокии, а греческие города Мегалополь, Олимпия и, главным образом, Афины извлекали для себя выгоду из щедрости царя. С военной точки зрения первые годы его царствования характеризовались напряженностью, которая и в дальнейшем отличала его отношения с Египтом Птолемеев. Свою военную деятельность Антиох сосредоточил на южной границе царства. Напряжение вылилось в вооруженный конфликт, который в 169-168 гг. до. н.э. вознес Антиоха на вершину славы. Но вмешательство Рима свело на нет все его достижения.

Царствование Антиоха отмечено с самого начета попытками восстановить мощь империи и лихорадочной организационной деятельностью внутри царства. Потеряв вместе с территориями в Малой Азии и значительные людские ресурсы, царь пытался восполнить недостающее максимальной эксплуатацией оставшегося в его распоряжении населения. Даже если утверждения тех ученых, которые подчеркивают роль Антиоха как создателя новых эллинских городов, несколько преувеличены, то во всяком случае он явно приложил больше усилий, чем его непосредственные предшественники, чтобы превратить многие древние восточные города в греческие полисы. Найденные монеты того периода подтверждают мысль о том, что он поощрял участие городов своего государства в попытках возродить мощь империи.

Учитывая географическое положение Палестины как пограничной области между царством Селевкидов и Египтом Птолемеев и главного опорного пункта в военных кампаниях Антиоха в долине Нила, а, также, принимая во внимание, что в Палестине шел в то время процесс активной эллинизации, выражавшийся, в частности, в урбанизации по греческому образцу, не приходится удивляться, что влияние в этой стране представлялось царю предметом первостепенной важности. Эллинизация Востока не могла не коснуться еврейского населения Палестины и самой Иудеи, Длительное греческое управление Иудеей, жизненный уклад режимов Птолемеев и Селевкидов, материальные достижения эллинской цивилизации в области ведения финансов, сельского хозяйства и строительства городов - все это вместе взятое вызвало серьезные изменения и в Иудее. Следует заметить, что еврейское население как в Иудее, так и в других местах было окружено населением нееврейским, которое, будучи разнообразным по своему этническому составу, в период греческого правления имело единообразное руководство по эллинскому образцу. Если до того времени евреи отличались сплоченностью, то теперь начал складываться эллинистический по образу жизни высший класс.

Самой страшной угрозой иудаизму в этот период распространения эллинизма, до наступления преследований Антиоха, была не абсолютная ликвидация еврейского образа жизни в стране - даже в других местах на Востоке, где население было менее сплоченным и не обладало таким явно выраженным духовным характером, как еврейский народ того времени, обычно не