=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = АТЛАС = ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ=

ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА

под редакцией С.Эттингера

Жду Ваших писем!

Ш. ЭТТИНГЕР: НОВОЕ ВРЕМЯ

Глава восьмая: БОРЬБА ЗА РАВНОПРАВИЕ И ЭМАНСИПАЦИЯ ЕВРЕЕВ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ

Реакция, последовавшая в Европе за Венским конгрессом, оказала сильное влияние на определение правового положения евреев. В странах Центральной Европы она сопровождалась борьбой против равноправия евреев и прервала процесс эмансипации на много лет. В странах Западной Европы, однако, принцип эмансипации постепенно прочно прививался. В Голландии и отделившейся от {483} нее в 1830 году Бельгии в продолжение всей этой эпохи равноправие евреев не было нарушено. Даже во Франции, где короли периода Реставрации вели явно реакционную политику и католическая религия была объявлена государственной, евреи не дискриминировались. Лишь в Эльзасе ненависть к евреям не прекращалась, и во время таких общественных потрясений, как революции 1830 и 1848 гг., там происходили даже антиеврейские эксцессы.

После Июльской революции 1830 года французское правительство предложило приравнять служителей еврейской религии к христианским, которые получали жалование от государства. Обе законодательные палаты утвердили это предложение, и с начала 1831 года раввины стали пользоваться этим правом. В 1846 году, благодаря продолжительным стараниям еврейского адвоката, а впоследствии видного политического деятеля Исаака Адольфа Кремье (1796-1880 гг.), была отменена и особая формула еврейской присяги в судах - один из последних пережитков дискриминации евреев. С тех пор во Франции больше не существовало специальных законов или постановлений, которые отличали бы евреев как отдельную группу, и принцип эмансипации одержал, таким образом, полную победу. Революционная конституция 1848 года запретила при назначении на общественную должность оказывать кому-либо предпочтение на основании титула или принадлежности к тому иди иному сословию или к какой-либо религии.

Осуществление равноправия евреев в Западной Европе именно в эту эпоху реакции лишило принцип эмансипации присущей ему прежде революционной остроты. Оказалось, что консервативные правительства и страны с монархическим строем могут уравнять евреев в правах без того, чтобы были затронуты - в какой бы то ни было мере - основы их государственного режима. Этот пример ослабил аргументацию противников равноправия в других европейских странах и оказал значительное влияние на признание эмансипации евреев общепринятым государственным принципом.

Иным путем шла борьба за эмансипацию в Англии.

{484} Здесь не существовало особых еврейских законов. Только несколько формул присяги - "по истинной вере христианина" - для кандидатов на общественные должности и обязанность принимать участие в религиозных церемониях ограничивали возможность евреев, равно как и католиков и вообще всех тех, кто не принадлежал к англиканской церкви, играть активную роль в политической жизни страны.

Это не только являлось препятствием для занятия должности или поступления в университет, но косвенно ограничивало и экономическую деятельность евреев. Они не могли, например, владеть недвижимым имуществом. В 1828-29 гг. английский парламент утвердил законы об отмене ограничений для христиан, не принадлежавших к англиканской церкви (диссидентов и католиков), но формула христианской присяги не была отменена. Евреи остались единственной религиозной группой в Англии, которая была ограничена в правах.

Однако в то же самое время права евреев были расширены в некоторых областях не путем специальных законов, принятых парламентом, а благодаря постановлениям ряда корпораций. Купечество Сити, бывшее заклятым врагом евреев во время обсуждения "закона о евреях" в 1753 г., взяло на себя теперь инициативу отмены некоторых правовых ограничений. Евреям было разрешено занимать муниципальные должности и быть адвокатами и присяжными заседателями в судах. Начиная с 1837 г., с основанием Лондонского университета, евреи могли получать академические звания (в старых университетах - Оксфордском и Кембриджском - ограничения были отменены лишь в 1871 г.).

В том же году королева Виктория возвела в рыцарское достоинство Мозеса Монтефиоре, крупного еврейского коммерсанта, прославившегося своей благотворительной деятельностью. К середине XIX века все правовые ограничения евреев были фактически упразднены, за исключением возможности занять место в парламенте. За отмену этого ограничения, закрывавшего перед евреями доступ к политической жизни, энергично боролись, главным образом, евреи из среды состоятельных кругов Сити.

Первые попытки были совершены еще в начале {485} тридцатых годов. В 1847 г. был избран в парламент Лайонель Ротшильд в качестве депутата от Лондонского Сити. Хотя не было закона, запрещавшего еврею быть избранным в парламент, в действительности он не мог занять в нем свое место из-за вышеупомянутой