КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ

С. М. Дубнов

Жду Ваших писем!

= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ =

Часть 3 Средние века и новое время

Новое время

Глава 8 Евреи в Западной Европе от XVI до XVIII века

41. Италия. После изгнания евреев из Испании значительная часть ихпереселилась в Италию, где их соплеменники жили сравнительно спокойно. Воглаве этих переселенцев стоял Исаак Абарбанель, последний великий вождьиспанского еврейства. Абарбанель поселился сначала в Неаполе, а потом вВенеции. Некоторое время он занимал государственную должность при дворенеаполитанского короля, но затем оставил ее и всецело предался своим научнымтрудам (он написал обширный комментарий к Библии и ряд книг об основахеврейского вероучения). Потрясенный пережитыми народными бедствиями,Абарбанель в своих книгах особенно углублялся в догмат о пришествии мессии. Онпытался на основании предсказаний пророков и древних преданий определить времяпришествия мессии, и ему казалось, что оно очень близко. Приближаясь к могиле,великий старец утешал себя мыслью, что близок час избавления многострадальногонарода. Абарбанель умер в Венеции, в 1509 году.

Вскоре после его смерти, среди итальянских евреев действительно оживилисьнадежды на пришествие мессии. В 1524 г. в Венецию прибыл с Востока загадочныйстранник, относительно которого трудно сказать - был ли он обманщиком илимечтателем. Он называл себя Давидом из колена Рувимова (Реубени) ирассказывал, что идет он из далекой Аравии, где будто бы существует еврейскоецарство, населенное потомками древних пастушеских колен израилевых - Рувима иГада, что его брат царствует в той стране, и что он, Давид, послан оттуда вЕвропу с важными поручениями к христианским государям. Давид Реубени въехал вРим верхом на белом коне, затем отправился во дворец к папе Клименту VII иимел с ним продолжительную беседу. Из Италии Давид поехал в Португалию, и тамтоже был принят с почетом, как посол еврейского царя, королем Иоанном III. Всеэти таинственные переговоры породили среди евреев веру в близость каких-товажных событий. Говорили, будто аравийские израильтяне послали Давида в Европуза огнестрельным оружием, так как они собираются воевать с Турцией и отнять унее Палестину.

Особенно волновались в Испании и Португалии тайные евреи-марраны,терпевшие бедствия от инквизиции. Один молодой марран из Лиссабона, СоломонМолхо, примкнул к мнимому еврейскому послу Давиду Реубени. Молхо углубился визучение каббалы и, подобно многим своим современникам, мечтал о близкомпришествии мессии. Увлеченный этими мечтаниями, юный Молхо отправился в Турциюи Палестину, сблизился с тамошними каббалистами и произносил пламенные речи оскором избавлении Израиля. Оттуда он возвратился в Европу и явился в Рим, гдевступил в тайные переговоры с папой. Вскоре Молхо удивил всех смелым подвигом:вместе с Давидом Реубени он отправился в Регенсбург, к германскому императоруКарлу V; они рассказали императору о своем намерении - призвать евреев к войнепротив турок, с целью отобрать Палестину. Конец этих переговоров был весьмапечален. Император велел арестовать обоих странников и повез их с собой вИталию. Здесь Молхо, как отступник от христианства, был осужден инквизицией насмерть: его сожгли на костре в Мантуе, в 1532 г. Реубени же был отвезен вИспанию и там содержался в тюрьме, где он через несколько лет умер.

Евреи горько разочаровались в своих надеждах. А между тем положение ихстало ухудшаться и в Италии. Римские папы начали преследовать евреев в своихвладениях и возобновили унизительные для них законы Иннокентия III. В городахевреев удаляли в особые кварталы (гетто), заставляли носить особый знак наодежде, не позволяли иметь больше одной синагоги в каждом городе. Гонения наТалмуд также возобновились. В то время Талмуд стал сильно распространяться,благодаря книгопечатанию (он был впервые напечатан целиком в 1520-х годах вВенеции). Враги евреев выступили со старым обвинением, будто в Талмудесодержатся обидные для христиан мнения. Римское духовное судилище (инквизиция)приказало сжечь книги Талмуда. В домах римских евреев произвели обыск иотобрали все найденные книги. В день Рош-гашаны (1553 г.) тысячи томов Талмудабыли сожжены на костре в Риме. То же делалось и в других городах Италии. Позжекатолическое духовенство разрешило евреям вновь печатать Талмуд, но не иначе,как с исключением всех мест, противных христианской религии. Для этого былиназначены особые цензоры, преимущественно из крещеных евреев, которые усерднозачеркивали в Талмуде все указанные места и не давали перепечатывать их.

Особенно враждебно относился к евреям фанатический папа Павел IV. Визданных им двух "буллах" он установил для евреев Рима и других городовЦерковной области ряд унизительных ограничений в средневековом духе. По этимзаконам, евреи должны были жить в каждом городе в особом квартале, носитьособую одежду для отличия от христиан. Христианам запрещалось жить у евреев вкачестве домашних слуг, нянек и кормилиц, пировать или веселиться с ними,лечиться у еврейских врачей, даже называть еврея "господином". Обитателямгетто дозволялось вести только мелкую торговлю, преимущественно старымплатьем, или заниматься ссудой денег под малые проценты; им запрещалосьприобретать недвижимое имущество (буллы 1555 г.). Эти жестокие иоскорбительные законы довели евреев до крайней степени унижения иматериального разорения.

Со второй половины XVI в., евреи в Риме и других городах Италииуравнялись в бесправии с германскими своими соплеменниками. Еврейский квартал,или гетто, в Риме находился на берегу Тибра, в низменности, которая во времяразливов реки часто затоплялась водой. От других частей города геттоотделялось стеной, с воротами для входа и выхода. На ночь ворота запирались иохранялись особой стражей. По свидетельству одного путешественника,посетившего Рим в 1724 г., в еврейском квартале, состоявшем из двух больших ишести малых улиц, жило в крайней тесноте около 3000 семейств, т. е. 20-25тысяч человек. Большинство их занималось мелкой торговлей и ремеслами. Улицыгетто были усеяны лавками и лавочками, где торговали всем, начиная со съестныхприпасов и кончая старым платьем. Торговля старьем особенно поощряласьримскими властями, как "привилегированное" занятие старого народа; старьевщикиимели право обходить христианский город для закупки подержанных вещей и дажеиметь склады своих товаров вне гетто. Из ремесел самым распространенным былопортняжество. "Часто в летнее время, - рассказывает современник, - видишьсотни портных, сидящих за своей работой на улицах, возле дверей своих жилищ.Женщины изготовляют тут же пуговицы и петли для пуговиц. Эти мастерицы такусовершенствовались в своем ремесле, что портные других народностей из всегогорода заказывают им изготовление пуговиц и петель. В общем три четвертиевреев (ремесленников) суть портные, а прочие занимаются другими ремеслами".

Ношение отличительной одежды было обязательно для евреев, без различияпола и звания. Мужчины носили на голове желтую шапку (баррет), а женщины -головной убор из куска желтой материи шириной в полтора локтя. С течениемвремени евреи переменили желтый цвет головного убора на оранжевый, а потомперешли к красному, так что "барреты" мужчин были совершенно одинаковы скрасными шапками кардиналов. Во избежание "соблазна", приказали евреям вновьвернуться к желтому цвету. - Все эти унижения были направлены к тому, чтобызаставить евреев отречься от своей веры и принять крещение. Для этой же целибыла установлена "принудительная проповедь": евреев насильно заставлялислушать в церквах проповеди католических священников. Каждую субботу послеобеда в гетто являлись полицейские надзиратели и гнали в церковь для слушанияпроповеди группу мужчин, женщин и детей старше 12 лет. "Ровно в два часапополудни, - рассказывает очевидец (1724 г.), - слушатели должны явиться вцерковь. Здесь висело большое деревянное изображение на кресте (Распятие),прикрытое мешком, дабы евреи над ним не смеялись. Тут расставлены и скамьи длясидения, причем мужчины и женщины сидят отдельно, отделенные друг от другагардиной, как в синагогах. На возвышении устроена кафедра, на которой стоитпоп. Он начинает свою проповедь громким голосом и пересыпает ее такой массойеврейских слов, что можно его принять за еврея. Проповедь состоит в том, чтосначала оратор хвалит евреев, как избранный Богом народ, а потом говоритпротивное, отзывается о них презрительно, называет упрямым племенем, так какони не внемлют его поучениям. В это время (проповедь продолжается два часа)все должны сидеть совершенно тихо, не произносить ни слова и не спать, ибо тутже находятся надзиратели, которые следят за этим и строго наказываютнарушителей". Иногда агенты папской полиции насильно уводили того или другогоеврея в "дом новообращенных", для приготовления к крещению. Там узниковдержали сорок дней и уговаривали переменить веру. Иных удавалось крестить:упорных же выгоняли обратно в гетто.

42. Литература и наука в Италии. Несмотря на свое тяжелое гражданскоеположение, итальянские евреи достигли в XVI и XVII веках высокой степениумственного развития. К ним на время как будто перешла былая образованностьиспанских евреев. У них появились знаменитые талмудисты, проповедники,каббалисты, языковеды, историки и философы.

В XVII в. итальянское еврейство выдвинуло двух оригинальных мыслителей:Иегуду де Модену и Иосифа Дельмедиго. Иегуда де Модена (1571-1648 гг.) занималпост раввина в Венеции, но в душе сомневался в истинности раввинизма икаббалы. Он написал много сочинений, из которых замечательны два: одно -против законодательства раввинов ("Шаагат Ари"), а другое - против каббалы,священные книги которой он считал подложными ("Ари ногем"). Боясь обнародоватьэти сочинения при жизни, Модена оставил их в рукописи, и они были напечатанытолько в новейшее время. - Иосиф Дельмедиго (ум. в 1655 г.), уроженец островаКандии, был писатель иного склада. Он был образованнейшим человеком своеговека, знал древние и новые языки, учился в университете в Падуе, где слушаллекции математики и астрономии у бессмертного Галилея, изучил физику имедицину, но вместе с тем увлекался каббалой. С жаждой знания у негосоединялась страсть к путешествиям. Он объехал часть Европы и Азии, жил одновремя в Польше и Литве; вторую половину жизни он провел в Амстердаме,Гамбурге, Франкфурте и Праге, где занимался врачебной практикой. Своиразносторонние познания по всем отраслям светских наук Дельмедиго изложил вбольшой книге "Элим"; "тайной науке", или каббале, посвящены меньшие егосочинения ("Мацреф лехахма" и др.).

Даже женщины в Италии принимали участие в еврейской литературе. Двепоэтессы, Дебора Аскарелли и Сара Суллам, писали свои произведения наитальянском языке. Дебора Аскарелли, жена почтенного еврея в Риме, переложиласинагогальные гимны в красивые итальянские строфы и сочиняла такжеоригинальные стихи. Сара Суллам, дочь венецианского купца, была одной изобразованнейших женщин своего времени. Один католический священник из Генуидолго старался обратить даровитую поэтессу в свою веру; но его усилия былинапрасны. Тогда он попросил у Сары, чтобы она ему, по крайней мере, позволиламолиться об ее обращении. Она исполнила эту просьбу, но с условием, чтобысвященник и ей позволил молиться об его обращении в иудейскую веру. СараСуллам умерла в 1641 г. Из ее произведений известны только немногие сонеты иодна книга о бессмертии души.

В начале XVIII века в Италии появился даровитый молодой писатель, вестниквозрождения еврейской поэзии: Моисей-Хаим Луццато из Падуи (1707-1747 гг.).Луодато с юных лет обнаружил талант стихотворца и стилиста. На 20-м году жизнион написал на чистом библейском языке идиллическую драму "Мигдал оз" ("Крепкаябашня"), где изображается торжество чистой любви над порочной. Это было редкимявлением в тогдашней еврейской литературе, где поэтическое творчество былоограничено стенами синагоги и выражалось только в скорбных молитвах илирелигиозных гимнах. Если бы Луццато шел дальше по этому пути, он стал бы,вероятно, преобразователем еврейской поэзии, но он увлекся господствовавшейтогда каббалой и мистикой - и его жизнь сложилась совершенно иначе. Изучив"Зогар" с комментариями Ари, он стал писать своеобразным, загадочным языкомэтой книги; он делал это так удачно, что осмелился назвать своикаббалистические писания "Вторым Зогаром". В своем увлечении тайной мудростьюЛуццато заходил слишком далеко: он верил, что мысли его сочинений диктуютсяему свыше, через неведомого ангела-вещателя, "магида". В 1729 г. Луццатоподелился волновавшими его думами с товарищами, с которыми изучал каббалу, - ите сделались восторженными его поклонниками. Товарищи разгласили в письмах,что в Падуе появился молодой каббалист, который скоро возвестит миру новыеоткровения. Это было в то время, когда раввины повсюду боролись против тайныхсаббатианцев и публично предавали их проклятию в синагогах. Раввины воздвиглигонения на Луццато, подозревая его в саббатианской ереси. Сначала они вынудилиу него клятвенное обещание, что он больше не будет писать по каббале, а когдаон не удержался и нарушил обещание, венецианские раввины произнесли "херем"(отлучение) над Луццато и его сочинениями. Отлученному нельзя было оставатьсяв Италии - и он стал скитаться по Германии и Голландии. В Амстердаме написалон свое лучшее произведение - философскую драму "Слава праведным" ("Ла-иешаримтегила") и еще ряд книг по каббале и морали. Мистические и мессианские порывывлекли Луццато в Святую Землю: он отправился туда, но вскоре по приезде умерот чумы, имея только сорок лет от роду, и был похоронен в Тивериаде. Веврейской литературе М.-Х. Луццато стоял на распутьи: как каббалист, онпринадлежал прошлому; как поэт, он был предвестником нового творчества,расцветшего в XIX веке.

43. Голландия. Акоста и Спиноза. С открытием Америки расширилсямеждународный промышленный рынок. Главными посредниками в торговле междуСтарым и Новым светом были две приморские страны: Голландия и Англия.Энергичное население этих стран сбросило с себя в XVI веке иго римской церквии приняло реформатское исповедание. В Голландии за церковным освобождениемпоследовало политическое: страна, после долгой героической борьбы,освободилась от владычества Испании и свирепого короля Филиппа II (правнукаФердинанда Католика), этого инквизитора на престоле. Когда образоваласьсвободная Голландская республика (1579 г.), туда устремились гонимые за веруиз Испании и Португалии. Между переселенцами были многие потомки марранов,которые тайно продолжали исповедовать иудейство и подвергались за это народине жестоким преследованиям. Тысячи марранов переселялись в свободнуюГолландию и здесь открыто переходили в иудейскую веру. Это были по большейчасти богатые купцы, врачи, бывшие чиновники и офицеры. Из них образоваласьбольшая община в Амстердаме, а затем возникли второстепенные общины в другихгородах Голландии. Основателем еврейской общины в Амстердаме считаетсяпортугальский марран Яков Тирадо. В 1593 г. Тирадо прибыл с несколькимимарранскими семействами в Амстердам; здесь они перешли в иудейство, взяли себераввина и вскоре построили синагогу, названную "Бет Яков" ("дом Якова"). Черездвадцать лет в городе было уже несколько тысяч еврейских жителей а потом числоих все росло. Голландское правительство предоставило им полную свободусамоуправления Делами амстердамской общины заведовал совет старшин ("маамад"),состоящий из светских и духовных чинов; но религиозные вопросы решались толькораввинами, или "хахамами". Совет старшин и хахамы имели право налагатьнаказания на непослушных членов общины или вольнодумцев, по своему усмотрению.

Как везде, где евреи пользовались свободой и спокойствием, они и вГолландии выдвинули из своей среды целый ряд даровитых деятелей в различныхобластях литературы и науки. Писали много в прозе и в стихах, на еврейском,латинском, испанском и португальском языках. В литературе голландских еврееввидное место занимали поэзия и каббала, - две отрасли, питаемыепреимущественно чувством и воображением. Но появлялись и философы, желавшиепровести в религию начала свободной мысли. Некоторые из этих философов зашли всвоем свободомыслии так далеко, что навлекли на себя гонения со стороныправоверных раввинов.

Одним из таких вольнодумцев был Уриель Акоста, бывший марран, родившийсяв Португалии (1590 г.). В детстве он получил католическое воспитание, затемизучил правоведение и на 25-м году жизни занял должность казначея при одной изцерквей. Но католицизм нс удовлетворял его пытливый ум, и Акоста углубился визучение библейских книг. В нем пробудилось горячее стремление вернуться крелигии своих предков. Он тайно покинул Португалию, переселился в Амстердам итам перешел в иудейскую веру вместе с своими братьями и матерью. Но свободныйум Акосты не мирился со многим и в иудействе. Акосте не нравилисьмногочисленные внешние обряды, установленные талмудистами и соблюдавшиесяочень строго. Он не желал подчиняться этим строгостям и открыто высказывалсяпротив учения "фарисеев", как он называл раввинов. Амстердамские раввиныобъявили вольнодумца отлученным от синагоги, пока он не исправится. УриельАкоста