КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ

С. М. Дубнов

Жду Ваших писем!

= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ =

Часть 3 Средние века и новое время

Глава 5

Последний век еврейства в Испании (1391-1492 гг.)

28. Евреи-царедворцы и севильская резня. Свет и тени чередуются в жизнииспанских евреев XIV и XV веков. По своему образованию и промышленнымспособностям евреи занимали видное место в обоих королевствах Испании -Кастилии и Арагонии. Испанские короли ценили эти качества евреев и частопривлекали способнейших к участию в государственном управлении. Почти каждыйкороль имел при своем дворе сборщика податей, министра финансов, советника,придворного врача или ученого из евреев. Еврейские роды Бенвенисте, Вакар,Абулафия, Пихон, Абарбанель появились в рядах испанских вельмож и царедворцев.Все эти сановные евреи оказывали государству важные услуги, но своему народуони приносили мало пользы. Еврейские сановники этого времени не имели техдобродетелей, какие украшали некогда людей вроде Хасдая Шапрута или СамуилаНагида. Подражая расточительным испанским грандам, они стремились только кбогатству и показной роскоши, наряжали своих жен и детей в шелк и жемчуг,катались в роскошных экипажах. С них брали пример мужчины и женщинысостоятельных классов еврейского населения. Этим они возбуждали завистьхристиан, которые говорили: "Вот как евреи обогащаются; скоро они всепревратятся в грандов". Быстрое обогащение отдельных лиц, достигавшееся иногдапутем выгодных откупов или ростовщичества, ставилось в вину всей еврейскоймассе, которая вела скромную трудовую жизнь. Юдофобы пользовались этим длянатравливания толпы на евреев.

Особенную ненависть к евреям чувствовали высшее дворянство и духовенство.Гордые испанские дворяне не терпели иноверцев и инородцев в своей среде инегодовали, когда такие люди достигали высоких государственных должностей.Духовенство же, состоявшее главным образом из монахов-доминиканцев, видело ввозвышении евреев прямое оскорбление для церкви. По мнению католическихмонахов, евреи, как "враги церкви", должны были везде находиться в состояниирабов. А между тем еврейские общины Испании процветали и пользовалисьвнутренней свободой. В одной Кастилии находилось свыше 80 общин, насчитывавшихдо миллиона евреев. Главные общины находились в Толедо, Бургосе и Севилье. Воглаве каждой общины стояли раввины и судьи, имевшие право разбиратьгражданские и уголовные дела между евреями. Как некогда в Вавилонии и вАрабском халифате, евреи пользовались здесь широким самоуправлением в своихвнутренних делах, между тем как влиятельнейшие из них участвовали также вобщественной жизни христианского населения. Эта обособленность евреев, с однойстороны, и деятельное участие их в государственном управлении, с другой -раздражали католических дворян и священников

Один священник-изувер из Севильи, Фернандо Мартинес, поставил себе цельювозбудить христиан к нападению на евреев. В своих церковных проповедях онстрастно обличал "лжеучение" иудеев, указывал на их возрастающееблагосостояние и вредность их для государства. Заняв должность помощникаархиепископа, Мартинес стал рассылать циркуляры к духовным чинам севильскойепархии, где убеждал их склонить народ к тому, чтобы "разрушать до основаниясинагоги, в которых враги Бога и церкви, именующие себя иудеями, совершаютсвое идолослужение". Однажды, в день 15 марта 1391 г., Мартинес произнесзажигательную речь на площади при большом стечении народа. Возбужденная толпабросилась на мирных еврейских жителей Севильи - и начался погром. Но на этотраз за евреев заступились городские власти, погром был прекращен, и некоторыезачинщики его понесли наказание. Однако к этим зачинщикам не догадалисьпричислить настоящего виновника беспорядков, Мартинеса. Под покровомцерковного рвения, он продолжал свою преступную агитацию - и, наконец, добилсясвоей цели. Спустя три месяца погром в Севилье возобновился с такой силой, чтоприостановить его было уже невозможно. Католики, словно по уговору, сбежалисьв одно утро со всех концов города к еврейскому кварталу ("юдерия"), подожглиего и принялись убивать и грабить его обитателей (6 июня). Около четырех тысячевреев было убито, взято в плен и продано в рабство арабам; остальные же,чтобы избавиться от смерти, позволили совершить над собой обряд крещения.Цветущая и древняя община была уничтожена; некоторые синагоги были разрушены,а уцелевшие обращены в церкви.

Севильская резня подала сигнал к нападению на евреев в других городах. ВКордове и Толедо чернь убивала евреев. Многие пали мучениками за веру; новелико было и число малодушных, которые, ради сохранения жизни, притворнопринимали крещение. Из Кастилии погромная волна перекинулась в Арагонскоекоролевство. В Валенсии католики ворвались в еврейский квартал с криками: "Вотидет сюда Мартинес; он всех вас перекрестит!". Сопротивление, оказанноеевреями, еще более ожесточило погромщиков. Пятитысячная еврейская община быларазгромлена: одни погибли от меча, другие пошли к кресту, третьи бежали. ВБарселоне евреи заперлись в крепости, заручившись покровительством местногогубернатора и знати. Но разъяренная чернь осадила крепость и подожгла ее.Осажденные, потеряв надежду на спасение, сами закалывали себя кинжалами илибросались с крепостной башни вниз и разбивались; другие приняли мученическуюсмерть от рук неприятеля, остальные изменили своей вере; лишь немногим удалосьбежать.

Беглецы из Испании направились в соседнюю Португалию. Евреи уже давножили в Португалии спокойно, содействуя промышленному развитию этой приморскойстраны. Здесь были у них свободные общины, во главе которых стоял верховныйраввин, облеченный обширной властью. И здесь при дворах королей частовыдвигались министры и советники из евреев. После севильской резни 1391 г. вПортугалии нашли приют многие еврейские беглецы из Испании; насильноокрещенные стали здесь открыто исповедовать свою прежнюю веру. За такоеотпадение от католичества им грозило тяжелое наказание. Но верховный раввинПортугалии, Моисей Наварро, состоявший также лейбмедиком короля, предупредилнесчастие. Он предъявил королю две папские буллы, по которым евреевзапрещалось обращать в христианство насильно. Вследствие этого корольпортугальский обнародовал указ (1392 г.), чтобы евреев, насильно окрещенных ивозвратившихся к прежней вере, никто не трогал; содержание папских булл веденобыло огласить повсеместно. - Кроме Португалии, множество испанских евреевпереселились в магометанские владения Северной Африки и вновь образовали тамкрупные общины (как некогда во времена Маймонида).

В числе выдающихся еврейских деятелей, пострадавших от погромов 1391 г.,были знаменитый философ Хасдай Крескас из Барселоны. Сын Крескаса умермучеником за веру, и потрясенный отец по этому поводу смиренно писал: "Моегосына я отдал Богу, как жертву всесожжения. Принимаю праведный суд Божий иутешаюсь тем, что на долю моего сына выпал такой славный жребий". Личное иобщее горе не мешало Крескасу углубляться в религиозно-философскиеисследования, но наложило на них свой отпечаток. В отличие от Маймонида,Крескас учил, что разум должен уступать вере, а не наоборот. Из двух заветовМоисея: "Познай Бога своего" и "Люби Бога всем сердцем" - он признает второйважнейшим. В своей книге "Свет Божий" ("Ор Адонай") Крескас изменил символверы иудейства, установленный Маймонидом, и дополнил его. - Такого женаправления держался и младший современник Крескаса, Иосиф Альбо (ум. в 1444г.), автор замечательной книги "Иккарим" ("Догматы"). Альбо сводит все 13догматов Маймонида к трем главным: бытие Бога, откровение или божественноепроисхождение Торы и воздаяние за гробом.

29. Марраны. События 1391 г. оставили по себе глубокие следы в жизнииспанских евреев. Очень велико было число тех, которые в тот ужасный год подстрахом смерти приняли крещение. Эти люди думали, что по миновании опасностиим дозволено будет возвратиться к вере своих отцов. Но они ошиблись. Открытоисповедовать свою старую религию могли только те из окрещенных, которые бежалив другие страны; все еще оставшиеся в Испании "новохристиане" находились подстрогим надзором католического духовенства. Они могли только тайно исполнятьобряды еврейской религии, а публично посещали церкви и притворялиськатоликами. Эта двойственность отравляла им жизнь. Евреи называли таких людейанусим (невольники), а испанцы называли их "новохристианами" или марранами, т.е. отверженными.

Число марранов в Испании все увеличивалось. Поощренное прежним успехом,католическое духовенство изобретало все новые способы для обращения евреев вхристианство. В этом помогали монахам те из крещеных евреев, которые радиличных выгод изменяли своему народу и становились в ряды его врагов. Бывшийталмудист Соломон Галеви, принявший в крещении имя Павла, достиг впоследствиизвания епископа в Бургосе и сделался воспитателем кастильского королевича.Будучи любимцем римского папы, Павел Бургосский всегда старался угождатьсвоему духовному начальству и увеличить число крещеных евреев. Он проповедовалустно и письменно против "лжеучения раввинов" и доказывал превосходство новойрелигии. В то же время по стране разъезжали доминиканские монахи, врывались скрестом в руке в синагоги и грозно требовали от евреев, чтобы они приняликрещение; тут же стояла наготове толпа католиков, чтобы по первому знакумонахов броситься на евреев. Под влиянием этих угроз тысячи евреев принималихристианство, увеличивая тем число марранов.

В 1412 г. папа Бенедикт XIII разослал известнейшим испанским раввинамприглашения явиться в Тортозу для участия в религиозном диспуте спредставителями церкви; за неявку к сроку полагались строгие взыскания. ВТортозу явилось 22 представителя от еврейских общин; в числе их быливыдающиеся ученые, врачи и философы, между прочим, и Иосиф Альбо, автор книгио догматах иудаизма - "Иккарим". Представителями церкви были: сам папаБенедикт, многие епископы и крещеный еврей Иешуа Лорки (в католичествеГеронимо де Санта-Фе). Диспут, начавшийся в феврале 1413 г., происходил в 69заседаниях и длился год и десять месяцев. Каждая из сторон горячо доказывалаистинность своей веры; но в то время, как евреи должны были говорить осторожнои сдержанно, католики позволяли себе оскорбительные нападки на иудейство идаже угрозы. Неизвестно, чем кончилась бы эта затея папы Бенедикта, если бызаседавший в то время в Констанце церковный собор не лишил Бенедикта папскогосана, избрав вместо него другого папу.

Много лет трудилось испанское духовенство, чтобы обратить побольше евреевв католичество; но когда оно достигло своей цели, оно увидело, что еще труднееудержать обращенных в навязанной им религии. В Испании находились десяткитысяч марранов. Многие из них породнились с испанской знатью и стояли близко ккоролевскому двору; было немало министров, полководцев и епископов из средымарранов, отличавшихся знаниями и способностями. Часть их действительнослилась с коренными испанцами и отреклась от своей нации, но большинствомарранов продолжало тайно исповедовать иудейство. Родители передавали своимдетям истины родной веры и внушали им любовь к своему гонимому народу. Все этоне было тайной для католического духовенства, которое возмущалось двуличиеммарранов. Священники в своих речах возбуждали народ против "отступников".Однажды в Кордове шел по улицам крестный ход. Марраны закрыли окна своих домови оставили их неубранными, что крайне раздражило христиан. Вдруг разнессяслух, будто из окна марранского дома, мимо которого проходила процессия,девушка вылила какую-то грязную жидкость, которая попала в икону БожьейМатери. Толпа страшно заволновалась. Под предводительством одного кузяеца, онабросилась с зажженными факелами на дома марранов, поджигала, грабила иубивала, бесчестила женщин, не щадила и детей. Чернь бушевали три дня.Множество марранов погибло тогда в Кордове и окрестных городах (1473 г.).

30. Инквизиция. Торквемада. Решительная борьба против марранов и евреевначалась с тех пор, как Арагония и Кастилия соединились в одно государствоблагодаря браку короля арагонского Фердинанда Католика с кастильской королевойИзабеллой (1474 г.). Этот союз должен был создать единое и сильноегосударство; но королевская чета, всецело находившаяся под влияниемдуховенства, внесла в управление разрушительное начало нетерпимости киноверцам, - что позже привело Испанию к упадку. Набожная Изабелла еще вюности обещала своему духовнику, что по вступлении на престол она посвятитсвои силы делу искоренения "неверующих". Тотчас после своего брака королевскаячета возбудила в Риме ходатайство об учреждении в Испании особого церковногосудилища для розыска и наказания всех христиан, подозреваемых в вольнодумстве,- причем имелись в виду главным образом марраны. Папа Сикст IV дал своесогласие на учреждение такого судилища, названного Святой инквизицией. Первоесудилище было открыто в Севилье (1480 г.); судьями были доминиканские монахи иодин представитель от короля. Начались аресты марранов, подозреваемых всклонности к иудейству. Христианам было строго приказано, чтобы они доносилиинквизиции на всякого маррана, замеченного не только в исполнении важныхеврейских обрядов, но и в таких мелочах, как ношение праздничного платья илиупотребление лучшей пищи в субботу, обращение лица к востоку во время молитвыи т. п. Доносы принимались от всех лиц без проверки. Вскоре тюрьмы Севильипереполнились арестованными марранами. Несчастных подвергали страшным пыткам сцелью вынудить признание в тайной принадлежности к иудейству как самихподсудимых, так и их родных и знакомых. За городом была отведена площадь дляказни осужденных инквизицией. 6 января 1481 г. состоялось, при торжествен