КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ

С. М. Дубнов

Жду Ваших писем!

= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ =

Часть 3 Средние века и новое время

Глава 4

Века бесправия и мученичества до изгнания евреев из Франции (1215-1394 гг.)

19. Папа Иннокентий III. Крестовые походы необыкновенно усилили духовнуюи светскую власть римских пап. Вся Западная Европа сделалась как бы однимгосударством, где безгранично властвовал глава католической церкви, живший вРиме и рассылавший свои приказы королям и народам. Могущество пап достиглонаивысшей степени при Иннокентии III, в начале XIII века. Этот суровый исамовластный первосвященник, жестоко подавлявший малейшее проявление свободымысли, видел опасность для церкви в том, что евреи живут среди христиан изаражают их своим неверием. Так как истребить всех евреев было невозможно, топапа стремился к тому, чтобы, по крайней мере, превратить их в бесправнуюкасту. Евреи - писал он в своих пастырских посланиях к королям и князьям -обречены на вечное рабство за то, что их предки распяли Христа; они должны,как братоубийца Каин, постоянно скитаться по земле и бедствовать; христианскиеправители отнюдь не должны покровительствовать им, а, напротив, обязаныпорабощать их и держать особо от христиан, в качестве едва терпимого ибесправного низшего сословия, дабы выступала разница между верными сынамицеркви и отверженными сынами синагоги.

Вражда Иннокентия III к евреям имела тесную связь с происходившим в товремя в Южной Франции "альбигойским движением". Под влияниемраспространившейся в Провансе еврейско-арабской образованности, местныехристиане начали читать и свободно толковать Библию и убедились, что учениеримско-католической церкви резко расходится с первоначальным учениемЕвангелия. Возникла секта альбигойцев, которая исповедовала веру чистогохристианства и враждебно относилась к римской церкви. Узнав об этом, папаИннокентий III воздвиг страшные гонения на альбигойцев и открыл крестовыйпоход против них. Крестоносцы ворвались в Прованс, перебили там десятки тысяч"еретиков" и опустошили страну. Пострадали и евреи, которых считаливиновниками ереси. При взятии города Безьера фанатическими ордами монахаАрнольда в числе убитых оказалось около двухсот евреев (1209 г.). "Бейте всех,- говорил Арнольд крестоносцам, - а там уже на небе Бог отличит виновных отневинных!"

В Южной Франции была учреждена инквизиция, или тайное церковное судилище,для розыска и истребления свободомыслящих христиан и евреев. В это времяобразовался также монашеский орден доминиканцев, поставивший себе цельюохранять церковь от всяких проявлений вольного духа. Доминиканцы сделалисьзлейшими врагами евреев, постоянно преследовали и унижали их.

Римский папа и его армия монахов стремились к тому, чтобы уничтожитьвсякое общение между евреями и христианами. В 1215 г. Иннокентий III созвалцерковный собор для принятия мер против еретиков и иноверцев во всех странах.Между прочим, собор выработал ряд унизительных законов для евреев.Христианским правителям предписывалось: не допускать евреев к общественнымдолжностям; не дозволять им показываться на улицах в дни Страстной недели,накануне католической Пасхи; следить, чтобы крещеные евреи не соблюдалиобрядов своей прежней веры; обязывать евреев, купивших дома у христиан,платить налог в пользу церкви. Но самой жестокой мерой в этом соборном уставебыло установление "еврейского знака". Ссылаясь на то, что в некоторых странахевреи не отличаются от христиан покроем своей одежды и поэтому легкосмешиваются с ними, собор постановил чтобы евреи обоего пола носили особуюодежду, или особый знак на ней из яркой цветной материи. Позже былоразъяснено, что этот знак должен состоять из круглого куска желтой ткани,прикрепляемого к шляпе или верхнему платью. Этот знак должен был служитьпозорным клеймом для всякого еврея. Встречая такого еврея, всякий христианинмог безнаказанно оскорблять его, издеваться над ним; да и сам еврей, носяпозорный знак, должен был чувствовать себя униженным и беззащитным. Однако невсе светские правители настаивали на исполнении этого позорного церковногозакона, и не все евреи подчинялись ему. Гордые испанские евреи, жившие вхристианских землях, отказались от ношения установленного знака, а в другихстранах богатые люди откупались от этого деньгами.

20. Преследование Талмуда и диспуты. Самыми ярыми приверженцами римскойцеркви были в то время французские короли. Набожный король Людовик Святой былслепым орудием в руках духовенства и притеснял евреев, с целью обратить их вхристианскую веру. Не довольствуясь гонениями на евреев, король и духовенствовоздвигли гонения на иудейскую религию. Один крещеный еврей, Николай Донин, спрезрением отвергнутый своими бывшими единоверцами, донес папе Григорию IX,что в Талмуде содержится много вредных мнений и обидных выражений противхристианства. Папа поручил епископам познакомиться с содержанием книг Талмудаи, если донос Донина оправдается, публично сжечь эти книги. Розыск начался встолице Франции, Париже. Отобраны были у некоторых парижских евреев экземплярыТалмуда, а раввинов призвали для объяснений. Вскоре был назначен в Парижепубличный диспут (спор) между доносчиком Николаем Донином и четырьмяраввинами, во главе которых стоял почтенный парижский раввин Иехиель. Диспутсостоялся в июне 1240 г., в присутствии высших чинов двора, духовенства идворянства. Рабби Иехиель горячо возражал на обвинения Донина, доказывая, чтов Талмуде нет никаких богохульных мнений вообще и -оскорбительных дляхристианства выражений в частности. Но напрасны были старания раввинов. УчастьТалмуда была предрешена. Из всех областей Франции свозились в Париж отобранныеу евреев экземпляры многотомного Талмуда. Двадцать четыре воза, нагруженныхэтими книгами, были публично сожжены на костре на одной из площадей Парижа(1242 г.). Весть о сожжении священных книг глубоко опечалила евреев всех странБыла сочинена и читалась в синагогах "песнь плача" о сожжении Торы, начинающаясловами ("Schaali serufa"): "Спроси, спаленная огнем (Тора), что сталось стеми, кто рыдает о страшном жребии твоем".

Уничтожение талмудических книг нанесло удар еврейской науке во Франции.Число раввинских школ стало уменьшаться, а деятельность тоссафистов вскорепрекратилась.

Столкновения между еврейским духовенством и христианским происходилитогда и в королевстве Арагонии, в христианской части Испании. Арагонскийкороль Яков I был ревностным католиком и мечтал о крещении евреев и арабов.Доминиканцы преподавали в своих школах языки еврейский и арабский, для тогочтобы монахи могли успешно распространять христианство среди этих двухнародов. В числе таких монахов-миссионеров был крещеный еврей, ПавелХристиани. Павел путешествовал по Южной Франции и Испании и проповедовал своимбывшим единоверцам об истинности католической веры, причем подтверждал своислова ссылками на разные места Библии и даже Талмуда. Им-то воспользовалисьдля своих целей доминиканцы. Они решили устроить публичный диспут между ПавломХристиани и одним из крупнейших раввинов, рассчитывая, что если победаостанется на стороне доминиканца, то евреи принуждены будут принятьхристианство. Король Яков одобрил это решение и пригласил к участию в диспутесо стороны евреев знаменитого раввина Рамбана из Героны.

Моисей бен-Нахман, называемый также Нахманидом и Рамбаном (1195-1270гг.), был одним из выдающихся еврейских мыслителей XIII века. Глубокий знатокТалмуда и раввинской письменности, он вместе с тем обладал большим светскимобразованием, изучил медицину и знал хорошо арабский и испанский языки. Тем неменее он не был таким свободомыслящим философом, как его предшественникМаймонид, и придерживался того мнения, что разум должен подчиняться вере. Всвоем замечательном комментарии к Библии Рамбан показал себя сторонникомзарождавшейся тогда "каббалы", или тайной науки о Боге и небесном царстве.Этого-то раввина, которого евреи считали святым, пригласил арагонский корольдля состязания с доминиканцами. Рамбан принял приглашение, хотя и неохотно, ик назначенному сроку явился в Барселону, где должен был состояться диспут(1263 г.).

Умный раввин прежде всего поставил условием, чтобы ему позволили надиспуте говорить откровенно; получив на это согласие короля, он смело и сдостоинством приступил к прениям. Диспут проходил в королевском дворце, вприсутствии короля, придворных особ, сановников церкви, рыцарей и лиц другихсословий. Прения продолжались четыре дня. Они вращались вокруг следующихвопросов: 1) явился ли мессия или еще должен явиться? 2) есть ли мессия Богили человек? 3) чья вера правая? Павел Христиани доказывал истинностьхристианских верований ссылками на разные места Библии и на какие-то намеки вТалмуде. Рамбан доказывал, что мессия еще не пришел, ибо по предсказаниюпророков мессия явится вестником мира на земле и его пришествие должноположить конец всяким войнам, а между тем и теперь еще повсюду царит насилие ильется кровь в непрестанных войнах между народами. Рамбан так смело ирешительно отражал доводы своего противника, что барселонские евреи сталиопасаться, как бы он этим не раздражил доминиканцев и не навлек гонений на всюеврейскую общину. Однако диспут был благополучно доведен до конца - и Рамбанвышел из него победителем. Король заметил по этому поводу, что он "никогда ещене слышал такой умной защиты неправого дела". Раздраженные доминиканцыпожаловались римскому папе, что Рамбан осрамил своими словами католическуюцерковь, и принудили этого раввина покинуть Испанию. Семидесятилетний старецотправился в Палестину, куда его давно уже влекло. Он прибыл туда в 1267 г. ис горестью увидел развалины святого града Иерусалима, разоренного многолетнейборьбой христиан с магометанами. Палестина тогда находилась под владычествомегипетского султана, и в ней жили разбросанно маленькие еврейские общины.Рамбан старался объединить местных евреев, побуждал их строить молитвенныедома и открывать школы; ему удалось собрать вокруг себя небольшой кружокучеников. Но недолго прожил он в Святой Земле. Около 1270 г. он умер и былпохоронен в городе Хейфе.

21. Испания и Фраиция. Борьба религии с наукой. В XIII веке христианскиекороли Кастилии и Арагонии одержали ряд побед над испанскими арабами ивытеснили их из большей части страны. В руках арабов осталось только небольшоецарство на южной окраине Испании, с столичным городом Гренадой. Таким образом,в Испании, как и в других странах Европы, упрочилась власть католическогодуховенства, ненавидевшего евреев. Духовенство стремилось установить здесь теже унизительные законы, какие были установлены для евреев во Франции.Церковные законы запрещали евреям занимать государственные должности, строитьновые синагоги, держать у себя христианскую прислугу, разделять трапезу икупаться в бане с христианами. Вменялось в обязанности евреям и еврейкам подстрахом большой пени носить особый знак на своем головном уборе. Но все этицерковные постановления редко соблюдались: испанские евреи были тогда слишкомобразованны и сильны, чтобы подчиняться таким позорным законам; правители жегосударства всегда нуждались в услугах образованных евреев и не обращаливнимания на требования церковной власти. Испанские короли имели при себеминистров и советников из евреев. Так, при дворе кастильского короля АльфонсаМудрого (1252-1282 гг.) занимал должность государственного казначея (министрафинансов) еврей Меир де Малеа, а по смерти Меира эта должность перешла к егосыну. Лейб-медиком короля тоже был еврей. Будучи любителем астрономии иастрологии, король приглашал к своему двору математиков и звездочетов разныхнаций. Первенствующее положение между ними занимал толедский еврей, великийастроном "Йбн-Сид, который составил по поручению короля знаменитыеастрономические таблицы, названные "Альфонсовыми". Эти таблицы служилипособием для ученых вплоть до астрономических открытий нового времени.Еврейская община в столице Кастилии, Толедо, была тогда самой богатой иобразованной во всей Испании.

Духовная жизнь евреев в христианской Испании была так же разнообразна,как и при арабском господстве. Деятельность ученых и писателей выражалась вдвух главных направлениях: одни разрабатывали Библию и Талмуд и углублялись визучение сложного законодательства иудаизма; другие занимались светскиминауками, религиозной философией и поэзией. Маймонид был тогда царем в областифилософии. Его сочинения ревностно изучались и вызывали много подражаний.Свободомыслие Маймонида пленяло еврейскую молодежь. Стремясь сочетать веру снаукой, последователи этого философа часто доходили до очень смелых выводов.Одни толковали Библию в научном духе и утверждали, что чудеса, о которых тамрассказывается, происходили естественным путем. Другие учили, что все законы иобряды иудаизма имеют только целью пробуждать в душе религиозно-нравственныечувства и вести к добрым поступкам; следовательно, если человек уже обладаетвозвышенной религиозностью и доброй нравственностью, то для него эти законы иобряды не обязательны. Распространение свободомыслия в молодом поколениисильно встревожило правоверных раввинов, и они решили вступить в борьбу снаукой и философией.

Борьба эта началась в Южной Франции вскоре после смерти Маймонида. Здесьнекоторые раввины, под предводительством Соломона из Монпелье, объявилиотступниками от веры всех, изучающих философию и особенно сочинения Маймонида(1232 г.). Этот поступок возмутил сторонников свободной мысли. Возгорелсяожесточенный спор. Противники писали друг против друга едкие послания, которыераспространялись во всех общинах. Тогда ревнители из Монпелье прибегли к ещеболее недостойному поступку. Они явились к монахам-доминиканцам,преследовавшим "альбигойцев" в Провансе, и сказали им: "Знайте, что и в нашемнароде есть много еретиков и безбожников, соблазняющихся учением Маймонида,автора нечестивых философских книг. Если вы искореняете ваших еретиков, тоискореняйте и наших и сожгите вредные книги". Доминиканцы обрадовались этому итотчас постановили, с согласия высшего духовенства, сжечь книги Маймонида. ВМонпелье был произведен обыск в домах евреев, и найденные там экземпляры"Путеводителя" и "Книги познания" были публично сожжены (1233 г.). Такой жесуд над опальными книгами совершился и в Париже, где, как рассказывают, костердля истребления этих книг был зажжен свечой, принесенной с алтаря однойкатолической церкви. Этот неслыханный союз кучки раввинов с монахами-изуверамивызвал негодование во всех лучших представителях еврейского духовенства.Многие раввины сами ужаснулись, видя, до чего может довести внутренняярелигиозная борьба. Гонения на философию прекратились, и борьба партий утихладо начала XIV века.

В начале XIV века в Испании прославились два раввина: Рашбо и Рош. Рашбо(его полное имя: Шеломо бен-Адерет), раввин в Барселоне и автор многихталмудических исследований, считался в Испании и Франции высшим авторитетом повопросам еврейского законодательства. Его сподвижник Рош (полное имя: Ашербен-Иехиель) жил сначала в Германии, где получил образование в школетоссафистов. Переселившись в Испанию, он занял место раввина и начальникаталмудической школы в городе Толедо. В эту школу стекались ученики из всехстран Европы. В раввинской письменности Рош увековечил свое имя курсомталмудического права ("Писке га-Рош"), служащим пособием при изучении Талмуда.Как уроженец Германии и ученик тоссафистов, Рот пренебрегал светскими наукамии даже считал их опасными для веры. Заметив, что в Испании светские науки ифилософия очень распространены среди евреев, он примкнул к партии противниковпросвещения, к которой принадлежал и Рашбо. В то время эта партия сновавступила в борьбу с партией свободомыслящих. Раввины Южной Франции и Испанииписали в своих окружных посланиях, что еврейская молодежь, занимающаяся наукойи философией в ущерб Талмуду, отрекается от некоторых догматов веры. Наосновании таких донесений, Рашбо, с одобрения Роша и других раввинов, объявилв барселонской синагоге следующее решение: всем евреям до 25-летнего возрастазапрещается читать книги по естественным наукам и философии; толкователиБиблии в философском духе признаны еретиками, отлученными от синагоги в этоммире и обреченными на муки ада в жизни загробной, а сочинения их подлежатсожжению; дозволяется только изучение медицины как ремесла. Это решениеоглашалось всенародно во многих городах (1305 г.). Хотя известные ученые изпартии свободомыслящих громко протестовали против решения раввинов, однакопобеда осталась за последними. Число светских ученых, философов и поэтов вИспании все уменьшалось, между тем как число талмудистов возрастало.

Одним из последних крупных философов того времени был врач Левибен-Гершон, известный под сокращенным именем Ралбаг (также Герсонид). Он жил вАвиньоне, в Южной Франции (ум. в 1345 г.). В своей книге "Войны Божий"("Милхамот Адонай") он ставит философию так же высоко, как откровение, истарается утвердить в религии естественное начало вместо сверхъестественного.Ревнители веры шутливо говорили, что автор "Войн Божиих" воюет не за Бога, апротив Бога. Они не любили этого сочинения, но признали полезной другую книгуРалбага - нравоучительный комментарий к Библии ("Тоалиот").

Главным представителем талмудической науки после Рота был его сын Яковбен-Атер (ум. в 1340 г.). Он составил новый свод законов под заглавием"Турим", куда вошли все законы, обряды и обычаи иудейства. В отличие отМаймонида, автор "Турим" не касается основ еврейской веры и нравственности, авсе внимание обращает на внешние обряды и практические законы. Этот сводзаконов, состоящий из 4-х томов, вытеснил постепенно кодекс Маймонида и допозднейшего времени служил руководством для раввинов и ученых всех стран.

22. Каббала и "Зогар". По мере того как ослабевал дух свободного научногоисследования, среди евреев все более распространялось своеобразное тайноеучение (хахма нистара), которое вело свое происхождение от темных преданийстарины и называлось поэтому каббалой (предание). Последователи Маймонидаобъясняли религию в духе разума и науки; последователи же каббалы вносили врелигию представления, выработанные чувством и воображением. Как известно, вБиблии мало говорится о сущности Божества, о .жизни ангелов и духов, озагробном существовании людей: каббала же говорит об этом очень много иговорит так, как будто это ей все известно по достоверным преданиям илиоткровениям свыше. "Тайное учение" зародилось еще в эпоху Талмуда и появилосьв Вавилонии во время гаонов; но широкое развитие оно получило в Испании иФранции после смерти Маймонида. Уже Рамбан в своем комментарии проявлялсклонность к толкованию библейских стихов на основании "божественных тайн",дошедших путем устных преданий. Вскоре после его смерти в Палестине, средииспанских евреев стали распространяться списки с одной священной книги подименем "Зогар" ("Сияние"). Молва рассказывала чудеса о происхождении этойкниги. Говорили, будто Рамбан перед смертью нашел в Палестине древнююрукопись, которую сочинял за тысячу лет перед тем законоучитель Мишны Симонбен-Иохаи во время своего пребывания в пещере (ч. II, 50). Найденная рукописьбыла переслана в Европу, и здесь с нее изготовлялись списки,распространявшиеся в народе. Первым изготовителем этих списков был испанскийкаббалист Моисей де Леон (умер в 1305 г.). Противники каббалы утверждали, чтоМоисей де Леон сам составил книгу "Зогар" и ложно выдавал ее за древнююрукопись, для того чтобы обратить на нее внимание.

"Зогар" написан на старом арамейском языке, близком к талмудическому, ипредставляет собой ряд изречений Симона бен-Иохаи и других древнихзаконоучителей. Эти изречения приноровлены к тексту Пятикнижия и расположены впорядке его отделов.