КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ

С. М. Дубнов

Жду Ваших писем!

= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ =

Часть 3 Средние века и новое время

Глава 3

Евреи в христианской Европе в эпоху крестовых походов (1096-1215 гг.)

14. Первый крестовый доход. К концу XI века еврейские общины во Франции,Германии и других странах христианской Европы настолько размножились иокрепли, что их дальнейшее существование могло казаться обеспеченным. Можнобыло ожидать в будущем более или менее свободного культурного развития этихобщин, по образцу испанских. Но эти ожидания не сбылись. В Европе произошлисобытия, которые до основания потрясли жизнь евреев в христианских странах иобрекли их на бедствия, унижения и бесправие в течение ряда веков.

В конце XI века христианские народы Европы соединились для общей войны заверу против магометан, владевших Палестины или "Святой Землей". Магометанесильно притесняли подвластных им христиан; много терпели от них ихристиане-богомольцы, приходившие из Европы в Иерусалим для поклонения гробуХриста. В 1095 году римский папа Урбан II созвал собор в Клермоне, во Франции,и здесь увещевал христиан идти на войну с "неверными" магометанами и отнять уних святой город Иерусалим. На этот призыв откликнулись многие феодальныекнязья, рыцари, епископы и простой народ во Франции и Германии. Десятки тысячлюдей покидали свои дома, поля, усадьбы, нашивали себе красные кресты наверхнюю одежду (отсюда и название их - "крестоносцы") и готовились идти на бойс "неверными". В начале 1096 года составилось уже огромное крестовоеополчение. Между крестоносцами были люди, желавшие действительно сражаться заверу; но большинство их руководствовалось личными расчетами. Рыцари надеялисьна богатую добычу в мусульманских землях, крестьяне шли в ряды крестоносцев,чтобы получить обещанную им за это свободу от крепостной зависимости, анабожных людей всех классов привлекало туда объявленное духовенством полноеотпущение грехов всякому, идущему на войну за веру. К этому народномуополчению примешалась толпа простых бродяг, нищих и искателей приключений ссамыми преступными наклонностями. Прежде чем князья успели приготовиться кпоходу, беспорядочные толпы крестоносцев рассыпались по Франции и Германии истали грабить население лежавших по пути мест; евреев же крестоносцы не толькограбили, но и убивали или принуждали к крещению. "Восстал, - рассказываетеврейский летописец, - народ дикий, отчаянный, ожесточенный, сброд французов игерманцев, сбежавшийся со всех сторон. Проходя через города, где жили евреи,они (крестоносцы) говорили себе: "вот мы идем отомстить измаильтянам(магометанам), а тут перед нами евреи, которые распяли нашего Спасителя;отомстим же прежде им! Пусть не упоминается больше имя Израиля, или же пустьевреи уподобятся нам и примут нашу веру!"

Весна 1096 года принесла гибель и горе многим тысячам евреев в Европе.Крестоносцы свирепствовали с наибольшей силой в немецких городах,расположенных на берегу Рейна. Одной из первых пострадала старая еврейскаяобщина в Вормсе. Сотни евреев были тут перерезаны крестоносцами; истекаякровью, они кричали: "Слушай Израиль, Бог наш Един"! Лишь немногие принималикрещение, под страхом смерти. Иные сами лишали себя жизни, чтобы не попасть вруки врагов. Женщины убивали своих любимых детей, боясь, чтобы их не окрестилинасильно. Крестоносцы разрушили дома евреев в Вормсе, разграбили их имущество,изорвали и растоптали ногами свитки священных книг, найденные в синагогах (18мая). Часть еврейских жителей скрывалась в доме вормсского епископаАллебранда. Епископ не мог или не хотел их защищать и предложил им длясобственного спасения принять христианство. Евреи просили, чтобы им дали времяна размышление. Перед епископским дворцом расположились крестоносцы, готовясьвести евреев либо в церковь, либо на казнь. Когда данный евреям срок прошел,епископ отворил двери помещения, где скрывались несчастные, и нашел их всехплавающими в луже крови: они сочли за лучшее убить себя, чем отречься от своейверы. Рассвирепевшие крестоносцы надругались над трупами еврейских мучеников ичастью перебили, частью насильно окрестили оставшихся в живых вормсских евреев(25 мая). Один юноша, Симха Коген, который лишился в этой резне отца ибратьев, решил умереть, отомстив за свою погибшую семью. Когда его поволокли вцерковь, он близ алтаря выхватил из-под одежды заранее спрятанный кинжал изаколол им племянника епископа. Симха был тут же разорван на куски разъяреннойтолпой. Только по уходе крестоносцев из Вормса тела еврейских мучеников былипреданы земле. Их было около 800 человек.

В эти же дни другая шайка крестоносцев подошла к Майнцу. Местные евреиукрепились в обширном замке епископа Рутгарда, который за деньги обещал имсвою защиту и помощь своей стражи. Когда к замку подошли крестоносцы, евреивзялись за оружие, рассчитывая на помощь епископской стражи; но были горькообмануты. Стража в опасную минуту разбежалась, а сам Рутгард, вследствиетрусости или вероломства, удалился, оставив несчастных на произвол их палачей.Видя бесполезность сопротивления, часть евреев сама лишила себя жизни, апрочие приняли смерть от рук крестоносцев. Более человечным оказался епископгорода Кельна. Услышав о приближении крестоносцев, он вывел из города многихевреев и дал им приют в принадлежавших ему окрестных местечках и деревнях;оставшиеся в Кельне евреи скрывались в домах своих христианских соседей. Иныетаким образом спаслись от смерти, но большинство приютившихся в окрестностяхКельна было истреблено крестоносцами. Везде евреи геройски умирали за своюверу к народность, а те, которые были насильно окрещены, возвращались виудейство или сами убивали себя, чтобы искупить свое невольное отступничество.

С берегов Рейна шайки крестоносцев двинулись дальше, к берегам Дуная,истребляя по дороге евреев в городах Германии и Богемии. Губя и разрушая всена своем пути, эти шайки сами гибли тысячами от голода и лишений, илиистреблялись народами тех стран, где они бесчинствовали. Для похода в СвятуюЗемлю составилось новое крестовое ополчение, под предводительством герцогаГотфрида Бульонского. После трехлетних бедствий и многих потерь в пути (вВизантии), это крестовое ополчение достигло Святой Земли. Иерусалим был взятприступом (15 июля 1099 г.). Перебив там магометан, ожесточенные крестоносцызагнали иерусалимских евреев, как талмудистов, так и караимов, в одну синагогуи подожгли ее. Все евреи погибли в пламени, а имущество их было расхищено.Крестоносцы завоевали часть Палестины и основали там свое Иерусалимскоекоролевство.

Бедствия евреев в Германии вскоре прекратились благодаря заступничествудоброго императора Генриха IV. Не обращая внимания на протесты духовенства иримского папы, император разрешил всем насильно окрещенным евреям вернуться ксвоей вере. Он наказал также некоторых из духовных и светских сановников,допустивших избиение и ограбление еврейских жителей в своих владениях.

15. Второй крестовый поход. Основанное крестоносцами Иерусалимскоекоролевство пришло, спустя несколько десятилетий, в упадок, и восточныемагометане вновь начали теснить христиан. Тогда в Европе стали готовиться кновому крестовому походу. Во главе крестоносцев стояли: французский корольЛюдовик VII и германский император Конрад III (1146 г.). Французский аббат(монах) Бернард Клервосский увещевал христиан идти прямо в Святую Землю; нодругие монахи проповедовали, что крестоносцы, прежде чем идти противмагометан, должны обратиться против евреев, с целью их окрестить илиистребить. Такими речами воспламенял христиан свирепый немецкий монах Рудольф.В августе 1146 года, в прирейнских областях снова начались нападения наевреев. В окрестностях Трира и Шпейера пали первые еврейские мученики новогокрестового похода. Во многих местах евреи, наученные горьким опытом 1096 года,предупредили несчастие: они платили огромные деньги феодальным князьям иепископам за дозволение укрыться временно в их укрепленных замках и дворцах.Сам император Конрад дал евреям убежище в своих наследственных землях, вгороде Нюрнберге и других крепостях. Кельнский епископ Арнольд отдал враспоряжение евреев крепость Волькенбург и разрешил им защищаться противнападений с оружием в руках. Такие убежища не всегда, однако, были доступныевреям. Беззащитные евреи Вюрцбурга подверглись разгрому: было убито околодвадцати человек, в том числе и кроткий раввин Исаак бен-Элиаким, сраженныймечом в тот момент, когда он сидел погруженный в чтение священной книги.

Весной 1147 года погромы повторились и в некоторых местностях Франции. ВКарантоне евреи, скопившись в одном дворе, долго оборонялись против нападавшихкрестоносцев, ранили и убили некоторых, но наконец пали все под ударамиврагов, проникших во двор сзади. В городе Рамерю чернь напала на евреев вовторой день праздника Шовуот. Погромщики ворвались в дом знаменитого раввинаЯкова Тама, разграбили его имущество, разорвали священные книги, а хозяинаповолокли в поле. Здесь они нанесли раввину пять ран в голову, говоря: "Ведьты великий во Израиле, поэтому мы должны отомстить тебе за муки нашегораспятого Спасителя". Тем временем проезжал полем какой-то рыцарь. Рабби Тамобратился к нему с просьбой о помощи, обещая подарить ему за это дорогогоконя. Рыцарь уговорил толпу отдать ему раввина, уверяя, что постараетсясклонить его к принятию крещения. Благодаря этой хитрости, был спасен отсмерти один из главнейших представителей тогдашнего еврейского духовенства.Только с уходом французских и немецких крестоносцев на Восток евреи вздохнулисвободнее; скрывавшиеся в замках и крепостях стали выходить из своих убежищ, анасильно окрещенные возвращались к прежней вере.

16. Третий крестовый поход. В 1187 г. египетский султан Саладин (12)отнял у христиан Иерусалим и положил конец существованию Иерусалимскогокоролевства. Следствием этого был третий крестовый поход в Святую Землю, вкотором участвовали германский император Фридрих Барбаросса, французскийкороль Филипп-Август и английский - Ричард Львиное Сердце. На этот разприготовления к крестовому походу сопровождались нападениями черни на евреев водном из трех союзных государств - в Англии. Еврейские общины в Англии,усиленные притоком переселенцев из соседней Франции, занимали в XII векевидное место в промышленной жизни страны. Евреи жили в Лондоне и другихгородах, занимаясь торговлей и банковскими операциями. Короли давали имсвободу передвижения, купли и продажи по всей стране, но взимали за этоогромные налоги. Среди евреев Лондона и провинциальных городов встречалисьбогатые люди, жившие в каменных домах, "подобных дворцам". Крупные купцы ибанкиры обращали на себя внимание, возбуждая алчность королей и завистьхристианского населения, которое считало всех евреев богачами. Эти чувства, всвязи с религиозным фанатизмом, подготовили почву для взрыва народных страстейнакануне третьего крестового похода.

Приготовления к этому походу совпали с восшествием на престол короляРичарда I (Львиное Сердце). В день коронации явились в лондонский королевскийдворец многочисл