КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ

С. М. Дубнов

Жду Ваших писем!

= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ =

Часть 3 Средние века и новое время

Средние века

1. Вступление. Во всемирной истории "средними веками" называетсятысячелетие, протекшее от распадения Западной Римской империи (476 г.) дооткрытия Америки (1492 г.). В истории еврейского народа это тысячелетиепростирается от заключения Талмуда Вавилонского (500 г.) до изгнания евреев изИспании (1492 г.). Оно разделяется на два периода. В первый период (от VI доXI века христианской эры) главная масса еврейского народа живет еще наВостоке: в Вавилонии, Персии, Аравии, Сирии, Палестине и Египте [Краткаяистория евреев, часть II, глава XI.], - а меньшая часть его разбросана в видеотдельных поселений на Западе, в европейских странах: Италии, Византии,Испании, Германии, Руси. Во второй период средних веков (XI-XV вв.) замечаетсяобратное явление: на Востоке остается меньшая часть еврейского народа, абольшая часть его сосредоточивается на Западе. Вместо Палестины и Вавилонии,центрами еврейства делаются Испания, Франция, Германия и другие европейскиестраны. В руках евреев находилась тогда значительная часть международнойторговли, они издавна были промышленными посредниками между Азией и Европой, -и поэтому им нетрудно было переместиться с Востока на Запад, когда их главныевосточные центры пришли в упадок и когда Азия, наводненная монголами, сталапогружаться в долгий средневековый сон. В Европе они уже нашли старыееврейские поселения, образовавшиеся во времена Римской империи. Одним измостов, по которому евреи перешли из Азии и Африки в Европу, была Испания:когда эта страна была завоевана в VIII веке арабами, восточные евреи прониклитуда вместе с завоевателями и превратили Испанию на несколько столетий в однуиз самых образованных стран Европы.

В судьбе самих европейских евреев есть также различие между двумяуказанными периодами средних веков. В первый период, когда число евреев вЕвропы было еще невелико, они жили сравнительно спокойно и лишь редкоподвергались гонениям со стороны окружающих народов, переходивших тогда отязычества) к христианству. Во второй же период, по мере своего размножения,евреи все чаще подвергаются со стороны христиан притеснениям и преследованиям,которые в нескольких странах кончаются полным изгнанием еврейских жителей.Разделительным пунктом между этими двумя половинами средних веков служит времякрестовых походов, начавшихся с 1096 г. во Франции и Германии.

Глава 1

Еврейские поселения в Европе до крестовых походов (500-1096 гг.)

1. Италия и Византия. Римская империя, отнявшая у евреев их отечество -Иудею, всегда давала приют в своих владениях еврейским переселенцам. Послеразделения империи на Западную Римскую и Восточную Византийскую (395 г.) евреижили в обеих ее половинах, среди итальянцев и греков. Спустя 400 лет послеразрушения Иерусалима евреи видели разрушение Рима "варварами" - племенамиготов и германцев - и полное распадение некогда могущественного государства(476 г.). Они были свидетелями того, как постепенно императорский Римпревращался в папский, военная столица - в церковную, в обитель католическихпап, первосвященников христианской церкви в Европе.

Первые римские папы не притесняли евреев, хотя и очень старались обратитьих в христианство. Папа Григорий Великий (590 г.) дозволял еврейским общинамуправляться по своим законам и обычаям; но он давал разные льготы и выгоды темиз евреев, которые обращались в христианскую веру. Когда ему говорили, чтоменяющие веру ради выгоды не будут искренними христианами, папа отвечал: "Затодети и внуки новообращенных будут уже настоящими христианами".

Благосостояние евреев в Италии возросло с тех пор. как эта страна вошла всостав западноевропейской им перки Карла Великого (VIII-IX вв.). Императорособенно ценил деятельность евреев в области международной торговли ипокровительствовал им. Но при преемниках Карла Великого его империя распалась,и в Западной Европе все более утверждался феодальный строй, то есть такойпорядок, при котором владельцы крупных земельных поместий являлись полнымихозяевами в своих землях и управляли жителями на правах феодальных князей,плативших дань и поставлявших войско королю данной страны. Судьба евреев,поэтому, зависела не от одного правителя, а многих; в одной области они жилисвободно и пользовались почти всеми гражданскими правами, в другой - ихпритесняли. Большие еврейские общины существовали тогда в итальянских городах:Риме, Венеции, Неаполе и на острове Сицилии. В Риме католические папыотносились к евреям терпимо, а некоторые даже покровительствовали им и непозволяли церковным соборам ограничивать их в правах; евреям в папскихвладениях запрещалось только держать в своих домах христианскую прислугу, изопасения, что она обратится в иудейскую религию. Но переход евреев вхристианство поощрялся всякими способами. Потомок одной еврейской семьи,принявшей христианство, сделался позже папой римским, под именем Анаклета II(1130-1138 гг.).

С этим фактом связано народное предание о "еврейском папе" Эльханане. Уеврейского ученого рабби Симона из Майнца - гласит предание - был похищенмалолетний сын, Эльханан; мальчика окрестили и воспитывали в католическоммонастыре. Привезенный в Рим, он, благодаря своим блестящим способностям,достиг высокого звания кардинала, а затем был избран папой. Но Эльханан сильнотосковал по родной семье и религии отцов. Желая увидеть своего престарелогоотца, он прибег к следующей хитрости. Он велел майнцскому епископу притеснятьместных евреев, полагая что последние пошлют тогда с жалобами в Рим депутатов,среди которых, вероятно, будет почтенный рабби Симон. И действительно, Симонприехал в Рим, чтобы ходатайствовать перед папой об отмене епископскихприказов. Папа сначала вел с еврейским ученым религиозный спор, в которомобнаружил изумительное знание иудаизма, затем играл со стариком в шахматы(папа был большой любитель шахматной игры) и, наконец, оставшись с нимнаедине, открыл свою тайну. Потрясенный рабби Симон узнал в римском папесвоего пропавшего сына Эльханана и убедился в его желании возвратиться виудейство. Он поспешил в Майнц с папским приказом, чтобы евреев пересталипритеснять, и с радостной вестью жене, что пропавший сын нашелся. Черезнекоторое время папа внезапно исчез из Рима. Он тайно приехал в Майнц, сталисповедовать иудейскую веру и жил в доме родителей. По другому рассказу, делоне так благополучно кончилось: раскаявшийся папа, желая искупить свое прежнееотступничество от еврейства, бросился с башни храма Св. Петра в Риме иразбился насмерть.

Положение евреев в Византийской империи (на Балканском полуострове) былогораздо хуже, чем в Италии. Византийские императоры относились враждебно кевреям еще со времен Юстиниана (VI в.) и крайне стесняли их в гражданскихправах. Иногда их насильственно обращали в христианство. Император ЛевИсавриянин издал указ, чтобы все евреи приняли крещение по греческому обряду,грозя им в противном случае самыми ужасными наказаниями (723 г.). Многиеприняли тогда для вида крещение, надеясь впоследствии когда утихнутпреследования, вернуться к своей вере, другие же переселились из Византии насеверное побережье Черного моря, в область Тавриды и Крыма. Об императореВасилии Македонянине (867 г.) рассказывают, что он всеми способами принуждалевреев к принятию христианства, а когда его старания не привели к цели, онуничтожил около тысячи еврейских общин; уцелели только пять общин, благодарязаступничеству еврейского поэта Шефатии, который вылечил сумасшедшую дочьимператора. Этим поэтом была написана, по преданию, одна стихотворнаяпокаянная молитва, начинающаяся словами "Исраиль поша" (в Селихот и Махзоре).Следующие строфы ее выражают настроение гонимых: Мы стучимся в Твои двери, Боже, как нищие, Услышь же нашу мольбу, Живущий в горних! Мы запуганы нашими притеснителями и оскорбителями, Не оставь же нас Ты, Бог наших предков! Пусть спасение явится нам пред глазами всех, Пусть прекратится владычество злодеев, Положи конец всем бедствиям нашим, И пусть придут избавители к Циону.

Такие ужасные гонения, однако, были сравнительно редки. В более спокойныевремена византийские евреи играли очень важную роль в хозяйственной жизнистраны. Они имели свои общины в городах Греции, Фессалии, Македонии, Фракии ина островах Архипелага. Значительные общины находились в столице -Константинополе и в торговом приморском городе Салониках. Евреи занималисьразличными промыслами, в особенности шелководством и изготовлением шелковых ипурпурных тканей. Из ремесел наиболее распространенным было красильное, и"еврейская краска" славилась в тогдашней торговле. В крупных: городах рядом собщинами талмудистов, или "раббанитов", находились караимские общины. ВКонстантинополе евреи жили в торговом квартале Пера, на берегу моря.Гражданские права их, в силу старых церковных законов, были крайне ограничены,но в своей внутренней жизни они были свободны. Еврейские общины управлялисьсвоими выборными старшинами, или "эфорами".

3. Испания при вестготах. В Испании, на Пиренейском полуострове, евреижили с незапамятных времен, еще до утверждения христианства в этой стране. Онипроникли туда как подданные Римской империи, в состав которой входила иИспания. В V веке, когда Римская империя распадалась, Испанией завладелогерманское племя вестготов и утвердило здесь свое царство. Вестготские короли,приняв христианство по католическому обряду, предоставили в стране большуюкласть духовенству, - и с тех пор евреев стали жестоко преследовать за веру.Король Рекаред I издал крайне стеснительные для евреев законы (589 г.) Этизаконы имели целью прекратить всякое общение между евреями и христианами,которые раньше жили как добрые соседи. Боялись, что евреи отвлекут христиан отцеркви. Вестготский король Сизебут предложил всем испанским евреям или принятькрещение, или выселиться из страны (612 г.). Многие тогда выселились в другиестраны, но иные были принуждены креститься, сохраняя в душе привязанность киудейству. Некоторые из правителей позднейшего времени отменяли или смягчалиэти строгости против евреев. Но таких правителей было немного. Большая частьвестготских королей в Испании соединяла в себе первобытную дикость нравов снеобузданным религиозным фанатизмом. Подстрекаемые католическим духовенством,они стремились или истребить евреев, или обратить их в христианство.

Особенной свирепостью отличались короли Рецесвиит (652 г.), Эрвиг (680г.) и Эгика (687 г.). Они больше всего преследовали тех евреев, которыераньше, по принуждению, принимали христианство и потом возвращались к прежнейвере. При короле Эгике эти крещеные евреи были доведены до такого отчаяния,что они решились составить заговор с целью низвержения вестготской династии.Они вступили в союз со своими соплеменниками в Северной Африке, жившимисчастливо под властью арабов, и с их помощью намеревались произвестигосударственный переворот. Замысел этот, однако, был обнаружен - и всехиспанских евреев постигла ужасная кара. Раздраженный король, с согласиясозванного по этому случаю церковного собора, издал указ такого содержания(694 г.): "Ввиду того, что евреи не только осквернили веру, к которой церковьудостоила приобщить их при крещении, и соблюдают свои прежние обряды, но сверхтого еще дерзнули составить заговор с целью насильственно присвоить себевласть в государстве, - все они объявляются рабами и раздаются в крепостноевладение разным господам (христианам), которые не имеют права отпускать их наволю. Дети, начиная с семилетнего возраста, отнимаются у своих родителей иотдаются на воспитание к христианам".

Неизвестно, что сталось бы с евреями после таких гонений, если бы вскорене пришел конец вестготскому владычеству в Испании. Из северных областейАфрики, отделяемых от Испании Гибралтарским проливом, хлынули в эту странувоинственные племена арабов (берберы, мавры) и быстро завоевали большую частьее (711 г.). Евреи встретили арабов как освободителей и оказывали им помощь вборьбе с вестготами. Завоевав какой-нибудь город, арабские вожди поручалиохрану его евреям, как надежным союзникам, и шли с войском дальше. СтолицаИспании, Толедо, была сдана арабскому полководцу Тарику евреями, которыеотворили завоевателю ворота города, в то время как католическое населениеискало спасения в церквах; охрана столицы также поручена была евреям. Такимобразом, евреи сделались хозяевами тех городов, откуда их раньше бесчеловечноизгоняли. Вступив в управление Испанией, арабские халифы предоставили евреямполную свободу вероисповедания и внутреннее самоуправление. В Гренаде,Кордове, Толедо и других городах Испании вновь образовались многочисленныееврейские общины, пользовавшиеся таким же независимым положением, как ихсоплеменники в арабской Вавилонии.

Арабское войско, завоевавшее Испанию, принадлежало восточному халифату,где тогда царствовала дамасская династия Омайадов [Краткая история евреев, ч.II, 68-69.]. Поэтому Испания сделалась сначала провинцией Дамасского халифата.Когда омайадские халифы уступили место династии Абассидов из Багдада(Багдадский халифат), последний из Омайадов, Абдуррахман, бежал в Испанию иобъявил себя здесь независимым правителем (755 г.). Он избрал своей столицейгород Кордову, и вследствие этого арабское царство в Испании позже называлосьКордовским халифатом. Здесь для евреев наступила пора мирного развития. Твердодержась своей религии и народности, они, тем не менее, сближались спросвещенными арабами в гражданской и умственной жизни. Совокупными усилиямиэтих двух семитических народов, исповедовавших иудейство и ислам, была созданав Испании такая высокая культура, которая сделала эту страну самым светлымуголком в темной средневековой Европе.

4. Франция и Германия. Еврейские поселения в Галлии (Франции) и Германиивозникли еще тогда, когда эти страны были провинциями древней Римской империи.В IV и V веках христианской эры еврейские колонии встречаются в Марселе,Орлеане, Клермоне, Париже, Кельне и некоторых других городах. Везде евреипользовались правами "римских граждан" и мирно уживались стуземцами-язычниками. Распространение христианства среди этих воинственных"варварских" племен должно было повести к смягчению их нравов; христианскаярелигия, вышедшая из иудейской, должна была еще больше сблизить туземцев -франков и германцев - с жившими среди них евреями. И действительно,новообращенные племена, не видя большой разницы между двумя родственнымирелигиями, сближались с евреями и даже роднились с ними путем браков. Это ненравилось высшему христианскому духовенству, которое боялось влияния иудействана "сынов церкви", и оно всеми силами старалось испортить эти добрые отношениямежду последователями двух религий. Оно внушало своей пастве, что грешнодружить с евреями, предки которых будто бы убили Христа. Многие католическиеепископы уговаривали королей насильно крестить евреев или изгнать их изгосударства.

Старания духовенства увенчались успехом в новом франкском государстве,где управляли христианские короли из династии Меровингов (VI-VII вв.).Меровингские короли предоставили евреев в полное распоряжение духовенства иподчинили их церковному законодатсльству. Церковные соборы в Орлеане (533-541гг.) строго запрещали браки между христианами и евреями; евреям не дозволялосьпоказываться на улицах в дни Страстной недели и Пасхи; за обращение христиан виудейство закон строго наказывал; раб еврея, принявший христианство,объявлялся за это свободным. Все старания духовенства были направлены к тому,чтобы прекратить всякое общение между евреями и окружающим населением ивыделить их в особую бесправную касту. Но этим не довольствовались. Некоторыефранкские короли и епископы пытались обращать евреев в католичествонасильственными мерами.

Епископ Авит из Клермона долго увещевал местных евреев отречься от верыотцов. Его проповеди не имели успеха, и только один еврей принял крещение впраздник Пасхи. Вероотступник навлек на себя ненависть своих прежнихединоверцев. Однажды, когда он шел по улице в церковной процессии, какой-тоеврей вылил ему на голову вонючее масло. Тогда, в день Вознесения, разъяреннаятолпа христиан, в присутствии епископа, разрушила синагогу до основания игрозила перебить всех евреев. На другой день епископ призвал к себеклермонских евреев и предложил им либо принять крещение, либо покинуть город.Один тогдашний поэт-монах переложил эту краткую речь епископа в латинскиестихи, в такой форме: Зри, что ты делаешь, старый еврейский народ, неразумный! Жизнь обнови ты свою, научись ты под старость хоть вере! Но говорить слишком долго, времени ж мало. Так слушай: Веру ты нашу прими, а не то убирайся отсюда. Выбор свободен тебе: исполни совет мой немедля И оставайся среди нас, упорные пусть же уходят.

После трехдневных мучительных колебаний около пятисот евреев согласилисьпринять крещение, а прочие бежали в Марсель (576 г.).

Особенное усердие проявили в деле обращения евреев франкский корольХильперик и его сподвижник, ученый епископ Григорий Турский. У Хильперика былв Париже торговый и финансовый агент, еврей Приск. Король очень ценил ум ичестность Приска, но не мог мириться с его еврейским исповеданием. Он иепископ Турский уговаривали Приска принять крещение, но еврей упорноотказывался. Однажды король, шутя, взял Приска за голову, наклонил ее и сказалепископу: приди, служитель Божий, и возложи на него руки! Приск с ужасомотшатнулся от крестного знамения. Король рассердился, а епископ вступил севреем в горячий спор о том, чья вера истинная: христианская или иудейская.Еврей доводами разума и библейскими изречениями доказывал, что Христос не былсыном Божьим. Хильперик отпустил Приска, чтобы дать ему время одуматься; нокогда тот все еще продолжал упорствовать, король воскликнул: "Если еврей неуверует добровольно, я силою заставлю его верить!". Боясь угроз светских идуховных властей, многие евреи в Париже давали себя крестить. Приск подразными предлогами откладывал крещение, не желая даже притворно отречься отверы отцов. Однажды в субботу, когда он шел в синагогу, находившуюся на однойиз отдаленных улиц Парижа, на него напал выкрест из евреев и убил его (582г.).

Один из последних королей меровингской династии, Дагоберт, соперничал вжестокостях против евреев со своими современниками, вестготскими королямиИспании. Он безжалостно гнал из своей страны еврейских переселенцев, бежавшихтуда из соседней Испании. В 629 г. он с одобрения епископов издал указ, чтобывсе евреи, не желающие принять крещение, были изгнаны из пределов франкскогогосударства. Летописцы утверждают, что к этому шагу побудило Дагоберта письмовизантийского императора Гераклия, который в то же время воздвиг гонения наевреев в своей империи (ч. II, 65). Гераклий будто бы из предсказанийастрологов узнал, что Византия будет опустошена "обрезанным народом"; полагая,что опасность эта грозит со стороны исповедующих иудейство, императорсоветовал королю франков озаботиться крещением евресоветовал королю франковозаботиться крещением евреев, как народа, опасного для всякой христианскойдержавы. "Обрезанный народ" вскоре действительно нагрянул на Византию, но тобыли не евреи, а мусульмане-арабы.

Падение государства Меровингов и создание империи Карла Великого избавилина время евреев Франции и Германии от преследований (768-814 гг.). Этотмогущественный монарх не поддавался влиянию духовенства и покровительствовалевреям, которые тогда были главными двигателями торговли и промышленности вЕвропе. Карл Великий поощрял во Франции торговые предприятия евреев, позволялим приобретать недвижимость и заниматься всякими промыслами, в особенностисудоходством. Некоторые образованные евреи были даже в числе приближенныхимператора; один из них, Исаак, участвовал в посольстве, отправленном Карлом кбагдадскому халифу Гарун аль-Рашиду. - Сын Карла, Людовик Благочестивый(814-840 гг.), также защищал евреев против враждебного им католическогодуховенства. Когда фанатический лионский епископ Агобард стал в церквахвозбуждать народ к нападению на евреев, Людовик приказал епископу замолчать, аевреям обещал свою охрану. Он назначил особого чиновника с титулом "еврейскийстароста" ("magister judaeorum"), для защиты гражданских и торговых правевреев от всяких нарушений.

Империя Карла Великого вновь распалась после смерти его сына. ПотомкиКарла царствовали в Италии, Германии и Франции, превратившихся в отдельныегосударства. Но власть этих королей была очень слаба. Благодаря феодальномустрою (2), отдельные бароны и графы распоряжались в своих владениях почти какнезависимые короли. Вот почему в разных областях Франции положение евреев былоразлично: в одних местах феодалы покровительствовали им, а в другихпреследовали. Там, где господствовала церковная политика, с евреями обращалисьжестоко. В городе Тулузе, например, графы установили следующий "церковный"обычай: ежегодно, перед христианской Пасхой, тулузский граф приглашал к себестарейшину местной еврейской общины и давал ему чувствительную пощечину, чтобыв его лице напомнить евреям о муках распятого Христа. От этой предпасхальнойпощечины евреи впоследствии откупались особым денежным налогом. В Безьерекатолическое духовенство ежегодно, на Страстной неделе, призывало в своихпроповедях христиан мстить евреям за распятие Христа, - и послушная своимпастырям толпа действительно бросалась на евреев, била их и бросала камни в ихжилища. Бывали случаи вооруженного сопротивления со стороны еврейских жителей,и тогда дело доходило до кровопролития.

В Германии, после прекращения династии Карла Великого, утвердиласьСаксонская династия. Германский король Оттон Великий (в Х веке) присоединил ксвоим владениям Северную Италию и получил звание "императора". Считаясь как бынаследниками римских императоров, германские властители смотрели на евреев,как на собственность своего государства, полученную в наследство от ДревнегоРима. Императоры часто уступали известные области вместе с проживавшими в нихевреями своим феодалам: графам, баронам или епископам. Разрешая евреямзаниматься торговлей или ремеслами в той или другой области, местные властивзимали с них за это большие подати.

Во многих городах Германии евреи жили отдельными общинами, во главекоторых стояли ученые раввины и старейшины. Наиболее благоустроенные общинынаходились в городах Эльзаса, Лотарингии и прирейнских областей (Майнц, Вормс,Шпейер, Кельн). Здесь возникали талмудические школы и появлялись авторитетныезаконоучители, предписаниями которых евреи руководствовались в своейвнутренней жизни. В начале XI века прославился майнцский ученый рабби-Гершом,прозванный Меор-гагола (светило рассеянного народа). Он стоял во главе высшейталмудической школы, служившей рассадником раввинов для общин Германии иФранции. Подобно былым гаонам, рабби-Гершом разрешал спорные вопросыеврейского законодательства и издавал в нужных случаях новые законы. Он, междупрочим, запретил многоженство, которое еще иногда встречалось среди евреев наВостоке, и постановил, что муж не может дать жене развод без ее согласия. Этипостановления были одобрены съездом раввинов в Вормсе. Ученые, вышедшие изшколы рабби-Гершома, были известны под именем "мудрецов Лотарингии".

5. Русь и Польша. Хазарское царство. Появление евреев в землях, вошедшихпотом в состав Южной Руси, относится к очень древнему времени. Еще в первыевека христианской эры встречались еврейские поселения в греческих владениях, ксеверу от Черного моря и на Крымском полуострове. Там жили выходцы из близкойВизантии, имевшей в этих странах свои колонии. Две греческие надписи напамятниках, найденных близ Керчи и относящихся к 80-81 гг. христианской эры,свидетельствуют о существовании в этой области "синагоги иудеев", то естьеврейской общины и молельни.

В VII веке у берегов Каспийского моря возникло сильное Хазарскоегосударство. Хазары или козары были сначала язычниками из татарского племениНо с течением времени они познакомились с религиями иудеев, греков и арабов ипочувствовали влечение к единобожию. Предание рассказывает, что хазарский царьБулан (около 730 г.) пожелал принять одну из этих трех религий. Византийскийимператор отправил к нему послов с дарами, предлагая принять христианство;арабский халиф через послов старался склонить Булана к магометанской вере.Булан призвал также еврейских мудрецов. Так как всякий хвалил только своюверу, то царь Булан решил выбрать из трех религий еврейскую, как самуюдревнюю. Следуя примеру своего царя, многие хазары обратились в иудейство.Хазарские цари назывались хаганами (коганим, священники). Их столицей былгород Итиль, близ впадения Волги в Каспийское море (около нынешней Астрахани).Один из потомков Булана, хаган Обадия был особенно ревностным последователемиудейства. Он приглашал из других стран еврейских ученых велел обучать народБиблии, основывал синагоги и упорядочил богослужение. Иудейское вероучениеспособствовало смягчению нравов полудиких хазар. Долгое время евреи другихстран не знали о существовании Хазарского царства. Только в Х веке узнали обэтом в Испании. Около 950 г. хазарский царь Иосиф, потомок Обадии, послал вИспанию письмо, в котором рассказал о том, как его предки приняли иудейство.Вскоре после этого Хазарское царство пало. В прежние века хазары делали набегина славян, живших по Волге и Днепру, и брали с них дань; но когда русскоегосударство при киевских князьях усилилось, владычество хазар ослабело.Киевский князь Святослав завоевал их крепости на Волге и вытеснил их изКаспийской области (969 г.). Хазары частью переселились в Крым, частьюрассеялись по русским землям.

Около того времени евреи появились в Киевской Руси. Русский летописецНестор рассказывает, что в 986 году прибыли в Кие" "хазарские евреи". Киевскийкнязь Владимир Святой, тогда еще язычник, готовился принять от грековхристианскую веру. Хазарские евреи, как гласит предание, уговаривали егопринять иудейство. Но Владимар спросил их: где же земля ваша? Евреи отвечали:в Иерусалиме. "А вы тем живете?" - спросил князь. "Нет, - отвечали евреи, -Бог разгневался на наших предков и рассеял их по разным странам.". ТогдаВладимир сказал: "Как же вы других учите, если вы сами отвергнуты Богом ирассеяны?". Вслед за тем князь принял крещение и крестил свой народ.Появившиеся затем в Киеве русские монахи и священники, воспитанные греками,часто спорили с евреями о вере. Монах Феодосии Печерский ходил к киевскимевреям и препирался с ними о религии, называя их беззаконниками и отступниками(1070 г.). На Руси устанавливалось такое же отношение к еврейству, как вВизантии.

Спустя сто лет после Владимира Святого, евреи еще жили и торговали вКиевском княжестве. Великий князь Святополк II покровительствовал еврейскимкупцам и поверял некоторым собирание товарных пошлин и прочих княжескихдоходов. В городе Киеве существовала тогда значительная еврейская община. Этуобщину постигло тяжкое испытание во время междуцарствия, последовавшего послесмерти Святополка (1113 г.). Киевляне пригласили на княжеский престолВладимира Мономаха, но так как он медлил с прибытием в Киев, то в городепроизошли беспорядки. Толпа взбунтовалась, разграбила двор тысяцкого Путяты, азатем двинулась против евреев и разграбила их имущество. Жители Киеваотправили вторичное посольство к Мономаху с заявлением, что если он дольшебудет медлить, то погром примет еще большие размеры. Тогда