=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ =ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ=


ГУСТАВ ГЕЧЕ. БИБЛЕЙСКИЕ ИСТОРИИ

Жду Ваших писем!

ДЕЯНИЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ.

Ранее к числу так называемых исторических сочинений Нового завета относили пять канонических книг: четыре евангелия и Деяния святых апостолов. Мы не рассматриваем евангелия как исторические произведения, поэтому, собственно, речь идет об одной исторической книге. Правда, ранними христианами был создан не один рассказ о деяниях апостолов. Сохранились и другие книги на эту тему. Наиболее известны две из них: Деяния апостола Петра и Деяния апостола Павла.

В Деяниях апостола Петра рассказывается о том, как во времена гонений на христиан в период правления императора Нерона Петр собрался уйти из Рима, но по пути встретился с Иисусом, который на вопрос: "Куда идешь, господи?" - ответил: "Иду в Рим, чтобы меня снова распяли". Петру стало стыдно, он вернулся в Рим, чтобы принять мученическую смерть. Единственная его просьба заключалась в том, чтобы его распяли вниз головой, поскольку не счел себя достойным погибнуть на кресте так, как его учитель.

В Деяниях апостола Павла, состоящих из нескольких глав, рассказывается о мученичестве Павла. Павел был свободным римским гражданином, поэтому его нельзя было распять на кресте как раба, ему отрубили голову. Отрубленная голова апостола трижды подпрыгнула, и там, где она коснулась земли, забил целебный источник.

Упомянутые Деяния и некоторые другие повествования не попали в число канонических книг, а посему мы не будем рассматривать их здесь.

Евангелия посвящены жизни Иисуса, а в Деяниях святых апостолов рассказывается о том, как распространялось евангелие (благая весть) в Палестине и во всем эллинистическом мире. Сюжеты, описанные в Деяниях, не являются достоверными историческими сообщениями, в них отражаются те представления, которые были характерны для конца I в., то есть для времени создания книги.

Автор книги не излагает деяний всех апостолов, в основном здесь рассказывается о двух: Петре и Павле. Отбор материала раскрывает цель автора: в его задачу не входит изложение истории церкви, он хочет лишь подтвердить, что сбывается пророчество Иисуса о миссии апостолов. "И проповедану быть во имя его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима" (Лк. 24:47). Автор показывает, как Петр принес "благую весть" в Иерусалим, то есть к иудеям, а с помощью Павла ее получили и другие народы.

Примерно в то самое время, когда создавались Деяния святых апостолов, обострились отношения между иудаистами и христианами. Христиане решительно порвали с иудаизмом. Следует отметить, что им удалось найти последователей и среди иудеев, но большая их часть отвернулась от христиан. Апостолы начали проповедовать иудеям "благую весть", но, убедившись, что они не верят в Иисуса, вполне закономерно обратились к язычникам, которые восприняли новое учение.

Все деяния апостолов продиктованы указаниями бога. Таким образом, то, что христиане перенесли "центр тяжести" миссионерской деятельности в языческий мир (деятельность апостола Павла), вполне соответствует согласованной воле бога-отца и Иисуса.

Автор книги Деяния святых апостолов прилагает усилия для того, чтобы полностью обеспечить успех христианскому учению. Поэтому он рисует фигуру Павла, апостола язычников, с теми же атрибутами власти и авторитета, которыми обладал Петр, миссионер среди иудеев. Если Петр воскресил Тавифу (9:36-42), то Павлу пришлось воскресить Евтиха (20:9-12); если Петр исцелил хромого (3:2-10), то лечением занимался и Павел (14:8- 11); если Петр чудом вышел из темницы (12:7-10), то чудом спасся и Павел (16:26); если тень Петра могла исцелять больных (5:15), то Павел использовал для этой же цели край своего платья (19:12).

Из вышесказанного не вытекает, что в книге мы не найдем достоверных данных о жизни ранних христиан, о деятельности апостолов. Стоит лишь отметить, что все это играет второстепенную роль в повествовании, поскольку автор рассматривал события с точки зрения своего времени, перенося современные ему представления на более ранний исторический период.

Весьма трудно установить место, а тем более время создания Деяний святых апостолов. Раньше предполагали, что книга была написана до разрушения Иерусалима, то есть после первого ареста Павла или его смерти (65- 70 гг.). Но Деяния были задуманы как продолжение Евангелия от Луки, которое датируется периодом после 70-х годов. Часть исследователей полагает, что книга была написана между 90-100 гг. Допускается, что автор работал с различными по ценности источниками, которые он свободно группировал или перерабатывал в зависимости от стоящей перед ним цели. Возможно, что книга была создана в Риме.

По традиции, восходящей к истокам раннего христианства, считалось, что автором Деяний апостолов является евангелист Лука. Богословы полагают это на том основании, что Деяния, как и Евангелие от Луки, посвящены некоему Феофилу. Традиция также считает Луку спутником апостола Павла и как на доказательство ссылается на те места в Деяниях, которые написаны от первого лица множественного числа (16:10-17; 20:5-15; 21:1-18; 27:1- 28, 16). Однако этого недостаточно, чтобы сделать вывод об авторстве. Возможно, что автор Деяний апостолов при составлении книги использовал рассказы, записанные со слов спутника апостола Павла - Луки.

Текст книги Деяний сохранился в нескольких весьма различных вариантах. Наиболее древним считается самый короткий ("александрийский") текст, в других источниках называемый западным; он и берется за основу для переводов, хотя учитываются и более поздние дополнения.

После вознесения на небо Иисуса свидетели чуда сошли с Елеонской горы и вернулись в Иерусалим. Петр сказал им, что предатель Иуда мертв и "достоинство его да приимет другой". Жребий пал на давнего ученика Иисуса, по имени Матфий.

На десятый день после вознесения Иисуса (в день пятидесятницы) его ученики собрались вместе и молились. Вдруг раздался шум с неба, словно от приближающегося сильного ветра, затем показались "разделяющиеся языки огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все духа святаго и начали говорить на иных языках". Набожные иудеи с удивлением прислушивались к шуму, иные, усмехаясь, говорили: "Они напились сладкого вина" (Деян. 2:1-13).

Это описание напоминает те богослужения ранних христиан, когда выступали проповедники, которые приводили себя в экстаз и начинали издавать нечленораздельные звуки, что воспринималось большей частью слушателей как "вещаемое свыше" устами пророков.

Перед собравшимися заговорил Петр. В пламенной речи он представил распятого на кресте Иисуса как бога, как мессию. Под воздействием его слов три тысячи иудеев "умилились сердцем" и поспешили креститься. Так возникла первая церковь в Иерусалиме, численность которой постоянно увеличивалась: "И много чудес и знамений совершились через апостолов в Иерусалиме... Господь же ежедневно прилагал спасаемых к церкви" (Деян. 2:43, 47).

Члены церкви жили одной семьей. Все было общим, "и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого... принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля бога и находясь в любви у всего народа" (2:45-47).

В Деяниях упоминается случай, когда человек, по имени Анания, и его жена "продали имение", утаив часть денег от общины. Петр упрекнул Ананию в том, что он солгал не людям, а богу. Услышав эти слова, Анания упал бездыханным. Спустя некоторое время появилась жена Анании Сапфира. На вопрос Петра она, как и муж, дала заведомо ложный ответ, за что тоже поплатилась жизнью. "И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это".

Укрепление христианства вызвало недовольство синедриона. Апостолов схватили и бросили в темницу, из которой они чудом спаслись. Первосвященники вновь потребовали привести апостолов и приказали им прекратить проповедническую деятельность. Петр в ответ заявил, что "должно повиноваться больше богу, нежели человекам". Синедрион собрался приговорить апостолов к смерти. Но тогда заговорил всеми уважаемый законоучитель, по имени Гамалиил, взявший апостолов под защиту. Он высказал мысль о том, что если христианское движение исходит от людей, то оно само по себе прекратится, а если действительно от бога, то его не "разрушить". Члены синедриона, избив апостолов, все же отпустили их.

Численность последователей христианства росла, и апостолам для выполнения их обязанностей стали необходимы помощники - диаконы, которых избирали сами верующие. Наиболее популярным был диакон Стефан. Он "совершал великие чудеса и знамения в народе". Недовольные растущим влиянием Стефана, "некоторые из... синагоги" подговорили лжесвидетелей выступить в синедрионе и обвинить его в "хульных словах" против синагоги и законов Моисея. Стефана вывели за город и забили камнями. При этом присутствовал юноша, по имени Савл (позднее апостол Павел), одобривший избиение Стефана.

После смерти Стефана началось гонение на все иерусалимские общины. Особенно здесь отличался Савл, который "терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу". Христиане, спасаясь от преследований, покинули город и расселились в разных местах. Апостолы остались в Иерусалиме.

Сообщение о первых гонениях на христиан восходит к тем временам, когда произошел окончательный разрыв между иудеями и христианами, когда имевшиеся противоречия выросли до непримиримой вражды. Автор же Деяний считает, что вражда началась с момента возникновения христианства, причем зачинщиками, по его мнению, были иудеи. Но иудеи во времена римского господства вряд ли могли выражать свое отношение к христианам в такой форме. Тем более трудно представить казни по распоряжению синедриона, без разрешения римского наместника.

Спасаясь от гонений, члены новой церкви расселились по всей Палестине, повсюду они несли христианское учение. Палестинскую миссию возглавил Петр, который совершил немало путешествий в те края, где ждали "благой вести". В Деяниях с его именем связаны наиболее значительные чудеса. Ему приписываются не только исцеления больных, но и воскрешение мертвой (христианки Тавифы из Иопии).

Проповедники христианства добирались и до тех районов страны, где жили иноземцы. Диакон Филипп вел миссионерскую работу среди самаритян, презираемых иудеями. Он творил чудеса и тем самым завоевал симпатию жителей Самарии. В этом городе жил волхв Симон, который, увидев, как апостолы возложением руки передают уверовавшим "дух святой", предложил им деньги, чтобы они дали ему ту же власть. Петр ответил ему:

"Серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар божий получить за деньги" (8:20. Позднее людей, которые пытались купить или продать духовные ценности церкви, стали называть симонитами).

Филипп удачно проповедовал не только среди самаритян, ему удалось обратить в христианство хранителя сокровищ эфиопской царицы. Таким образом, внимание христиан было обращено не только на иудеев, но и на "чужеземцев". Поскольку первоначально считалось, что учение Иисуса должно проповедоваться исключительно среди иудеев, то новые шаги миссии нужно было подкрепить "божественным указом".

Когда Петр находился в Иопии, он поднялся на крышу дома помолиться. Во время молитвы он почувствовал голод. Пока ему готовили еду, Петр "пришел в исступление". Ему привидилось, как с неба спускается сосуд, "как бы большое полотно, привязанное за четыре угла", в котором находились различные звери, пресмыкающиеся, птицы. Петр услышал глас: "Встань... заколи и ешь". Но Петр воспротивился: "Нет, господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого" (16:14). И тогда снова "был глас к нему: "Что бог очистил, того ты не почитай нечистым" (10:15). Видение повторилось трижды.

Пока Петр размышлял над тем, что же значило это видение, перед домом появились люди. Они заявили, что пришли за Петром по приказу сотника Корнилия. Корнилий же получил повеление позвать Петра в свой дом от святого ангела. Тогда Петр понял значение своего видения. Он отправился в дом язычника Корнилия, куда ему, как иудею, нельзя было входить. Петр "вошел в дом и нашел многих собравшихся. И сказал им: ...мне бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым" (10:28). Он обратился с проповедью к гостям Корнилия и пока говорил, "дух святый сошел на всех, слушающих слово... И верующие из обрезанных... изумились, что дар святаго духа излился и на язычников..." После этого Петр окрестил всех "во имя Иисуса Христа".

Когда апостолы и христиане-иудеи узнали о случившемся, то начали упрекать Петра: "Ты ходил к людям необрезанным и ел с ними" (11:2). Петр пересказал им по порядку, как все случилось. Он успокоил апостолов, которые прониклись мыслью, что "и язычникам дал бог покаяние в жизнь" (11:18). После этого они начали подвергать обряду крещения язычников вне Палестины - в Финикии, на Кипре и в Антиохии Сирийской.

В это же время началось новое гонение на христиан.

Внук Ирода Великого Ирод Агриппа I (37-44 гг.) повелел убить апостола Иакова, брата Иоанна, затем взял под стражу самого Петра. Петр бежал из тюрьмы с помощью ангела и нашел приют в "другом месте" (12:17). В Деяниях святых апостолов не указывается, где было это "другое место". По традиции предполагается - хотя этому нет никаких доказательств,- что он пошел в Антиохию, затем в Рим. Автор Деяний, вводя рассказ о втором гонении на христиан, пытается объяснить, почему христианская миссия обратилась к иудеям, живущим вне пределов Палестины, и к язычникам.

Сам Павел рассказывает о себе следующее: он родился в семье иудея в Тарсе Киликийском (22:3). Родители дали ему имя Савл, но поскольку был рожден римским гражданином, то носил еще одно имя: Павел. Родители воспитали его "в отеческом законе". Савл был "ревнителем по боге", ненавидевшим распространявшееся христианство, фанатическим преследователем этого учения. Он считал, что "должно много действовать против имени Иисуса Назорея" (26:9), "дыша угрозами и убийством на учеников господа" (9:1).

Савл выпросил у первосвященника разрешение на розыск христиан в Дамаске, чтобы передавать их на расправу синедриону. Когда же он приближался к Дамаску, то его внезапно озарил свет. Савл упал на землю и услышал голос: "Савл, Савл! что ты гонишь меня?" Тогда он спросил: "Кто ты, господи?" - и получил ответ:

"Я Иисус, которого ты гонишь" (9:4-5). Люди, сопровождавшие Савла, оцепенели, "слыша голос, а никого не видя".

Савл поднялся, но, поскольку он потерял зрение, его пришлось вести в Дамаск под руки. В Дамаске его принял христианин, по имени Анания, который вылечил Савла, возложив на него руки. После всего случившегося Савл крестился под именем Павла. Видение на пути в Дамаск оказало решающее воздействие на убеждения Павла: из ярого гонителя христиан он превратился в верного ученика Иисуса.

Верующие причисляют явление Иисуса Савлу к чудесам, действительно происшедшим с Савлом. Возможно, что по пути в Дамаск его застала гроза, а может быть, с ним приключился солнечный удар. Некоторые критики Библии считают, что Савл был нервнобольным и у него бывали галлюцинации. Может быть, галлюцинации и породили в нем убеждение, что он встретился с самим Христом. Видение на пути в Дамаск имеет три варианта в книге Деяния святых апостолов (9:1-19; 22:3- 21; 26:12-20), сам Павел часто вспоминает об этом событии, которое превратило его из преследователя учения Христа в апостола христиан.

Обращенный Павел начал проповедовать в синагогах Дамаска, но иудеи замыслили покушение на него. Христиане спасли ему жизнь, спустив по стене в корзине,- тем самым ему удалось избежать встречи с иудеями, день и ночь поджидавшими его у ворот. Павел поспешил в Иерусалим, где был весьма недоверчиво встречен учениками Иисуса. Ему помог Варнава, который убедил апостолов в искренности новообращенного. Однако Павлу не пришлось задержаться в Иерусалиме, поскольку иудеи и здесь покушались на его жизнь. Павел вернулся в свой родной город Тарс. Затем вместе с Варнавой он отправился в Антиохию, чтобы принять участие в обращении язычников. В течение года они проповедовали евангелие, "и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами" (11:26).

Учителя антиохийской церкви отправили Варнаву и Павла по языческим городам, чтобы они обратили людей в истинную веру. Таким образом, основной для Павла оказалась миссионерская деятельность среди язычников. Он совершил три путешествия, причем каждый раз создавал в языческих городах христианские общины.

Первое путешествие Павел совершил по острову Кипр, где ему удалось окрестить даже римского проконсула. Покинув Кипр, Павел и "бывшие при нем" отправились в Антиохию Писидийскую. Вначале Павел пытался проповедовать в синагогах, но, поскольку иудеи встретили его с недоверием, более того, враждебно, он обратился к язычникам, которые охотно слушали его. Но иудеи обратились с протестом к "набожным и почетным женщинам и первым в городе людям", и те повелели Павлу и его спутникам покинуть город. Тогда апостол с учениками отправился в Иконию, откуда их также изгнали. Им пришлось уйти в Листру.

В Листре Павел исцелил парализованного от рождения человека, и люди решили, что в лице Павла и Варнавы на землю явились греческие боги в образе человеческом. Но появившиеся в городе иудеи восстановили народ против апостола и его учеников. Павла побили камнями и выбросили за стены города, сочтя его мертвым. Но Павел пришел в себя и вместе с Варнавой отправился в Дервию, а потом - в Антиохию Сирийскую. Здесь они "собрали церковь" и рассказали о том, что случилось с ними у язычников.

"Некоторые, пришедшие из Иудеи" внесли раздор в ряды христиан, они утверждали, что необходимо быть обрезанным по иудейскому обряду, прежде чем стать христианином. Павел и Варнава возражали против этого, но им не удалось договориться с иудеями. Тогда они пошли в Иерусалим, чтобы апостолы и пресвитеры разрешили их спор. Но и в Иерусалиме этот вопрос не был окончательно решен до выступления Петра, который поддержал позицию Павла: будущие христиане не должны подвергаться обрезанию. Но зато они должны воздерживаться от "идоложертвенного и крови, и удавлетины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотят". Соборное решение было записано на бумаге и отправлено в Антиохию с Павлом и его сопровождающими.

Этот рассказ можно считать основанием для доказательства распространения христианства среди язычников, окончательного его разрыва с иудаизмом.

Во время своего второго миссионерского путешествия Павел побывал в ранее посещенных им местах, а потом с учениками отправился в Македонию через Троаду. Первым городом, где они провели несколько дней, был город Филиппы. Здесь они нашли немало последователей, но нашлись и противники. Павел изгнал из некой женщины, бывшей в услужении, "духа прорицания", который приносил большой доход ее хозяевам. Они пожаловались на апостола отцам города, и те приказали высечь Павла и его учеников и бросить их в темницу. Они чудом освободились из тюрьмы (началось землетрясение), причем попутно обратили в христианство темничного стража и его семью. Воеводы, не зная о случившемся, хотели тайно отпустить узников, но Павел потребовал, чтобы им принесли извинения за то, что их, римских граждан, публично били и посадили в тюрьму без суда. Испуганным отцам города пришлось просить прощения.

Павел проповедовал евангелие в Фессалониках и в Верии, но был вынужден покинуть и эти города.

В конце концов он попал в столицу Греции - Афины, центр культурной жизни государства, где получил возможность выступить с проповедью на главной площади города. Проповедь слушали многие, но лишь некоторые присоединились к апостолу и его ученикам.

Павел побывал в Коринфе и провел там "довольно дней". Ему удалось обратить немало язычников, среди них был и начальник синагоги. Но иудеи выступили против апостола и привели его "пред судилище". Однако проконсул Галлион даже не выслушал их, сказав, что в религиозных вопросах они должны разбираться сами. Павел оставался еще некоторое время в Коринфе, а затем вернулся в Антиохию.

Во время своего третьего миссионерского путешествия Павел побывал в Малой Азии, в городе Эфесе, где вел успешную миссионерскую деятельность среди последователей Иоанна Крестителя и в синагоге. Он сотворил несколько чудес. Если больные касались его платка или пояса, то "у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них". Среди серебряников, "делавших серебряные храмы Артемиды", начался мятеж, они боялись, что из-за успешных выступлений Павла они потеряют работу (Эфес славился своим