=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ =ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ=


ГУСТАВ ГЕЧЕ. БИБЛЕЙСКИЕ ИСТОРИИ

Жду Ваших писем!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЗАВЕТА И НАРУШЕНИЕ СОЮЗА.

После провозглашения законов народ с воодушевлением обещал выполнять их. По этому случаю была принесена жертва для всесожжения — заколот телец. Моисей, взяв половину его крови, окропил жертвенник, а второй половиной окропил народ, пролив «кровь завета». Так был заключен союз с богом. Затем последовало всеобщее пиршество.

Заключив союз, Моисей взошел на гору, покрытую облаком, чтобы встретиться с Яхве. Бог был сокрыт от глаз народа, они могли видеть лишь его славу, похожую на «огонь поядающий». Моисей провел на горе сорок дней и сорок ночей и получил от Яхве скрижали каменные, на которых записал законы и заповеди.

В ожидании Моисея народ обратился к Аарону с просьбой сделать изображение бога. Аарон собрал золотые украшения женщин и отлил из них тельца, которому начали поклоняться. Моисей сошел со скрижалями с горы и узнал о случившемся. Увидев народ, танцующий вокруг золотого тельца, он разгневался, разбил каменные скрижали и сжег золотого тельца в огне. Члены племени Левия помогли Моисею: бросившись на народ с мечами, они порубили тысячи израильтян (в еврейском тексте Библии три тысячи человек, а в Вульгате—двадцать три тысячи). Верность левитов была вознаграждена тем, что они получили право быть первосвященниками всего племенного союза. Так в повествовании роль левитов обосновывается ссылкой на их последовательную приверженность культу Яхве. На самом же деле левиты позднее других племен присоединились к израильскому племенному союзу и поэтому после завоевания Палестины и начала оседлости не получили земли, а стали священниками, собирая за свои труды десятину.

Затем Моисей вновь взошел на гору и получил от бога новые каменные скрижали. Когда он возвращался к своему народу, лицо его лучилось, так как на него пала слава божья, то самое сияние, которое обычно изображают художники вокруг голов святых (нимб). Микеланджело изобразил Моисея с рогами. В Вульгате, которую он читал, еврейское слово «каран» — светится — переведено как «керен» — рога. Ошибка эта объясняется тем, что в еврейском письме нет гласных.

Религиозная идея заключения завета на горе Синай имела общественное звучание: сыновья Израиля являются избранниками бога, осознание ими своей принадлежности к Яхве, вера в общего бога превращают их в единый народ. Законы этого народа формировались постепенно, по мере перехода к оседлости и складывания государства, но составители Библии верили, что данные законы родились в древние времена, в момент заключения союза (завета), и автором их был сам бог, заключивший с народом завет через посредника в лице Моисея.


Hosted by uCoz