=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ =ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ=


ГУСТАВ ГЕЧЕ. БИБЛЕЙСКИЕ ИСТОРИИ

Жду Ваших писем!

СОДОМ И ГОМОРРА.

К сказаниям об Аврааме примыкает рассказ о катастрофе, происшедшей еще до рождения Исаака и по размерам не уступавшей всемирному потопу. Правда, на этот раз человеку угрожала не вода, а огонь; разрушения наблюдались не по всей земле, а в городе Содом и его окрестностях, где погибли все жители, кроме семьи Лота (Быт. гл. 18—19). Этот ханаанский миф первоначально не входил в повествование об Аврааме, где нет даже намека на ужасную катастрофу. Он был включен в текст Библии позднее, причем героем его сделали Лота, племянника Авраама.

Авраам сидел перед своим шатром, когда перед ним появились три мужа, выступающие то как три бога, то как посланцы бога (ангелы). Они пришли тайно, чтобы убедиться в греховности Содома и Гоморры и, застав всех на месте преступления, покарать виновных. «И сказал Яхве: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко мне, или нет:

узнаю» (Быт. 18:20—21).

Авраам гостеприимно принял трех мужей, постепенно признав в них небесные существа, а в одном из них самого Яхве. Милость бога не заставила себя ждать, именно странники пообещали Сарре, которая была в преклонных годах, что через год она родит сына.

Пришельцы не оставались у Авраама долго, а направились в Содом. Авраам пошел проводить их. Один из мужей (бог) сообщил Аврааму о своем намерении наказать Содом. Авраам начал упрашивать бога, если он найдет в городе сначала пятьдесят, потом сорок пять, сорок, тридцать, двадцать, наконец, десять праведников, даровать прощение всему городу. Бог удалился, Авраам вернулся домой, а ангелы продолжили путь в Содом. За заступничеством Авраама, в результате которого бог склонен помиловать виновных, если найдется десять праведников, скрываются зачатки своеобразного изменения в воззрениях. Согласно древним представлениям, за грехи людей отвечает все человечество, все племя, вся семья, наказание ложится на каждого. Авраам же попытался за праведную жизнь горстки людей вымолить прощение городу и его жителям. Однако коллективное воздаяние остается.

То, что Авраам за горстку праведных просит простить грех всем, отражает точку зрения составителя Библии, который, вероятно, в кровавую эпоху кризисов древнееврейского государства молил бога о спасении народа, хотя массы кажутся ему недостойными милосердия.

Прибыв в Содом вечером, ангелы встретились с Лотом, который пригласил их в свой дом. Еще не успели гости лечь спать, как городские жители окружили дом и потребовали от Лота, чтобы он выдал им пришельцев и они «познают их», то есть совокупятся с ними противоестественным образом. Грех содомлян в их гомосексуальности. Чтобы защитить гостей, Лот предложил содомлянам двух своих дочерей, но мужчины продолжали требовать выдать им пришельцев и начали ломиться в дверь. Тогда ангелы, наказав их слепотой так, что содомляне с трудом нашли ворота, приказали Лоту забрать всю семью и покинуть город, который обречен на гибель, ведь ангелы своими глазами убедились в его греховности. «...Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города... спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей» (Быт. 19:15—17). Лот бежал в соседний город Сигор. Когда семья его достигла Сигора, бог пролил над Содомом и Гоморрой дождь из серы и огня. Жена Лота оглянулась, чтобы увидеть катастрофу, и превратилась в соляной столп.

История превращения Лотовой жены в соляной столп связана с наблюдаемыми в южной части Мертвого моря столпами необычной формы. Появление одного из таких столпов народные традиции связали с фигурой жены Лота.

Лот побоялся оставаться вблизи места, где разразилась катастрофа, он покинул Сигор и спрятался в одной из пещер в отдаленных горах. Здесь, вдали от людей, дочери Лота забеспокоились, что могут остаться без потомства, поэтому они напоили отца вином, вошли в его шатер, спали с ним и «понесли от него». Обе родили сыновей: старшая—Моава, ставшего родоначальником моавитян, а младшая — Бен-Амми, потомки которого аммонитяне.

Моавитяне и аммонитяне были соседями и родичами израильтян и в то же время их врагами. Для авторов Библии и их современников ничего удивительного в этом не было: их зачатие в пьяном угаре и инцесте наложило, по их представлениям, определенную печать и на потомков. Таким образом, пути Авраама и Лота, а также их потомков окончательно расходятся. Далее авторы Библии обращают внимание исключительно на колено Авраама, потомки Лота интересуют их лишь в том случае, если они так или иначе соприкасаются с потомками Авраама.