=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ =

Жду Ваших писем!
=Введение = Часть I = Часть II = Часть III = Часть IV = Часть V = Приложения=

ЧАСТЬ I (начало)

ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ БЫТИЯ НАРОДА ИЗРАИЛЯ В ЭПОХУ ТАНАХА И ВТОРОГО ХРАМА

Понятия "иудаизм" и "сионизм", которые и сегодня определяют существование евреев как народа, сформировались уже в глубокой древности.


ЭПОХА ПРАОТЦЕВ

Самые ранние сведения по истории нашего народа еврейская традиция возводит к Танаху. Согласно этому древнейшему источнику, уже праотец всех евреев Аврагам наставлял и воспитывал свою семью в свете тех самых идей, которые позже были названы иудаизмом и сионизмом. Образ Аврагама, каким он предстает в Торе, - это образ настоящего "сиониста". Он оставляет место, где он родился - крупнейший центр языческого культа в Месопотамии - и уходит навстречу своему предназначению в обещанную ему страну - чтобы там заложить основы объединения людей, которое будет хранить "пути Господни - милосердие и справедливость". Но это случится не раньше, чем потомки Аврагама пройдут через горнило, в котором выплавится новый народ, в колыбели другой языческой цивилизации - Египте.
Традиционная связь с "отечеством" - страной, с которой сыны Израиля были и оставались связаны и тогда, когда они скитались в "пустыне народов" - в изгнании - эта связь не прерывалась никогда. Именно она объединила и выделила Израиль из всех племен и народностей, населявших Египет в те времена.
В урочный час у евреев появляется вождь - Моше. Он выводит их из рабства египетского - как и было предсказано родоначальнику евреев, Аврагаму, в "завете рассеченных половин"*. (Ученые относят этот период ориентировочно к 1250 г. до н.э.) На пути в Обетованную Землю двенадцать колен - двенадцать еврейских племен, вышедших из Египта - переживают самое возвышенное и волнующее событие в еврейской истории - Синайское откровение. Так еще на пути к Стране Израиля еврейские племена начинают превращаться в единый народ, обладающий великим предназначением: они получают Тору* - закон, по которому они станут "царством священников и народом святым" в стране, полученной в вечное наследие их праотцами.


ЭПОХА СУДЕЙ

После победы над основными силами ханаанеев в "войне на истребление" под предводительством Йего-шуа, двенадцать колен поселились в своих пределах по обе стороны реки Иордан, по большей части в горных районах Страны Израиля. Вся эпоха первоначального поселения еврейских племен в Стране Израиля (в Тана-хе она носит название "эпоха Судей; ок. 1250 - 1000 до н.э.) проходит под знаком упорной борьбы (как национальной, так и культурной) с соседними народами. В процессе этой борьбы из еврейских племен выковывается "народ Всевышнего", сохраняющий верность Завету, заключенному у горы Синай. Государственное и общественное устройство, характерное для этого периода - "Власть Неба" основано на тройственном управлении: старейшины племен, священники в Шило, в горах Эфраима*, и судьи, посланники Всевышнего (харизматические вожди), которые появляются из среды самого народа в те времена, когда возникает необходимость защищаться от натиска врагов.
Борьба с филистимлянами, которые появляются в прибрежных районах Страны Израиля на юге примерно в 1150 г. до н.э. и пытаются захватить районы предгорий, чтобы установить контроль над международными торговыми путями из Сирии в Египет, ставит народ Израиля перед необходимостью создать прочное государство с устойчивой наследственной властью. Только крепкая власть могла собрать силы для длительной войны с хорошо организованной филистимской армией, имевшей на вооружении железные колесницы - новинку тогдашней военной техники.


ЭПОХА ЦАРСТВ (ПЕРВЫЙ ХРАМ)

В ожидании неминуемой войны царь Шауль (1025 -1004 гг. до н.э.) начал создание государства. Давиду, правившему после него (1004 - 965 гг. до н.э.), удалось разбить и покорить филистимлян. Затем он воевал на Восточном берегу реки Иордан с арамеями, находившимися в процессе становления государственности. Границы царства Давида простирались на севере от реки Евфрат до гор Ливана и побережья, на юге - от Цура [Тира] до реки Египетской*. На востоке граница шла от пустыни Сирийской (см. карту 1 с. 171). Для укрепления единства народа Давид сделал своей столицей Иерусалим, бывший до того поселением евусеев и перенес туда остатки скинии*, разрушенной при вторжении филистимлян в Шило. Сын Давида Шломо [Соломон] (965 -928 гг. до н.э.) закончил то, что было начато его отцом: при нем Иерусалим становится "святилищем владыки - царской столицей". Чтобы обеспечить безопасность государства, Шломо строит укрепленные крепости, имеющие важное стратегическое значение: Гезер, Мегиддо, Хацор. Он оснащает их железными колесницами, чтобы отразить завоевателей с юга и с севера. Он заключает союз с царями Цура [Тира] и Цидона [Сидона] и ведет оживленную международную торговлю. Царствование Шломо отмечено культурным расцветом.
Однако автократическая власть в государстве Шломо, опиравшаяся на созданную им администрацию, и в особенности все увеличивавшееся бремя налогов, были не по душе северным коленам. Соперничество племен Эфраима и Иегуды, начавшееся еще в эпоху Судей, после смерти Шломо (928 г. до н.э.) довело государство до полного раскола. Власть сына Шломо Рехавама (из "дома Давида") признали только племена Иегуда и Бинья-мин, а остальные колена, которые пошли за Иеровоамом, сыном Невата, образовали самостоятельное государство (см. карту 2, с.172). Раскол был вызван в основном политическими причинами, но он привел и к религиозному расколу: в Бейт-Эле и в Дане Иеровоам построил новые святилища, параллельные Иерусалимскому Храму. Там служили Богу, Который вывел сынов Израиля из Египта и праздновали праздники, заповеданные в Торе. И в царстве Эфраим, и в царстве Иегуда действовали пророки, посланцы Всевышнего, наставлявшие народ. Но в царстве Иегуда влияние пророков было более значительным. После катастрофы - Вавилонского изгнания - оно в большой мере определило судьбу народа - потомков изгнанников из маленького царства Иегуда.
Царство "Дома Давидова", зажатое среди Иудейских гор, в большей степени сохранило патриархально-деревенское устройство. Оторванное от международных торговых путей и удаленное от арены мировой политики, оно сохранило особый национально-религиозный облик. Даже тогда, когда вследствие политических изменений - союза с царством Эфраим или вторжения врагов с юга и с севера - в Иерусалим проникают чужие влияния, они накладывают свой отпечаток только на узкий слой людей, близких к правящей верхушке. При первой же возможности находятся деятели, из приближенных к дому Давида, которые, вместе с пророками и священниками, стремятся вернуть народ к вере в единого Бога.
В царстве Иегуда стремятся сохранить династию Давида. Даже после дворцового переворота на троне оказывается его потомок. В царстве Эфраим, напротив, правящие династии сменяют одна другую слишком часто: военачальники свергают царей, используя в борьбе за власть напряженную политическую обстановку -длительные войны с Арамом и с ассирийскими завоевателями. Борьба за власть и войны обогащают высшие слои общества, что приводит к нарастанию социальной напряженности. Заключаются военные и торговые союзы с соседними государствами (в основном с Цуром [Тиром] и с Цидоном [Сидоном]): это ведет к усилению иностранных влияний в области культуры и религии. Влияние пророков в царстве Эфраим не было достаточно сильным, широким и продолжительным - как среди правящей верхушки, так и среди простонародья. Вот почему когда ассирийские завоеватели разрушили Израильское царство и переселили его жителей в северные области своей империи (ок. 730 - 720 гг. до н.э.), у изгнанников Эфраима не достало сил, чтобы противостоять чужому культурному и религиозному давлению. Подавляющее большинство их растворилось среди других народов - кроме тех, кто присоединился к изгнанным из Иудеи.
Когда евреи, изгнанные из Иудеи, прибыли в Вавилон, прошло уже больше ста лет со времени падения царства Эфраим. Их судьба была иной не в малой степени потому, что именно в течение этого столетия усиливалось влияние пророков, священников и политических деятелей, верных Завету. Изгнание десяти колен подтвердило истинность слов Торы о том, что Святая Земля "извергает" тех, кто осквернил себя "распутством" -отклонением от путей Всевышнего. В этом поколении пророки - такие, как Йешаягу бен-Амоц [Исайя] - продолжали наставлять народ, получая полную поддержку от царей, "шедших по стопам Давида" (таких, как Йегошафат, Хизкия и в особенности Йошиягу). И те, и другие стремились распространить слово Торы во всех социальных слоях народа. Поэтому, когда вся аристократия Иудеи и лучшие люди Иерусалима были изгнаны в Вавилон (так называемое "изгнание Иегояхина", ок. 597 г. до н.э.), они не только не ассимилировались среди окружающих народов, но более того - под руководством пророков Ирмиягу [Иеремии] и Йехезкеля [Иезе-кеииля] им удалось создать новые формы общественно-национальной деятельности (такие, как собирание книг пророков, ранних и поздних, а также установление "малого святилища - синагоги), позволившие им впослед-ствие принять большую волну изгнанников (так называемое "изгнание Иегояхина", ок. 586 г. до н.э.).


ЭПОХА "ШИВАТ-ЦИОН" [ВОЗВРАЩЕНИЯ В ЦИОН] (ПЕРСИДСКОЕ ИЗГНАНИЕ)

Люди, принадлежавшие к этой обособленной общине изгнанников, во втором и в третьем поколении сохранили память об Иерусалиме. Неудивительно, что многие из них, когда настало время, с готовностью откликнулись на призыв персидского царя Кореша [Кира]* (538 г. до н.э.). Они были готовы снова оставить обжитые места в изгнании, чтобы вернуться в Сион и вновь отстроить Храм. В узких границах между Бейт-Элем и Гуш-Эционом, Иерихо и Лодом изгнанники хотели создать независимое еврейское государство, в котором основным принципом жизнеустройства должна была быть Тора. Мечта о "возвращении в Сион" ["Шиват-Цион"] смогла осуществиться только после долгой борьбы с "народами земли" - соседними народами, и прежде всего с самаритянами ["шомро-ним") - народностью, возникшей из смешения переселенцев-вавилонян и остатков племени Эфраима. Вначале самаритяне старались помешать строительству Храма. Только в царствование царя Дария ["Дарьяуша"] Храм, несмотря на все их козни, был отстроен. Затем - в царствование сына Дария Артаксеркса ["Ахашверо-ша"] самаритяне напали на Иерусалим и разрушили его. Город стоял в развалинах до тех пор, пока в царствование сына Артаксеркса Артхашасты должность наместника в Иудее не получил Нехемия. Ему удалось отстроить стены Иерусалима и удалить из города тех, кто сочувствовал самаритянам - среди них была семья первосвященника*, до того возглавлявшего народ. В то время из Вавилона прибыл Эзра - книжник* из семьи священников, наделенный полномочиями, позволившими ему сделать Тору законом, обязательным для всего народа. Вернувшиеся в Сион поклялись исполнять Тору и ее заповеди, как их объясняли народу "книжники"-мудрецы.
Со времен Эзры и Нехемии до конца персидской эпохи (ок. 450 - 330 г. до н.э.) еврейская община в провинции Иудея формирует цельный и законченный образ жизни, основанный на Торе и комментариях к ней (Устной Торе). Устную и Письменную Тору преподавали народу священники и мудрецы, составлявшие т.н. "Великое Собрание"* ["га-Кнесет га-Гдрла"], руководившее духовной жизнью народа. Тору изучали в синагогах (ивр. "бейт-кнессет", доел, "дом собрания"; было и другое название: "бейт га-ам", "дом народа"). В каждой деревне, в каждом городе (в том числе и в Иерусалиме), в Стране Израиля и в изгнании, синагоги становятся центром общественной и религиозной жизни народа. На основе Торы возникает Галаха - установления и законы, касающиеся повседневного поведения, права, морали и распространяющихся на все сферы жизни евреев: от повседневных дел, домоводства и торговли до управления государством и международной политики. В Храмовом культе Тора, наряду с молитвой, постепенно занимает все более важное место.
Иностранцы, приезжавшие в Страну Израиля в эту эпоху (больше всего среди них было греков), описывают евреев как "народ философов", управляемый мудрецами. На них произвел большое впечатление благочестивый образ жизни еврейских крестьян и демократическое самоуправление в городах и в деревнях, а также то, какое большое место в их жизни занимало изучение Торы. Особенно их поразила суббота и праздники, в которые совершалось традиционное паломничество в святой Иерусалим. Это время расцвета литературного творчества: в эту эпоху создаются произведения, вошедшие в "Писания"* и "Внешние книги"* ["Сфарим Хицо-ниим"], возникают основы Мишны*.
В связи с быстрым ростом населения Иудеи в конце этой эпохи начинается эмиграция из страны. Вместе с эмигрантами по всей диаспоре того времени: Египту, Вавилону, Сирии, Малой Азии и Греции - распро- стра-няется еврейская культура. Так еще до начала эпохи эллинизма* встретились греческая цивилизация и иудаизм.


ЭПОХА ЭЛЛИНИЗМА. ОЛЕМЕИ И СЕЛЕВКИДЫ

После смерти Александра Македонского его наследники - диадохи - разделили его державу. Иудея досталась Птолемею и его потомкам, правившим в Александрии (301 - 200 гг до н. э.). Иудея, по обе стороны реки Иордан, до Тира [Цура] и Сидона [Цидона], стала этнар-хией, частью египетских провинций Сирия и Финикия. Такими же этнархиями стали Самария [Шомрон] и Эдом, к северу и к югу от Иудеи. Основанные греками города на побережье и некоторые поселения в Изреэль-ской долине и за Иорданом совершенно эллинизировались и стали греческими "полисами".
Администрация Птолемеев обеспечивала жителям страны безопасность и защиту и взимала налоги. Этим занимались специальные сборщики налогов [мытари]. Во внутренние дела Иудеи Птолемеи не вмешивались. Страна пользовалась относительной автономией. Управляли ею Первосвященник и совет мудрецов ("герусия"). Власть строилась на "законе отцов" - то есть на толковании Торы, осуществлявшемся мудрецами и "книжниками". Поскольку евреи в странах рассеяния (Египте, Сирии, Малой Азии, Греции) сохраняли тесную связь с Храмом в Иерусалиме и с Сангедрином - Верховным Судом мудрецов, заседавшим при Храме в т.н. "Зале тесаных камней", - Устная Тора, создававшаяся в тот период в Иудее, распространилась среди всего еврейского народа. К этому же времени относится перевод Торы, а затем и всех книг Танаха* на греческий язык. Тора