ЕВРЕИ В ИСЛАМСКОМ МИРЕ

Жду Ваших писем!

=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ =


Мессианские движения.

Некоторые историки склонны считать первым мессианским движением собятия, связанные со Зрубавелом, который происходил из дома Давида и таинственно исчез в 519-518 году до н.э.

Народному восстанию под руководством Хасмонеев также присущи черты мессианского движения.

Политическое и религиозное брожение во времена правления Ирода и его преемников, а также и римское владычество, вызвали появление мессианских вождей.

Иешуа из Назарета был одним из многочисленных тогда претендентов на роль избавителя еврейского народа, казненных за это римскими властями.

За десять лет до рождения Иешуа Иехуда Галилеянин обращался к евреям с проповедями, в которых стыдил их за готовность платить налоги римлянам и подчиняться смертным владыкам, в то время как их единственный владыка - Б-г. Иехуда и его единомышленник фарисей Цадок считаются основателями движения зелотов. Зелоты выработали концепцию немедленного осуществления царства Б-жьего на земле для народа, избранного Б-гом. В это смутное время выдвинулось множество религиозно-политических лидеров.

Около 45 года н.э. Тевда убедил многих евреев оставить имущество и последовать за ним к реке Иордан, обещая заставить воды расступиться перед ними. Он сам и множество его приверженцев поплатились своими жизнями.

Некий еврей из Египта, приобретший репутацию пророка, взошел в сопровождении 30 000 своих последователей на Масличную гору и оттуда попытался ворваться в Иерушалаим и освободить город от римлян. Многие из его последователей после неудачного восстания были казнены.

Героизм, проявленный во времена Первой Иудейской войны может быть правильно понят только на фоне мессианского подъема, охватившего еврейский народ в эти годы. Даже Иосиф Флавий, старавшийся скрыть мессианскую подоплеку восстания, писал:

"Больше всего побуждало их к войне неясное предсказание, также встречающееся в Священном писании, что в то время некто из их страны станет владыкой мира."

Свитки Мертвого моря позволяют полагать, что мессианские надежды были в центре духовной жизни и Кумранской общины.

Подавление антиримского восстания не смогло прекратить мессианских брожений, характерных для еврейской духовной жизни той эпохи, и уже через 40 лет, при императоре Траяне, еврейское восстание охватило Египет, Киренаику и Ливию в 115-117гг. Во главе этого восстания также находился лидер, претендующий на роль мессии.

Мессианский вождь Шимон Бар Кохба возглавил антиримское восстание в Иудее в 132-135 годах и, согласно преданию, его признал мессией раби Акива.

Здесь необходимо вспомнить о двух направлениях еврейской религиозной мысли, которые нашли свое отражение в двух школах - Гиллеля и Шаммая. За многочисленными дискуссиями по галахическим вопросам скрывались две диаметрально противоположные позиции. Если Шаммай стремился к действию, часто даже в ущерб духвоности, то Гиллель был склонен больше заниматься духовностью в ущерб действию. Шаммай не мог мириться с окружающей ситуацией и стремился к изменению ее, в то время как Гиллель предлагал не обращать внимание на то, что происходит снаружи, а полностью сосредоточиться на происходящем внутри человеческой души. Вот почему приходящие к Шаммаю иноверцы не получали ответов на свои вопросы. Для него они - лишь помеха на пути строительства, некогда объяснять, это займет так много времени, что на действие не хватит сил. Зато Гиллель никуда не спешит, он готов каждому долго и вдумчиво объяснять все хитросплетения Закона, потому что там, за стенами его дома, ничего не происходит.

После такого, очень приблизительного и огрубленного обобщения, становится понятным, почему мудрецы активно участвовали в подготовке и проведении восстаний или иных акций неповиновения захватчикам. Они не могут ужиться с ними в одном мире. И в то же время находились мудрецы, которые призывали смириться с сильным противником, терпеть его, а там, в будущем, возможно, появится возможность бороться с ними.

Не наша цель определить, что лучше, а что хуже. Важно понять, что было предпочтительнее на разных этапах существования народа Израиля.

После разрушения Второго Храма любые попытки открытой борьбы против все еще могущественной Римской империи ставили еврейский народ все ближе к последней черте, за которой народ перестает существовать. Видимо, поэтому победили взгляды учеников Гиллеля, призывавших сохранить иудаизм, а не губить понапрасну еврейские жизни в череде бессмысленных восстаний. Так формировалась "галутная идеология". Зато любые попытки сторонников школы Шаммая, а раби Акива несомненно принадлежал к таковым, заканчивались массовым уничтожением евреев.

Даже после этих замечаний вряд ли возможно осуждение одного течения и восхваление другого. Но объективно в то время иудаизм был спасен "мирным трудом" Иоханана бен Заккая и его последователями, и был поставлен на грань исчезновения последователями школы Шаммая.

В последующих поколениях основной целью мессианских движений становится чудесное избавление еврейского народа и восстановление его былого величия.

Около 448 года некий еврей на острове Крит объявил себя Моисеем и обещал многочисленным евреям острова с помощью чуда переправить их в Иудею. В назначенный день он приказал своим последователям броситься в море, где большинство из них и погибли.

Новый подъем мессианских движений был вызван победами арабов и установлением мусульианских халифатов.

В 645 году один еврей утверждал, что Мессия уже пришел. Он собрал около 400 последователей, сжег три церкви и убил местного представителя власти. Смутьяны и их семьи были перебиты, а их лидер - распят. Аналогичные выступления происходили в мусульманской Испании и в соседних странах.

Наиболее значительной в это время была секта исавитов, основанная в середине VIII века в Персии Абу Исой. Он возглавил еврейское восстание и погиб в одном из боев. Секта продолжала существовать и после гибели своего основателя.

В 720 или 723 году под влиянием притеснений халифа Омара II некий сириец объявил себя Мессией, обещая восстановить еврейское царство и изгнать мусульман. Он отвергал некоторые раввинистические предписания иудаизма. Схваченный властями, он был выдан евреям для наказания; его приверженцы вернулись в общину.

В сердцах евреев по-прежнему жила тоска по Стране Израиля и мечта о восстановлении Храма. Они помнили слова пророка о пришествии помазанника - Мессии, с приходом которого настанет новая эра - эра мира и справедливости. Время от времени появлялись люди, обладавшие большой силой убеждения и влиянием, объявлявшие себя тем самым долгожданным Мессией. Народ не забыл Бар Кохбу, вождя последнего крупного восстания против римлян, которого многие в свое время считали Мессией. Многие из новоявленных лжемессий были бедны и неграмотны, но полны фанатической веры в свое предназначение. Некоторые из них пытались добраться до Эрец Исраэль во главе еврейских вооруженных отрядов. Немало таких ополчений было уничтожено арабскими войсками. Случалось, что лжемессий казнили, другие погибали в схватках, один из них покончил жизнь самоубийством.

Крушение надежд, возлагавшихся еврейством на арабское завоевание, продолжительный кризис халифата, религиозная и социальная борьба в арабском мире, распространение соперничающих мусульманских сект - все это способствовало мессианскому брожению в еврействе Эрец Исраэль и диаспоры. Приверженцы движения "Авелей Цион" ("скорбящие о Сионе" - считали, что единственный путь к спасению - оплакивание Сиона) были недовольны властью вавилонского ишува, которая представляла собой богатую верхушку еврейства, тесно связанную с исламскими властями. В Эрец Исраэль складывается центр сопротивления господству талмудических норм, установленных иешивами Вавилонии. Укреплению секты способствовала деятельность Даниэля ал-Кумиси, одного из вождей Авелей Цион.


Hosted by uCoz