ИУДЕЯ ПОД ВЛАСТЬЮ РИМА

Жду Ваших писем!

=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ =


Синедрион

     Синедрион ("санедрин" на иврите) является своего рода символом еврейского руководства в Иерушалаиме. Что представляло собой данное учреждение? Нелегко ответигь на этот вопрос. Проблема синедриона является одной из сложнейших проблем истории эпохи Второго Храма. Сведения о данном органе, содержащиеся в дошедших до наших дней источниках (сочинения Иосифа Флавия, Новый Завет и Талмуд), полны противоречий и несоответствий. Помимо этого, нельзя исключить, что различные источники понимают под словом "синедрион" различные учреждения. При изложении материала данного курса мы решили не вдаваться в детали этой проблемы. На последующих страницах мы лишь коснемся некоторых ее сторон и представим гипотезу, которая, по мнению исследователей может способствовать прояснению имеющихся неясностей.

     Слово "синедрион" дословно переводится с греческого языка как "совместное заседание, консультация". В греко-римском мире это понятие часто использовалось в качестве юридического термина, обозначающего совет, в чьи функции входит обсуждение законов и судебных вопросов. Однако нередко им также именовали совет или конференцию, не имеющих отношения к юриспруденции. В Стране Израиля мы впервые встречаем этот термин в период реформ Габиния. Иосиф Флавий сообщает, что Габиний разделил территорию страны на пять синедрий, то есть независимых друг от друга областей, каждая из которых управлялась Синедрионом - советом видных граждан, который выполнял административно-бюрократические функции ("Иудейская война", 1:8:5). Талмуд представляет Синедрион в качестве высшего судебного органа, обладающего широкими полномочиями. В его состав входят мудрецы-фарисеи. Заседания Синедриона проходят в особом помещении ("каменной палате" - "Лишкат Агазит") на Храмовой горе. Задачей Синедриона является принятие судебных решений, установление норм повседневной жизни на основании Моисеева закона (галахот) и распространение этих норм среди евреев. Из талмудических текстов также становится ясно, что Синедрион пользовался огромным авторитетом и уважением у евреев Страны Израиля.

     В начале не было разногласий в Израиле, потому что Синедрион в составе семидесяти одного человека заседал в каменной палате, и было два суда с тремя судьями: один у Хейля, а другой на Храмовой горе. И в каждом городе Страны Израиля заседал суд из двадцати трех судей. Если у кого- нибудь возникал вопрос относительно какого-либо закона (галахи), то он обращался в суд, который был в его городе. Если могли ответить ему там, то обращались в суд соседнего города. Если там судьи могли ответить на вопрос, то так и делали, а если нет, то задающий вопрос и муфла этого суда обращались в суд на Храмовой горе. Если там могли дать ответ на вопрос, то так и делали; а если нет, то задающий вопрос и муфла этого суда обращались в суд у Хейля. Если там могли дать ответ па вопрос, то так и делали; а если нет, то оба этих суда собирались на большой суд в каменной палате на Храмовой горе, откуда выходит Тора к народу... Посылали оттуда {посланцев] во все города в Израиле. И когда находили человека мудрого, скромного, трезвого, с верным глазом, смиренной душой, мягким нравом, добрым сердцем, хорошими наклонностями и доброй участью, то усаживали его в суде на Храмовой горе, затем в суде у Хейля, а затем в большом суде в каменной палате. Члены Синедриона располагались полукругом, а его председатель сидел в центре, чтобы все могли с легкостью видеть и слышать его.

     Иерушалаимский Талмуд, Санхедрин, 1:19:73.

     

     Ск ладывается впечатление, что Талмуд рисует картину идеальной системы еврейского правосудия, не существовавший в действительности в эпоху Второго Храма. Истинное положение дел, сведения о котором содержатся в сочинениях Иосифа Флавия было совсем иным. Такой точки зрения придерживался и исследователь И. Эфрон. По его мнению, иерархическое строение судебной системы во главе с "Великим Синедрионом" было идеальной моделью правосудия, выработанной фарисеями, но так и не осуществившейся на практике. Аналогичный вывод можно сделать также и при внимательном изучении текстов Иерушалаимского Талмуда.

     При изложении истории эпохи династии Ирода и наместников Иосиф Флавий неоднократно использует термин "синедрион" ("санедрин" или "санхедрин"). Во всех случаях речь идет о судебном органе, который созывается по инициативе правителя страны из рода Хасмонеев или Ирода. Мы упоминали о том, что будучи наместником Галилеи Ирод был предан суду Синедриона, созванного Гирканом II, по обвинению в убийстве мятежников без суда ("Иудейские древности", книга 14, 9:3). Название "синедрион" получили также суды, приговорившие к смерти по приказанию Ирода последних отпрысков рода Хасмонеев и членов семьи самого Ирода. Агриппа II созвал Синедрион для того, чтобы наделить левитов определенными правами ("Иудейские древности", книга 20, 9:6).

     Во всех вышеприведенных случаях Синедрион весьма далек от талмудического образа высшего органа еврейского народа. Иосиф Флавий, впрочем, упоминает о том, что в состав Синедриона, судившего Ирода, входил еврейский мудрец Самея (Шмайя), и лишь он, из всех судей, не боялся Ирода и требовал признать его виновным. Иосиф Флавий также сообщает, что "Ирод, сам став царем, казнил всех судей Синедриона, кроме одного Самеи, равно как и самого Гиркана" ("Иудейские древности", книга 14, 9:4).

     Обращает на себя внимание тот факт, что Синедрион, созванный Гирканом, был весьма далек от принципов судопроизводства фарисеев. В соответствии с Талмудом, на заседаниях Синедриона председательствует один из мудрецов фарисеев, а не правитель страны. В данном же случае во главе Синедриона находился Гиркан, который отложил его заседание и, тем самым, спас Ирода от выне- сения обвинительного приговора. Синедрион, который созывался в дни правления Ирода, также не соответствует талмудической модели. Нам известно, что его решения принимались в соответствии с пожеланиями царя.

     С превращением Иудеи в римскую провинцию в 6 году новой эры еврейские суды потеряли право рассмотрения уголовных дел, которое стало прерогативой римского наместника ("Иудейская война", 2:8:1). Упоминание об этом содержится также и в Иерушалаимском Талмуде:

     "За сорок лет до того, как был разрушен Храм, изъяты были уголовные дела из судов Израиля"

     Трактат Санедрин 1, 18:71.

     Хотя это произошло более, чем за сорок лет до разрушения Храма, данное изречение точно передает положение дел в Иудее после 6 года новой эры. Отсутствие возможности судить уголовные преступления делает еще менее вероятной существование описанной в Талмуде системы правосудия. Лишь незначительные вопросы остались теперь в ведении еврейских судов. Как уже было сказано выше, уголовные дела разбирались отныне наместниками, причем некоторые судебные полномочия были переданы потомкам Ирода (например, Агриппе II, чьи основные владения располагались на севере страны). Юрисдикция еврейских судов распространялась лишь на чисто религиозные дела, не представлявшие интереса с точки зрения римских властей. К ним относилось составление календаря, проблемы ритуальной чистоты и скверны, отправление культа в Храме, а возможно также и финансовые проблемы. Поэтому, даже в том случае, если Большой Синедрион и заседал в Иерушалаиме в то время (как считают некоторые исследователи), его полномочия не выходили за рамки этого круга вопросов.

     Иосиф Флавий отмечает, что хотя руководство Храмом осуществлялось первосвященником и священнослужителями, однако и фарисеи пользовались большим влиянием на дела Храма. При этом их авторитет проявлялся не столько при повседневном отправлении культа, сколько в дни больших праздников, когда в Храме собирались тысячи паломников (принесение пасхальной жертвы, первых плодов и т.д.). В дни правления Ирода в Иерушалаиме проживали два мудрецафарисея, Гилель и Шаммай. Они придерживались различных принципов толкования еврейского закона, и в соответствии с этим, возникли две различные школы еврейского права: "дом Гилеля" и "дом Шаммая" Их приверженцы действовали в Иерушалаиме на протяжении всей последующей эпохи, вплоть до разруше- ния Храма. Представители двух данных школ возглавляли два различных суда. Они устанавливали нормы, касающиеся тех или иных аспектов еврейской жизни. Мы не знаем, насколько авторитетны были обе данные школы за пределами Иерушалаима и каким образом проходили на практике разбирательства дел сторон. Следует также учесть, что в различных поселениях на территории провинции существовали местные органы руководства. Отсутствуют какие-либо свидетельства о том, что первосвященники или мудрецы фарисеи осуществляли повседневный контроль за жизнью евреев вне Иерушалаима.

     


Hosted by uCoz